ЧАСТЬ I. История южных и западных славян в Средние Века и Раннее Новое время



Nbsp;   ПРЕДИСЛОВИЕ В учебнике представлена современная точка зрения на историю южных и западных славян с древнейших времен и до конца 90-х годов XX в. Авторы сохранили традиционный страноведческий принцип изложения материала. При этом в достаточно полном объеме представлена история отдельных южно- и западнославянских народов, обретших самостоятельную государственность на рубеже 1980 - 1990-х годов (Босния и Герцеговина, Македония, Словакия, Словения, Хорватия). Новизна учебника состоит как в привлечении новейшей литературы по ряду важнейших проблем славянской истории, так и во взвешенном подходе к освещаемым событиям и процессам. Авторский коллектив стремился избежать излишней идеологизации и политизации в освещении событий, в том числе и происшедших в последние десятилетия. Учебник состоит из двух томов. В 1-ом томе выделены две крупные части: 1. История южных и западных славян в Средние века и Раннее Новое время (VI - конец XVIII в.) 2. Южные и западные славяне в Новое время (конец XVIII в. - 1914 г.) Изложение конкретного материала ведется в контексте особенностей и характерных черт тех конфессионально-культурных и государственно-политических систем, в рамках которых протекала история отдельных южно- и западнославянских народов в эпоху Средневековья и Раннее Новое и Новое время. Во 2-м томе освещается история южных и западных славян в Новейшее время (1914 г. - 1990-е годы). Современная история представлена в двух частях: 1. От начала первой мировой войны до середины 40-х годов. 2. От окончания второй мировой войны до конца ХХ века. В целом 2-ой том учебника ориентирован на изучение динамики политики модернизации в славянских странах Центральной и Юго-Восточной Европы. Выделение в истории отдельных славянских народов наиболее значимых событий и процессов создает хорошую базу для проблемного чтения курса истории южных и западных славян, способствует выработке у студентов более четкого и ясного представления о месте истории южных и западных славян во всемирной истории. Славяноведение как комплексная научная дисциплина, включающая в себя историю, филологию, этнографию, зарождается в конце XVIII - начале XIX в., т.е. в то же время, когда и большинство других современных гуманитарных и естественных наук. Рубеж столетий стал переломной эпохой в развитии зарубежного славянства, вошедшей в историографическую традицию под названием национального Возрождения. Южно- и западнославянские этносы после многовекового забытия вышли на арену европейской политической и общественной жизни. Интересу к славянству способствовало также и триумфальное возвышение России, превратившейся в важный фактор европейской политики после побед над Османской Портой и наполеоновской Францией. В XIX веке славяноведение становится дисциплиной преподавания в крупнейших европейских университетах, а в ХХ веке им занимаются практически во всем мире - от Австралии и Японии до США и Канады, не говоря уже о европейских, в том числе и славянских государствах. Действуют научные институты и университетские кафедры, регулярно проводятся международные славистические конгрессы и конференции. Постепенно по мере своего развития славяноведение из единой дисциплины трансформируется в ряд самостоятельных направлений обучения и исследований: исторических, филологических, этнографических, археологических. У всех славянских народов, живущих в настоящее время в условиях национальной государственности, активно развивается отечественная историография. В конце ХХ века историческое славяноведение представляет собой совокупность страноведческих и компаративистских исследований. В качестве стержня исторического процесса у славянских народов в Центральной и Юго-Восточной Европе выбрана политическая история. История экономическая, социальная (понятая как история общественных групп) и культурная составляют три других доминирующих аспекта в курсе. Меньше внимания уделяется истории церкви, демографическим процессам, исторической экологии, многим сторонам истории культуры. Учебник снабжен списком рекомендуемой литературы, включая перечень основных публикаций источников на русском языке. Научно-техническая работа над этим изданием И.Г.Мороз и М.Н.Рацеевой.

