Отличие Корана от арабской прозы и поэзии.



Часть 6. Неподражаемость Корана.

Содержание:

Чудеса Божьих пророков.

Неподражаемость Корана.

Вызов неверующим.

Отличие Корана от арабской прозы и поэзии.

Коран и компьютерные исследования.

Коран и современная наука.

Коран и предсказания о будущем.

 

___________________________________________________

 

 

Чудеса Божьих пророков.

 

Всевышний Аллах отправил пророков и посланников ко всем народам на земле. В священном Коране по этому поводу говорится: «У каждой общины есть посланник». Сура «Йунус», аят 47. Всевышний также сказал: «Мы послали тебя с истиной добрым вестником и предостерегающим увещевателем, и нет ни одного народа, к которому не приходил бы предостерегающий увещеватель». Сура «Фатыр», аят 24.

 

Каждый из Божьих посланников приносил своему народу истину от Господа и подтверждал правдивость своих слов чудесами и знамениями, которые были наиболее характерны для того общества, к которому он был отправлен. В хадисе, переданном со слов Абу Хурейры, сообщается, что пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Не было ни одного из пророков, которому не было бы даровано из знамений то, благодаря чему люди начинали верить в него. Что же касается меня, то мне были дарованы откровения, которые ниспослал мне Аллах, и я надеюсь, что в День воскресения у меня окажется больше последователей, чем у любого из них». Этот хадис передал аль-Бухари. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 5.

Значение чудесных знамений мусульманские богословы объясняли следующим образом: «Во-первых, если откровение сопровождается знамением или проявлением чуда, то оно само по себе рассматривается как необычное явление, как двусторонняя связь между человеком и Аллахом, и люди могут узнать его истинность. Во-вторых, пророк является человеческим существом с присущими человеку возможностями, которые определяются законами мироздания, но он также является носителем знания, которое противоречит обычным законам, отражая поддержку и подтверждение, идущие от Бога в ответ на его просьбу, поскольку только Создатель, Который стоит над мирозданием и находится вне его физического влияния, способен преодолевать эти законы. В-третьих, проявления чуда отражают милость Господа к тем, кто служит Ему, и воздаяние за рациональный образ их мышления. Они получают средство, посредством которого можно отличить истинного пророка от ложного». К. Мур и др., «Коран и современная наука», стр. 5.

 

Опираясь на священные тексты, мусульманские богословы отмечали, что любое чудесное знамение от Аллаха должно отвечать сразу нескольким требованиям.

1. Сотворить такое знамение должно быть по силам только Всевышнему Аллаху.

2. Оно должно быть чем-то необычным, удивительным, непохожим на все остальное.

3. Оно должно неопровержимо свидетельствовать о правдивости Божьего посланника и истинности его учения.

4. Оно должно происходить по просьбе Божьего посланника.

5. Показывать его должен только сам посланник и никто больше.

6. Оно должно быть характерно для общества, в котором проживает пророк, и должно соответствовать характеру и уровню знаний той эпохи.

 

Такое соответствие объясняется необходимостью, прежде всего, воздействовать на общество в той сфере, которая привлекает наибольшее внимание и вызывает всеобщий интерес. Оно призвано дать пророкам аргументы, позволяющие им восторжествовать над вождями и другими влиятельными лицами общества, и предоставить наиболее знающим ученым возможность доказать чудесную природу этих знамений, чтобы общество не было обделено способностью судить о правдивости послания.

 

Все чудеса и знамения, которые Аллах являл людям посредством пророков, обладали этими особенностями. Некоторые из них упомянуты и в священном Коране. Говоря о народе пророка Салиха, например, Всевышний сказал: «Мы даровали самудянам верблюдицу как наглядное знамение, но они поступили с ней несправедливо». Сура «аль-Исра», аят 59.

Соплеменники потребовали от него вывести из скалы, на которую они укажут, верблюдицу, обладающую определенными качествами. Святой пророк воззвал к Аллаху, и Всемогущий Творец на глазах его изумленных соплеменников создал из той скалы огромную верблюдицу. Тогда пророк Салих сказал им: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него. К вам явилось ясное знамение от вашего Господа. Эта верблюдица Аллаха является зна­мением для вас. Позвольте ей пас­тись на земле Аллаха и не причиняйте ей зла, а не то вас постиг­нут мучительные страдания». Сура «аль-Араф», аят 73.

