Ранние этапы развития прессыё
Журналистика. Ворошилов В. В.
СОДЕРЖАНИЕ:
Глава 1 ИСТОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ
1.1.Пражурналистские явления
1.2.Ранние этапы развития прессы
1.3.Русская журналистика XIX века
1.4.Журналистика XX века
1.5.Из истории зарубежной журналистики
1.6.Исторические типы и теории журналистики
1.7.К истории гласности и свободы печати
1.8.История журналистского образования
1.9.Журналистика XXI века
Глава 2 ТИПОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ
2.1. Журналистика как система средств массовой информации
2.1.1.Газеты на любой вкус
2.1.2.Плюрализм радиоволн
2.1.3.Эффект телевидения
2.1.4.Интернет
2.2.Инфраструктура журналистики
2.3.Типология творчества в журналистике
2.3.1.Информационные жанры
2.3.2.Аналитические жанры
2.3.3.Художественно-публицистические жанры
Глава 3 РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЖУРНАЛИСТИКИ
3.1. Журналистика как фактор развития общественного сознания
3.2.Анализ противоречий как метод журналистики
3.3.Особенности журналистского расследования
3.3.1.Поиск информации
3.3.2.Наедине с листом бумаги
Глава 4 СМИ: ПРАВОВЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
4.1.Правовое поле журналистики
4.2.Этика журналиста
4.2.1.Этика профессиональная и служебная
4.2.2.Кодекс как механизм саморегуляции в журналистских сообществах
4.2.3.Журналиста вызывают в суд
Глава 5 МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ЖУРНАЛИСТИКЕ
5.1. Ренессанс российской рекламы
5.1.1.История рекламы
5.1.2.Что такое реклама?
5.1.3 Рекламное объявление в газете: содержание и форма
|
|
5.1.4.Реклама на телевидении и радио
5.1.5.Организация рекламной деятельности
5.2. «Паблик рилейшнз»
Глава 6 ЭКОНОМИКА ЖУРНАЛИСТИКИ
6.1. СМИ в условиях перехода к рынку
6.1.1 Поиски коллективных форм управления экономикой
6.1.2. Интервенция частного капитала в журналистику
6.2. Маркетинг, как инструмент в рыночном поведнии СМИ. Маркетинг как инструмент в рыночном поведении СМИ
6.2.1. Маркетинг прессы
6.2.2. Маркетинг электронных СМИ
6.2.3 Маркетинг СМИ и социология журналистики
6.2.4. Поиск оптимальной финансовой модели СМИ
Глава 7 МЕНЕДЖМЕНТ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
7.1 Журналист в условиях рынка
7.11. Сотрудник СМИ: потенциал творческой личности
7.1.2. Самомаркетинг как условие становления журналиста
7.1.3. Истоки миграции в журналистской среде
7.2. Управление в редакции
7.2.1. Менеджер в газете
7.2.2. Руководитель как гарант стабильности редакционного коллектива
Глава 8 ИСТОРРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
8.1. Журналистика Европы
8.2.Журналистика Америки
8.3. Журналистика Азии
8.4. Журналистика Африки
8.5. Журналистика Австралии и Океании
8.6. Крупнейшие собственники СМИ заключение библиография
ВВЕДЕНИЕ
Что такое журналистика? Во-первых, это не только часть социальной системы в целом, но и особый содиальный институт общества, в который входят редакции газет и журналов, книжных издательств, телерадиокомпаний, работа которых (подготовка и передача в массовую аудиторию периодики, программ радио и телевидения) обеспечивается инфраструктурой журналистики: технической, информационной, организационно-управленческой; к инфрастуктуре относятся также учебные и научные центры. Во-вторых, это необходимая для функционирования данного социального института система видов деятельности: прежде всего, сбор актуальной социальной информации и ее распространение. В третьих, это совокупность профессий, потребных для такой деятельности: от редактора до корректора, от телережиссера до видеоинженера .и т.д. В четвертых, это система произведений, создаваемых журналистами. В пяч тых, это комплекс каналов передачи массовой информации: печать, радио, телевидение, интернет. Когда говорят о журналистике, часто оперируют такими понятиями, как СМИ (средства массовой информации), СМК (средства массовой коммуникации), печать, пресса (или только электронная пресса), масс-медиа.
|
|
Центральная категория в науке о журналистике — массовая информация. Она направлена не на специалистов, а на массовую аудиторию; ориентирует людей в общесоциальных, а не профессиональных вопросах, откликаясь на потребности и интересы аудитории; стремится к создании единой позиции людей по этим социальным проблемам. Другие ее особенности: отсутствие непосредственного контакта из-за пространственного рассредоточения и использования технических «посредников» (типография, технические телерадиоцентры); доступность (легкость усвоения и удобный режим получения); возможность одновременного получения всей массой при непрерывности, стабильности поступления, периодичности выпуска, регулярного появления рубрик, циклов, различных подборок; открытость для участия в работе органов информации всех желающих в различных формах (письма, сотрудничество на общественных началах). Вокруг понятия «массовая информация» концентрируются пять цепочек категорий. Первая раскрывает особенности массовой информации (МИ) в связи с характером журналистской деятельности в конкретных социальных условиях: социальная позиция — исторические типы журналистики — принципы деятельности — методы творчества. Вторая связана с закономерностями функционирования журналистики как массово-информационной деятельности: функции — аудитория журналистики — функционирование — результативность. Третья показывает условия и требования к субъекту журналистской деятельности: свобода журналистики — качества журналиста — право — этика — ответственность. Четвертая дает представление о творческих формах массово-информационной деятельности: типы текстов — виды творчества — направления творчества — жанры — формы. Наконец, пятая характеризует эту деятельность со стороны носителей информации: средства — каналы и типы изданий и программ — система и взаимодействие — распространение.
|
|
|
|
Обращенность к массовой аудитории, политико-воспитательные цели, освещение всей общественной жизни, одновременность распространения, высокая оперативность передачи информации, частота и периодичность выхода — все это делает роль журналистики в обществе огромной. Не случайно ее называют четвертой властью (после исполнительной, законодательной и судебной) и прежде всего потому, что она своими публикациями может воздействовать не только на другие социальные институты, но и на настроение электората и тем самым определять состав выборных органов первых двух ветвей власти.
