НОВЕЛЛА «НЕВЕДОМЫЙ ШЕДЕВР» В СИСТЕМЕ «ФИЛОСОФСКИХ ЭТЮДОВ» О. ДЕ БАЛЬЗАКА



1. «Шагреневая кожа» как роман-«сказка» и роман-притча («формула нашего эгоизма»): соотношение фантастики и символики. Традиции романтизма и реалистические тенденции в романе.

2. Полифонический характер рассказа «Неведомый шедевр» и точка зрения автора. Искусство как «подражание» действительности и как действительность.

3. Художественный поиск красоты и научный поиск истины в рассказе «Неведомый шедевр» и в романе «Поиски абсолюта».

 

Литература

 

1. Пузиков А.И. Портреты французских писателей. Жизнь Золя. М., 1976.

2. Резник Р.А. О психологических мотивировках у Бальзака // Реализм в зарубежной литературе XIX и XX вв. Вып. 10. Саратов, 1991.

3. Резник Р.А. «Философские этюды» Бальзака. Саратов,1983.

 

Методические комментарии:

Рассказ «Неведомый шедевр», входящий в группу «Философских этюдов», посвящен эстетической проблематике: прекрасное в жизни и в искусстве, назначение искусства («копировать» или «выражать»), критерии гениальности. Он тесно связан с дебатами в бальзаковскую эпоху между классицистами и романтиками. Студентам предлагается ответить на вопрос об авторской позиции в этом рассказе. При ответе необходимо обратить внимание на смысл названия и развязку рассказа. Рассказ обладает полифонической структурой: выделяются «голоса» трех героев рассказа, и автор «прислушивается» ко всем трем участникам дискуссии о смысле искусства.

 

ЗАНЯТИЕ №5

НРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА «РОЖДЕСТВЕНСКИХ ПОВЕСТЕЙ» Ч. ДИККЕНСА: «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ПЕСНЬ В ПРОЗЕ» И «КОЛОКОЛА»

  1. История создания «Рождественских повестей».
  2. Проблема метода: реализм и романтизм.
  3. Бытовое в повестях.
  4. Фантастическое в повестях.
  5. Моралистическое в повестях.

Литература

1. Аникин Г.В. Михальская Н.П. История английской литературы. М.,1975.

2. Михальская Н.П. Чарльз Диккенс. Биография писателя. М.,1987.

3. Михальская Н.П. Нравственно-эстетический идеал и система авторских оценок в романе Диккенса «Домби и сын» // Филологические науки. 1978. №5.

4. Урнов М.В. Вехи традиции в английской литературе. М.,1986. С.90-140.

5. Сильман Т.И. Диккенс: очерк творчества. Л.,1970.

6. Честертон Г.К. Чарльз Диккенс. М.,1982.

 

ЗАНЯТИЕ №6

НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ РОМАНА Ч.ДИККЕНСА „ДОМБИ И СЫН“.

 

1. Значение нравственно-эстетического идеала в романном творчестве Диккенса.

2. Проблематика „отцов и детей“.

3. Система образов в романе „Домби и сын“.

4. Образ Домби.

5. Детские персонажи. Образы Флоренс и Поля.

6. Система авторских оценок.

7. Роль счастливой концовки.

 

Литература (см. предыдущее занятие)

Методические комментарии:

 