 

В Коране также говорится о чудесном спасении из огня пророка Ибрахима: «Они сказали: «Сожгите его и помогите вашим богам, если вы будете действовать!» Мы сказали: «О огонь! Стань для Ибрахима (Авраама) прохладой и спасением!» Они хотели навредить ему, но Мы сделали так, что они оказались в наибольшем убытке». Сура «аль-Анбийа», аяты 68-70.

 

Сразу несколько великих знамений упоминается в истории о пророке Мусе: «Они сказали: «Какие бы знамения ты ни показывал, чтобы околдовать нас ими, мы не поверим тебе». Мы наслали на них потоп, саранчу, вшей, жаб и кровь в качестве различных знамений. Однако они возгордились – они были народом грешным». Сура «аль-Араф», аяты 132-133.

Всего же в Коране говорится о девяти наглядных знамениях для Фараона и народа египетского, которые явил им пророк Муса. Этими знамениями были змея, посох, потоп, саранча, вши, жабы, кровь, рука и развержение моря. Еще целый ряд других знамений пророк Муса явил уверовавшим в него сынам Исраила. Он ударил посохом по скале, и по воле Всемогущего Господа из нее забило двенадцать источников, так что все двенадцать колен Исраила смогли напиться. А для того, чтобы они не знали голода, им были ниспосланы перепела и манна небесная. Он явил величайшие доказательства своей правдивости для того, чтобы они не могли усомниться в его словах и укрепились в своей вере.

 

Удивительные знамения были показаны сынам Исраила и святым пророком Исой. В священном Коране говорится, что он сказал своему народу: «Я принес вам знамение от ва­шего Господа. Я сотворю вам из глины подобие птицы, подую на него, и оно станет птицей с позволения Аллаха. Я исцелю слепого (или лишенного зрения от рож­дения; или обладающего слабым зрением) и прокаженного и оживлю мертвых с позволения Аллаха. Я поведаю вам о том, что вы едите и что припасаете в своих домах. Воистину, в этом есть знамение для вас, если только вы являетесь верующими». Сура «Аль Имран», аят 49.

 

Всевышний упомянул и о других чудесах пророка Исы, о том, как он заговорил с людьми, будучи еще грудным младенцем, как ему была дарована удивительная трапеза, ставшая праздником для всех присутствовавших на ней, от первого до последнего, и знамением от Аллаха.

 

Каждый из этих посланников творил чудеса по воле Аллаха, о чем ясно сообщается в Коране: «Ни один посланник не мог явить знамение без соизволения Аллаха». Сура «ар-Раад», аят 38.

 

Всевышний также сказал: «Посланники говорили им: «Мы – такие же люди, как и вы. Однако Аллах одаряет Своей милостью того из Своих рабов, кого пожелает. Мы не можем явить вам знамение без соизволения Аллаха». Сура «Ибрахим», аят 11.

 

Он также сказал: «Мы уже отправляли пос­ланников до тебя. Среди них есть такие, о которых Мы рассказали тебе, и такие, о которых Мы не рассказывали тебе. Все посланники показывали знамения только с дозволения Аллаха». Сура «Гафир», аят 78.

 

Не был исключением из этого правила и пророк Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует), который также показывал людям удивительные чудеса и знамения с дозволения Всемогущего Творца.

 

Одним из его величайших чудес было раскалывание месяца. Указывая на это событие, произошедшее еще в мекканский период пророчества, Всевышний Аллах сказал: «Приблизился Час, и раскололся месяц». Сура «аль-Камар», аят 1.

 

Упоминания о чудесных знамениях последнего из Божьих посланников содержатся и в достоверных хадисах. В одном из них сообщается, что Джабир рассказывал: «Я находился рядом с пророком, (да благословит его Аллах и приветствует), когда наступило время послеполуденного намаза, а у нас оставалось совсем немного воды. Ее налили в сосуд, а затем его поднесли к пророку, (да благословит его Аллах и приветствует). Он положил руку в сосуд и растопырил пальцы, а затем сказал: «Поспешите к милости от Аллаха, о люди, совершающие омовение!» Я сам видел, как вода бурлила у него между пальцами. Люди совершили омовение и напились. Я тоже напился вдоволь, потому что знал, что эта вода благословенна». Джабира спросили: «А сколько вас тогда было?» Он ответил: «Тысяча четыреста человек». Этот хадис передал аль-Бухари. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 10, стр. 126.