Вместе с тем особенности функционирования российской журналистики связаны с современной политической и социально-экономической ситуацией в стране. Россия осуществляет исключительно трудную, но необходимую перестройку. В социально-политической жизни — это переход от тоталитаризма к демократии, в экономической — от административно-командной системы к социально регулируемому рынку. В жизни отдельного человека — превращение его в самостоятельный субъект хозяйственной и политической деятельности. Такие изменения в обществе, во всем жизненном укладе требуют коренной реформы всей системы информационного обеспечения российских граждан.
Вначале 90-х годов в связи с распадом социалистической системы встала проблема создания нового демократического общества с подлинной хорошо функционирующей рыночной экономикой. Но в ходе трансформации процесса оказалось, что сложилась своеобразная, так называемая переходная экономическая система, то есть система промежуточного типа, когда плановое управление уже не действует, а рыночные координаты еще не заработали в полную силу. Не являясь плановой, переходная экономика еще не приобрела все основные характеристики современной рыночной экономики. С экономической точки зрения для всех переходных периодов, существующих в истории, характерно движение к качественно новой экономической организации и в конце концов отмирание одной экономической системы и возникновение и развитие системы нового типа. Переходный период при смене общественно-политических формации в России протекает мучительным путем эволюционной ломки экономических и политических основ жизни общества, сопровождается сменой ценностных координат. Прежние социальные нормы и ценности уже не действуют, а новые еще не сложились.
В полной мере перемены и трудности трансформации затронули такой социальный институт, как журналистику. Получив политическую свободу, средства массовой информации попали в жесткие тиски рынка. Возникли и обострились проблемы конкуренции и экономической выживаемости СМИ. Если раньше средство массовой информации рассматривалось как полигон для реализации партийно окрашенного журналистского мастерства, то сегодня оно стало составной частью экономики, предприятием, торгующим таким товаром, как массовая информация.
Указанные выше категории, их взаимодействие, закономерности функционирования прессы являются предметом учебного пособия, в то время как его задача — дать представление о сущности предмета, раскрыть внутренний мир журналистики, ее историю, современное состояние, показать тактику поведения средств массовой информации в условиях становления рынка.
В семи главах пособия прослеживается кратко история российской и зарубежной журналистики, показываются ее исторические типы, концепции прессы, движение к гласности и свободе слова, рассказывается о становлении системы подготовки кадров для СМИ; дается характеристика системы средств массовой информации'и их инфраструктуры, раскрываются типы, виды и жанры творчества; ведется разговор о результативности журналистики, связанной с реализацией ее функций и принципов, качеством журналистского творчества, с соблюдением правовых и этических норм, четким взаимодействием журналистских и маркетинговых коммуникаций. Подробно говорится о путях экономической выживаемости средств массовой информации, маркетинге и менеджменте средств массовой информации. В научный оборот впервые вводятся предлагаемые автором трактовки таких понятий, как «экономика журналистики», «маркетинг прессы», «самомаркетинг журналиста», «менеджмент СМИ» и др.
Идеи и положения книги явились основой лекционных курсов, читаемых автором не только на факультете журналистики Санкт-Петербургского государственного университета, где он работает, но и в других петербургских вузах: на Гуманитарном факультете государственного Электротехнического университета, кафедре журналистики негосударственного Гуманитарного университета профсоюзов, кафедре связи с общественностью Института управления и экономики, в Европейском институте экспертов, Менеджер-центре Академии культуры.
Глава 1 ИСТОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ
Печатные периодические издания возникли после изобретения книгопечатания (в 1450 г. Иоганн Гутенберг в Германии предложил наборный шрифт вместо традиционной доски, на которой вырезали буквы). Год рождения газет — 1609, когда вышли «Relation Adler» (Страсбург) и «Aviso-Rlation derZeitung» (Аутсбург), Само слово «газета» — итальянское. «Gazzeta» называлась мелкая монета, составляющая цену письменного сообщения о какой-либо торговой новости. В Венеции, городе, который в XVI веке был одним из центров мировой торговли, собирались известия со всех сторон света. Предприимчивые писцы размножали от руки эти сообщения и продавали их деловым людям, требуя за каждый экземпляр «gazzeta».
Кроме материально-технических предпосылок были и актуальные потребности в зарождения журналистики: политическая — в средстве управления обществом и государством, идеологическая — в эффективном инструменте идеологической борьбы, экономическая потребность — в источнике коммерческой информации. Рубеж XVI —XVII веков был временем формирования капиталистических отношений, роста международной торговли, развития науки и культуры, распространения грамотности, развития сети коммуникаций, централизации почты. Важность прессы признавалась повсеместно. «Четыре газеты смогут причинить врагу больше зла, чем стотысячная армия», — утверждал Наполеон [1]. В каждой из завоеванных стран он немедля основывал официальный рупор: «Газетт де Мадрид», «Газетт де Берлин», «Журналь дю Капитоль» (Рим) и др. «Завладейте газетами и управлением» — твердит Наполеон Мюрату в начальный период, завоевания Пиренейского полуострова.
