Я вам из одного усердия служу
ТЕМА № 11
Творчество Дениса Ивановича ФОНВИЗИНА (1745 - 1792)
П л а н :
Литературоведение о роли и художественном методе Фонвизина.
Жизнь, журналистика и ранние сатирические произведения Фонвизина.
Драматургия: комедии Фонвизина «Корион» и «Бригадир».
Комедия Фонвизина «Недоросль».
Последние произведения Фонвизина.
Литература:
1. Учебники Благого (1955), Орлова и Федорова (1972). Хрестоматии.
2. Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин. – М.: 1953.
3. Макогоненко Г.П. От Фонвизина до Пушкина. – М.-Л.: Гослитиздат,1969.
4. Л.И.Кулакова. Денис Иванович Фонвизин. – М.-Л.: Просвещение, 1966.
5. Сб. «Развитие реализма в рус. лит-ре».- В 3 т. – Т.1.- М.: 1972. (статья Н.Л.Степанова. Просветительский реализм: Фонвизин, Хемницер, Новиков, Радищев, Крылов, Грибоедов). – с.43-121.
1. Литературоведение о роли и художественном методе Фонвизина.
В первую пол. 20-го века Фонвизина называли просто САТИРИКОМ и просто реалистом (не уточняя, каким реалистом). Так писали о нём Благой, Макогоненко.
Во второй пол. 20-го века постепенно стали уточнять.
Федоров в 1990 г в учебнике пишет: в «Бригадире» он отступил от классицизма (а как, не пишет, вообще в этом учебнике много неточностей и ошибок. Не даю для чтения).
А «Недоросль» - это начало критического реализма (нон как это, неясно).
Глубже всех писал Н.Л.Степанов: Фонвизин – это просветительский реализм, т.е. изображение сословных характером в сословных обстоятельствах.
|
|
ОДНАКО – на самом деле, как увидим, у Фонв. было постепенное и разностороннее развитие м е т о д а:
А) начал с критики классицизма и романтизма (Басня «Лисица-казнодей», «Послание к слугам моим…», «Корион»);
Б) продолжил как просветит реалист ( «Бригадир»);
В) дальше - просв. реалист в большой долей общечеловеческого реализма.
Посмотри это на его произведениях подробнеею
2. Жизнь, журналистика и ранняя сатира Фрнвизина .
Родился в семье среднего дворянства. Мать добрая, чуткая, отец после отставки военной стал работать в Ревизионной комиссии, НО отец был человеком честным и неподкупным (его черты характера – у Стародума в «Недоросле»).
Первое воспитание – в семье. Отец его сам учил истории, приучил к чтению, к гувернерам-французам относился презрительно.
Затем – гимназия при Моск. ун-те. Затем – в Моск ун-те. Был в кружке литера-турном, которым руководил поэт Херасков. Учился тщательно. Был среди лучших учеников.
После Моск. ун-та – стал работать в Иностранной Коллегии переводчиком
c латинского яз., с французского, немецкого. Рано стал писать. Интересовался работой театра. Вступил в Лит. кружок Елагина. Пьеса Фонв. «Корион» вошел в репертуар нового театра Волкова.
|
|
Чтение комедии «Бригадир» в присутствии Екатерины, потом Павле привело Фонв. к знакомству с Н.И.Паниным, начальником Иностранной коллегии. Фонв. стал личным секретарем Панина в Иностранной коллегии.
Об этом П.Н.Берков: «Можно не сомневаться, что значительная роль в делах дипломатии принадлежит Фонвизину».
Херасков привлек Фонв. к участию в своем журнале «Полезные увеселения». Здесь Фонв. печатал свои переводы:
· Переводы басен Гольберга – на неправосудие, кичливость и тщеславие знатных особ, на ханжество духовенства, осмеивает лицемерие, лживость, трусость, дурное воспитание. Эти переводы помогли ему выработать свой стиль.
· Переводы об употреблении зеркал в древности, о способах обучения рисованию, статьи франц. критиков о стихотворстве.
· Большие переводы – трагедия Вольтера «Альзира», она наделала много шума в России; 4-томный роман франц.писателя-аббата Террасона «Геройская доброде-тель Или жизнь Сифа, царя Египетского». Роман наполнен поучениями царям, вельможам, показывает образец идеального гос-ва и идеального правителя.
Ранние сатирические произведения Фонвизина:
|
|
Сатирич. стихи его были смелыми. ДВА САМЫХ СМЕЛЫХ стиха:
«ЛИСИЦА-КАЗНОДЕЙ» (проповедница): (1762 г.) (в первые дни царств.Екатерины)
Умер царь зверей Лев. В лесу собрались звери хоронить Льва. Лисица произносит панегирик, похвалу ему. «Он был добродетельный… скотолюбие в душе своей питал.. порядка насадитель, наук был друг и покровитель». КРОТ слушал-слушал и возмутился: «О лесть подлейшая! Я знал Льва коротко… Он был пресущий скот! ».