 

Богословы составили целые книги о том, какие чудеса показал пророк Мухаммад, (да благословит его Аллах и приветствует), своему народу и своим сподвижникам. Чудесными были и его пророческие предсказание о том, что произойдет в будущем, в частности, перед наступлением Судного дня. Некоторые из этих предсказаний я собрал в книге «Пророчества о приближении Конца света». Большинство перечисленных в ней пророчеств уже сбылись, не оставляя никаких сомнений в том, что все оставшиеся предсказания непременно сбудутся именно так, как это описано в достоверных хадисах.

Однако, вне всякого сомнения, самым великим чудом пророка Мухаммада, (да благословит его Аллах и приветствует), был священный Коран.

 

 

Неподражаемость Корана.

 

Как мы уже отмечали в предыдущей главе, Божьи пророки и посланники показывали чудеса, характерные для своей эпохи и своего общества. Эти чудеса были связаны с той областью знаний, в которой их народы и соплеменники достигли наибольших успехов. Так, во времена пророка Мусы среди жителей Египта было много искусных колдунов, которые умели поражать людей колдовскими чарами и наводить на них порчу, однако дарованные Мусе знамения, бесспорно, превосходили колдовские чары как по силе, так и по содержанию. Во времена пророка Исы сыны Исраила достигли больших успехов в области медицины, однако ни один даже самый знающий целитель не мог проделать того, что по воле Аллаха делал святой пророк Иса.

Арабы во времена невежества высоко ценили поэзию и отличались глубокими познаниями в области языка и риторики. На ярмарках, которые устраивались в сезоны паломничества, проводились конкурсы поэтов, а лучшие из стихотворений вывешивались на стенах Каабы. И хотя арабы были искушенными знатоками поэзии, они были изумлены всесторонним совершенством и неподражаемостью священного Корана.

 

Концепция о чудесной природе и неподражаемости Корана на протяжении вот уже многих веков является предметом обсуждения богословов и знатоков Корана. Арабское слово «иджаз» означает «выявление неспособности, бессилия». С начала третьего столетия по мусульманскому летоисчислению это слово стало использоваться для обозначения того, что Коран неподражаем и превосходит любую речь, как по форме, так и по содержанию. В конце того же века этот термин прочно закрепился в мусульманском богословии, и уже в десятом столетии стало ясно, что мусульмане практически не расходятся во мнениях относительно основных вопросов концепции о неподражаемости Корана.

 

Исламская доктрина о неподражаемости Корана опирается на твердую веру в то, что Коран является величайшим из чудес пророка Мухаммада, (да благословит его Аллах и приветствует). Однако некоторые богословы мутазилитского толка полагали, что коранические откровение сами по себе не являются чудесными, и для того чтобы сочинить нечто подобное им, не надо обладать незаурядными литературными способностями. Они утверждали, что чудо Корана состоит в том, что Аллах не позволяет людям ответить на брошенный им вызов и отвращает их от попыток сочинить нечто подобное Корану. [Более подробно вызов, брошенный неверующим, рассматривается в следующей главе].

Эта гипотеза получила название «сарфа», произошедшее от глагола «отвращать», «отворачивать». Однако она не нашла поддержки у большинства богословов. Даже приверженцы мутазилитской школы, в том числе Абд аль-Джаббар (умер в 1025 г.), подвергли ее мощной критике и изобличили ее несостоятельность.

 

Доктрина о «сарфе» является противоречивой и имеет множество слабых сторон. Во-первых, она противоречит аяту о том, что ни джинны, ни люди не могут сочинить нечто подобное этому писанию. Во-вторых, она предполагает либо то, что священный Коран не является чудом, либо то, что чудесами можно считать не только Коран, но и другие сочинения. В-третьих, она игнорирует известный факт, что современники пророка Мухаммада, (да благословит его Аллах и приветствует), признали превосходство коранического слога над другими речами. В-четвертых, она совершенно несовместима со смыслом аятов, содержащих брошенный неверующим вызов. В-пятых, она подразумевает невежество и неразумие арабов, как мусульман, так и неверующих, которые якобы просто отказались создать литературный шедевр, подобный Корану.

