Собака, человек, кошка и сокол 13 страница



 

 

 Дворовый, верный пес

 Барбос,

Который барскую усердно службу нес,

 Увидел старую свою знакомку,

 Жужу, кудрявую болонку,

На мягкой пуховой подушке, на окне.

 К ней ластяся, как будто бы к родне,

 Он, с умиленья чуть не плачет,

 И под окном

 Визжит, вертит хвостом

 И скачет.

 «Ну, что́, Жужутка, ка́к живешь,

С тех пор, как господа тебя в хоромы взяли?

Ведь, помнишь: на дворе мы часто голодали.

 Какую службу ты несешь?»

«На счастье грех роптать», Жужутка отвечает:

 «Мой господин во мне души не чает;

 Живу в довольстве и добре,

 И ем, и пью на серебре;

Резвлюся с барином; а ежели устану,

Валяюсь по коврам и мягкому дивану.

 Ты как живешь?» – «Я», отвечал Барбос,

Хвост плетью опустя и свой повеся нос:

 «Живу попрежнему: терплю и холод,

 И голод,

 И, сберегаючи хозяйский дом,

Здесь под забором сплю и мокну под дождем;

 А если невпопад залаю,

 То и побои принимаю.

 Да чем же ты, Жужу, в случа́й попал,

 Бессилен бывши так и мал,

 Меж тем, как я из кожи рвусь напрасно?

 Чем служишь ты?» – «Чем служишь! Вот прекрасно!»

 С насмешкой отвечал Жужу:

 «На задних лапках я хожу».

 

 

 Как счастье многие находят

Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!

 

 

Кошка и соловей

 

 

 Поймала кошка Соловья,

 В бедняжку когти запустила

И, ласково его сжимая, говорила:

 «Соловушка, душа моя!

Я слышу, что тебя везде за песни славят

 И с лучшими певцами рядом ставят.

 Мне говорит лиса-кума,

Что голос у тебя так звонок и чудесен,

 Что от твоих прелестных песен

 Все пастухи, пастушки – без ума.

 Хотела б очень я, сама,

 Тебя послушать.

Не трепещися так; не будь, мой друг, упрям;

Не бойся: не хочу совсем тебя я кушать.

Лишь спой мне что-нибудь: тебе я волю дам

И отпущу гулять по рощам и лесам.

В любви я к музыке тебе не уступаю

И часто, про себя мурлыча, засыпаю».

 Меж тем мой бедный Соловей

 Едва-едва дышал в когтях у ней.

 «Ну, что же?» продолжает Кошка:

 «Пропой, дружок, хотя немножко».

Но наш певец не пел, а только-что пищал.

 «Так этим-то леса ты восхищал!»

 С насмешкою она спросила:

 «Где ж эта чистота и сила,

 О коих все без-умолку твердят?

Мне скучен писк такой и от моих котят.

Нет, вижу, что в пенье́ ты вовсе не искусен:

 Всё без начала, без конца,

Посмотрим, на зубах каков-то будешь вкусен!»

 И съела бедного певца —

 До крошки.

 

 

Сказать ли на ушко, яснее, мысль мою?

 Худые песни Соловью

 В когтях у Кошки.

 

 

Рыбья пляска

 

 

 От жалоб на судей,

 На сильных и на богачей

 Лев, вышед из терпенья,

Пустился сам свои осматривать владенья.

Он и́дет, а Мужик, расклавши огонек,

 Наудя рыб, изжарить их сбирался.

Бедняжки прыгали от жару кто как мог;

 Всяк, видя близкий свой конец, метался.

 На Мужика разинув зев,

«Кто ты? что делаешь?» спросил сердито Лев.

«Всесильный царь!» сказал Мужик, оторопев,

«Я старостою здесь над водяным народом;

А это старшины, все жители воды;

 Мы собрались сюды

 Поздравить здесь тебя с твоим приходом».—

«Ну, как они живут? Богат ли здешний край?»

