Обращение к Аллаху с мольбой о праведном потомстве и защите от неправедных детей



 

Помимо принятия необходимых причин для воспитания детей, необходимо также обращаться к Аллаху с мольбой, чтобы Он оказал помощь и содействие в этом важном деле!

 

Мольбы из Корана:

- «Господь мой! Внуши мне благодарность за милость, которой Ты облагодетельствовал меня и моих родителей, и помоги мне совершать праведные деяния, которыми Ты доволен. Сделай для меня моих потомков праведниками. Я раскаиваюсь перед Тобой. Воистину, я – один из мусульман» (аль-Ахкъаф 46: 15).

رَبِّ أَوْزِعْنِي أَنْ أَشْكُرَ نِعْمَتَكَ الَّتِي أَنْعَمْتَ عَلَيَّ وَعَلَى وَالِدَيَّ وَأَنْ أَعْمَلَ صَالِحاً تَرْضَاهُ

وَأَصْلِحْ لِي فِي ذُرِّيَّتِي إِنِّي تُبْتُ إِلَيْكَ وَإِنِّي مِنَ الْمُسْلِمِينَ

- Мольба пророка Ибрахима (мир ему): «Господь наш! Сделай нас покорившимися Тебе, а из нашего потомства – общину, покорившуюся Тебе» (аль-Бакъара 2: 128).

رَبَّنَا وَاجْعَلْنَا مُسْلِمَيْنِ لَكَ وَمِن ذُرِّيَّتِنَا أُمَّةً مُّسْلِمَةً لَّكَ

- Также из числа мольбы пророка Ибрахима (мир ему): «Господь мой! Сделай меня совершающим молитву, а также моих потомков! Господь наш, прими мою мольбу!» (Ибрахим 14: 40).

رَبِّ اجْعَلْنِي مُقِيمَ الصَّلاَةِ وَمِن ذُرِّيَّتِي رَبَّنَا وَتَقَبَّلْ دُعَاء

- Мольба пророка Закарии (мир ему): «Господь мой! Одари меня благим потомством от Себя, ведь Ты внимаешь мольбе» (Али ‘Имран 3: 38).

رَبِّ هَبْ لِي مِنْ لَدُنْكَ ذُرِّيَّةً طَيِّبَةً إِنَّكَ سَمِيعُ الدُّعَاءِ

Ибн Касир о словах «благим потомством» сказал: “Т.е. одари меня праведным ребенком”. См. “Тафсир Ибн Касир” 3/54.

 

Мольба из Сунны:

- Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Из числа мольбы Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «О Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе за защитой от плохого соседа; от жены, из-за которой я поседею раньше времени; от ребенка, который станет надо мной господином; от имущества, которое станет для меня мучением; от коварного друга, глаз которого меня видит, а сердце подстерегает, и если он видит во мне нечто хорошее, то скрывает, а если видит во мне дурное, то разглашает это». ат-Табарани в «ад-Ду’а» 3/1425. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 3137.

 

اللَّهُمَّ إنِّي أّعُوذُ بِكَ مِنْ جَارِ السُّوءِ، وَمِنْ زَوْجٍ تُشَيِّبُنِي قَبْلَ المَشِيبِ، وَمِنْ وَلَدٍ يَكُونُ عَليَّ رَبّاً، وَمِنْ مَالٍ يَكُونُ عَلَيَّ عَذَابَاً، وَمِنْ خَلِيْلٍ مَاكِرٍ عَيْنُهُ تَرَانِي، وَقَلْبُهُ يَرْعَانِي؛ إِنْ رَأَى حَسَنَةً دَفَنَهَا، وَإِذَا رَأَى سَيِّئَةً أَذَاعَهَا

 

/Аллахумма инни а‘узубика мин джари ссу-и, уа мин зауджин тушайибуни къабля-ль-машиб, уа мин уалядин якуну ‘аляйа раббан, уа мин малин якуну ‘аляйа ‘азабан, уа мин хъалилин макирин ‘айнуху тарани уа къальбуху яр‘ани ин ра-а хасанатан дафанаха, уа иза ра-а сайиатан аза‘аха/.