Пражурналистские явления
Конечно, потребность в обмене информацией между людьми возникла еще в глубокой древности. Особенно она усилилась после изобретения письменности — могущественного средства общения на дальние расстояния (считается, что первый письменный текст появился в различных странах 8 — 6 тысячелетий до нашей эры). Обращение к новому типу общения — знаковому письму, связанное с нарастанием сложности в экономических и политических отношений родоплеменных сообществ, усилилось в период формирования государственности, когда надо было фиксировать
товары, налоги, учетные и обменные операции. С образованием государства развиваются устные формы распространения информации, огромную роль играют ораторы, воздействующие на мнение и поведение слушателей. Например, весьма разнились стили выступлений грека Демосфена и римлянина Цицерона. Когда выступал Цицерон, народ ликовал: «Как красиво говорит Марк Тулий!». А когда слышал «филиппики» Демосфена, речи, направленные против македонского царя Филиппа, то кричал: «Войну — Филиппу!». Информацию распространяли и правительственные гонцы, глашатаи, герольды, дьяки, зачитывая послания, реляции, рескрипты, буллы. О пражурналистских явлениях древности ныне напоминают слова «форум» (площадь в Риме), «трибуна» (выборная должность, а затем место произнесения речи), «вече» (собрание у славян, от старославян вет — совет), и следы этих явлений можно найти в названиях или частях названий газет — «трибун», «курьер», «почта» и т.д. К примеру, в кратком справочнике «Зарубежная печать», изданном в 1986 г., можно найти 19 газет, в нёзвании которых есть слово «трибуна». Газеты «Трибуна» издаются в Гондурасе, Парагвае, Чехии и т.д.
Но в чрезвычайно больших государствах древности устные формы распространения сведений актуальные сообщения были малоэффективны и потому всегда шел поиск лучших способов письменного информирования. Античная Греция заимствовала алфавит у финикийцев — торгового народа древнего Средиземноморья [2]. Финикийские купцы передали и опыт монументальной пропаганды: на каменных стелах высекались рассказы о делах правителей, на металле гравировались своды законов. Персидский царь Дарий, как сообщает Геродот, начиная поход на Грецию, поставил «два столба из белого камня, из коих на одном ассирийскими, а на другом эллинскими буквами вырезаны были имена всех народов, коих вел он с собою, а вел он всех, нал коими властвовал» [3]. Уже с образованием государства стали писать на покрытых гипсом досках, которые вывешивались на видных местах, использовались папирусные свитки, а также специально обработанная кожа животных — пергамент, названный в честь города Пергама в Малой Азии, где его впервые начали изготовлять в 11 веке до н. э.). Первые рукописи создавались и хранились так: «остриями типа шила выцарапывали силлабограммы и другие знаки на глиняных табличках, которые затем сушили на солнце. В тех случаях, когда табличек набиралось много, как, например, во дворцах, их хранили, подобрав по сериям. Иногда их складывали в корзины или перевязывали в пачки, иногда же складывали в деревянные ящички»[4].
В древнем Риме для передачи оперативных сведений и новостей использовались стены общественных зданий, которые покрывались белой краской; на площади около дома верховного жреца выставлялись специально обработанные белые прочные доски: на них писали о правительственных распоряжениях, важных государственных новостях, о благоприятных и неблагоприятных днях, об итогах гаданий по полету птиц и т.д. Далее эти дощатые щиты — таблицы — складывались в архив. При Гае Юлии Цезаре стали оперативно сообщать о решениях сената с помощью выбеленных досок, выставляемых для всеобщего обозрения. При императоре Августе на досках начали публиковать и светскую хронику [5]. Были и рукописные издания, которые выхолили ежедневно и содержали сведения о жизни государства, общественных событиях, войнах, играх и т.д. Созданный по распоряжению Цезаря еженедельник «Комментариус рерум новарум» («Записки о новых событиях») переписывали 300 рабов.
Античная культура вплотную подошла к созданию института журналистики, т.е. регулярного оповещения всего населения о повседневных событиях. Но стены и камни, и появившиеся папирусные свитки и дорогостоящий пергамент— это были лишь протогазеты, пражурналистские явления, то есть первичные формы обмена информацией (слишком узкий круг читателей и ограниченность распространения «изданий»). На рубеже первого и второго веков новой эры переживает расцвет римская сатира (Ювенал, Марциал, Лукиан). В раннем Средневековье (V—X века нашей эры) на сознание и поведение аудитории воздействуют нравоучительные трактаты и проповеди.
Тем временем победное шествие начинает бумага (от итальянского — хлопок): впервые полученная в Китае еще в I —II веке н.э., она оказалась сначала в Японии (VI в.), затем уже в X веке через арабских купцов попала в Европу, сменив там пергамент, а на Руси — бересту.
В 1320 г. возле Майнца (Германия) была основана первая бумажная фабрика, что способствовало широкому распространению искусства гравюры (на дереве вырезался рисунок или текст, потом с деревянной плоскости отпечатывали до сотни экземпляров на отдельных листах). Средневековые рукописи украшаются заставками, орнаментами, миниатюрами. В ходе Столетней войны (1337—1453 гг.) возникают агитационно-пропагандистские воззвания, прокламации, стихотворные и прозаические памфлеты.