В связи с этим доктрина о «сарфе» не получила распространения, а чудесная природа Корана была изучена и научно обоснована многими мусульманскими учеными, филологами и комментаторами. В своих многочисленных трудах они указали на множество аспектов неподражаемости Корана, которые с течением времени проявляются в еще большей степени. В этой главе мы коснемся лишь некоторых из них.

 

Во-первых, язык и стиль Корана превосходят язык и стиль всех других сочинений на арабском языке, а его аяты неподражаемы как по форме, так и по содержанию. Все это делает Коран совершенным памятником не только арабской, но и мировой литературы.

Во-вторых, коранические откровения являются предельно ясными и понятными, несмотря на то, что они многозначны и обладают глубоким смыслом. В самом Коране по этому поводу говорится: «Это есть разъяснение лю­дям, верное руководство и нази­дание для богобоязненных». Сура «Аль Имран», аят 138.

 

В-третьих, кораническое законодательство является мудрым и безупречным и охватывает все стороны человеческой жизни. Всевышний сказал: «Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убежденных?». Сура «аль-Маида», аят 50.

 

В-четвертых, коранические аяты содержат знания о сокровенном и пророчества о будущем, которые могут быть только результатом ниспослания откровения от Аллаха, Ведающего явное и сокровенное.

В-пятых, эти откровения содержат научные сведения, которые нисколько не противоречат даже самым последним достижениям современной науки, несмотря на то, что они были ниспосланы более 14 веков тому назад.

В-шестых, коранические аяты повествуют о смысле жизни, цели сотворения и отвечают на все остальные вопросы, в знании которых нуждаются творения. Всевышний сказал: «Мы разъяснили людям в этом Коране всякие притчи, но большинство людей отвергает все, кроме неверия». Сура «аль-Исра», аят 89. Он также сказал: «Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи». Сура «ан-Нахль», аят 89.

 

В-седьмых, они оказывают ощутимое воздействие не только на души, но и на тела людей, и способны исцелять от различных болезней, что подтверждается многочисленными свидетельствами. Всевышний сказал: «О люди! К вам от вашего Господа явилось увещевание, ис­целение для того, что в груди, верное руководство и милость для верующих». Сура «Йунус», аят 57.

В-восьмых, коранические откровения ниспосылались на протяжении приблизительно 23 лет, и среди них есть много аятов, похожих по смыслу и содержанию, однако между ними нет никаких, даже самых незначительных противоречий. Безусловно, если бы Коран был сочинен людьми за столь продолжительный период, то в нем непременно было бы великое множество противоречий. Указание на это содержится и в самом Коране: «Неужели они не задумываются над Кораном? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нем много противоречий». Сура «ан-Ниса», аят 82.

Наконец, в-девятых, священный Коран был ниспослан пророку Мухаммаду, (да благословит его Аллах и приветствует), который не умел ни читать, ни писать. В Коране по этому поводу говорится: «Скажи: «О люди! Я – посланник Аллаха ко всем вам. Ему принадлежит власть над небесами и землей. Нет божества, кроме Него. Он воскрешает и умерщвляет. Уверуйте же в Аллаха и в Его посланника, неграмотного (не умеющего читать и писать) пророка, который уверовал в Аллаха и Его Слова. Последуйте за ним, дабы вы последовали прямым путем». Сура «аль-Араф», аят 158.

 

Посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), никогда не обучался грамоте. Он не был ни знатоком поэзии, ни богословом, ни историком. Он никогда не изучал иудейские священные писания и не знакомился с хрониками древнеаравийских пророков. Он вырос пастухом и жил вдалеке от центров цивилизации и культуры того времени. Но вместе с тем, он принес человечеству писание, подобного которому творения не могут сочинить на протяжении вот уже более четырнадцати веков.

 

 

Вызов неверующим.

 

Наряду с тем, что Коран продолжает изумлять своим совершенством и великолепием одних людей, другие продолжают упрямо отрицать его божественное происхождение, не подкрепляя свои заявления никакими, пусть даже сомнительными доводами. Их сердца поражены недугом, и они сомневаются в истине, которая была ниспослана пророку Мухаммаду, (да благословит его Аллах и приветствует). Они пытаются скрыть эту истину не только от других людей, но и от самих себя, и для того, чтобы раскрыть им глаза на правду и изобличить всю несостоятельность их сомнений, Всевышний Аллах бросил им вызов, предложив им сочинить нечто подобное Корану.