В известном хадисе, в котором рассказывается как ангел Джибриль (мир ему) спросил Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в числе прочего и о признаках приближения Судного Часа, сообщается, что он ответил ему: «Признаком Часа станет то, что рабыня породит себе госпожу (или господина), и ты увидишь, как босые, нагие и неимущие пастухи овец будут стараться превзойти друг друга по высоте своих жилищ». Муслим 8.

Перечисляя различные мнения имамов касательно слов «рабыня породит себе госпожу», хафиз Ибн Хаджар сказал: “Смысл их в том, что участятся ослушания детьми родителей, и ребёнок станет вести себя с матерью подобно господину со своей рабыней, оскорбляя и унижая посредством ругани, битья и использования”. См. “Фатхуль-Бари” 1/122.

Да упасет нас Всевышний Аллах от таких детей!

 

Заключение

 

На этом наша статья подошла к концу. И я прошу Всевышнего Аллаха, чтобы Он облегчил нам воплощение того, что было упомянуто в ней. Чтобы мы увеличивали общину нашего пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), чтобы соблюдали красивые обряды, связанные с рождением детей, и воспитывали наших детей должным образом, чтобы эта община стала не просто многочисленной, но и в первую очередь праведной!

Мы должны знать, что одно из великих достоинств и благих последствий воспитания праведного ребенка заключается в том, что он будет лучше других понимать великое положение родителей в Исламе и проявлять к ним благочестие, следуя заповеди Всевышнего Аллаха, который сказал: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: “Уфф!” – не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: “Господь мой! Помилуй их подобно тому, как они растили меня, когда я был ребенком”» (аль-Исра 17: 23-24)

Из числа величайшего блага праведной семьи то, что в мире ином Всевышний Аллах воссоединит их вместе, как Он сказал: «Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере, и нисколько не умалим их деяний» (ат-Тур 52: 21).

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) передал от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «Поистине, Аллах возведет степень потомков верующего до его степени в Раю, даже если они совершили меньше него благодеяний, чтобы он находил в них усладу своих очей». Затем он прочитал аят: «Мы воссоединим верующих с их потомками, которые последовали за ними в вере, и нисколько не умалим их деяний» (ат-Тур 52: 21). аль-Баззар 3/70, ат-Тахауи в “Шарх мушкиль аль-асар” 2/14, аль-Джурджани в “аль-Амали” 141. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2490.

И прошу Аллаха Всемогущего сделать нас из числа тех праведников, о которых Он сказал: «Они говорят: “Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках, и сделай нас предводителями для богобоязненных!”» (аль-Фуркъан 25: 74).

Ибн ‘Аббас в толковании данного аята говорил: “Речь о тех, кто является покорным Аллаху, по причине чего это становится усладой глаз в мире этом и в мире ином. А слова «и сделай нас предводителями для богобоязненных» означают: сделай нас имамами Прямого пути, которым подражают, и не делай нас имамами заблуждения, ведь Аллах сказал относительно людей, которые обрели счастье: «Мы сделали их предводителями, которые по Нашему велению указывали на прямой путь» (аль-Анбия 21: 73). А относительно людей, которые обрели несчастье, Аллах сказал: «Мы сделали их предводителями, которые призывают в Огонь» (аль-Къасас 28: 41)”. Ибн Джарир ат-Табари в “ат-Тафсир” 17/530, Ибн Аби Хатим в “ат-Тафсир” 8/2742.

Когда аль-Хасана аль-Басри спросили об этом аяте: «Речь идёт об усладе глаз в мире этом или в мире ином?» Он ответил: “Клянусь Аллахом, речь о мире этом!” Его спросили: «И в чём это выражается?» Он сказал: “Услада глаз заключается в том, что мусульманин видит в своей жене, своих детях, в своем брате, своём друге покорность Аллаху. И клянусь Аллахом, нет для мусульманина ничего любимей, чем видеть своего родителя или ребёнка или друга или брата покорными Аллаху!” Ибн Джарир ат-Табари в “ат-Тафсир” 17/530, аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” 8301.