«Великий государь! Здесь не житье им – рай.

 Богам о том мы только и молились,

 Чтоб дни твои бесценные продлились».

(А рыбы между тем на сковородке бились.)

«Да отчего же», Лев спросил: «скажи ты мне,

Они хвостами так и головами машут?» —

«О, мудрый царь!» Мужик ответствовал: «оне

 От радости, тебя увидя, пляшут».

Тут, старосту лизнув Лев милостливо в грудь,

Еще изволя раз на пляску их взглянуть,

 Отправился в дальнейший путь.

 

 

Прихожанин

 

 

 Есть люди: будь лишь им приятель.

То первый ты у них и гений, и писатель,

 Зато уже другой,

 Как хочешь сладко пой,

Не только, чтоб от них похвал себе дождаться,

В нем красоты они и чувствовать боятся.

Хоть, может быть, я тем немного досажу,

Но вместо басни быль на это им скажу.

 

 

 Во храме проповедник

(Он в красноречии Платона {Платон (1737–1812) – известный своим красноречием проповедник, московский митрополит. В автографе ПД 56 басня озаглавлена «Проповедник».} был наследник)

Прихожан поучал на добрые дела.

Речь сладкая, как мед, из уст его текла.

В ней правда чистая, казалось, без искусства,

 Как цепью золотой,

Возъемля к небесам все помыслы и чувства,

Сей обличала мир, исполненный тщетой.

 Душ пастырь кончил поученье:

Но всяк ему еще внимал и, до небес

 Восхи́щенный, в сердечном умиленье

 Не чувствовал своих текущих слез.

Когда ж из божьего миряне вышли дому,

 «Какой приятный дар!»

Из слушателей тут сказал один другому:

 «Какая сладость, жар!

Как сильно он влечет к добру сердца народа!

А у тебя, сосед, знать, черствая природа,

 Что на тебе слезинки не видать?

Иль ты не понимал?» – «Ну, как не понимать!

 Да плакать мне какая стать:

 Ведь я не здешнего прихода».

 

 

Ворона

 

 

 Когда не хочешь быть смешон,

Держися звания, в котором ты рожден.

 Простолюдин со знатью не роднися;

 И если карлой сотворен,

 То в великаны не тянися,

 А помни свой ты чаще рост.

 

 

Утыкавши себе павлиным перьем хвост,

Ворона с Павами пошла гулять спесиво

 И думает, что на нее

Родня и прежние приятели ее

 Все заглядятся, как на диво;

 Что Павам всем она сестра,

 И что пришла ее пора

Быть украшением Юнонина двора.

Какой же вышел плод ее высокомерья?

Что Павами она ощипана кругом,

И что, бежав от них, едва не кувырком,

 Не говоря уж о чужом,

На ней и своего осталось мало перья.

Она-было назад к своим; но те совсем

 Заклеванной Вороны не узнали,

 Ворону вдосталь ощипали,

 И кончились ее затеи тем,

 Что от Ворон она отстала,

 А к Павам не пристала.

 

 

Я эту басенку вам былью поясню.

Матрене, дочери купецкой, мысль припала,

 Чтоб в знатную войти родню.

 Приданого за ней полмиллиона.

 Вот выдали Матрену за Барона.

Что ж вышло? Новая родня ей колет глаз

Попреком, что она мещанкой родилась,

А старая за то, что к знатным приплелась:

 И сделалась моя Матрена

 Ни Пава, ни Ворона.

 

 

Пестрые овцы

 

 

 Лев пестрых не взлюбил овец.

Их просто бы ему перевести не трудно;

 Но это было бы неправосудно —

 Он не на то в лесах носил венец,

Чтоб подданных душить, но им давать расправу;

А видеть пеструю овцу терпенья нет!

Как сбыть их и сберечь свою на свете славу?