В первую очередь этот вызов был брошен арабам – современникам пророка Мухаммада, (да благословит его Аллах и приветствует), потому что они считались изощренными знатоками арабского языка, арабской литературы и поэзии. Пойти на такой шаг мог только тот, кто не испытывал ни тени сомнения в своей правоте, и именно таким человеком был посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует).

В священном Коране говорится: «Скажи: «Если вы говорите правду, то принесите Писание от Аллаха, которое было бы более верным руководством, чем эти два Писания, и я последую за ним». Если они не ответят тебе, то знай, что они лишь потакают своим желаниям. А кто может быть более заблудшим, чем тот, кто потакает своим желаниям без верного руководства от Аллаха? Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей». Сура «аль-Касас», аяты 49-50.

 

Неверующие отрицали и по сей день отрицают то, что Коран является Словом Аллаха, не приводя никаких аргументов в свою пользу. И это является явным свидетельством того, что они – лжецы. А если бы они были правдивы, то они ответили бы на вызов благородного Корана, который гласит: «Они говорят: «Он выдумал его!» О нет! Просто они не веруют. Пусть приведут подобное ему (Корану) повествование, если они говорят правду». Сура «ат-Тур», аяты 33-34.

 

Всевышний повторил этот вызов в Коране несколько раз, предложив неверующим сочинить хотя бы десять сур, подобных кораническим, или хотя бы одну такую суру.

Всевышний сказал: «Или же они говорят: «Он измыслил Коран». Скажи: «Принесите десять вымышленных сур, подобных этим, и призовите, кого сумеете, помимо Аллаха, если вы говорите правду». Сура «Худ», аят 13.

 

Всевышний сказал: «Если же вы сомневаетесь в том, что Мы ниспослали Нашему рабу, то сочините одну подобную суру и призовите своих свиде­телей, помимо Аллаха, если вы говорите правду. Если же вы этого не сде­лаете – а ведь вы никогда этого не сделаете, – то побойтесь Огня, растопкой которого являются лю­ди и камни. Он уготован неве­рующим». Сура «аль-Бакара», аяты 23-24.

 

Всевышний также сказал: «Или же они говорят: «Он выдумал его». Скажи: «Сочините хотя бы одну суру, подобную этим, и призовите, кого сможете, кроме Аллаха, если вы говорите правду». Сура «Йунус», аят 38.

 

Неверующие оказались неспособны ответить на этот вызов во времена пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), и они не смогут сделать этого вплоть до наступления Судного дня. Господь возвестил, что творениям никогда не удастся сочинить нечто подобное Корану, даже если они объединят для этого все свои усилия.

 

Всевышний сказал: «Скажи: «Если бы люди и джинны объединились для того, чтобы сочинить нечто, подобное этому Корану, это не удалось бы им, даже если бы они стали помогать друг другу». Сура «аль-Исра», аят 88.

 

Ни в эпоху становления Ислама, ни на протяжении последующих четырнадцати веков противники истины не сумели сочинить хотя бы одну суру, подобную по своему красноречию, лаконичности языка, глубине смысла, мудрости предписаний и неповторимости слога даже самой короткой коранической суре, которая состоит всего из трех аятов. Они прикладывают огромные усилия для того, чтобы очернить Ислам и его последователей, обвиняя их в заблуждении и многих смертных грехах, однако даже самые дерзкие из них понимают бесполезность любых попыток оспорить неподражаемость Корана. Безусловно, все это является одним из самых убедительных свидетельств того, что священный Коран – это не слова простого смертного, а несотворенное Слово Господа миров.

 

 

Отличие Корана от арабской прозы и поэзии.

 

Арабам-язычникам, которые не желали уверовать в Коран и покориться пророку Мухаммаду, (да благословит его Аллах и приветствует), была предоставлена возможность оправдать свои действия и доказать несостоятельность утверждений Мухаммада, (да благословит его Аллах и приветствует). Для этого им было достаточно сочинить всего три стиха, подобных кораническим аятам. Несмотря на это, язычники не сумели ответить на брошенный им вызов и признали совершенство и неподражаемость коранического слога. Более того, стоило образованным мужам среди арабов услышать чтение Корана, как они прозревали и устремлялись на путь Господа. Прочтя коранические аяты, в религию Аллаха обратился славный сподвижник Умар б. аль-Хаттаб. Ибн Хишам, «Жизнеописание пророка Мухаммада», стр. 102-103.