 

И в завершение прошу Всевышнего Аллаха – Господа миров, чтобы Он сделал нас искренними мусульманами, чтобы исправил нас, наших детей и потомство, и чтобы оказал нам содействие и помощь в деле воспитания наших детей в соответствии с Кораном и Сунной, а в мире вечном, чтобы соединил нас в Райской обители!

 

 

Использованная литература

 

1. «аль-Бирр уа-ссыля» ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак.

2. «аль-Адаб аль-муфрад» Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Исма’иль аль-Бухари.

3. «Китаб аль-‘Ияль» Ибн Аби ад-Дунья.

4. «аль-Джами’ ли-Шу’аб аль-иман» Абу Бакр Ахмад аль-Байхакъи.

5. «Фатхуль-Бари шарх Сахих аль-Бухари» Ибн Раджаб аль-Ханбали.

6. «Фатхуль-Бари би шарх Сахих аль-Бухари» Ибн Хаджар аль-‘Аскъаляни.

7. «‘Аунуль-Ма’буд шарх Сунан Аби Дауд» Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади.

8. «Тухфатуль-ахуази би шарх Джами’ ат-Тирмизи» Мухаммад аль-Мубаракфури.

9. «Шарх Сунан ан-Насаи» Мухаммад ибн Адам аль-Асьюби.

10. «Файдуль-Къадир шарх аль-Джами’ ас-сагъир» ‘Абду-р-Рауф аль-Мунауи.

11. «Шарху-с-Сунна» аль-Хусайн аль-Багъауи.

12. «Тухфатуль-маудуд би ахкамиль-маулюд» Ибн Къайим аль-Джаузия.

13. «Задуль-ма’ад фи хадьи хайриль-‘ибад» Ибн Къайим аль-Джаузия.

14. «аль-Адаб аш-шар’ия» ‘Абдуллах ибн Муфлих аль-Макъдиси.

15. «Нейлюль-аутар мин асрар Мунтакъа аль-ахбар» Мухаммад аш-Шаукани.

16. «Субулю-с-Салям шарх Булюгъ аль-марам» Ибн Амир ас-Сан’ани.

17. «Хусн аль-усуа бима сабата мина-Ллахи уа расулихи фи-ннисуа» Сыддыкъ Хасан Хан.

18. «Сильсилятуль-ахадиси-ссахиха» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.

19. «Сахих ат-таргъиб уа-ттархиб» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.

20. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир » Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.

21. «Тасмиятуль-маулюд адаб уа ахкам» Бакр Абу Зайд.

22. «ан-Насаль ахамиятуху уа мукъауиматух» Уалид ибн ас-Сайф Наср.

23. «аль-Муфассаль фи ахкам аль-‘акыка» Хисамуддин ‘Афана.

24. «40 суалян фи ахкам аль-маулюд» Мухаммад ‘Али Фаркус.

25. «Тарбиятуль-ауляд уа усасу тахилихим» Мухаммад ‘Али Фаркус.

26. «Тарбиятуль-ауляд фи дауъ аль-Китаб уа-с-Сунна» Са’ид ибн Уахф аль-Къахтани.

27. «Тарбиятуль-ауляд фи дауъ аль-Китаб уа-с-Сунна» ‘Абду-с-Салям ас-Сулейман.

28. «Хукук аль-ауляд» Мухаммад ибн ‘Умар Базмуль.


([1]) Ибн аль-Асир и аль-Мунауи о словах: «Райские бабочки», говорили: “Т.е. они будут путешествовать по Раю, заходя в райские дома без какого-либо запрета, подобно тому, как не запрещают детям мира этого входить в заповедные места”. См. “ан-Нихая” 2/279, “Файдуль-Къадир” 4/194.