 И вот к себе зовет

 Медведя он с Лисою на совет —

 И им за тайну открывает,

Что, видя пеструю овцу, он всякий раз

 Глазами целый день страдает,

И что придет ему совсем лишиться глаз,

И, как такой беде помочь, совсем не знает.

«Всесильный Лев!» – сказал, насупяся, Медведь:

 «На что тут много разговоров?

 Вели без дальних сборов

Овец передушить. Кому о них жалеть?»

Лиса, увидевши, что Лев нахмурил брови,

Смиренно говорит: «О, царь! наш добрый царь!

Ты верно запретишь гнать эту бедну тварь —

 И не прольешь невинной крови.

Осмелюсь я совет иной произнести:

Дай повеленье ты луга им отвести,

 Где б был обильный корм для маток

И где бы поскакать, побегать для ягняток;

А так как в пастухах у нас здесь недостаток,

 То прикажи овец волкам пасти.

 Не знаю, как-то мне сдается,

 Что род их сам собой переведется.

А между тем пускай блаженствуют оне;

И что б ни сделалось, ты будешь в стороне».

Лисицы мнение в совете силу взяло,—

И так удачно в ход пошло, что, наконец,

 Не только пестрых там овец —

 И гладких стало мало.

Какие ж у зверей пошли на это толки?—

Что Лев бы и хорош, да все злодеи волки.

 

Книга восьмая

 

Лев состаревшийся

 

 

 Могучий Лев, гроза лесов,

 Постигнут старостью, лишился силы:

Нет крепости в когтях, нет острых тех зубов.

 Чем наводил он ужас на врагов,

И самого едва таскают ноги хилы.

 А что всего больней,

Не только он теперь не страшен для зверей,

Но всяк, за старые обиды Льва, в отмщенье,

Наперерыв ему наносит оскорбленье:

То гордый конь его копытом крепким бьет,

 То зубом волк рванет,

 То острым рогом вол боднет.

 Лев бедный в горе толь великом,

Сжав сердце, терпит всё и ждет кончины злой,

 Лишь изъявляя ропот свой

 Глухим и томным рыком.

Как видит, что осел туда ж, натужа грудь,

 Сбирается его лягнуть

И смотрит место лишь, где б было побольнее.

«О, боги!» возопил, стеная, Лев тогда:

 «Чтоб не дожить до этого стыда,

Пошлите лучше мне один конец скорее!

 Как смерть моя ни зла:

Всё легче, чем терпеть обиды от осла».

 

 

Лев, серна и лиса

 

 

 По дебрям гнался Лев за Серной;

 Уже ее он настигал

 И взором алчным пожирал

 Обед себе в ней сытный, верный.

 Спастись, казалось, ей нельзя никак:

Дорогу обои́м пересекал овраг;

Но Серна легкая все силы натянула —

 Подобно из лука стреле,

 Над пропастью она махнула —

И стала супротив на каменной скале.

 Мой Лев остановился.

На эту пору друг его вблизи случился:

 Друг этот был – Лиса.

«Как!» говорит она: «с твоим проворством, силой,

 Ужели ты уступишь Серне хилой!

Лишь пожелай, тебе возможны чудеса:

 Хоть пропасть широка, но если ты захочешь,

 То, верно, перескочишь.

Поверь же совести и дружбе ты моей:

Не стала бы твоих отваживать я дней,

 Когда б не знала

 И крепости, и легкости твоей».

 Тут кровь во Льве вскипела, заиграла;

 Он бросился со всех четырех ног;

Однако ж пропасти перескочить не мог:

 Стремглав слетел и – до-смерти убился.

 А что́ ж его сердечный друг?

 Он потихохоньку в овраг спустился

И, видя, что уж Льву ни лести, ни услуг

 Не надо боле,

 Он, на просторе и на воле,

 Справлять поминки другу стал

И в месяц до костей он друга оглодал.

