Некоторые основные принципы социальной психологии и групповой динамики



Политический опыт Второй мировой войны, во время которой тысячи явно нормальных людей были вовлечены в такие проекты, как деятельность концентрационных лагерей, где убивали миллионы евреев и других, вызвал громадный интерес среди психологов (4). Как так получилось, что люди, которые вели обычную жизнь до прихода к власти в Германии Адольфа Гитлера, оказались втянутыми в сознательную попытку уничтожить целую группу людей? Со времени Второй мировой войны были проведены тысячи социальных психологических экспериментов, как групповых, так и индивидуальных. Чистым результатом этих исследований был последовательная демонстрация замечательной силы методик модификации поведения, подчинения группе и повиновения авторитету. Эти три фактора известны в психологической терминологии как “процессы влияния”. Одно из самых замечательных открытий социальной философии заключается в том, что в своих попытках найти самый подходящий ответ на социальную ситуацию мы иногда реагируем на информацию, полученную подсознательно.

Например, класс студентов-психологов однажды “составил заговор”, чтобы использовать методики модификации поведения в отношении своего преподавателя. Когда профессор читал лекцию, студенты улыбались и действовали внимательно, когда он двигался налево по комнате. Когда он двигался вправо, студенты казались скучающими и беспокойными. Вскоре профессор начал двигаться влево, и после нескольких занятий он вел каждую лекцию, опираясь на левую стену.

Но вот где ключевая точка: когда студенты посвятили профессора в шутку, он настаивал, что ничего подобного вообще не случилось — что они его просто дурачат! Он не видел ничего странного в том, чтобы опираться на стену, и сердито настаивал на том, что это просто его личный стиль чтения лекции — нечто, что он предпочитает делать по собственной доброй воле. Он явно не осознавал, как на него оказывали влияние.

Конечно, при обычных обстоятельствах не все люди вокруг нас тайно замышляют, как заставить нас что-то сделать. Они просто действуют более или менее так, как обусловлены действовать культурно, что, в свою очередь, обуславливает нас. В конечном счете, именно так навсегда сохраняется культура. Однако, в деструктивном культе процесс модификации поведения организуется на сцене вокруг новых завербованных, которые, разумеется, понятия не имеют о том, что происходит.

Если мощными являются методики модификации поведения, то таковы же влияния подчинения и повиновения авторитету. Знаменитый эксперимент по подчинению доктора Соломона Эша (5) показал, что люди будут сомневаться в собственных восприятиях, если они помещены в социальную обстановку, где, как кажется, самые уверенные люди в группе все дают неправильный ответ на вопрос. Другой психолог, Стэнли Милгрэм, проводил тестирование людей по повиновению авторитету и обнаружил, что более 90 процентов субъектов обычно подчиняются приказам, даже если они уверены, что их выполнение причинит физическое страдание другому человеку. Милгрэм писал: “Суть повиновения состоит в том факте, что человек начинает рассматривать себя как инструмент выполнения желаний другого человека, и поэтому больше не считает себя ответственным за свои собственные действия” (6).

Четыре компонента контроля сознания

Очевидно, нельзя начать понимать контроль сознания, не осознавая силы методик модификации поведения, а также влияния подчинения и повиновения авторитету. Если мы возьмем эти понятия из социальной психологии в качестве основы, то будем в состоянии определить важнейшие компоненты контроля сознания. Как я убедился, контроль сознания в значительной степени можно понять путем анализа трех компонентов, описанных психологом Леоном Фестингером, в том, что стало известно как “теория когнитивного диссонанса” (7). Это следующие компоненты: контроль поведения, контроль мышления и контроль эмоций.

Каждый компонент имеет мощное воздействие на два других: измените один, и другие будут проявлять тенденцию следовать за ним. Добейтесь успеха в изменении всех трех, и индивид будет сметен напрочь. Однако, на основании своего опыта по исследованию деструктивных культов я добавил один дополнительный компонент, который является жизненно важным: контроль информации. Если вы контролируете информацию, получаемую кем-то, то ограничиваете его свободную способность думать самостоятельно. Я называю эти факторы четырьмя компонентами контроля сознания, и они служат основными ориентирами для понимания того, как работает контроль сознания.

Теория когнитивного диссонанса не настолько непривлекательна, как это может казаться по ее названию. В 1950 году Фестингер таким образом суммировал свой основной принцип: “Если вы меняете поведение человека, его мысли и чувства изменятся таким образом, чтобы свести к минимуму диссонанс” (8).

