Беларусь в рисунках Наполеона Орды.



Краеведческая деятельность Евстафия Тышкевича.   Евстафий Тышкевич в 1837 -1847гг. - известный в мире этнограф и краевед, основоположник научной белорусской археологии, родился в Логойске. Занимаясь систематическими раскопками курганов в окрестностях Логойска, Борисова, Минска, Друцка, Лиды, Крева, Мира, Гольшан, заложил основы белорусской научной археологии. В 1850 г. он издал книгу о раскопках с приложением отдельных таблиц и рисунков. Раскопки курганов он вел траншейным способом, но, убедившись в бесперспективности такого метода, стал использовать перекрестный способ исследования. Ранние его публикации были описальными, позже он стал делать анализ и оценку раскопкам.  Одновременно с археологией Тышкевич занимается и фольклором. Итогом его деятельности на Борисовщине стал фундаментальный труд «Апісанне Барысаўскага павета…» Для этой книги Тышкевич несколько лет собирал первоисточники по истории, географии, этнографии, литературе, искусстве, археологии, топонимике, фольклоре, искал помошников-соавторов. Среди них были К. Адамович, П.Чачот, З. Даленга-_Ходаковский, Ф.Чахович, В.Твардовский, Я.Ванькович, К. Тышинский, В. Гарновский и брат Константин. Почти 10 лет он создавал эту уникальную краеведческую книгу, где каждый факт, каждая дата выверены, добросовестно проанализированы и аргументированы. Работая в области археологии, этнографии, и краеведения, Тышкевич занимался и фольклором. При описании свадеб, обрядов (Деды, Рождество, Радуница) и всего цикла хозяйственного календаря белорусов, он стремился объяснить связь языческих обрядов, элементы которых закрепились и в христианских верованиях.  Тышкевич знал о состоянии науки за рубежом. В Вильно, после закрытия университета, научного центра вообще не было. Это подтолкнуло его на создание там научного товарищества, общедоступного музея, публичной библиотеки. Идея создания музея стала целью его жизни. Первый из них был открыт в 1842 г. В Логойске, в родовом имении, на основе семейных собраний и вещей, найденных во время раскопок курганов. Много сил ушло на создание музея в Вильно, который был торжественно открыт на новый 1856 год в здании Виленского университета. Там же была создана Археологическая комиссия, главой которой единогласно выбрали Евстафия Тышкевича. Музей насчитывал 10 тыс. экземпляров. Евстафий, специально изучивший к тому времени постановку музейного дела в Дании и Швеции, перевез в Вильно личную коллекцию, которая и составила основу музея. Свыше 2 000 предметов древности (каменные молоты, языческие идолы, старинное оружие и т. п.), библиотека (ок. 3 000 томов), собрание 3 000 монет и медалей, свыше 1 000 гравюр, географических карт, медных гравированных досок... Не так уж легко оказалось переместить на лошадях за сотни километров все эти (порой весьма увесистые) предметы старины... И все ради того, чтобы по воскресным дням сокровищами могли полюбоваться все желающие. Музей занимал три зала на трёх этажах центрального здания бывшего Виленского университета. Помимо коллекции Тышкевича, в него вошли остатки минералогического, нумизматического, зоологического и орнитологического кабинетов бывшего университета (свыше 15 000 чучел птиц и млекопитающих, препаратов, ископаемых костей; ок. 6 000 монет и медалей), а также обширное собрание картин, эстампов, скульптур, пожертвованных, кроме Тышкевича, другими литовскими меценатами.          После закрытия музея, часть коллекций была вывезена в Румянцевский музей в Москву, другая хранилась в помещении гимназии и затем использовалась в экспозиции музея при Виленской публичной библиотеке... Но целые собрания раритетов под предлогом "подозрительных" были под проверочный шумок просто растащены...      Такое отношение к главному смыслу твоего существования на земле трудно было пережить. Хотя граф Евстафий Тышкевич, член Датского королевского общества любителей северных древностей, Стокгольмской королевской академии изобразительного искусства и древностей, Лондонского археологического института, Почетный член Петербургской академии наук, камер–юнкер Двора его императорского величества, и пережил. И даже дождался пересмотра решения муравьевской комиссии и возвращения из Москвы в Вильно части музейных экспонатов. Но мудрый граф понимал, что главного уже не вернешь. В Вильно, словно в насмешку над собирателем, возвратилось лишь 206 (!) единиц хранения. Кое-каким бесценным экспонатам - как, к примеру, уникальной оршанской кольчуге со славянскими письменами — в некотором роде повезло: они остались в Москве. Многим другим не повезло - они пропали с концами. Евстафий еще пытался систематизировать свои археологические изыскания, привел в порядок фамильную родословную, переписывался с коллегами из Киева, Москвы, Петербурга, но так и не смог до конца оправиться от главной потери всей жизни. В августе 1873 года Евстафий умер на руках у своей сестры Павлины в Вильно.Похоронен на Литературной горке кладбища Роса.    