Услышав чтение сур из уст посланника, (да благословит его Аллах и приветствует), уверовал известный поэт того времени ат-Туфейл б. Амр ад-Дауси. Аль-Баша, «Сувар мин Хайат ас-Сахаба», стр. 28.

 

Коран производил потрясающее впечатление даже на упорствующих неверующих, восхищая их красноречивостью выражений, стройностью оборотов, мудростью значений, простотой и убедительностью доводов.

Когда посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), распространял Ислам в Мекке, язычники предложили ему стать царем арабов, но он отказался принять их предложение и продолжал бороться с многобожием и идолопоклонством и призывать людей к вере в единого Аллаха. Это не давало покоя курейшитам, и они отправили к посланнику Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), Утбу б. Рабиа. Он пришел к нему и сказал: «О сын моего брата! Ты – один из нас, и ты знаешь свое положение и знатное происхождение. Ты задумал со своим народом страшное: ты посеял между нами рознь и лишил нас здравого рассудка, ты оскорбляешь наших богов и порицаешь нашу религию, ты называешь безбожниками наших отцов. Послушай же меня, я хочу сделать тебе несколько предложений. Подумай над ними, может быть, ты примешь какое-либо из них». Посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Говори, Абу аль-Валид, я слушаю». Утба сказал: «О сын моего брата! Если ты делаешь это для того, чтобы разбогатеть, то мы соберем для тебя столько денег, что ты станешь самым богатым среди нас. Если ты ищешь славы, то мы сделаем тебя нашим вождем и не будем принимать никаких решений без твоего согласия. Если ты хочешь царствовать, то мы сделаем тебя нашим царем. А если все это – всего лишь навязчивая идея, от которой ты не можешь избавиться, то мы найдем для тебя врача и потратим все наше богатство, чтобы исцелить тебя. Бывает, что злой дух овладевает человеком, пока его не излечат от него». Посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), выслушал его, а затем сказал: «Ты уже закончил, Абу аль-Валид». «Да», – ответил тот. «Тогда послушай меня», – сказал ему посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует). Утба сказал: «Говори». Тогда посланник Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует), прочел: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Ха. Мим. Ниспосланное от Милости­вого, Милосердного является Писанием, аяты которого разъяснены в виде Корана на арабском языке для людей знающих. Оно возвещает благую весть и предостерегает, однако большинство их отворачивается и не слышит». Сура «Разъяснены», аяты 1-4.

 

Он продолжал читать Коран, и Утба молча слушал его, упершись на руки, вытянутые позади спины. Наконец, пророк, (да благословит его Аллах и приветствует), прочел аят, после которого надлежало пасть ниц, и поклонился Аллаху. Затем он сказал: «Абу аль-Валид, ты слышал то, что слышал. Поступай теперь, как знаешь». Утба отправился к курейшитам, и они уселись и спросили его: «Ну как, Абу аль-Валид?» Он ответил: «Я выслушал его. Клянусь Аллахом, я никогда не слышал ничего подобного. Клянусь Аллахом, это не колдовство, не стихи и не предсказания. О курейшиты! Послушайтесь меня и доверьтесь мне. Позвольте ему делать то, что он делает. Оставьте его в покое. Клянусь Аллахом, то, что я услышал, имеет великий конец. Если арабы погубят его, то вы избавитесь от него руками других. А если он одержит над ними верх, то вы разделите и его власть, и его могущество и станете благодаря нему самыми счастливыми людьми». Курейшиты воскликнули: «Клянемся Аллахом, Абу аль-Валид, он околдовал тебя своими речами». «Таково мое мнение, но поступайте так, как считаете нужным», – ответил им Утба. Аль-Мадхали, «Мудрость и логика призыва пророков к Аллаху», стр. 87-88.

 

Почему же священные аяты производили такое сильное впечатление на язычников, среди которых было много прекрасных ораторов и поэтов? Почему они ощущали свою неспособность создать хотя бы три строки, подобные трем кораническим аятам? В чем состояло то ощутимое различие между Кораном и арабской прозой и поэзией?

 

Для того чтобы ответить на эти вопросы, мы должны, прежде всего, ознакомиться с арабской литературой времен невежества. Известно, что арабская речь делится на две большие области: поэзию и прозу.