Развитие производства, рост товарооборота требовали оперативной передачи новостей, и в крупных городах создаются информационные бюро. Одно из первых было создано в 1530 г. в Венеции, откуда, как уже отмечалось, и пошло в обиход название «газета». «В XVI столетии на венецианском риальто рядом с лавочкой менялы и золотых дел мастера мы находим особое торговое осведомительное бюро, цель которого заключается в том, чтобы собирать политические и торговые известия, сведения об ушедших и пришедших кораблях, о ценах на товары, о безопасности дорог, а также о политических событиях, и продавать их в копиях заинтересованным лицам. Мало того, образуется даже особый цех «зсгШоп о" а\азе» (переписчики новостей), которые вскоре появляются и в Риме под названием поуеПагШ или дагеИапи»[б]. Подобные бюро создаются в и других европейских городах.
Но только с изобретением Гутенбергом печатного станка стало возможным обеспечить оперативность передачи информации и давать ее населению в необходимом объеме. Вторая половина XV века ознаменована повсеместным появлением типографий: Италия — 1465 г., Швейцария — 1468 г, Франция — 1470 г., Бельгия, Венгрия, Польша — 1473 г., Чехия и Англия — 1482 г., Австрия и Дания — 1482 г., Швеция — 1483 г., Португалия — 1487 г.[7].
На Руси первыми письменными документами стали летописи, а эпос бытовал в форме былин и исторических песен. На рубеже XV—XVI веков творчеством дипломатов Ивана III утверждается светская публицистика. В 1564 году первопечатник Иван Федоров вместе с Петром Мстиславцем выпускает первую печатную русскую книгу «Апостол». С печатным станком возникло мощное оружие идеологической и политической борьбы. Иван Грозный борется против мятежного боярства не только с помощью опричников, но и широко используя могущество слова. Книгопечатное дело особенно поддерживали Борис Годунов и патриарх Иов. В отличие от западных стран, где господствовала частная инициатива, издание книг в России было государственной монополией, причем все книгопечатание сконцентрировалось на московском Печатном дворе. Правда, недолго существовала еще и Верхняя типография в Кремле (1678—1783 гг.), организованная для печатания литературных трудов Симеона Потоцкого — наставника детей царя А\ексея Михайловича. Первыми печатными изданиями были книги религиозного содержания, но в последней четверти XVI века начинают появляться и светские издания. Конечно, они не могли заменить собой газету или журнал, призванные освещать важнейшие вопросы современной жизни.
Между первой печатной книгой и первой русской газетой особое место занимают так называемые «Вестовые письма», или «Куранты» (от французского слова «соигагк» — текущий), выходившие с 1655— 1701 годы.
В России при дворе царя существовал обычай переводить и переписывать новости из заграничных газет. В Посольском приказе известия о сражениях, взятии городов, появлении комет, приемах послов и т.п. в русском переводе заносились на узкие длинные листы бумаги — «столбцы», которые подклеивались один к другому (получался свиток в несколько саженей), Составлялись «Куранты» два-четыре раза в месяц в двух-трех экземплярах, прочитывались царю и его ближайшим боярам, а затем отправлялись в приказ Тайных дел, так как считались секретными материалами [8]. Отсутствие не только газеты, и даже закрытость, недоступность такого протоиздания, как «Куранты» вело к созданию информационного вакуума, который заполнялся молвой, переносимой странниками, юродивыми, сказителями былин.
Ранние этапы развития прессыё
Между тем в XVII веке печатные газеты возникают во многих странах Европы: Австрии, Голландии, Италии, Франции и др. Рассчитанные на купцов, отвечающие запросам молодой буржуазии, утверждающейся в экономической жизни, они вскоре стали публиковать и политические новости, превращаются в орудие политической и идеологической борьбы, используемое не только буржуазией, но и феодально-клерикальными кругами. Одним из отражений этой борьбы стали политические памфлеты, порожденные английской буржуазной революцией XVII века.
Вскоре появились и журналы. Первый из них «Лоигпа! с!е5 5^ауап1з» («Журнал ученого») вышел в 1655 году в Париже.
А в России на рубеже XVII — XVIII веков Петр Первый проводит европеизацию страны: в частности, появляется ряд учебных заведений, развивается книгопечатание (с воспитательными целями издаются книги «Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению», «Приклады, како пишутся комплименты разные»); вместо церковно-славянской азбуки в 1708 г. вводится гражданский шрифт, упрощающий усвоение грамоты.
15 декабря 1702 г. (по старому стилю) Петр Первый подписывает указ о печатании «Ведомостей о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах», и уже 17 декабря того же года вышел первый номер первой русской печатной газеты (не сохранился). Это событие послужило поводом к установлению с 1991 г. Дня российской прессы 13 января. Слово «газета» ничего не говорило русскому человеку, а «ведомость» (от «ведать» — знать) было всем понятно. А поскольку печатное издание дает не одну весть, а несколько, то слово «ведомость» закрепилось за новым изданием и закрепилось надолго. Спустя десять дней после первого номера, 27 декабря выходит второй номер, имеющий особое название «Юриал или поденная роспись, что в мимошедшую осаду под крепостью Нотебурхом чинилось сентября с 26 числа в 1702 году». Текст его содержал описание осады Нотебурга [9}. 2 января 1703 г. выходит третий номер. В нем сообщалось, в частности, что «на реке Соху близ Казани нашли много нефти и медной руды», что «индийский царь прислал в дар великому государю нашему слона», что «в математической штюрманской школе больше 300 человек учатся», «поведением его величества школы умножаются, и 45 человек слушают философию и уже диалектику окончили».
