Лекция 6. Древнегреческий атомизм.



А. Исторические сведения.

Основателями древнегреческого атомизма признаются философы Левкипп и Демокрит. Однако сведения о них не всегда достоверны, особенно не удается вычленить из общего корпуса дошедших фрагментов собственное учение Левкиппа. Известно только, что жил Левкипп приблизительно – около 500 – 440 г.г. до н.э. в городах Элея, Абдеры или в самом Милете, и, якобы, был учеником Зенона Элейского. Во всяком случае, ясно, что атомизм разрешает именно проблемы выявленные впервые элейской философией. Античные писатели говорят о его произведениях «Об уме» и «Великий диакосмос», впрочем, последнее произведение приписывают и Демокриту. Попытка выделить собственное учение Левкиппа на основании большей простоты и примитивности из общих сведений не удается. Но более или менее к нему возводят две идеи – саму идею атомов как неделимых частиц и пустоты, и идею всеобщей детерминации (необходимости).

О Демокрите известно больше. Демокрит происходил из города Абдеры, глухой интеллектуальной провинции Греции, так что прпозвище «абдерит» означало – «глупец», «простак». Даты жизни Демокрита исследователи возводят к 470-460 г.г. до н.э., а дату смерти или к самому концу 5 в. или к началу 4 в. до н.э. Одним словом, Демокрит был ровесником Сократа и Протагора, по некоторым сведениям встречался с ними. Демокрит был учеником Левкиппа. Демокрит много ездил в Вавилон, Персию, Египет и даже в Индию, учился у египетс ких жрецов и халдейских магов. По сведениям античных писателей, Демокрит истратил все свое немалое состояние на учение и был непревзайденный эрудит. После Демокрита осталось множество произведений, библиофил Фрасилл приводит список из 60 произведений. Но от этих произведений остались лишь фрагменты, объединенные в corpus Demokriteum.

Б. Учение об атомах.

Учение древнегреческих атомистов состоит в следующем. По истине существуют лишь атомы (маленькие, неделимые частицы вещества) и пустота. Атомы бесконечные по числу, по форме и положению (повороту). Атомы не воспринимаемы с помощью органов чувств, а являются мыслимыми тельцами.

Тем самым решаются следующие проблемы:

1). Неделимость атомов кладет предел проблеме множественности сущего элейцев. Признание квантования бесконечного пространства, времени и движения.

2). Допущение пустоты разрешает проблему движения. Пустота – это «небытие» элеатов, но существующее ничто. Не «вещественное» ничто пифагорейцев, но сущая пустота. Атом – «что», den (Демокрит), to on (Аристотель), пустота – пустое пространство, место (topos) – «ничто», meden (Демокрит), to me on (Аристотель).

3). Бесконечность атомов в мире решает проблему бесконечности видоизменений в природе Эмпедокла и Анаксагора. Конфигурации атомов и порождает видимую природу-«фюзис». Однако есть аргумент противников Демокрита, который сводится к тому, что одна бесконечность (количество миров) меньше, чем другая бесконечность (количество атомов), что абсурдно. Ответ Демокрита неизвестен; правда, здесь может иметь место аргумент Анаксагора: «все во всем», но Демокрит не мог бы к нему прибегнуть, ибо это требовало признания делимости материи (вещества) до бесконечности.

4). Бесконечность мира в пространстве влечет признание его вечности (безначальности) во времени. Следовательно, признание беспричинности мира. По сообщению Аристотеля, согласно мнению Демокрита, спрашивать какова причина вечного и бесконечного, все равно, что искать начало бесконечности.

Вывод: Допущение атомов и пустоты есть рациональное объяснение проблемы объяснения чувственного опыта.

В. Учение о необходимости.

Вторым важнейшим положением древнегреческого атомизма было признание всеобщего детерминизма. До Демокрита Необходимость рассматривалась мифологическим сознанием греков совершенно антропоморфически – как «виновница», судьба, «ананке». Впервые Левкипп утверждает: «Ни одна вещь не происходит попусту, но все на [некотором] основании (ek logoy) и по необходимости» (Л 22).