 

Поэтические произведения отличаются определенным размером и рифмой. Арабы пользовались шестнадцатью стихотворными размерами, которые они называли бахрами. Это название произошло от арабского слова «бахр», означающего «море». К этим стихотворным размерам относятся тавил, басит, вафир, камил, раджс, хафиф, хазадж, мутакариб, мунсарих, муктатаб, мутадарак, мадид, муджтас, рамл, хабаб и сариа.

 

Проза отличается от поэзии отсутствием стихотворного размера. Некоторые прозаические сочинения арабских авторов были рифмованными. Рифмованная проза (садж) состоит из предложений, рифмованных повсюду, или предложений, рифмованных парами.

 

Мы уже не раз отмечали, что арабы были признанными знатоками своего языка и искусными ораторами и поэтами. Они особенно ценили и понимали поэзию, подтверждением чего были чествования поэтов во время ежегодной ярмарки в Указе (оазис около Таифа). Непревзойденными шедеврами арабской поэзии считались семь поэм-касыд, вывешенных на стене Каабы. Эти касыды были названы «муаллакат», что означает «повешенные», «нанизанные». Их авторами были семь прославленных бедуинских поэтов Имрууль-Кейс, Тарафа б. аль-Абд, Зухейр б. Абу Сульма, Антара б. Шаддад, Лабид, аль-Харис б. Хиллиза и Амр б. Кульсум.

 

Таким образом, Аллах отправил священный Коран людям, которые были тонкими и искушенными ценителями искусства слова, прекрасно разбирались во всех жанрах арабской литературы того периода, считали умение красиво выражать мысли и слагать стихи одним из самых великих достоинств. Пророку, (да благословит его Аллах и приветствует), было велено призвать этих людей на прямой путь, и священный Коран должен был послужить доказательством истинности его послания. Он исполнил свой долг, донес до человечества послание их Господа, наставил своих последователей на прямой путь и явил собой прекрасный пример для всех, кто положился на Аллаха и на Последнюю жизнь, а писание Аллаха было тем самым неопровержимым доводом, который обескураживал противников истины и вселял уверенность в искренних верующих.

Коран не является стихотворным произведением, однако в нем идеально сочетаются как рифмованные, так и белые стихи. Ритм одних аятов напоминает регулярность рифмованной прозы, тогда как другие имеют большое сходство с раджазом в его энергии и скорости. Коран также не является прозаическим сочинением или обычной человеческой речью. Арабы прекрасно понимали это, и для того чтобы ответить на брошенный им вызов, они должны были сочинить произведение, не входящее в рамки известных им шестнадцати стихотворных размеров, не относящееся ни к рифмующейся прозе, ни к обычной речи, отличное как от загадочных и туманных речей звездочетов и предсказателей, так и от витиеватой напыщенной речи заблудших мыслителей.

 

Палмер (Palmer) еще в 1880 г. признал уникальность коранического стиля. Однако в его словах можно почувствовать сомнение, колебание. В предисловии к своему переводу Корана он пишет: «То, что лучшие из арабских авторов не смогли сочинить что-либо, подобное Корану, не удивительно. Во-первых, они изначально были согласны с тем, что это невозможно. Они приняли коранический стиль за совершенный стандарт, любое отклонение от которого должно было быть несовершенством. Кроме того, для них этот стиль не был таким же непринужденным, как для Мухаммада и его современников. Для них он был искусственным, как если бы англичане продолжали следовать за моделью Чаусера (Chaucer), не принимая во внимание изменения, которым подвергается их язык. Для пророка этот стиль был естественен, и эти слова были из обычной жизни, тогда как для более поздних арабских авторов этот стиль был подражательным, и древние слова использовались как литературное приукрашивание. Как следствие, их попытки выглядели вымученными и неестественными по сравнению с его импровизированным и впечатляющим красноречием». [E. H. Palmer (Tr.), The Qur’an, 1900, Part I, Oxford at Claredon Press, p. 1v].

 

Неподражаемость Корана открыто признал и Гамильтон Гибб (Gibb), известный арабист из Оксфордского университета. Он писал: «Мекканцы продолжали требовать от него чуда, и с поразительной смелостью и самоуверенностью Мухаммад обратился непосредственно к Корану как к высшему подтверждению его миссии. Как и все арабы, мекканцы были знатоками языка и риторики. Если Коран был его собственным сочинением, то другие люди могли бы конкурировать с ним в этом. Пусть же они сочинят хотя бы десять стихов, подобных этому Корану. Если же они не смогут сделать это (и совершенно ясно, что они не смогли), то пусть они примут Коран как непревзойденное и явное чудо». [H. A. R. Gibb, Islam – A Historical Survey, 1980, Oxford University Press, p. 28].