Но главная тема издания — Северная война. В неудачном бою под Нарвой в 1702 г. русская армия потеряла свою артиллерию, солдаты переживали поражение; нужно было вдохнуть в них бодрость, убедить, что армия скоро обретет и артиллерию и мощь. Поэтому в третьем номере сообщалось, что в Москве уже вылито 400 пушек, медных гаубиц и мортиров. «А меди ныне на Пушечном дворе, которая приготовлена к новому литью, больше 40000 пуд лежит» [10]. Цели публикации этой секретной информации, раскрывающей военную тайну, очевидны: ободрить армию, предупредить шведов от новых нападений, поднять авторитет России за границей. А через несколько лет, 27 июня 1709 года, в день победы под Полтавой, Петр I пишет первый в русской журналистике репортаж — дает описание Полтавского боя, опубликованное в № 11 «Ведомостей»: «Сего дня на самом утре жаркий неприятель нашу конницу со всею армиею конною и пешею атаковал, которая хотя зело по достоинству держалась, однако ж принуждена была уступить, токмо с великим убытком неприятелю». Шведские полки попытались развивать наступление, «против которого наши встречу пошли и тако оногэ встретили, что тотчас с поля сбили и пушек множество взяли». Б плен попали первый министр граф Пипер, генералы Рейншильд, Шлиппенбах, и нет сколько тысяч офицеров и рядовых, «о чем подробну вскоре писать будем (а ныне за скоростью невозможно). И единым словом сказать, вся недтриятйдьт екая армия фаетонов конец восприяла (а о короле еще не можем ведать, с нами ли или со отцы наши обретается)» [11]. Автор упоминает о мифологическом сыне бога Гелиоса — Фаэтоне, который не справился с солнечной колесницей и был поражен молнией Зевса, иносказательно высказывается о судьбе шведского короля — «с нами ли или со отцы надои обретается», т.е. жив он или умер. Все это делается для того, чтобы оживить официальный текст, сделать его интереснее, яснее. Официально первым редакторам «Ведомостей» был директор Печатного двора в Москве Федор; Поликарпов, а после перевода газеты в Петербург — директор столичной, типографии Михаил Абрамов. Но Петр сам редактировал порой целые номера, он отфиг рал материалы для газеты, снабжал ее поступающими к нему документами^ письмами. Наивысший тираж — 4 тысячи экземпляров — пришелся на номер, вышедший 22 марта 1703 г., известие о Полтавской .битве было отпечатано в количестве 2500 экземпляров и разошлось целиком, но ряд номеров не находил распространения и оставался на Печатном дворе. В 1708 г. тираж «Ведомостей» колебался от 150 до 1000 экземпляров! а в 1724 г. он сниг зился до 30 экземпляров. Стоила газета от одной до четырех денег дневной заработок наборщика «Ведомостей» не превышал три деньги (деньгой называлось полкопейки). Вид Петербурга с Невой и Петропавловской крепостью и летящий Меркурий с трубой и своим жезлом — кадуцеем — такая гравюра стала украшать первую полосу газеты с 1711 г. Периодичность «Ведомостей» была разной: от 46 до 3 номеров в год, число страниц — от 2 до 22. Первыми «штатными» работниками русской печати были Борис Волков; — переводчик Коллегии иностранных дел, ставший редактором «Ведомостгей», в 1719 году, и Яков Синявич, отвечающий за информацию © внутренней жизни страны, освещение придворной хроники, и деятельноезд коллегий (правительства).
Хотя газетные жанры ее не сложились, тем не менее в нек©?шрых публикациях прослеживаются их контуры. Так, 1 июля 1719 г. в «Ведомостях» на 22 страницах описывается празднование дня Петра и Павла в Петербурге. Первая половина отчета — это пересказ проповеди митрополита Стефана Яворского о величии Петра I, вторая — содержит рассказ о самом празднике. Если проповедь можно отнести к ранним, образцам публицистики в русской прессе, то в рассказе, помимо элементов отчета есть и приметы репортажа. Автор описывает «гульбу в вертограде царском, иде же все чувства насладилися». Он подробно перечисляет, чем же;были поражены участники гулянья: «Зрение, видящи неизреченную красоту различных древес, в линию и перспективу расположенных и фонтанами украшенных, тут же и речная устремления, веселящая и град и огород царский.
Благоухание от благовонных цветов имуще свою сладость. Слышание от мусикийских и трубных и пушечных гласов... Последи же по западе солнца были преизрядные фейерверки, и огня в гору летущего и по водам плавающего было изобильно» [12].
Петровские «Ведомости» не имели еще постоянного наименования. Если комплект издания за 1704 г. был украшен особым титулом, наиболее полно обозначившим содержание и характер газеты: «Ведомости о военных и иных делах,'достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах. Начаты в лето от Христа 1704 от генваря, а окончены декабрем сего же года», то в последующем отдельные номера получали разные названия — «Ведомости Московского государства», «Ведомости московские», «Российские ведомости», а иногда заглавием становилось определение напечатанного в газете официального документа: «Реляция», «Подлинное доношение».
С 1727 г. издание «Ведомостей» приняла на себя Академия наук (правда, в 1727 г. вышел лишь один номер — на немецком языке). Газета стала именоваться «Санкт-Петербургскими ведомостями» (в советское время — выходила как «Ленинградская правда», а после августа 1991 г. вернулась к изначальному названию). Первым редактором (с 1727 по 1730 год) был Г.Ф.Миллер, который подбирал материалы для каждого номера газеты, переводил иностранные известия, черпая их из заграничной прессы, читал корректуру и следил за выпуском номеров в свет. Миллер приехал в Россию из Германии в 1725 г., был зачислен студентом Академии наук и одновременно начал преподавать латинский язык, историю и географию в академической гимназии (кстати, в 1748—1750 годы Миллер был ректором Петербургского университета).