Что Фестингер подразумевает под “диссонансом”? В основном, он имел в виду конфликт, который происходит, когда мысль, чувство или поведение меняется в противоречии с двумя другими. Человек может терпеть только определенный объем разногласий между мыслями, чувствами и действиями, которые, в конце концов, составляют различные компоненты его личности. Теория Фестингера утверждает, и многие исследования с тех пор это подтверждают, что если один из трех компонентов меняется, два других будут двигаться, чтобы сократить диссонанс.

Как это род “сдвига” применить к поведению людей в культах? Фестингер искал место для изучения своих идей в реальном мире. В 1956 году он написал книгу “Когда пророчество не сбывается” ( When Prophecy Fails , Festinger ) о культе Висконсинского летающего блюдца, чей лидер предсказал конец света. Культовый лидер заявил, что он находится в мысленном контакте с чужаками с других планет. Последователи продали дома, отдали деньги и в назначенный день встали на склоне горы, ожидая всю ночь, что их подберут летающие блюдца, прежде чем потоп разрушит мир на следующее утро.

Когда утро пришло без блюдец и без потопа (только поток сатирических новостей, рассказывающих о группе), можно было ожидать, что последователи утратят иллюзии и рассердятся. Это сделали немногие — примыкающие к группе члены, вложившие немного времени или энергии. Но большинство членов были еще более убежденными, чем когда-либо. Лидер объявил, что чужаки видели их преданное бодрствование и решили пощадить Землю. Члены “завелись”, чувствуя себя более преданными лидеру после того, как оказались в драматичной позиции, закончившейся публичным унижением.

Теория когнитивного диссонанса объясняет, почему происходит это новое усиление преданности. Согласно Фестингеру, человек нуждается в том, чтобы поддерживать порядок и смысл в своей жизни. Ему необходимо думать, что он действует в соответствии с представлением о самом себе и ценностями. Если его поведение меняется по какой-либо причине, его представление о самом себе и ценности меняются, чтобы сохранить соответствие. Относительно культовых групп важно понимать, что они сознательно создают таким образом диссонанс у людей и эксплуатируют и контролируют их.

Давайте поближе посмотрим на каждый из этих компонентов контроля сознания.

Контроль поведения.

Контроль поведения — это регулирование психической реальности индивида. Он включает в себя контроль окружающей среды — где живет, какую носит одежду, какую пищу ест, сколько спит — так же, как и работу, ритуалы и другие действия, которые человек совершает.

Эта необходимость контроля поведения является причиной, по которой большинство культов предписывают очень жесткий распорядок своим членам. Каждый день значительная часть времени посвящается культовым ритуалам и деятельности по идеологической обработке. Членам также типично назначают осуществление специальных целей и задач, ограничивая таким образом их свободное время и поведение. В деструктивных культах всегда есть чем заняться.

В некоторых из наиболее ограничительных групп члены должны просить разрешения у лидеров почти на любое дело. В некоторых группах человека делают до такой степени зависимым в финансовом отношении, что выбор поведения суживается автоматически. Член должен просить плату на проезд на автобусе, деньги на одежду или разрешение на обращение к медицинской помощи, выбор, который большинство из нас воспринимает как нечто само собой разумеющееся. Он должен просить разрешения позвонить другу или родственнику, не входящему в группу. О каждом часе дня следует отчитываться. Такими способами группа может держать вожжи поведения туго натянутыми, а, следовательно, и мыслей с чувствами.

Поведение часто контролируется требованием от каждого действовать, как группа. Во многих культах люди вместе едят, работают, проводят групповые собрания и иногда спят вместе в одной комнате. Индивидуализм не поощряется. К людям могут назначить постоянного “приятеля” или поместить их в небольшое подразделение из полудюжины членов.

Цепь командования в культах обычно авторитарная, исходящая от лидера через его заместителей к их подчиненным руководителям до рядовых. В таком хорошо регулируемом окружении все поведение может либо вознаграждаться, либо наказываться. Это служит руководству для того, чтобы не давать членам поддерживать баланс. Если человек действует хорошо, его могут похвалить вышестоящие, а иногда он может получить подарки или продвижение по службе. Если человек действует неудачно, его могут выбрать публично и критиковать и заставить выполнять черную работу, такую, как мытье туалетов или чистка обуви других членов.