1). Прежние греческие мыслители считали достаточным указать «из чего» возникают вещи. Поэтому и возникает положение: «из ничего ничего не возникает» (Эмпедокл, Анаксагор). Левкипп и Демокрит утверждают, кроме этого, еще следующее: не только «из ничего ничего не возникает», но все должно возникать по причине. Тем самым впервые они отличили причину возникновения и изменения вещей от их субстанции, материи.

2). Причинность. Как понимается причина? По сообщению Аэция, как “сопротивление толчку, движение и удар материи”(Л 25). Жесткий, механистический детерминизм.

а). Необходимость вечно действует в природе, а не постепенно упорядочивает хаос вещей, как это было у Анаксагора.

б). Необходимость нельзя понимать как разумную причину (нус).

в). Необходимость есть выражение закономерности, законорожденности вещей. Стохастичность явлений. 

г). Необходимость и есть причина. Следовательно, отыскать причину вещей, значит, не только указать на необходимые связи, но и объяснить их способ существования (поведение).

3). Случайность. Но есть ли в природе случайность, случай? Согласно воззрениям Демокрита дело обстоит так:

а). Случай – событие, совершившееся без причины. Таких явлений в мире просто нет.

б). Случай – событие, не имеющее разумного объяснения. Т.е. не объяснимого причиной или целью, но вытекающего из внешнего воздействия – толчка, давления, удара. Таких событий тоже по-просту нет, они есть «вымысел толпы».

в). Случай – событие, возникающее как результат «совпадения» причинно обусловленных, но не связанных между собой причинных рядов явлений. Такие явления есть, их можно назвать «судьбою» или случайным стечением обстоятельств (tyche). Но и в этом случае, согласно Демокриту, можно найти их причинное объяснение и указать на необходимость их «случания».

4). Проблемы детерминизма. Однако применение Демокритова учения о необходимости к миру в целом рождает противоречия.

а). Жесткий детерминизм, исключающий всякую случайность, ведет к тому, что сама необходимость превращается в случайность по отношению к действиям людей. Это есть отказ от свободы.

б). Согласно логике Демокрита, мир в целом безначален, т.е. не имеет причины во времени. Совершенно бессмысленно ставить вопрос о причине мира в целом. Это означает, что его необходимость совершенно случайна.

Вывод: Учение Демокрита о необходимости есть жесткий детерминизм. Случайность явлений рассматривается как результат необходимости. А по отношению к миру в целом, необходимость сама неотличима от случайности.

Г. Учение о душе.

Учение о душе древнегреческих атомистов тоже исходит из атомистической гипотезы. Душа – это, во-первых, движущее начало, во-вторых, орган ощущения и мышления.

а). Первая функция связана с принципом: то, что само не движится, не может двигать другое – тело. Душа состоит из особых, шарообразных атомов, подобных атомам огня. Человек как «автомат» (automaton) Демокрита. Механистическое представление о душе с сохранением элементов гилозоизма, ибо атомы могут «чувствовать». Атомы обладают способностью к ощущению. Это положение у Демокрита никак подробно не аргументируется.

б). Поскольку в мире существуют только атомы и пустота, то чувственные качества вещей связаны с «субъективными» ощущениями. Отсюда недоверие к показаниям органов чувств: «… мы ничего достоверно не постигаем, но лишь меняющееся в зависимости от состояния нашего тела и от того, что в него входит или ему сопротивляется» (Секст. Против ученых, VII, 136). Тем не менее, чувственные качества вещей определяются свойствами (количеством, формой и положением) атомов. Таким образом, восприятие внешних предметов требует непосредственного чувственного контакта органов чувств с самими предметами. Проблема чувственного познания: порог ощущений.

в). Но как быть со зрением? Здесь, согласно теории Демокрита, основной чувствененного контакта являются не сами вещи, а их тонкие копии, испускаемые самими предметами – «видики», «истечения», «образы» (eidola).

г). Однако ощущения дают только «темное» знание, которое требует превращение его в «светлое» с помощью ума. Этот переход от наглядного образа к понятию означает переход от стадии чувственного познания к стадии рационального. Это принципиальное положение Демокрита, ибо на нем основывается и сама теория атомов.


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 898; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!