Первый номер «Санкт-Петербургских ведомостей» за 1728 год был отпечатан на четырех страницах в четвертую долю листа, остальные выходили в том же формате. На первой странице под заголовком газеты помещался виньет, изображавший двуглавого орла с цепью ордена Андрея Первозванного. Ниже следовала дата издания. Содержанием номера явились известия из Гамбурга, Лондона, Вены, Берлина, Рима, Парижа и других европейских городов, а также придворная хроника — сообщения о поздравлениях Государя с новым годом, о производстве в чинах и награждениях офицеров и штатских лиц. На протяжении всего XVIII века «Санкт-Петербургские ведомости» продолжали выходить дважды в неделю. Кроме того, газета имела «Суплемент» (от лат. — добавление, дополнение) — 12 номеров, в которых печатались разнообразные дополнительные материалы, например, парламентская речь английского короля, манифест короля шведского, указы об: изъятии гривенников 1726 и 1727 годов, о вывозе товаров в Ригу и Ревель и т.д. В течение года было издано в качестве приложений четыре реляции — о въезде Петра II в Москву, о его коронации и о похоронах царевны Анны Петровны (две) [13]. Вскоре к иностранным и внутренним известиям добавились объявления о торгах, подрядах, продажах, о выходе новых книг, театральных спектаклях и т.д.
С «Санкт-Петербургскими ведомостями» связан важный этап участия в русской периодической печати М. В. Ломоносова. В 1748 г. Академия наук назначила несколько переводчиков для того, чтобы отбирать сообщения из иностранных изданий, а редактуру поручила М. В. Ломоносову, который практически (до 1751 г.) руководил газетой, поскольку из восьми полос каждого ее номера пять-шесть занимали иностранные известия, а остальные заполнялись объявлениями. С 1728 по 1742 год «Санкт-Петербургские ведомости» выходили с популярными приложениями «Исторических, генеалогических и географических примечаний». В них публиковались статьи по вопросам литературы и искусства, статьи на естественнонаучные темы, медицинские рекомендации, стихи (к примеру, в 1741 году Ломоносов печатает в Примечаниях три оды — на день рождения императора Ивана Антоновича, в честь победы русских войск над шведами при Вильманстранде и поздравление новой императрице Елизавете Петровне.
7 мая 1755 года был открыт Московский университет, который добился привилегии держать собственную типографию, и 26 апреля 1756 года она выпускает первый номер газеты «Московские ведомости». В университетском издании, выходившем дважды в неделю на восьми страницах, печатались сведения о новых курсах и лекциях, о диссертациях, списки награжденных за отличную учебу студентов, давалась придворная хроника и реклама (о купле-продаже, подрядах). Структура и рубрики московской газеты были сходны с «Санкт-Петербургскими ведомостями». Но когда в 1779—1789 годы «Московские ведомости» стал редактировать Н. И. Новиков, содержание и оформление издания изменилось к лучшему (он обновил оборудование типографии, расширил набор шрифтов, набрал новых работников, действовал так энергично, что убыточная типография стала приносить прибыль, а тираж газеты возрос с 600 до 4000 экземпляров).
Первый журнал появился в России в январе 1755 года и просуществовал десять лет. Это было издание Академии наук, которое называлось «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» и выходило тиражом в 2000 экземпляров. На страницах журнала, редактором которого стал все тот же Г.Ф.Миллер, выступали видные писатели того времени — А.П.Сумароков, В.К.Тредиаковский, М.М.Херасков и другие.
Более полувека правительство непосредственно и через Академию наук держало монополию на печатное слово, и только в конце 1750-х годов в качестве издателей появляются частные лица. В январе 1759 года А.П.Сумароков тиражом 1200 экземпляров издает ежемесячный журнал «Трудолюбивая пчела», наполненный очерками, эпиграммами, притчами; издатель развивает жанр фельетона, выступает с монологами, в которых высказывает озабоченность судьбами русской литературы, театра, России, протестует против рабства крестьян, отданных в бесконтрольное владение злым помещикам. Однако на двенадцатой книжке — в декабре того же года — «Пчелы» не стало: из-за нападок Сумарокова на правящий класс и материальных затруднений. Два года просуществовал еженедельный журнал «Праздное время, в пользу употребленное», издаваемый с января 1759 года группой преподавателей Сухопутного кадетского корпуса в Петербурге.
Один из выпускников этого учебного заведения М.М.Херасков становится известным писателем, с 1755 года он работает (30 лет!) в Московском университете и на базе университетской типографии организует и редактирует целый ряд журналов: «Полезное увеселение», «Свободные часы», «Невинное упражнение», «Доброе намерение».
Наиболее заметный из них — литературный, умеренно консервативный еженедельник «Полезное увеселение» (1760—1762 гг.). Поначалу журнал, веря в силу печатного слова, пытался обличать пороки, но год спустя отказался от этого, придя к выводу: «Или сила сочинений развратные сердца слаба поразить была, или вредные страсти так утвердели, что их ничто поколебать не может». Поскольку Херасков полагал, что сатира не исправляет людей, а, наоборот, ожесточает, то взамен фельетоне», которых можно найти в сумароковской «Пчеле», на страницах «Полезного увеселения» публиковались такие пессимистические стихи самого Хераскова:
Все тщета в подлунном мире, Исключенья смертным нет, В лаврах, рубище, порфире. Всем должно оставить свет. ... Что такое есть — родиться? Что есть наше житие? Шаг ступить — и возвратиться. В прежнее небытие. [14].