Другие формы наказания могут включать “добровольный” пост, холодные души, бодрствование всю ночь или выполнение исправительных работ. Человек, активно участвующий в собственном наказании, приходит к тому, чтобы верить, что он его заслуживает.

У каждой конкретной группы — свой собственный набор ритуального поведения, помогающий связывать ее воедино. Это может включать в себя манеру речи, позы и выражения лица, а также более традиционные способы представления верований группы. У мунистов, например, мы следовали многим восточным обычаям, таким, как снятие обуви при входе в мунистский центр, сидение на коленях и поклоны при встрече с более старшими членами. Выполнение этих мелочей помогало нам ощущать себя особенными.

Если человек вел себя “без энтузиазма”, он мог столкнуться с лидером и быть обвиненным в том, что он эгоистичен или нечист, или старается недостаточно упорно. Его будут принуждать стать похожим на более старшего члена вплоть до такой степени, чтобы он подражал тону его голоса. Повиновение приказу лидера является самым важным уроком, который следует выучить. Лидеры не могут командовать внутренними мыслями человека, но они знают, что если они руководят поведением, сердца и души пойдут следом.

Контроль мышления.

Контроль мышления, второй важный компонент контроля сознания, включает идеологическую обработку членов настолько тщательную, что они внутренне усваивают доктрину группы, принимают новую языковую систему и применяют методики остановки мышления, чтобы поддерживать мозг в состоянии “сконцентрированности”. Для того, чтобы быть хорошим членом, человек должен научиться манипулировать собственными мыслительными процессами.

В тоталитарных культах идеология внушается в качестве “истины”, единственной “карты” реальности. Доктрина служит не только для того, чтобы фильтровать поступающую информацию, но также регулирует то, как может осмысливаться данная информация. Обычно доктрина является абсолютистской, делящей все на “белое против черного”, “мы против них”. Все, что хорошо, воплощается в лидере и группе. Все, что плохо, находится вовне. Наиболее тоталитарные группы утверждают, что их доктрина доказана научно. Доктрина претендует на то, чтобы отвечать на все вопросы, все проблемы и ситуации. Члену не нужно думать самостоятельно, потому что за него думает доктрина.

Деструктивный культ типично имеет собственный “заряженный язык” слов и выражений. Поскольку язык обеспечивает символами, используемыми для мышления, контролирование определенных слов помогает контролю над мыслями. Многие группы сжато выражают сложные ситуации, наклеивают на них ярлыки и таким образом урезают до культовых клише. Этот ярлык, который является тем, как выражается словесно заряженный язык, управляет тем, как человек думает в любой ситуации.

У мунистов, например, когда бы вы ни имели сложности относительно кого-то, кто либо выше, либо ниже вас по статусу, это называется “проблемой Каин-Авель”. Не имеет значения, кто принимает в этом участие или какова проблема, это просто “проблема Каин-Авель”. Сам термин диктует, как должна быть разрешена эта проблема. Каин обязан повиноваться Авелю и следовать за ним, а не убивать его, как об этом написано в Ветхом Завете. Случай закрыт. Думать иначе было бы подчиниться желанию Сатаны, по которому дурной Каин одерживает верх над праведным Авелем. Критическая мысль относительно неверного поведения лидера не может пробиться через это препятствие в мозгу хорошего члена.

Культовые клише, или заряженный язык, ставят также невидимую стену между верующими и аутсайдерами. Язык помогает членам чувствовать себя особенными и отдельными от обычной публики. Он также служит для того, чтобы смущать вновь пришедших, которые хотят понимать, о чем говорят члены, и думают, что им просто нужно серьезно учиться, чтобы “понимать” истину. В действительности посредством восприятия заряженного языка они обучаются как не мыслить. Они обучаются тому, что понимать — значит верить.

Другой ключевой аспект контроля мышления включает обучение членов блокированию любой информации, которая является критической по отношению к группе. Типичные защитные механизмы извращаются таким образом, что они защищают новую культовую личность человека от прежней личности. Первая линия защиты включает отрицание (“То, что вы говорите, вообще не происходит”), рациональное объяснение (“Это происходит по хорошей причине”), оправдание (“Это происходит потому, что должно происходить”) и принятие желаемого за действительное (“Мне бы хотелось, чтобы это было правдой, так что, может быть, это так и есть”).