([2]) Относительно того, по каким признакам можно узнать – бесплодная женщина или нет, много ли сможет рожать или нет, шейх ‘Абдуль-Мухсин аль-‘Аббад в «Шарх Сунан Аби Дауд» говорил, что это можно узнать по родным девушки – по её матери, по тётям. Также можно узнать по браку, если она ранее состояла в браке, и не имела детей, и т.п.

([3]) Что касается хадиса: «Если верующий пожелает ребенка в Раю, то его вынашивание, рождение и взросление произойдут в течение часа так, как он пожелал», то кто-то может спросить: «А как его совместить с тем, что сказал имам ат-Тирмизи в своём сборнике «ас-Сунан» (2563) после его приведения: “Ученые разошлись в этом вопросе. Некоторые говорили, что в Раю будет половой акт, но не будет рождаемости, и это передается от Тауса, Муджахида и Ибрахима ан-Наха’и. Сказал Мухаммад (аль-Бухари): “Исхакъ ибн Ибрахим говорил об этом хадисе: «Если верующий пожелает ребенка в Раю, то его вынашивание, рождение и взросление произойдут в течение часа так, как он пожелал. Однако он не пожелает этого”. Также передается от Абу Разина аль-‘Укъайли, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, у обитателей Рая не будет детей»”.

Ответ на это с дозволения Аллаха таков:

Что касается хадиса от Абу Разина аль-‘Укъайли, упомянутого имамом ат-Тирмизи, то шейх аль-Мубаракфури в своём комментарии к «ас-Сунан» сказал: “Я не нашел того, кто приводил бы этот хадис с таким текстом. Однако есть хадис, который приводит Ахмад со слов Абу Разина аль-‘Укъайли, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Праведные женщины в Раю будут для праведных мужчин, которые будут наслаждаться друг другом так же, как вы делали это в мире этом. Однако они не будут рожать». См. “Тухфатуль-ахуази” 6/435.

Что касается слов Исхакъа: «Если верующий пожелает ребенка в Раю, то его вынашивание, рождение и взросление произойдут в течение часа так, как он пожелал. Однако он не пожелает этого», то шейх аль-Альбани сказал про последнее предложение: “Слова Исхакъа не относятся к хадису, а также это то, на что нет доказательства в достоверной Сунне. И явный смысл хадиса опровергает эти слова”. См. “Мишкат аль-масабих” 3/1571.

Что же касается хадиса, который упомянул шейх аль-Мубаракфури, то это длинный хадис, который приводит имам Ахмад у себя в «аль-Муснад» (4/13) и другие со слов Абу Разина Лякъыта ибн ‘Амира аль-‘Укъайли, в котором описываются события Судного Дня, Ада и Рая. Учёные разногласили относительно его достоверности. Среди тех, кто усиливал и доказывал его достоверность, был имам Ибн аль-Къайим.

Но сколько же существует хадисов, смысл которых правильный, однако из-за иснада имамы отвергали их, называя слабыми и ложными! Поэтому саляфы говорили о важности того, чтобы смотреть на иснад хадиса прежде, чем на его смысл. Ведь если хадис принимать или отвергать по причине смысла, то многие недостоверные хадисы, соответствующие позиции того или иного мазхаба принимались бы, а несоответствующие отвергались бы. Поэтому имам науки хадисоведения – Яхья ибн Са’ид аль-Къаттан говорил: “Не смотрите сразу на сам хадис, однако смотрите сначала на его иснад. И если иснад достоверный , принимайте его, а в противном случае , если иснад его недостоверен , не обольщайтесь этим хадисом!” аль-Хатыб в “аль-Джами’ ли ахлякъ ар-рауи” 140, аз-Захаби в “ас-Сияр” 9/188.