Удивительным стилем и совершенным построением священного Корана восхищаются даже арабы-христиане. Альфред Гилом (Guillaume) писал: «Коран – часть мировой классики, которая не может быть переведена без серьезных потерь. Его размер, обладающий специфической красотой и темпом, обвораживает слух. Многие арабы-христиане говорят о его стиле с неподдельным восхищением, и большинство арабистов признает его превосходство. Его чтение вслух или рецитация имеют почти гипнотический эффект, который делает слушателя безразличным к его порой странному синтаксису и отталкивающему нас содержанию. [Имеется в виду, что содержание Корана порой может отталкивать христиан и последователей других религий, исповедующих ошибочные взгляды, порочность которых изобличается в Коране].

 

Он заглушает критику сладкой музыкой своего языка, который породил догму о его неподражаемости. И действительно, можно признать, что в арабской литературе, богатой поэзией и возвышенной прозой, нет ничего, что может сравниться с ним». [A. Guillaume, Islam, 1990 (reprinted), Penguin Books, pp. 73-74].

 

Такая высокая оценка, данная людьми, которые не обратились в мусульманскую веру, говорит сама за себя. И нет ничего удивительного в том, что великолепие священного Корана было признано и описано в самых восторженных тонах мусульманскими учеными. Шейх Рашид аль-Абиди писал: «Священный Коран занимает центральное место в искусстве слова. Благодаря своему удивительному стилю он превзошел все стили, признанные арабами, и достиг величайших высот в раскрытии тайн этой жизни, и пред ним склонили головы знатоки языка из числа курейшитов. Он оказал большое влияние на развитие арабского языка во всех областях, в особенности, в области риторики, уберег его от изъянов и исчезновения и сделал его вечным языком, который невозможно изменить или исказить, пока читается Коран». Аль-Абиди, «Дирасат фи ан-Накд аль-Адаби», т. 1, стр. 64.

 

В арабской литературе нет ничего, что можно поставить в один ряд со священным Кораном. Более того, писание Аллаха оказало огромное влияние на арабскую литературу. Известный ориенталист Гибб (Gibb) по этому поводу сказал: «Влияние Корана на развитии арабской литературы неоценимо и многосторонне. Его идеи, язык и рифмы проникают во все последующие литературные произведения в большей или меньшей мере. Его лингвистические особенности не имитировались ни в канцелярской прозе следующего столетия, ни в более поздних прозаических сочинениях. Это происходило, по крайней мере, частично, из-за той гибкости, которую Коран привил возвышенному стилю арабского языка, благодаря чему он смог быстро развиться и приспособиться к новым потребностям имперского правительства и расширяющегося общества». [H. A. R. Gibb, Arabic Literature – An Introduction, 1963, Oxford at Clarendon Press, p. 37].

 

О влиянии священного Корана на арабский язык и литературу писали и многие мусульманские ученые. Они исследовали разные аспекты этого влияния и подробно охарактеризовали его на страницах своих сочинений, приводя в подтверждение своей правоты многочисленные доводы из арабской литературы и исторических летописей.

Шауки ад-Дейф писал: «Священный Коран – предмет гордости арабов за свой язык. Ни один из народов не имеет другой религиозной или мирской книги, которая могла бы сравниться с ним по своему красноречию или влиянию на души и сердца. Это касается как коранических повествований о поклонении одному Аллаху и Его величии, сотворении небес и земли, воскресении, так и предписаний, регулирующих жизнь людей, направляющих ее в верное русло и помогающих им обрести счастье в этом мире и в Последней жизни». Ад-Дейф, «Тарих аль-Адаб аль-Араби. Аль-Аср аль-Ислами», стр. 30.

 

Из всего сказанного следует, что художественное совершенство, экстраординарное красноречие и чудесное содержание священного Корана делают его не только основополагающим писанием Ислама, но и литературным памятником, который, вне всякого сомнения, останется непревзойденным вплоть до наступления Конца света.

 

Как мы уже отмечали ранее, литературный аспект неподражаемости Корана был предметом многих теологических трудов и трактатов, важнейшими из которых являются следующие:


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 280; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!