 

 

Крестьянин и лошадь

 

 

 Крестьянин засевал овес;

 То видя, Лошадь молодая

 Так про себя ворчала, рассуждая:

«За делом столько он овса сюда принес!

 Вот, говорят, что люди нас умнее:

 Что́ может быть безумней и смешнее,

 Как поле целое изрыть,

 Чтоб после рассорить

 На нем овес свой попустому?

Стравил бы он его иль мне, или гнедому;

Хоть курам бы его он вздумал разбросать,

Всё было б более похоже то на стать;

Хоть спрятал бы его: я видела б в том скупость;

А попусту бросать! Нет, это просто глупость».

Вот к осени, меж тем, овес тот убран был,

И наш Крестьянин им того ж Коня кормил.

 

 

 Читатель! Верно, нет сомненья,

Что не одобришь ты конева рассужденья;

 Но с самой древности, в наш даже век,

 Не так ли дерзко человек

 О воле судит Провиденья,

 В безумной слепоте своей,

Не ведая его ни цели, ни путей?

 

 

Белка

 

 

 У Льва служила Белка,

Не знаю, ка́к и чем; но дело только в том,

Что служба Белкина угодна перед Львом;

А угодить на Льва, конечно, не безделка.

За то обещан ей орехов целый воз.

 

 

Обещан – между тем всё время улетает;

А Белочка моя нередко голодает

И скалит перед Львом зубки́ свои сквозь слёз.

Посмотрит: по́ лесу то там, то сям мелькают

 Ее подружки в вышине;

Она лишь глазками моргает, а оне

Орешки, знай себе, щелкают да щелкают.

Но наша Белочка к орешнику лишь шаг,

 Глядит – нельзя никак:

На службу Льву ее то кличут, то толкают.

Вот Белка, наконец, уж стала и стара

И Льву наскучила: в отставку ей пора.

 Отставку Белке дали,

И точно, целый воз орехов ей прислали.

Орехи славные, каких не видел свет;

 Все на-отбор: орех к ореху – чудо!

 Одно лишь только худо —

 Давно зубов у Белки нет.

 

 

Щука

 

 

 На Щуку подан в суд донос.

 Что от нее житья в пруде не стало;

 Улик представлен целый воз,

 И виноватую, как надлежало,

 На суд в большой лохани принесли.

 Судьи невдалеке сбирались;

 На ближнем их лугу пасли;

Однако ж имена в архиве их остались:

 То были два Осла,

Две Клячи старые, да два иль три Козла;

 Для должного ж в порядке дел надзора

Им придана была Лиса за Прокурора.

 И слух между народа шел,

Что Щука Лисыньке снабжала рыбный стол;

Со всем тем, не было в судьях лицеприязни,

 И то сказать, что Щукиных проказ

Удобства не было закрыть на этот раз.

 

 

Так делать нечего: пришло писать указ,

Чтоб виноватую предать позорной казни

 И, в страх другим, повесить на суку.

«Почтенные судьи!» Лиса тут приступила:

«Повесить мало: я б ей казнь определила,

Какой не видано у нас здесь на веку:

Чтоб было впредь плутам и страшно, и опасно —

 Так утопить ее в реке». – «Прекрасно!»

Кричат судьи. На том решили все согласно.

 И Щуку бросили – в реку!

 

 

Кукушка и орел

 

 

Орел пожаловал Кукушку в Соловьи.

 Кукушка, в новом чине,

 Усевшись важно на осине,

 Таланты в музыке свои

 Выказывать пустилась;

 Глядит – все прочь летят,

Одни смеются ей, а те ее бранят.

 Моя Кукушка огорчилась

И с жалобой на птиц к Орлу спешит она.

«Помилуй!» говорит: «по твоему веленью

 Я Соловьем в лесу здесь названа;

 А моему смеяться смеют пенью!» —

«Мой друг!» Орел в ответ: «я царь, но я не бог.

Нельзя мне от беды твоей тебя избавить.