Что же касается обсуждаемого хадиса от Абу Разина аль-‘Укъайли, который привёл ат-Тирмизи, то хафиз Ибн Касир сказал о нем: “Очень редкий хадис, а некоторые тексты этого хадиса содержат в себе отвергаемые вещи”. См. “аль-Бидая уа-ннихая” 5/72.

‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут в исследовании на книгу Ибн аль-Къайима «Задуль-ма’ад» сказали о данном хадисе: “Иснад его слабый по причине неизвестности передатчиков ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Айяша и Дальхама ибн аль-Асуада. Поистине, никто не называл их надежными, кроме Ибн Хиббана, который по своему обычаю считал надежными неизвестных. И странным является поступок автора (Ибн аль-Къайима) и других. Как они могли посчитать этот хадис достоверным, несмотря на те недостатки, которые имеются в нем?!” См. “Задуль-ма’ад” 3/677.

Также шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут в исследовании на книгу Ибн Касира «аль-Бидая уа-ннихая», в пятом томе, сказал об этом хадисе: “Иснад его слабый, потому что переполнен неизвестными передатчиками, а в некоторых версиях хадиса есть явно отвергаемые вещи, как на это указал автор (Ибн Касир)”. См. “аль-Бидая уа-ннихая” 5/68.

То же самое сказал ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и в семнадцатом томе книги «аль-Бидая», на которую он делал тахкык, когда Ибн Касир вновь упомянул этот хадис. См. “аль-Бидая уа-ннихая” 17/197.

Также и шейх аль-Альбани назвал этот хадис слабым по причине четырех передающих его неизвестных передатчиков. См. “Тыхридж Китаб ас-Сунна” 524, 636.

Но даже если и посчитать данный хадис достоверным, а также и учитывать толкование некоторыми саляфами аята: «У них там (в Раю) будут очищенные супруги, и они пребудут там вечно» (аль-Бакъара 2: 25), о котором Муджахид сказал: “Т.е. очищенные от месячных, справления малой и большой нужды, мокроты, слюней, выделений и рождения” (См. “Тафсир ‘Абду-р-Раззакъ” 1/63, “Тафсир Ибн Аби Хатим” 265), то нет в этом противоречия с обсуждаемым хадисом о том, что если верующий пожелает ребёнка в Раю, Аллах дарует ему его. Слова о том, что не будет в Раю рождения, указывают на то, что этого не будет в таком виде, как это было в мирской жизни, как и не будет рождаемость следствием полового акта со всем из этого вытекающим результатом, как это установлено в мире этом. Тогда как тот из верующих, кто пожелает ребёнка, Аллах дарует ему его, как это сказал хафиз Ибн Касир в “аль-Бидая”. И нет в этом ничего удивительного, ведь Всевышний Аллах сказал: «Для них там (в Раю) будет то, чего желают души и в чем услада для глаз» (аз-Зухруф 43: 71).

([4]) Всевышний Аллах ответил на мольбы его отца и сподвижников, ибо его сын – Ийяс действительно стал одним из самых умных, проницательных и знающих людей. Он был учителем таких саляфов, как Шу’ба и Айюб ас-Сахтияни, и был къадыем (судьей), которого в последствии всегда приводили в качестве примера. ‘Абдуллах ибн Шаузаб говорил: “Раньше говорили, что человек с полноценным разумом рождается лишь раз в сто лет, и они (саляфы) считали, что Ийяс ибн Му’ауия из их числа”. См. “аль-Ма’рифа уа-ттарих” 2/354.

Рассказывал аль-‘Иджли: “Как-то зашли к Ийясу три женщины, и когда он увидел их, то сказал: «Что касается одной из них, то она кормящая, другая девственница, а третья разведенная». Его спросили: «А как ты узнал это?!» Он ответил: «Кормящая та, которая поддерживала грудь рукой, когда садилась. Что касается девственницы, то когда она вошла, она не посмотрела ни на кого. Ну а разведенная, как только она зашла, то стала бросаться взглядом на мужчин»”. См. “аль-Бидая” 9/427.

