Только Тебе мы поклоняемся, и только Тебя мы просим о помощи»,



(Аллах) говорит: «Это то, что между Мной и Моим рабом,

и Моему рабу - то, что он просил». И если (раб) говорит:

اهْدِنَا الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ صِرَاطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ غَيْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَلَا الضَّالِّينَ

Веди нас по прямой дороге, дороге тех, кого ты облагодетельствовал,

 не тех, кто под гневом, и не заблудших», (Аллах) говорит:

«Это для Моего раба, и для Моего раба - то, что он просил».

Подобным образом его передал Насаи («Книга «Корана», 38) через Исхака ибн Рохавайха.

Муслим (№3953) и Насаи («Коран», 37) передали его по другой цепочке

 через Кутайбу с тем же контекстом, но со словами:

«Половина ее – Мне, а половина - Моему рабу. И для Моего раба – то, что он просил». Подобным образом его передал Исхак ибн Рохавайх со слов аль-‘Аля (2/286). Муслим передал его по двум цепочкам через Ибн Джурайджа и Абу Увайса. Тирмизи сказал: «Это хороший хадис, и я спросил у Абу Зур‘ы,

 и он сказал: «Оба хадиса – достоверные». ‘Абдуллах, сын Имама Ахмада, передал его

 от Абу Хурайры со слов Убаййа ибн Ка‘ба в более длинном виде.

Ибн Джарир передал такой же хадис от Джабира ибн ‘Абдуллаха:

 «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 «Всевышний Аллах сказал: «Я разделил молитву между Мной и Моим рабом на две части, и Моему рабу то, что он просил. Если раб говорит: «Хвала Аллаху,

 Господу миров», Всевышний Аллах говорит: «Мой раб восхвалил Меня».

 Если раб говорит: «Милостивому и Милосердному», то Всевышний Аллах говорит:

 «Мой раб похвалил Меня». (Аллах) сказал: «Это – для меня, а остальное – для него».

 Однако в таком виде данный хадис является малоизвестным («гариб»).
Что связано с этим хадисом. Несколько особенностей суры «аль-Фатиха»

 (В этом хадисе) использовано обобщенное слово «молитва»,

 и здесь под этим подразумевается «чтение»  как сказал Всевышний Аллах:

وَلَا تَجْهَرْ بِصَلَاتِكَ وَلَا تُخَافِتْ بِهَا وَابْتَغِ بَيْنَ ذَلِكَ سَبِيلًا

«Не совершай свою молитву громко и не совершай его шепотом,

 а выбери среднее между этим» (Ночной перенос-110),

«свою молитву» то есть, «свое чтение»,

 как это сказано явно в достоверном сборнике от Ибн ‘Аббаса.

Деление чтения «аль-Фатихи» в данном хадисе указывает на большую важность этого чтения в молитве, и на то, что это чтение является одним самых больших столпов молитвы, поскольку обобщенным словом «поклонение» подразумевается ее часть, а здесь эта часть - чтение. Так же, как и обобщенным словом «чтение» имеется в виду «молитва» в словах Всевышнего Аллаха: (وَقُرْآنَ الْفَجْرِ إِنَّ قُرْآنَ الْفَجْرِ كَانَ مَشْهُودًا)

И читай Коран на рассвете. Воистину,

 на рассвете Коран читают при свидетелях» (Ночной перенос-78).

Здесь имеется в виду утренняя молитва, как это сказано явно в двух достоверных сборниках (Бухари №648, Муслим №649), что ангелы ночи и дня будут этой молитве свидетелями.

Это указывает на то, что невозможно обойтись без чтения в молитве,

и в этом ученые единогласны.

Однако ученые разногласили в вопросе, является ли обязательным чтение в молитве

чего-либо, кроме «Фатихи», или же ее или другой суры достаточно.

Здесь имеется два известных мнения.

