Они стали скупиться и отвернулись с отвращением.



فَأَعْقَبَهُمْ نِفَاقاً فِى قُلُوبِهِمْ إِلَى يَوْمِ يَلْقَوْنَهُ بِمَآ أَخْلَفُواْ اللَّهَ مَا وَعَدُوهُ وَبِمَا كَانُواْ يَكْذِبُونَ

(77) Он наказал их, вселив в их сердца лицемерие до того дня, когда они встретятся с Ним, за то, что они нарушили данное Аллаху обещание, и за то, что они лгали.

أَلَمْ يَعْلَمُواْ أَنَّ اللَّهَ يَعْلَمُ سِرَّهُمْ وَنَجْوَاهُمْ وَأَنَّ اللَّهَ عَلَّـمُ الْغُيُوبِ

(78) Разве они не знали, что Аллаху известны их секреты и тайные беседы

И что Аллах является Ведающим сокровенное?

Всевышний Аллах говорит, что среди лицемеров есть такие, кто дал завет Аллаху, что если Аллах обогатит его от Своей милости, то он станет раздавать милостыню и станет праведным. Но они не выполнили свои обещания и не были правдивыми в своих амбициях. И Аллах наказал их за это лицемерием в их сердцах до Судного дня.

Многие из комментаторов, в том числе ибн Аббас и аль-Хасан аль-Басри считают, что причиной ниспослания этого аята был Са’лаба ибн Хатиб аль-Ансари.

 

В хадисе от ибн Джарира Абу Умама аль-Балихи передаётся со слов Са’лабы ибн Хатиба аль-Ансари, что он сказал посланнику Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует): «Возведи за меня мольбу Аллаху, чтобы Он даровал мне богатство». Посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Горе тебе, о, Са’лаба, малый достаток, за который ты сможешь воздать лучше, чем большое имущество, которое ты не в состоянии понести». Но он попросил его во второй раз, и тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Разве ты не желаешь уподобиться пророку Аллаха (в его бедности)?  Ведь если бы я хотел, чтобы задвигались горы золота и серебра, то дано было бы» Но он сказал: «Прошу тебя Тем, Кто послал тебя с истиной, если ты попросишь Аллаха,  и Он дарует мне богатство, то я буду давать каждому нуждающемуся положенное ему».  И тогда посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «О, Аллах, даруй богатство Са’лабе».

(После чего) он (Са’лаба) занялся овцеводством, и начали его овцы размножаться, как размножаются черви. Ему стало тесно в Медине, и он переехал в одну из долин. Там он совершал обеденную и послеобеденную молитву в коллективе, и оставлял остальные молитвы. Его овцы размножились ещё больше, и он переехал ещё дальше и оставил все молитвы кроме пятничной. Затем его овцы снова размножились, как размножаются черви, и он стал оставлять пятничные молитвы. Посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) стал спрашивать у путников вести о нём словами: «Что случилось с Са’лабой?» люди рассказали ему, что Са’лабе стало тесно в Медине и всё, что с ним случилось. Посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «О, горе тебе, Са’лаба. О, горе тебе, Са’лаба. О, горе тебе, Са’лаба». Позже Аллах ниспослал аят: ﴿ خُذْ مِنْ أَمْوَالِهِمْ صَدَقَةً ﴾ Бери из их имущества пожертвования…. (9:103) аят об обязательности закята.  Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) послал двух человек из мусульман – одного из Джухайны,  другого из Салима, собирать закят с мусульман. Он написал им письмо, в котором разъяснил  как им собирать закят. Затем повелел им, если они будут проходить мимо Са’лабы  и ещё одного человека из Салима, потребовать с них закят. Они вышли и дошли до Са’лабы, прочитали ему письмо посланника Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) и потребовали закят, на что он в ответ сказал: «Это не что иное, как джизья (подушная подать с неверного) или подобное джизье. Я не знаю что это такое. Идите, как освободитесь, я скажу, что я решил». Они пошли к человеку из Салима, и тот вывел верблюдицу с лучшими зубами из тех, что у него были, и предложил им в качестве закята. Они сказали ему, что это с него не требуется, но он сказал:

 «Я сам хочу отдать именно её. Мне это будет приятно». Они забрали верблюдицу и продолжили заходить к людям и собирать закят, а потом снова зашли к Са’лабе. Он попросил снова прочитать письмо посланника Аллаха, и, прочитав его снова, сказал: «Это ничто иное,  как джизья, или подобное джизье. Идите, а я подумаю». Они вернулись к посланнику Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует), он сказал: «Горе, Са’лабе» - ещё до того, как ему рассказали, что он сделал. Он воздал мольбу о благословении человека из Салима, а потом ему рассказали, что сделал Са’лаба, и как  поступил человек из Салима. Тогда Аллах ниспослал :

﴿ وَمِنْهُمْ مَنْ عَاهَدَ اللَّهَ لَئِنْ آَتَانَا مِنْ فَضْلِهِ لَنَصَّدَّقَنَّ ﴾ Среди них есть такие, которые обещали Аллаху: «Если Он одарит нас из Своих щедрот, то мы непременно станем раздавать милостыню…. – аят был ниспослан, когда у посланника Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) был один из родственников Са’лабы, который пошёл к Са’лабе и сообщил об этом. Са’лаба пошёл к посланнику Аллаху r и попросил у него принять его закят. На, что посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «Аллах запретил мне принять твой закят». Са’лаба вышел и стал посыпать землю на голову. Посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «Это твоё деяние, я попросил тебя, ты отказался дать». Са’лаба так и вернулся домой. Посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) не принимал его закят до самой смерти. После Са’лаба пришёл к Абу Бакру t , когда тот стал халифом и сказал ему: «Ты знаешь мою степень и заслуги перед посланником Аллаха, прими же мой закят». Абу Бакр t сказал: «Посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) не принимал твой закят». И не брал его закят до самой смерти. Са’лаба пришёл к Умару t и попросил принять его закят, на что тот ответил: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не принимал твой закят, Абу Бакр t не принимал, и я не буду». Он так же не принимал закят Са’лабы. (После смерти Умара) Са’лаба пришёл к Усману t и попросил его: «О, повелитель правоверных, прими закят от меня». На что Усман t сказал: «Посланник Аллаха не принимал твой закят, Абу Бакр, также и Умар, поэтому и я не буду его принимать от тебя». (Так) он (Са’лаба) и умер во времена правления Усмана.

Слова Аллаха: ﴿بِمَآ أَخْلَفُواْ اللَّهَ مَا وَعَدُوهُ﴾ За то, что они нарушили данное Аллаху обещание – т.е. запечатал их сердца лицемерием за то, что они не выполнили свои обещания и за их ложь. Как сказано в хадисе в двух Сахихах от посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):

«آيَةُ الْمُنَافِقِ ثَلَاثٌ: إِذَا حَدَّثَ كَذَبَ، وَإِذَا وَعَدَ أَخْلَفَ، وَإِذَا ائْتُمِنَ خَان» «Признаков лицемера три: если говорит, то лжёт, если обещает, то не выполняет, если берет аманат на хранение, то не возвращает его».

Аллах говорит: ﴿أَلَمْ يَعْلَمُواْ أَنَّ اللَّهَ يَعْلَمُ سِرَّهُمْ وَنَجْوَاهُمْ﴾ Разве они не знали, что Аллаху известны их секреты и тайные беседы – в этом аяте Аллах сообщает, что Он знает тайное и явное, и знает все о человеческой  совести, Знает также, будут ли они благодарны, если он одарит их имуществом, ибо Аллах знает их лучше, чем они сами. Он Знающий сокровенное и свидетельство, он знает тайное и явное.

 

Аллах сказал далее:

 

الَّذِينَ يَلْمِزُونَ الْمُطَّوِّعِينَ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ فِي الصَّدَقَـتِ وَالَّذِينَ لاَ يَجِدُونَ إِلاَّ جُهْدَهُمْ فَيَسْخَرُونَ مِنْهُمْ سَخِرَ اللَّهُ مِنْهُمْ وَلَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ

(79) Они поносят тех, кто раздает добровольные пожертвования из верующих,


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 225; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!