([5]) Не следует путать имя «‘Асыя» (عاصية) с именем «Асия» (آسية), как звали жену фараона, которая была одной из праведнейших женщин мира этого.

([6]) Среди имамов было разногласие относительно слова «къадум». Одни сказали, что речь идет о местности с таким названием, и это мнение выбрал имам аль-Бухари. А другие говорили, что речь идет о тесле, инструменте плотников, с помощью которого пророк Ибрахим (мир ему) совершил обрезание. Абу Я’ля и аль-Байхакъи привели со слов ‘Али ибн Раббаха: “Ибрахиму было велено совершить обрезание, и он обрезал себя теслом, что было очень болезненно для него. Тогда Аллах ниспослал ему: “Ты поторопился, и сделал это прежде, чем Мы сообщили тебе, какой инструмент использовать”. Он сказал: “О Господь, я не хотел задерживаться с повиновением Твоему приказу”. См. “Фатхуль-Бари” 11/91.

([7]) Смысл слов «Сбрей с себя волосы времен неверия» ученые пояснили тем, что речь шла о волосах, прическах, которые носили язычники во времена неверия. Шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади сказал: “Аллаху ведомо лучше, но смысл хадиса не в том, что каждому принявшему Ислам необходимо брить голову так же, как ему необходимо совершить полное омовение. Напротив, причисление волос к неверию указывает на то, что брить следует те волосы, которые были отличительным признаком неверия, а вид таких волос отличается от города к городу. Например, у неверных из Индии или Египта имелся на голове участок с длинными волосами, которые они вообще не укорачивают. И когда они бреют голову, то не трогают этот участок. И такой вид волос имеет явное различие между неверием и Исламом, по этой причине Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и повелел им сбрить волосы”. См. «‘Аун аль-Ма’буд» 2/15.

([8]) Тальбия – это слова, которые паломник произносит во время хаджа и ‘умры: «Вот я перед Тобой, о Аллах! Вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой, и нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Поистине, Тебе надлежит хвала, и Тебе принадлежит милость и владычество! Нет у Тебя сотоварища!»

([9]) Касательно аята: «Они вдвоем воззвали к Аллаху, Господу своему: “Если Ты даруешь нам праведного ребёнка, то мы непременно будем в числе благодарных”. Когда же Он даровал им обоим праведного ребёнка, они стали приобщать к Нему сотоварищей в том, чем Он одарил их», то в некоторых исламских источниках упоминается ошибочное мнение, что в этих аятах речь идет про Адама и Еву.

Со слов Самуры сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда Хауа (Ева) рожала, вокруг нее кружил иблис, и ее дети умирали. Тогда иблис сказал: “Назови его Абдуль-Харис и он будет жить!” И она назвала рожденного Абдуль-Харисом и он жил. И это было из числа наущений шайтана и его велений». Ахмад 5/11, ат-Тирмизи 3077, ат-Табари 10/623.

Однако этот хадис не достоверный, о чем говорили хафиз Ибн Касир и шейх аль-Альбани. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” № 342.

Также передается со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), что он сказал: “Когда Адам овладел Евой, она забеременела от него. Тогда пришел к ним иблис и сказал: “Я – ваш товарищ, который вывел вас из Рая. Повинуйтесь же мне, а не то я сделаю вашего ребёнка рогатым, и он разорвет тебе живот. Я непременно сделаю это!” Он продолжал их запугивать, требуя, чтобы они нарекли его ‘Абдуль-Харисом. Однако они отказались повиноваться ему, и ребёнок родился мертвым. Затем она забеременела во второй раз, и иблис опять пришел к ним и сказал то же самое. И в этот раз они отказались, и ребёнок опять родился мертвым. Она забеременела в третий раз, и опять пришел иблис и напомнил им о случившемся дважды. На этот раз любовь к ребёнку овладела ими, и они назвали его ‘Абдуль-Харисом. Поэтому было сказано: «…они стали приобщать к Нему сотоварищей в том, чем Он одарил их». Са’ид ибн Мансур 973, Ибн Аби Хатим 8654.