Беларусь в рисунках Наполеона Орды.

Наполеон Орда (1807-1883) – композитор, пианист, педагог, писатель, художник, деятельность которого связана с Беларусью и Польшей. Родился в д. Вороцевичи, Пинского уезда, Минской губернии в семье инженера-фортификата. Закончил Свислочскую гимназию и поступил в Виленский университет, из которого исключен за участие в тайном студенческом товариществе «Заряне». Участник восстания 1830-1831 гг.

Жил в эмиграции в Австрии, Швейцарии, Италии, Франции, где усовершенствовал мастерство игры на фортепиано у Ф.Шопена, дружил с А.Мицкевичем.

В 1856 г. вернулся на родину в Вороцевичи, жил в Гродно, часто путешествовал по Беларуси и Литве. Как результат этих путешествий известен своими зарисовками архитектурных памятников и мест, связанных с жизнью и деятельностью знаменитых людей на территории Беларуси, Украины, Польши, Литвы. Эти рисунки он делал карандашом, акварелью, сепией. Его пейзажи отличаются поэтичностью и романтической возвышенностью. Архитектурные зарисовки отмечаются строгой документальностью, поэтому имеют большую ценность для истории архитектуры. Только на Беларуси им сделано больше чем 200 таких рисунков. В этой серии рисунки белорусских городов Гродно (более чем 20), Витебска, Полоцка, Минска, Могилева, Новогрудка, Пинска, Несвижа, Каменца, Сенно, Чашников, Гомеля, Свислочи, Друи, Освеи, Пружан и др.

Историческую ценность имеют зарисовки памятников, которые не сохранились до наших дней или частично разрушены или перестроены: замки в Крево(Сморгонский р-н), Гольшаны(Ошмянский р-н), Мир (Кореличский р-н), Гераненах (Ивьевский р-н), Смолянах (Оршанский р-н), Новогрудке, Пинске, Каменецкой башни, Горы-Горецкого земледельческого института, дома – крепости в Гайтюнишках (Вороновский р-н), поместий и дворцов в Бешенковичах, Логойске, Пружанах, Деречине и т.д. Среди его зарисовок памятники культовой архитектуры: Борисоглебская церковь в Гродно и Новогрудке, Софийский собор и Спасо-_Ефросиньевская церковь в Полоцке, монастыри базилианский в Жировичах (Слонимский р-н), Троицкий в Слуцке, кастелы в Свислочи , Кобрине, Ишкольце ( Барановичский р-н), Гнезно ( Волковысский р-н), Койданове (Держинский р-н), Ружанах (Пружанский р-н) , Желудок (Щучинский р-н). 

 На основе его зарисовок и акварелей художником А. Мисуревичем созданы и выпущены в Варшаве литографии (260 графических рисунков в 8 сериях). Каждый рисунок Наполеон Орда сопровождал комментариями и в левом нижнем углу надписью «Срисовано с натуры». Большое количество рисунков Н. Орды сохраняется в Национальном музее в Кракове. Эти рисунки были переданы спустя 3 года после смерти племянницей Орды Констанцией Скирмунтовой – 977 рисунков и акварелей ( с 1840-1880). Многие свои работы художник роздал друзьям и знакомым. Только в 1977 Краковский музей издал фундаментальную ( без малого 1000 репродукций) работу «Каталог рисунков архитектурных. Рисунки Наполеона Орды». Это пейзажи путешествий 1840-1844 гг. по Франции, Испании, Португалии, Нидерландах. И после возвращения на Родину (с 1860 г.): Гродненская, Минская, Витебская, Могилевская, Виленская губернии (более 300). Примерно 300 с Волынской, Киевской, Ковенской губернии.

В 1997 г. в Иваново открыт памятник Наполеону Орде. В 2001 г. издан альбом литографий «Беларусь в рисунках Наполеона Орды» и набор открыток. В 2007 г. его имя внесено в памятный календарь ЮНЕСКО. В честь него названы музыкальная школа и улица. Наследие Наполеона Орды составляют около 2 т. рисунков, на которых за 27 лет путешествий были запечатлены с натуры памятники истории и культуры Беларуси, Литвы, Польши, Украины.

 

 

 

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 238; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!