60—80 годы XVII в. — это начало периода русского просвещения. В это время усложняется литературный процесс — возникают литературные группировки, школы, течения, увеличивается число журналов, появляются публикации, проникнутые антифеодальной направленностью и критикой «просвещенного абсолютизма» Екатерины II. Рост оппозиционных настроений, усилившееся воздействие печати на формирование общественного сознания побудили Екатерину II начать издание сатирического журнала «Всякая всячина» (формальный издатель— секретарь Екатерины Г.В.Козицкий). Фактически Екатерина сама осуществляла руководство журналом. Вместе с Е.Дашковой она издавала также журнал «Собеседник любителей российского слова», в котором печатался Д.И.Фонвизин. Игнорируя язвы социальной действительности, «Всякая всячина» порицала, только нежелательные для правительства явления да людские недостатки, такие, как скупость, мотовство и щегольство дворянства, суеверия, неумение держать себя в обществе и т.д. На это нацелена и программа с которой выступил журнал: «никогда не называть слабости пороком; хранить во всех случаях человеколюбие; не думать, чтоб людей совершенных найти можно было, и для того просить бога, чтоб дал дух кротости и снисхождения». Далее предписывалось «никому не думать, что он один весь свет может исправить» [15]. Например, полагая, что манифестом <от 18 июли 1762 г. взяточничество в России осуждено, журнал призывает не Жаловаться на судей-взяточников: «Любезные сограждане! Перестанем быть злыми, не будем иметь причины жаловаться на правосудие». В то же время яростно критикует девушек, которые «чулков не вытягивают, а когда сядут, тогда ногу на ногу кладут; через что подымают юбку так высоко, что и я сие приметить мог, а иногда и более сего».
По призыву «Всякой всячины», выраженной и программе, публикованной в 1769 г., в том же году появляются журналы «И то и сио» М.Д.Чулкова, «Ни то, ни сио в прозе и стихах» В.Г:Рубана, «Адская почта» Ф.А.Эмина, «Трутень» Н.И.Новикова, «Поденыцйна», «Смесь», «Полезное с приятным». Самыми острыми, сатирически насыщенными социально-злободневным содержанием, были три издания «ТрутенУ», «Адская почта» и «Смесь». «Адская почта» была ежемесячный журналом одного автора писателя-разночинца Ф. А. Эмина и строилась в формё переписки двух бесов — Кривого и Хромого, в которой дёлались намеки на конкретных лиц и реальные события русской жизни; в конце каждой из шести выпущенных за время существования издания книжек помещались «Ведомости из ада», сатирические известия о прибывающих в ад. Эмин сразу же стал нападать на «Всякую всячину», он сравнивает издание Екатериной этого журнала с заигрыванием легкомысленной девицы, которая «всем понравиться хочет»: «Когда твои политические белила и румяна сойдут, тогда настоящее бытие твоих мыслей всем видимым сделается» [16]. Острые статьи печатала «Смесь». Автор одной из них — «Речи о существе простого народа» рассуждает по поводу распространенного среди дворян мнения, будто «нет разума в простом народе». «Имеет ли он добродетели? И того не знаю. Затем, что стихотворцы прославляют добродетели лирическим гласом, однако я никогда не читал похвальной бди крестьянину, так же как и кляче, на которой он пашет...» [17].
Но самое удивительное явление в истории журналистики — это деятельность Н.И.Новикова. Его журнал «Трутень» (появился 1 мая 1769 г.) резко ополчается на лихоимство, ханжество, невежество, внешнюю европеизацию дворянства, ложно понимаемые воспитание и образование молодых людей. Название новиковского журнала и эпиграф на титульном листе: «Они работают, а вы их труд ядите», взятый из притчи Сумарокова «Жуки и пчелы», раскрывали основную идейную направленность «Трутня». Трутни — помещики, грабящие работающих на них крепостных. Два мира проходят перед читателями журнала: забитые, измученные Фйлатки и «дворяне-тунеядцы». Крестьянская тема была заявлена Новиковым широко и ярко: он, поднимается до отрицания самого института крепостничества, создает сатирические портреты крепостников, таких, как Змеян, Злорад, Недоум, Себялюб, Безрассуд и др., страдающих тщеславиём, алчностью, корыстолюбием. Довольно скоро — в 1770 г.— из-за цензуры «Трутень» прекратил существование. Новиков попытался сразу же создать новый журнал «Пустомеля», но он был закрыт на втором номере. И только через два года он приступил к выпуску журнала «Живописец» (1772 — 1773 гг.). В 1774 г. выходит последний сатирический журнал Новикова «Кошелек», уступающий предшественникам в остроте изображения отрицательных явлений. Названием подчеркивалось, что журнал будет выступать против бессмысленной траты денег на иноземные модные затеи, бессмысленной траты не только материального, но и духовного богатства (кстати, кошельком тогда называли также и мешок из кожи, куда шеголь убирал косу парика). Затем Новиков издает ряд новых журналов: «Утренний свет» (1777— 1780), «Вечерняя заря»(1782— 1783), «Покоящийся трудолюбец» (1784 — 1785), «Московское ежемесячное издание»(1781) [18]. Надо заметить, что «Утренний свет» был нравственно-философским, связанным с идеологией масонов, призывал к самопознанию, психологическому самосозерцанию, к отказу от анализа окружающего мира.
Новиков был не только талантливый журналист, но и плодовитый издатель. В 1779 г. он стал арендовать типографию Московского университета и за 13 лет издал около 900 книг, в том числе переводы Вольтера, Мольера, Руссо, Дидро, Лессинга и др. Просветительская деятельность и масонские связи Новикова привели к его аресту в 1792 г. и к 15-летнему заключению в Шлиссельбургской крепости., откуда он вернулся через четыре года после смерти Екатерины больным и разбитым.