Однако это сообщение также является недостоверным. Имам Ибн Хазм назвал его выдуманным, а шейх Ибн ‘Усаймин подробно разъяснил недостоверность этого сообщения. См. “аль-Къауль аль-муфид” 3/67-69.

([10]) Хаман – визирь фараона, к которым Аллах послал пророка Мусу (мир ему) с увещеванием. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 6/432.

([11]) Вероятно, речь идет об известном хадисе: «Все сыны Адама часто ошибаются, а лучшими из ошибающихся, являются кающиеся». ат-Тирмизи 2499, Ибн Маджах 4251. Имам Ибн аль-Къаттан, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Но может и об этом: «Каждого человека в день его рождения касается шайтан, и от его прикосновения ребенок начинает кричать. И он касался каждого, кроме Марьям и ее сына (‘Исы)». аль-Бухари 4548, Муслим 2366.

([12]) На тот момент Джабиру не было даже десяти лет.

([13]) Это сообщение от ‘Умара не противоречит тому, о чём Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обращался с мольбой, говоря: «О Аллах, сделай уделом семьи Мухаммада дневное пропитание!» аль-Бухари 6460, Муслим 1055.

Касательно обсуждаемого сообщения шейх аль-Мубаракфури сказал: “Хафиз (Ибн Хаджар) говорил: «Это не противоречит хадису от ‘Аиши, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) умер, а его кольчуга была заложена (у иудея) за ячмень, т.к. можно объединить между этими двумя хадисами: Он откладывал для своей семьи их пропитание на год, но если на протяжении года кто-то приходил к нему по нужде, он выделял для него с запаса, после чего нуждался в том, чтобы возместить взятое, и поэтому он взял в долг». Сказал ас-Суюты: «Этому не противоречит сообщение, в котором говорится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не откладывал запаса для завтрашнего дня, поскольку в этом случае речь идёт о запасе для себя, а это – для других». Сказал ан-Науауи: «В этом хадисе указание на дозволенность откладывания пропитания в целях запаса на год, а также дозволенность откладывания для семьи, и это не противоречит упованию! Учёные единогласны в том, что дозволено человеку запасаться тем, что он использует в своём поселении, как это делал Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Однако если он хочет купить на рынке и запастись пропитанием для своей семьи, то следует посмотреть: если это делается в такое время, когда еды мало, тогда это не дозволено, однако он должен купить такое количество, чтобы не притеснить тем самым мусульман, т.е. купить пропитание на несколько дней или месяц. Если же это делается во время изобилия, то пусть купит пропитание на год или больше. Такое разъяснение в этом вопросе передал аль-Къады (‘Ийяд) от большинства учёных. Передаётся от некоторых, что это (запасаться на год) дозволено в любом случае”. См. “Тухфатуль-ахуази” 5/340.

([14]) Если же вышло так, что отец какого-либо семейства не является праведным и зарабатывает на запретном, не принимая никаких наставлений, то нет на членах его семьи греха за использование того, что он расходует на них, так как запретное имущество является таковым именно для того, кто заработал его, а не для других. Когда шейха Ибн ‘Усаймина спросили о семье, чей отец работает в банке, как быть с едой, что он покупает и имуществом, которое он на них тратит, он ответил, что грех на отце, который зарабатывает греховным способом, а на семье греха нет. См. “аль-Ликъа аш-шахрий” 45, вопрос № 16.

([15]) В этом хадисе содержится указание на то, что родитель имеет право забирать подарок, который даровал своему ребёнку, в отличие от других людей, у которых нельзя забирать подарки, что является исключением, ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Человек, забирающий назад то, что он подарил, подобен псу, который возвращается к своей блевотине и поедает её». аль-Бухари 2589, 2621, Муслим 1622.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) использовал подобное выражение для того, чтобы подчеркнуть отвратительность поступков такого рода.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 265; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!