Если информация, переданная члену культа, воспринимается как атака на лидера, доктрину или группу, враждебная стена растет вверх. Члены приучены не верить никакой критике. Критические слова могут быть объяснены заранее, как “ложь о нас, помещаемая Сатаной в души людей” или “ложь, которую Мировой Заговор публикует в средствах массовой информации для того, чтобы нас дискредитировать, потому что они знают, что мы за ними охотимся”. Парадоксально, но критика группы подтверждает, что культовый взгляд на мир верен. Представляемая информация не регистрируется соответствующим образом.

Возможно, наиболее широко используемым и эффективным способом контролировать мысли членов являются ритуалы остановки мышления. Членов обучают применять к самим себе остановку мышления. Им говорят, что это поможет вырасти или стать более эффективными. Когда бы ни начал член культа переживать “плохую” мысль, он использует остановку мышления, чтобы заглушить “негативность” и сосредоточиться, таким образом обучаясь, как закрывать все, что угрожает его реальности.

Различные группы используют разные методики остановки мышления: сконцентрированные молитвы, монотонное пение вслух или про себя, медитирование, “говорение на языках”, пение или гудение. Эти действия, многие из которых обычно полезны и ценны, в деструктивных культах извращены. Они становятся совершенно механическими, потому что человек запрограммирован активировать их при первом признаке сомнения, тревоги или неуверенности. В течение недель методика превращается в укоренившуюся. Она фактически становится настолько автоматической, что человек обычно даже не осознает, что только что у него была “плохая” мысль. Он осознает только, что внезапно начал монотонно петь или выполнять ритуал. Используя остановку мышления, члены думают, что растут, когда на деле просто превращают себя в наркоманов. После ухода из культа, применяющего экстенсивные методики остановки мышления, человек проходит через трудный процесс выхода из данного состояния, прежде чем сможет преодолеть эту пагубную привычку.

Остановка мышления — это самый прямой путь устроить короткое замыкание для способности человека проверять реальность. В самом деле, если кто-то способен думать только положительно о своем участии в группе, он абсолютно точно завяз. Поскольку доктрина совершенна, и лидер совершенен, любая проблема, которая неожиданно возникает, рассматривается как вина индивидуального члена. Он обучается всегда обвинять самого себя и работать упорнее.

Контроль мышления может эффективно заблокировать любые чувства, которые не соответствуют групповой доктрине. Он также может служить тому, чтобы удерживать члена работающим, как послушный раб. В любом случае, когда контролируется мышление, контролируются также чувства и поведение.

Эмоциональный контроль.

Эмоциональный контроль,третья часть контроля сознания, пытается манипулировать чувствами человека и сузить их сферу. Чувства вины и страха — необходимые инструменты для удержания человека под контролем. Чувство вины, вероятно, единственный самый важный эмоциональный рычаг для получения подчинения и уступчивости. Историческое чувство вины (например, тот факт, что Соединенные Штаты сбросили атомную бомбу на Хиросиму), личное чувство вины (например, такая мысль, как :”Я живу не в соответствии со своим потенциалом”), вина относительно прошлых действия (например, “Я смошенничал при тестировании”) и социальная вина (например, “Люди умирают от голода”) могут эксплуатироваться лидерами деструктивного культа. Однако, большинство членов культа не могут видеть, что чувства вины и страха используются для контроля над ними. Они обусловлены всегда обвинять самих себя, так что благодарно реагируют всякий раз, когда лидер указывает на их “недостатки”.

Страх применяется для того, чтобы связать вместе членов группы, двумя способами. Первый — это создание внешнего врага, который вас преследует: ФБР, которое вас посалит в тюрьму или убьет, Сатана, который унесет вас в ад, психиатры, которые применят к вам электрошок, вооруженные члены конкурирующих сект, которые вас застрелят или будут пытать, и, конечно, депрограммисты. Второй — это ужас перед разоблачением и наказанием со стороны лидеров. Страх перед тем, что может случиться, если вы плохо выполняете свою работу, может быть очень мощным. Некоторые группы утверждают, что если члены небрежны в своей преданности, то результатом будет ядерное всесожжение или другие бедствия.

Чтобы контролировать кого-либо через эмоции, часто нужно заново определять чувства. Счастье, например, то чувство, которого жаждет каждый. Однако, если счастье определяется как пребывание вблизи Бога, а Бог несчастлив (каким он явно выглядит во многих религиозных культах), тогда путь к тому, чтобы быть счастливым заключается в том, чтобы быть несчастным. Счастье, следовательно, состоит из страдания, чтобы вы могли приближаться к Богу. Эта идея проявляется также и в некоторых некультовых теологиях, но в культе это инструмент для эксплуатации и контроля.