Книгопечатание в России в конце XVIII в. бурно развивается и усилиями других издателей. Этому способствовал указ 1783 г. о «вольных типографиях», по которому их могли заводить все желающие, не спрашивая специального разрешения. И в столице и в провинции после указа появилось огромное количество частных типографий.
На последнее десятилетие XVIII в. наложили отпечаток, с одной стороны, французская революция 1789—1794 гг. и радикальные произведения, ставшие вершиной русского просвещения: несущее идеи революции «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, антикрепостнические — «Ябеда» Капниста, сатирическая журналистика Крылова; с другой — усиление реакции, репрессии против Новикова, Радищева и других передовых людей того времени. Тем не менее в «Санкт-Петербургском журнале» нашли отражение прогрессивные политико-философские идеи, статьи нравоучительного характера печатаются в «Беседующем гражданине». Оба издания выходили только в течение одного — 1789 года. А в 1791 — 1792 гг. выходит литературный «Московский журнал», издаваемый Н. М. Карамзиным. Многообразие материала, поданного живо и занимательно, изящный язык, высокий эстетический вкус делали издание журналом нового типа. По мнению В. Г. Березиной, следующие черты, присущие «Московскому журналу» позволяют считать Карамзина родоначальником «настоящего журнала»: 1) определенное твердое направление, 2) строгий отбор произведений с учетом общего направления издания, 3) разнообразие материала, его познавательный характер, 4) чувство современности, 5) постоянные отделы и рубрики, 6) хорошая постановка отдела критики, 7) чистый литературный язык, 8) умение говорить с читателем «увлекательно», «занимательно и живо» [19]. С Карамзина начинается и такой тип издания, как альманах. Он издает книжки двух альманахов: «Аглая» (1795, 1996) и «Аониды» (1796, 1797, 1799) [20].
В целом российская журналистика XVIII века несла читателям идеалы гражданственности, патриотизма, гуманности и высокой нравственности, она была проникнута сочувствием к закрепощенному крестьянству, выказывала враждебное отношение к абсолютизму.
Посмотрим как выглядела русская журналистика в рамках каждого из десятилетий XVIII века.
1. 1700-1710 гг.: Первая русская газета «Ведомости» (печатается в Москве) — указ Петра 1 от 15 декабря 1702 г., первый номер вышел через день — 17 декабря (по старому стилю).
2. 2). 1711-1720 гг.: С 1715 г. «Ведомости» печатаются и в Петербурге, а с 1719 г. полностью переходят в новую столицу. За весь 1717 г. читатели получили лишь три номера «Ведомостей», а в 1718-й — один.
3. 1721-1730 гг.: Издание «Ведомостей» передается Академии наук, газета получает название «Санкт-Петербургские ведомости» (1727). Выходят приложения к газете «Месячные и исторические, генеалогические и географические примечания» (1728—1742 гг.). Академия наук на латинском языке издает «Комментарии», где печатаются работы ученых (1727)
4. 1731-1740 гг.: В России выходит только одна газета с приложением.
5. 1741—1750 гг.: В России одна газета — «Санкт-Петербургские ведомости».
6. 1751-1760 гг.: Появляется первый журнал «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» (январь 1755 г., тираж — 2000 экземпляров, издатель — Академия наук). В Московском университете» выходит первый номер газеты «Московские ведомости» (26 апреля 1756 г.). Появляется журнал «Трудолюбивая пчела» А.П.Сумарокова (январь 1759 г., 1200 экз., просуществовал всего год). Выходит журнал «Праздное время, в пользу употребленное» (1759—1760, преподаватели Сухопутного кадетского корпуса).
7. 1761-1770 гг.: Журналистика Московского университета: четыре журнала группы М. М. Хераскова — «Полезное увлечение», «Свободные часы», «Невинное упражнение», «Доброе намерение». Участие Д.И.Фонвизина в журнале проф. И.Г.Рейхеля «Собрание лучших сочинений, к распространению знания и к произведению удовольствия, или смешанная библиотека о разных, физических, экономических, також до мануфактур и до коммерции принадлежащих вещах».
Петербургские журналы 1769 г.: «Всякая всячина» (2 января), «И то и сио» (январь), «Ни то ни сио в прозе и стихах» (20 февраля), «Полезное с приятным» (24 февраля), «Поденыцина» (28 февраля), «Смесь» (1 апреля), «Трутень» (1 мая,); «Адская почта» (июль 1769). В 1770 г. перешли только «Трутень» и «Всякая всячина».
8. 1771—1780 гг.: Журналы Н. И. Новикова «Живописец», «Кошелек», «Утренний свет», «Вечерняя заря», «Покоящийся трудолюбец», «Московское издание», его же газета «Санкт-Петербургские ученые ведомости» (1777).
9. 1781-1790 гг.: Журнал «Собеседник любителей российского слова» (июнь 1783 — сентябрь 1784, Академия наук, Е. Р. Дашкова). «Беседующий гражданин» (1789). «Почта духов» И. А. Крылова (около ста подписчиков, 1789). Первые провинциальные издания — журнал «Уединенный пошехонец» (1786, Ярославль), «Иртыш, превращающийся в Иппокрену» (Тобольск, 1789-1791).
10. 1791 -1800гг.: Журналы «Зритель» (1792г., 169 подписчиков) и «Санкт-Петербургский Меркурий» (1793) — издатели И. А. Крылов и А. И. Клушин. «Московский журнал» Н. М. Карамзина (1791 — 1792). Первая отраслевая газета «Санкт-Петербургские врачебные ведомости» (1792—1794).
Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 347; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!