Целью этого практического занятия является изучение романа «Домби и сын» (1848), написанного на стыке двух периодов творчества Диккенса, не просто различных, но во многом противоположных. Сороковые годы – время идеалистической «рождественской философии», которую писатель сформулировал в образной системе соответствующего цикла повестей. В пятидесятые и последующие шестидесятые годы наступает период критического осмысления писателем окружающей действительности. О переменах в умонастроении Диккенса и шаге в сторону критического реализма свидетельствуют романы: «Холодный дом» (1852), «Тяжёлые времена» (1854), «Крошка Доррит» (1857). Перед студентами ставится вопрос: каковы причины перемен в мировоззрении Диккенса и в его художественном методе – общественные и личные? Современник Диккенса философ-позитивист Дж. Милль писал с тревогой о том, что «с развитием цивилизации душа оскудевает». Эффект этого процесса стал предметом изображения Диккенса, начиная романом «Домби и сын». Как в позднейших произведениях (канцлерский суд в «Холодном доме» или министерство волокиты в «Крошке Доррит»), изображается социальный институт, который подавляет человека, заставляя его играть по своим правилам. В изучаемом романе – это могущественная бизнес-империя, её благополучие и процветание образуют абсолютную ценность в сознании сэра Поля Домби, успеху в делах приносится в жертву всё, даже подсознательное чувство справедливости, которого, в общем-то, не лишён главный герой. В содержании романа два аспекта: социально-классовый (актуальная для Англии времён Диккенса тема расслоения и его пагубных последствий) и морально-этический. Автора «Рождественских повестей» всегда волновала возможность нравственного исправления, возрождения героя, пусть даже через глубочайшие потрясения. Мотив исправления неисправимых людей дал повод сомневаться в реализме писателя, говорить о нём как утописте. В романе «Домби и сын» мотивы «рождественской философии» органически вплетены в ткань реалистической образной системы романа, поэтому раскаяние Домби и последующая счастливая концовка имеют достаточное и достоверное обоснование. Предлагается соотнести специфику реализма Диккенса и Бальзака на примере образов Домби и Гобсека. Ключевым является контраст развязок двух произведений, демонстрирующий разность авторских концепций. Следует указать и на важное характерологическое различие: проницательность Гобсека, позволяющая безошибочно распознавать намерения окружающих его людей, и «слепота» Домби.

На занятии необходимо проследить соответствие заявленного вопроса этико-эстетических ценностей и связанной с ним категории идеала с проблемой «отцов и детей» - сущность последней сводится к тому, что дети, призванные, казалось, быть продолжением отцов, на деле отрицают их ценности и образ жизни, – этот конфликт в романе Диккенса приводит к благотворному результату, поскольку именно из-за несогласия детей, в конечном итоге, стало возможным исправление отца, когда рухнул эгоцентрический мир Домби, который считался когда-то незыблемым. Проблема «отцов и детей» проявляется на уровне не только главных, но и второстепенных героев. Как «оттеняются» отношения поколений семейства Домби, например, в конфликте Эдит с её матерью или мирном, идиллическом существовании семейства Тудлей?

Говоря о поэтике романа, необходимо остановиться на проблеме авторского «присутствия» в романе и на способах авторских оценок (символика, иронический подтекст, прямой комментарий и т.д.).

 

ЗАНЯТИЕ №7

«КНИГИ СНОБОВ» У. ТЕККЕРЕЯ: ПРОБЛЕМАТИКА И ПОЭТИКА

  1. Значение слов «сноб», «снобизм» до и после Теккерея.
  2. Социальная панорама викторианской Англии.
  3. Жанровое своеобразие «Книг снобов».
  4. Своеобразие авторской позиции: ирония и сатира.

 

Литература

 

1. Ивашева В.В. За щитом скептицизма (У.М. Теккерей) // Ивашева В.В. «…Век нынешний и век минувший…». М., 1990.

2. Уильям Мейкпис Теккерей: Творчество. Воспоминания. Библиографические разыскания. М.,1989.

3. Форстер М. Записки викторианского джентльмена. Теккерей. М., 1985.

 

Методические комментарии:

На границе журналистского и художественного творчества Теккерея возникает очерковый жанр. «Книги снобов» - это, с одной стороны, панорамное художественное исследование нравов современной писателю Англии, а с другой, выражение нравственно-философской позиции автора. Обратив внимание на «снобизм» как характерное явление английской жизни, Теккерей придал ему универсальное, общечеловеческое толкование. При анализе «Книг снобов» следует раскрыть своеобразие сатирического изображения характеров и выражения авторской позиции у Теккерея.

ЗАНЯТИЕ № 8


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 675; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!