Кукушку Соловьем честить я мог заставить;

Но сделать Соловьем Кукушку я не мог».

 

 

Бритвы

 

 

С знакомцем съехавшись однажды я в дороге,

С ним вместе на одном ночлеге ночевал.

 Поутру, чуть лишь я глаза продрал,

И что же узнаю? – Приятель мой в тревоге:

Вчера заснули мы меж шуток, без забот;

Теперь я слушаю – приятель стал не тот.

 То вскрикнет он, то охнет, то вздохнет.

«Что сделалось с тобой, мой милый?.. Я надеюсь,

 Не болен ты». – «Ох! ничего: я бреюсь».—

«Как! только?» Тут я встал – гляжу: проказник мой

У зеркала сквозь слез так кисло морщит рожу,

Как будто бы с него содрать сбирались кожу.

Узнавши, наконец, вину беды такой,

«Что́ дива?» я сказал: «ты сам себя тиранишь.

 Пожалуй, посмотри:

 Ведь у тебя не Бритвы – косари;

Не бриться – мучиться ты только с ними станешь».—

 «Ох, братец, признаюсь,

 Что Бритвы очень тупы!

Ка́к этого не знать? Ведь мы не так уж глупы;

Да острыми-то я порезаться боюсь».—

 «А я, мой друг, тебя уверить смею,

 Что Бритвою тупой изрежешься скорей,

 А острою обреешься верней:

 Умей владеть лишь ею».

 

 

 Вам пояснить рассказ мой я готов:

Не так ли многие, хоть стыдно им признаться,

 С умом людей – боятся,

И терпят при себе охотней дураков?

 

 

Сокол и червяк

 

 

В вершине дерева, за ветку уцепясь,

 Червяк на ней качался.

Над Червяком Сокол, по воздуху носясь,

 Так с высоты шутил и издевался:

«Каких ты, бедненький, трудов не перенес!

Что́ ж прибыли, что ты высоко так заполз?

Какая у тебя и воля, и свобода?

И с веткой гнешься ты, куда велит погода».—

 «Тебе шутить легко»,

Червяк ответствует: «летая высоко,

Затем, что крыльями и силен ты, и крепок;

Но мне судьба дала достоинства не те:

 Я здесь на высоте

Тем только и держусь, что я, по счастью, цепок!»

 

 

Бедный богач

 

 

 «Ну сто́ит ли богатым быть,

 Чтоб вкусно никогда ни съесть, ни спить

 И только деньги лишь копить?

 Да и на что? Умрем, ведь всё оставим.

Мы только лишь себя и мучим, и бесславим.

Нет, если б мне далось богатство на удел,

Не только бы рубля, я б тысяч не жалел,

 Чтоб жить роскошно, пышно,

И о моих пирах далеко б было слышно;

 Я, даже, делал бы добро другим.

А богачей скупых на муку жизнь похожа».

 Так рассуждал Бедняк с собой самим,

В лачужке низменной, на голой лавке лежа;

 Как вдруг к нему сквозь щелочку пролез,

Кто говорит – колдун, кто говорит – что бес,

 Последнее едва ли не вернее:

 Из дела будет то виднее,

Предстал – и начал так: «Ты хочешь быть богат,

Я слышал, для чего; служить я другу рад.

Вот кошелек тебе: червонец в нем, не боле;

Но вынешь лишь один, уж там готов другой.

 Итак, приятель мой,

 Разбогатеть теперь в твоей лишь воле.

Возьми ж – и из него без счету вынимай,

 Доколе будешь ты доволен;

 Но только знай:

Истратить одного червонца ты не волен,

 Пока в реку не бросишь кошелька».

Сказал – и с кошельком оставил Бедняка.

Бедняк от радости едва не помешался;

Но лишь опомнился, за кошелек принялся,

И что́ ж? – Чуть верится ему, что то не сон:

 Едва червонец вынет он,


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 197; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!