Что единит нас православных христиан?



Какие существовали пророчества о кресте?

Какие способы осенения Крестным Знамением существовали в древности?

Для чего нам нужна единая форма крестного знамения?

Нас с вами объединяет единое устремление к истине: мы хотим с вами больше знать о Боге, мы хотим жить по воле Божьей, хотим предстоять перед лицом Божиим. И вот люди, которые стремятся к одному, находят друг друга. Собираются вместе, распознают друг друга по взгляду, по жесту. И одним из таких жестов, которые нас единят, соединяют, жест, по которому мы можем безошибочно узнать, что человек придерживается христианского мировоззрения, более того, что человек верующий православный христианин - это крестное Знамение - самый известный из религиозных христианских жестов. Мы с вами крестимся правой рукой, складывая три пальца вместе, два прижимаем к ладошке, и кладем Крестное Знамение на лоб, живот, правое плечо и левое, читая молитвы. Многие люди даже не могут молиться без того, чтобы положить на себя Крестное Знамение.

Откуда взялся этот жест? Почему вдруг верующие люди, последователи Христа, почувствовали потребность в каком-то телесном воплощении своего упования? Я хочу начать с книги пророка Иезекииля 9 главы. Это текст, который из библейских текстов Ветхого Завета сохранился не очень хорошо, но несёт некое принципиально важное откровение о нашей Вере. Так вот в 9 главе пророка Иезекииля, пророка скорби и страданий, проповедующего горе, чашу скорбей, которую предстоит выпить израильскому народу, говорится о том, что ему открылось видение. Господь посылает шестерых, которые должны покарать народ. И вот среди них находится некто с коробкой для письменных принадлежностей. Господь повелевает и ему: пойди к моему народу в Иерусалим и запиши всех, кто сокрушен сердцем. Всех, кто скорбит о падении Иерусалима. Всех, кому тяжко, кто устал от нечестия окружающих их людей. И запечатлей этих людей. Но в русском переводе не сохранилось указание на то, каким образом этот Посланник, ангел должен был запечатлеть избранников Божиих. А вот в Вульгате в латинском переводе, который делался блаженным Иеронимом с еврейского оригинала, стоит фраза Сигна Тау. Сигна - это значит знак. Отсюда и наше русское слово сигнал, то есть знак, образ. Сигна Тау значит: поставь на их челах, на их лбах букву. Тау - последняя буква еврейского алфавита, которая обозначается как крестик. Дело в том, что в древнем Израиле непременно этим знаком сопровождалась подпись человека. Например, в каких-то документах, завещаниях, заключениях договоров и так далее. Кстати, этот обычай сохранился в церковной практике, когда епископы ставят перед своим именем церковный крестик. На самом деле, это очень древний обычай, о котором упоминается, например, в Книге Иова. Так вот, это одно из самых первых пророчеств о том, что, во-первых, придет Мессия, который избранников своих запечатлеет знамением Креста. Мессия, который пострадает на кресте. Дело в том, что почти до начала 2 века в Еврейской раввинистической среде было очень распространено знамение этого Сигна Тау, то есть они на молитве рисовали себе на лбу знак этого Креста или в виде буквы х или наш крестик, который мы сегодня знаем. Рисовали себе на лбу или вышивали на одежде. Но когда иудеи стали враждовать с христианами, ревновать, от этого знака они отказались. Это очень древний знак. Он был также распространенный среди секты иессеев, среди кумранитов, то есть тех аскетов, которые жили в районе Мертвого моря за 200 за 100 лет до Рождества Христова. Такой древний знак. Для нас это просто пророчество.

Но каким образом это связано с нашим Крестным Знамением? В текстах конца II начала III века. Например, текстах Тертуллиана, известного африканского писателя, в его трактате «О венце» говорится, что христиане запечатлевали себя на молитве крестным знамением. Использовался для этого большой или указательный палец руки, правой или левой – неважно, и знак этот буквально чертили у себя на лбу продольной и поперечной линиями. Точно также крестились и во времена Иоанна Златоуста. И мы находим подтверждение этого в его толкованиях на священные тексты, а также и в текстах Святителя Василия Великого, в его одном из правил, упоминание, что среди христиан - это совершенно естественный обычай, который восходит к временам апостольским. То есть для христиан креститься таким образом было совершенно естественно. Кроме того, крестили не только себя но и предметы. Крестили пищу, полагая знак Креста на пище, вышивали знак Креста на одежде, изображали на священных сосудах, на книгах, картинах и иконах. Это было совершенно естественно. До 9 века это крестное Знамение существовало в таком неоформленном виде. Христиане запечатывали себя этим начертанием на лбу и же рисовали ещё второй крест, на груди, потому что под влиянием аскетической литературы стало считаться, что седалищем грехов и страстей является грудь. Потом где-то с IX - X веков их объединили в одно большое Крестное Знамение. Но крестились опять же по-разному: не было регламентировано количество перстов, как они складывались, справа налево или слева направо креститься. Это было совершенно неважно. И в одном из текстов, эпиграмм, преподобного Феодора Студита Великого, который жил в девятом веке, говорится о том, что не важно, сколько ты складываешь перстов. Потому что само Знамение Креста прогоняет всю силу вражью. И уже к XI - XII веку у греков складывается форма крестного знамения двоеперстие. Стали креститься двумя перстами. Некоторые исследователи считают, что это связано с полемикой между несторонами и арианами. Мы точно не знаем. Но после XI века у греков, не в виде регламентированного церковного постановления, а просто как оформившееся обычай, утверждается 3 перстной Крестное Знамение, которым теперь мы крестимся. На Руси до XXVII века, до печально известной реформы патриарха Никона, крестились двумя перстами. Наряду с этим крестились и тремя перстами. Просто этому не предавали никакого значения. Считалось, что это обычай, который не может быть догматизирован, оформлен в какой-то канон. Для христиан грамотных, читающих Писание, было совершенно ясно, что любое Знамение Креста имеет спасительное значение. Но сейчас мы с вами крестимся тремя перстами. Так положено у нас в церкви на протяжении уже многих столетий. Полагаем это Крестное Знамение на лоб, на живот, на правое плечо, затем на левое, и не собираемся отказываться от этого Крестного Знамени. Потому что пускай этот жест проделал довольно длительный путь истории, имел разные формы, но мы принадлежим вот этой традиции. Это тот знак, который нас объединяет, по которому мы узнаём друг друга. А мы должны беречь и придерживаться традиции. И ещё не должны стесняться своей Веры, не стесняться креститься в храме во время молитвы и даже на улице

 

 

Т ема: о злопамятстве

Задачи:


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!