В некоторых группах счастье просто означает следование руководящим указаниям лидера, рекрутировании множества новых членов или добывание множества денег. Счастье определяется как чувство общности, обеспечиваемое культом для тех, кто пользуется хорошим статусом.

Верность и преданность — самые уважаемые из всех эмоций. Членам не позволяют испытывать или выражать отрицательные эмоции, за исключением направленных на аутсайдеров. Членов учат никогда не направлять свои ощущения на себя или на свои потребности, но всегда думать о группе и никогда не жаловаться. Они никогда не должны критиковать лидера, но вместо этого критикуют себя.

Многие группы применяют полный контроль над межличностными взаимоотношениями. Лидеры могут и приказывают людям избегать определенных членов или проводить время с другими. Некоторые говорят членам, с кем они могут вступать в брак, и контролируют все отношения, включая сексуальную жизнь. Некоторые группы требуют, чтобы члены отвергали или подавляли сексуальные чувства, что становится источником скрытого раздражения, которое может быть канализировано в другие отдушины, такие, как более тяжелая работа. Другие группы требуют сексуальности, а члена, который упирается, заставляют чувствовать себя эгоистичным. Любым способом группа осуществляет эмоциональный контроль.

Людей часто выбивают из состояния равновесия, в один момент хвалят и резко критикуют в следующее мгновение. Это злоупотребление методиками модификации поведения — наградой и наказанием — благоприятствует чувствам зависимости и беспомощности. В некоторых группах в один день вы занимаетесь рекламой перед телевизионными камерами в костюме и галстуке, а на следующий день в другом состоянии выполняете ручную работу в качестве наказания за некий воображаемый грех.

Признание в прошлых грехах или неправильных точках зрения также является мощным изобретением эмоционального контроля. Конечно, коль скоро вы публично исповедались, ваш старый грех редко оказывается прощенным в истинном смысле — или забыт. В тот момент, когда вы выбиваетесь из ряда, он будет извлечен и использован для того, чтобы манипулировать вами с целью добиться повиновения. Любой, кто оказывается на культовом исповедальном собрании, должен помнить это предупреждение: Все, что вы скажете, может и будет использовано против вас. Это средство может быть даже расширено до того, чтобы шантажировать вас, если вы покидаете культ.

Самая мощная методика эмоционального контроля — это внушение фобий путем идеологической обработки, упомянутое в главе 3. Людей заставляют испытывать паническую реакцию при мысли об уходе: выделение пота, быстрое сердцебиение, интенсивное желание избежать данной возможности. Им говорят, что если они уйдут, то будут потерянными и беззащитными перед лицом темных ужасов: они сойдут с ума, будут убиты, станут наркоманами или совершат самоубийство. Как на лекциях, так и приглушенным тоном через неформальные сплетни постоянно рассказываются действительные истории о таких случаях. Почти невозможно для идеологически обработанного члена почувствовать, что у него будет хоть какая-то безопасность вне группы.

Когда культовые лидеры говорят публике: “Члены вольны уйти в любое время, когда захотят; дверь открыта”, — они создают впечатление, что у членов есть свободная воля и они просто предпочитают оставаться в культе. В действительности члены могут не иметь реального выбора, потому что они обработаны идеологически таким образом, что имеют фобию в отношении внешнего мира. Внушенные фобии исключают психологическую возможность для человека предпочесть уход из группы просто потому, что он несчастлив или хочет делать что-то другое.

Если эмоции человека успешно подчинены контролю группы, его мысли и поведение направятся следом.

Информационный контроль.

Информационный контроль — последний компонент контроля сознания. Информация — это топливо, используемое нами для поддержания мозга в состоянии должной работоспособности. Лишите человека информации, которая ему необходима для того, чтобы судить здраво, и он будет не в состоянии это делать. Люди попадают в ловушки деструктивных культов, потому что они не только лишены доступа к критической информации, но также испытывают недостаток должным образом функционирующего внутреннего механизма для ее обработки. Подобный информационный контроль имеет поразительное и опустошающее влияние.

Во многих тоталитарных культах люди имеют минимальный доступ к некультовым газетам, журналам, телевидению и радио. Отчасти это от того, что их постоянно занимают чем-то и у них нет свободного времени. Когда они все-таки читают, это прежде всего порожденная культом пропаганда или материал, подвергнутый цензуре таким образом, чтобы “помочь” членам” оставаться сфокусированными.