1) Абу Ханифа, согласившиеся с ним его сподвижники и другие считали,

что чтение («Фатихи») не обязательно в молитве, и достаточно чтения чего-либо из Корана. Они приводили в доказательство общность слов Всевышнего Аллаха: (فَاقْرَءُوا مَا تَيَسَّرَ مِنْهُ)

 «Читайте из него (Корана) то, что необременительно» (аль - Муззаммиль -20)  и то,

что приведено в двух «Сахихах» (Бухари №757, Муслим №397) в хадисе Абу Хурайры в рассказе о человеке, плохо совершившем молитву,что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Если ты встанешь на молитву, то возвеличь Аллаха,

А затем читай то что необременительно тебе из Корана».

 Они сказали: «Он велел ему прочесть то, что необременительно,

 и не обязал его читать «Фатиху» или другую суру.

2) Мнение заключается в том, что обязательно читать суру «Фатиха» в молитве,

 и что молитва другой сурой не засчитывается. Это мнение остальных имамов: Малика, Шафии, Ахмада ибн Ханбаля и их сподвижников, а также большинства ученых.

Они привели в доказательство вышеупомянутый хадис, когда посланник Аллаха,

да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто совершил молитву и не прочел Мать Корана, у того молитва будет недостаточной, неполноценной» (Муслим №395).

Они также привели в доказательство хадис в двух «Сахихах» (Бухари №756, Муслим №394)

от ‘Убады ибн Самита, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет молитвы для того, кто не прочел «Открывающую Книгу»,

а также в «Сахихе» Ибн Хузаймы (№490), Ибн Хиббана (№1789) от Абу Хурайры,

что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не засчитывается молитва того, кто не прочел Мать Корана».

И хадисов на эту тему - множество. Дискуссия на эту тему длительна,

и мы указали источник (имамов), да смилуется над ними Аллах

.

 Кроме того, Шафии и группа ученых считали,

 что обязательно читать «Фатиху» в каждом рак‘ате молитвы.

 Другие сказали, что обязательно читать ее лишь в большинстве рак‘атов.

Аль-Хасан и большинство басрийских ученых считали, что обязательно читать «Фатиху» лишь в одном рак‘ате молитв, ссылаясь на абсолютность (то есть неограниченность смысла) хадиса: «Нет молитвы тому, кто не прочел в ней «Открывающую Книгу».

 

Абу Ханифа, его сподвижники, Саври, Авза‘и считали, что не обязательно ее чтение,

и засчитывается чтение другой суры, основываясь на словах Аллаха: (فَاقْرَءُوا مَا تَيَسَّرَ مِنْهُ)

«Читайте из него (Корана) то, что необременительно».

А лучше всего об этом известно Аллаху.

 

Ибн Маджа (№839) передал хадис от Абу Са‘ида (аль-Худри)

, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 «Нет молитвы для того, кто не прочел в каждом рак‘ате (суру)

 «аль-Хамду» и (еще) одну суру в обязательной или другой молитве».

 Однако есть сильные сомнения в достоверности этого хадиса.

Все это проверено в книге «Ахкам аль-Кабир». А лучше всего об этом известно Аллаху.


Обязательно ли чтение «Фатихи» для стоящего позади имама.

Здесь имеется три мнения ученых.

Первое мнение: обязательно ее чтение для него так же, как оно обязательно и для имама, согласно общности вышеприведенных хадисов.

 

Второе мнение: стоящему позади имама вовсе необязательно чтение ни «Фатихи»,

 ни другой суры, ни в молитве с чтением вслух, ни в молитве с чтением про себя, согласно хадису в «Муснаде» Имама Ахмада ибн Ханбаля (3/339) от Джабира ибн ‘Абдуллаха,

 что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«У кого есть имам, то чтение имама является его чтением».

 Однако в цепочке этого сообщения имеется слабость. Малик (1/84) передал его от Вахба ибн Кайсана

с собственных слов Джабира. Этот хадис передан различными недостоверными путями,

а лучше всего об этом известно Аллаху.

 

Третье мнение: Чтение для стоящего позади имама обязательно в молитве,

с чтением про себя согласно вышеприведенным доказательствам, и необязательно с чтением вслух согласно хадису Муслима (№404) от Абу Мусы аль-Аш‘ари,

что посланник Аллаха , да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 «Имам поставлен лишь для следования ему. И если он возвеличит Аллаха,


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 253; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!