Рядом стояла СОБАКА, удивилась наивности Крота и заявила: «Чему дивишься ты? Что знатному скоту льстят подлые скоты» и заключает: «…видно, никогда ты не жил меж людьми!».
В 1763-66 – «ПОСЛАНИЕ К СЛУГАМ МОИМ ШУМИЛОВУ, ВАНЬКЕ и ПЕТРУШКЕ»:
Выясняется вопрос о цели и смысле жизни. На вопрос лирич. героя «На что сей создан свет?» старый слуга Шумилов отвечает: не знаю. Кучер Ванька отвечает: я много видел разных людей – и точно: «дурен здешний свет!», «Столь много времени неправдою живёт». Не знает и слуга Петрушка. И все опять спрашивают барина: «На что сей создан свет?».
Важны тут и подробности. Многие строки изымались весь 19 век. Вот они:
Попы стараются обманывать народ.
Слуги дворецкого, дворецкие господ,
|
|
Друг друга господа, а знатные бояре
Нередко обмануть хотят и государя.
И всякий, чтоб набить потуже свой карман,
За благо рассудил приняться за обман.
До денег лакомы посадские, дворяне,
Судьи, подъячие, солдаты и крестьяне.
Смиренны пастыри душ наших и сердец
Изволят собирать оброк с своих овец.
Овечки женятся, плодятся, умирают,
А пастыри притом карманы набивают.
За деньги чистые прощают всякий грех,
За деньги множество в раю сулят утех…
За деньги самого всевышнего творца
Готовы обмануть и пастырь, и овца!..
Фонвизин своим Посланием заявил, что мир преступен, а как его исправить, в чем смысл жизни человека – не ответил. Высмеял здесь и философов, кот. говорили, что Бог дал начало жизни, и поэтому все в мире РАЗУМНО.
Позднее Белинский заявил: «Это злое послание переживет все толстые поэмы того времени».
3. ДРАМАТУРГИЯ ФОНВИЗИНА.
Комедия «КОРИОН» - раннее, первая комедия, 1764 г. - переделка драмы франц. поэта Грессе «Сидней». Приспособил пьесу к русской жизни: дал слуге имя Андрей, действие – в подмосковской деревне, ввёл крестьн, которые жалуются на тяжесть своей жизни.
Этой комедией Фонв. перенес сентиментализм на русскую сцену.
СЮЖЕТ: Мол.человек Корион, изменивший своей любовнице, позднее раскаивается, но ЗЕНОВИЯ исчезла. Корион от отчаяние, не видя цели в жизни, приезжает в деревню и ПРИНИМАЕТ Яд… Ждёт смерти.
Тут приходят крестьяне с жалобой на свою жизнь: «Да мы разорены!»
Приходит его друг Менандр (имя, помните, стало символом мудрости учителя еще со времен первых десятилетий 18 в. – из ). Выясняет, почему Корион печальный. Много монологов Менандра и много поучений типа:
В уединеньи жить не должен человек…
Ты хочешь повторить свои слова, конечно,
Что победить нельзя нам чувствие сердечно?
Но я такую мысль советую забыть:
Какими хочем мы, такими можем быть.
Рассудок чувствие свободно одолеет.
Над сердцем человек власть полную имеет!
И еще: Ты должен посвятить отечеству свой век,
Коль хочешь навсегда быть честный человек!
Тут появляется Зеновия. Простила его. Корион уже хочет жить, но яд –то принят.
Однако время идет, а Яд всё не действует.
Корион недоумевает . А за спиной его стоит слуга Андрей – И УХМЫЛЯЕТСЯ.
Наконец, выясняется, что он, слуга, подменил стакан с ядом:
В тот час, когда ваш дух отчаянием рвался,
Я в спальню к вам тогда тихохонько пробрался,
И, видя на столе в стакане яд готовый…
Яд выливши, стакан наполнил я водой,
Которой вы потом изволили напиться.
Вы живы так, как я, мне можно в том божиться…
К о р и о н
Иль вижу то во сне?..
Зеновия!.. Менандр!.. А ты, который мне
Причиной стал теперь и жизни и отрады!..
Чем можно заплатить?..
А Н Д Р Е Й
Не требую награды.
Я вам из одного усердия служу
И в том одном свое веселье нахожу,
Я жизни счастливой усердно вам желаю
И с днем рождения нижайше поздравляю!
И в конце А Н Д Р Е Й говорит, заканчивая комедию:
Не должно никогда так светом нам гнушаться:
Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 183; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!