Информационный контроль распространяется также на все отношения. Людям не позволяют разговаривать друг с другом о чем-либо критическом по отношению к лидеру, доктрине или организации. Члены должны шпионить друг за другом и доносить о неподобающей деятельности или комментариях лидерам. Новым обращенным не разрешается разговаривать друг с другом без присутствия более старшего члена, сопровождающего их в качестве компаньона. Важнее всего, что людям предлагают избегать контактов с экс-членами или критиками. Особенно следует остерегаться тех, кто может обеспечить больше всего информации. Некоторые группы доходят даже до того, что проверяют письма и телефонные звонки членов.

Информация обычно фрагментируется, чтобы удержать членов от знания большой картины. В более крупных группах людям говорят только столько, сколько им “нужно знать” для того, чтобы исполнять свою работу. Член в одной группе, следовательно, не обязательно будет знать о важном юридическом решении, публичном разоблачении в средствах массовой информации или внутреннем диспуте, которые создают суматоху в группе где-то в другом месте. Естественно, что культовые члены ощущают, что знают о происходящем в группе больше, чем аутсайдеры, но консультируя экс-членов, я обнаружил, что они часто знают меньше всего.

Деструктивные организации также контролируют информацию путем наличия многих уровней “истины”. Культовые идеологии имеют “внешние” доктрины и “внутренние” доктрины. Внешний материал является сравнительно мягким для обычной публики или свежих новообращенных. Внутренние доктрины раскрываются только постепенно по мере того, как человек попадает все глубже.

Например, мунисты всегда публично заявляли, что настроены проамерикански, в защиту демократии и в защиту семьи. Мунисты были проамериканцами в том, что желали того, что считали наилучшим для Америки, что заключалось в превращении ее в теократию под управлением Муна. Они полагали, что демократия была установлена Богом, чтобы дать Церкви Унификации пространство для организации теократической диктатуры. Они были за семью, веря, что “истинной” семьей каждого человеческого существа были Мун, его жена и духовные дети. Однако внутренняя доктрина была — и до сих пор остается — заключена в том, что Америка ниже Кореи и должна превратиться в подчиненную по отношению к ней, что демократия — глупая система, которую “Бог подводит к концу”(10), и что людей следует отрезать от “физических” (в противоположность “духовной”) семей, если семьи критичны по отношению к культу.

Член может искренне верить, что внешние доктрины — не ложь, а просто иной уровень истины. Создавая окружающую среду, где правда имеет много уровней, руководители культов делают почти невозможными для человека окончательные объективные оценки. Если у него проблемы, ему говорят, что он недостаточно зрелый, чтобы знать всю истину, но вскоре все будет ясно. Если он будет упорно работать, он заработает право узнать более высокие уровни истины.

Но существует много “внутренних уровней”. Часто продвинувшийся вперед член, думающий, что знает все, все-таки находится в нескольких слоях от центра. Задающие вопросы, настаивающие на том, чтобы знать слишком много слишком быстро, конечно, перенацеливаются на внешнюю цель до тех пор, пока не забудут о своих возражениях.

Контроль поведения, контроль мышления, эмоциональный и информационный контроль — каждый из них имеет громадную власть и влияние на человеческий мозг. Вместе они образуют тоталитарную паутину, которая может манипулировать даже людьми с самым сильным сознанием. Фактически, именно индивиды с самым сильным сознанием становятся самыми вовлеченными и охваченными энтузиазмом членами культов.

Ни одна группа не делает всего, описанного в этом разделе. Я попытался только охватить самую широкую и обычную практику в пределах каждого компонента контроля сознания. Разумеется, определенные культы используют иную практику, но сюда они не включены.

Некоторые виды деятельности могут попадать более чем в одну из этих категорий. Например, некоторые группы меняют имена людей, чтобы ускорить образование новой “культовой” личности. Эта методика может подпадать под все четыре категории.

Среди групп имеется множество вариаций. Например, некоторые группы занимаются открытой идеологической обработкой в направлении фобий; другие крайне утонченны. Наибольшее значение имеет всеохватывающее воздействие на индивида. Действительно ли он не контролирует выбор в своей жизни? Единственный способ ответить заключается в том, чтобы подвергнуть его благоприятным возможностям поразмышлять, иметь свободный доступ ко всей информации, знать, что существует свобода покинуть данную окружающую среду.


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!