ГЛАВА III. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРАТИВНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
знаваемым желанием «взять» вес партнера на себя (гиперответственность) и/или неспособностью отдать свой вес (недоверие).
2. Следующее упражнение очень похоже на предыдущее исследование опоры и поддержки, но на этот раз фокус внимания переходит на партнера, отдающего вес. Каждый раз, находя новое положение на партнере, участник обращает внимание, что невозможно опираться только на партнера, распределяя вес на поверхности опоры и в пространстве. Бессознательное стремление «удержаться» связано со «сжатием», тогда как равновесие находится на пути «расширения». Отдавая вес своего центра на центр партнера, мы находим «точку опоры», и тогда остальные части тела могут находиться в воздухе, правильный баланс приводит к ощущению «полета».
Контрбаланс использует те же идеи, но сам вектор движения направлен в противоположную сторону.
Упражнение проводится в парах, партнеры встают друг напротив друга, берутся за руки и откидываются назад, находя равновесие.
«Попробуйте сесть, а затем встать, не используя силу рук, с прямыми руками. Повторите то же самое, держась за одну руку. Следите за положением и перемещением центра тяжести вашего тела.
Затем оставьте только одну ногу на полу и медленно исследуйте образовавшиеся возможности движения, все время находя новый баланс. Руки остаются прямыми».
СИАМСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ
Цель: тренировка навыков взаимосвязи и взаимозависимости в едином взаимодействии.
|
|
Продолжительность: 15—30 минут.
Музыка: разная, вначале более медленная.
Исполнение: парное.
Процедура
Участники разбиваются на пары. Ведущий предлагает каждой паре представить себя сиамскими близнецами, сросшимися любыми частями тела. «Вы вынуждены действовать как одно целое. Пройдитесь по комнате, попробуйте сесть, привыкните друг к другу. А теперь покажите нам какой-нибудь эпизод из вашей жизни: вы завтракаете, одеваетесь и т. д.»
ПОЛИФУНЩИОНАЛЬНЫЕ ПСИХОТЕХНОЛОГИИ
BODY JAZZ - ВЕДЕНИЕ ЗА ЦЕНТРЫ
(Версия Александра Гиршона)
Это упражнение относится к разминочным, но в силу его продолжительности и множественности тем, к которым обращаются участники, мы посчитали, что его можно отнести к полифункциональным психотехнологиям.
214
ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПСИХОТЕХНОЛОГИИ
Цели: разогрев; развитие навыка осознавания тела в движении; установление контакта с другими участниками в танце; исследование баланса контроля/отпускания; развитие репертуара движения.
Продолжительность: 40—45 минут.
Музыка: различная для каждого центра.
Исполнение: парное.
Процедура
Вначале проходят объяснение и демонстрация упражнения.
|
|
1. Настройка. Партнеры делятся на пары. Оба партнера закрывают глаза и обращают внимание на ощущения собственного тела, на то, насколько мягко и уверенно они стоят на ногах, на ритм, глубину и текучесть дыхания. Один из партнеров (А) открывает глаза и внимательным и принимающим взглядом смотрит на своего партнера (Б), принимая факт присутствия и особенности тела партнера. Затем он(а), сохраняя фокус на партнере, обращает внимание на ощущения в собственных руках (кистях) и медленно подносит свои руки к голове партнера, мягко и уверенно прикасается к голове партнера.
2. Ведение. Партнер А ведет партнера Б за голову, его задача при этом — исследовать возможности движения, доступные из этого центра, при этом сохраняя баланс безопасности и творчества, а также баланс визуального и кинестетического (через прикосновение) ощущения движения. Задача партнера Б — позволять этим движениям происходить, не добавлять ничего лишнего в эти движения, не стараться угадать или помочь партнеру А. Эта задача — «ничего не делать» — не так проста, но реальна. Этот процесс может многому научить обоих партнеров. Хорошая метафора адекватного взаимодействия в этом процессе — баланс между «любопытным ребенком» (как устроено это движение?) и «взрослым проводником» (я обеспечиваю безопасность в очень интересном путешествии).
|
|
Затем партнеры меняются ролями, и партнер Б ведет партнера А за тот же центр — голову.
Затем партнеры вновь меняются ролями и партнер А ведет партнера Б за плечи.
Обычно в этом процессе мы обращаемся к пяти центрам: 1) голова; 2) плечи; 3) руки; 4) таз; 5) ноги.
После работы с каждым центром партнеры меняются ролями.
Несколько замечаний по особенностям каждого из центров:
а) голова — следует быть очень осторожным с шеей, но при этом сохранить уверенность в ведении. Поэтому лучше начать с небольшой амплитуды, постепенно развивая движение в пространстве;
б) плечи — в плечах современного городского жителя обычно достаточно много напряжения, поэтому в работе с ними важна сила, ясность и определенность сигнала;
в) руки — у рук очень много степеней свободы и достаточно развитый репертуар движений, поэтому целесообразно найти новые, малознакомые движения (например, скручивающие);
215
ГЛАВА III. ПСИХОТЕХНОЛОГИИ И НТЕГРАТИВНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
г) таз — центр тяжести тела, поэтому все импульсы, приходящие в эту область, проходят через все тело. Так же как и с плечами, критическое значение имеют сила, ясность и определенность сигнала. Ведомому партнеру можно напомнить о важности сохранения «мягкости» ног (расслабленной готовности к движению в бедрах, коленях и ступнях);
|
|
д) ноги — для работы с ногами ведомый партнер ложится на пол, на спину, ведущий партнер аккуратно поднимает ногу партнера, используя в качестве опоры собственные ноги и руки, и исследует подвижность и степени свободу в каждом из трех суставов и их взаимодействие при различных траекториях движения. Важно помнить о бережности и аккуратности при работе с бедренными суставами.
Стратегии работы с неадекватным контролем:
Достаточно часто, особенно на первых занятиях, встречаются участники, которые не могут сразу «отпустить» контроль над движением. В рамках этой техники есть несколько приемов, облегчающий работу со снятием гиперконтроля.
• Остановка — когда участник движется сам, не слушая сигналов партнера, целесообразно сделать остановку в движении, чтобы он(а) мог(ла) почувствовать неосознаваемый собственный импульс.
• Неожиданное изменение — неожиданное (но не резкое!) изменение скорости или направления движения позволяет «обмануть контроль», часто так срабатывает замедление движения.
3. Завершение — выход в танец. Во время завершения работы с ногами дается инструкция для ведомого партнера: начать собственное движение, вначале другими частями тела — не ногами — головой, руками, корпусом. Ведущий парнер по-прежнему продолжает вести партнера за ноги. Постепенно ведомый партнер больше движется сам, оставаясь с закрытыми глазами, а второй партнер просто сопровождает его в движении, лишь иногда добавляя импульсы в различные части тела, которые, как он(а) видит, недостаточно подвижны, а также внося элементы непредсказуемости в танец.
После смены партнеров в какой-то момент оба партнера открывают глаза и продолжают совместный завершающий танец.
После процесса проводится обсуждение в парах или общем кругу.
АУТЕНТИЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ
Аутентичное Движение родилось из процесса, разработанного Мэри Старке Уайтхаус, который она часто называла «движением в глубине» (movement-in-depth). М. Уайтхаус обучалась танцевальной технике у Мэри Вигман и Марты Грэм, которые призывали и воплощали в танце энергии и образы бессознательного. Работа Уайтхаус оказала большое влияние на многих студентов и ее коллег, включая танцоров, терапевтов и преподавателей, и была различным образом использована практиками в США и в Европе.
216
Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 152; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!