ЧАСТЬ I. История южных и западных славян в Средние Века и Раннее Новое время

ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ

Древними славянами именуется ряд народов, населявших Восточную, Центральную и Юго-Восточную Европу в V-XI вв. Они занимали обширную территорию от Эльбы на западе до Днепровского бассейна включительно на востоке , и от побережья Балтийского моря на севере до Пелопоннеса на юге. На основе диалектно-этнографических признаков славяне древности подразделяются на восточных, западных и южных. К восточным относятся русские, украинцы и белоруссы, к западным - поляки, полабско-балтийские славяне, чехи и словаки, к южным - сербы, хорваты, словенцы и болгары. Ближе к новому времени территория расселения славян постепенно сузилась . Некоторые группы западных и южных славян были ассимилированы народами германского и романского происхождения и исчезли с исторической сцены.

Источники о древних славянах делятся на три категории: письменные, археологические и лингвистические.

Письменные источники о древних славянах возникли у соседних народов. Это - произведения византийцев, авторов Запада и писателей Востока, сами же славяне в это время своей письменности еще не имели. Первые сведения о славянах сообщили авторы первых веков новой эры: Гай Плиний Старший (23 г. н.э. - 79 г. н.э.),. написавший “Естественную историю”; Публий Корнелий Тацит (род. ок. 50 г. н.э.) - автор сочинения “О происхождении и местах обитания германцев” (“Германия”); астроном и географ Клавдий Птолемей, живший в Александрии в первой половине II в. н.э. и создавший “Географическое руководство”. Эти авторы приводят сведения о географии расселения славян, называя их “венедами”. Более подробно рассказывает о славянах Иордан, автор одного из крупнейших произведений эпохи раннего средневековья “Гетика”, возникшего в VI в.

Наиболее основательно описывали славян византийские авторы. Самым ранним из них является Приск (ок.410-475 г.), сочинивший “Историю”, от которой до нас дошли только фрагменты, засвидетельствовавшие факт проникновения славян на Балканы. Особое значение для изучения древних славян имеет “История войны с готами” Прокопия Кесарийского (ок. 490 - ок. 562 г.). Здесь имеются сведения о занятой славянами территории, об их вторжении во владения Восточно-Римской империи, об их общественном строе, быте и религии в VI в. Ценным дополнением к этим известиям служит “Стратегикон” Маврикия, византийского полководца, а с 582 по 602 г. императора Византии. Продолжателем Прокопия в описании войн был Агафий Миринейский (537-582 гг.), который в труде “О царствовании Юстиниана” говорит о войнах империи, в том числе и со славянами. Важные сведения о славянских племенах на Балканах в VI-VII вв. содержатся в “Истории” Феофилакта Симокатты (80-е годы VI в. - VII в.). Самым же крупным византийским историком был Константин Багрянородный (Порфирогенет; 905 или 913 - 959 г.), оставивший два важнейших сочинения, составляющих как бы единое целое - “О фемах” и “О народах”, обычно упоминаемых в литературе под общим названием “Об управлении империей”. Здесь содержатся важные сведения о западных славянах, о русских и особенно о южных славянах - сербах и хорватах. Автор дает подробный исторический и географический очерк истории хорватов и сербов со времени их прихода на Балканский полуостров в VI в. и расселения на территории бывшей римской провинции Далмации.

Сведения о славянах имеются также в сочинении византийского писателя Х в. Льва Диакона “История”, в “Хронографии” Феофана Исповедника (IX в.), в “Церковной истории” сирийского автора Иоанна Эфесского (VI в.).

Упоминали о славянах и западные источники: “Хроника” т.н. Фредегара (VII в.), “История Лангобардов” Павла Диакона (VIII в.). Из арабских же авторов наиболее подробно рассказал о западных славянах Ибрагим ибн Якуб (Х в.).

Письменные источники о славянах повествуют главным образом о внешних событиях славянской истории - о ходе их войн, тактике их ведения, о военном устройстве, об отношениях славян с другими народами.

Что же касается внутренней жизни славян - хозяйства, быта, культуры, - то о них можно судить на основании археологических данных. Славяне появились в Европе в итоге длительного процесса общения их между собой и с другими народами. К началу эпохи средневековья сложилось около десятка их культурных образований. По обобщенным данным археологии последнего времени основными славянскими культурами этого исторического периода являются: пражско-корчаковская, суковско-дзедзинская, пеньковская, ипотешти-кындештская, именьковская, псковских длинных курганов, носителей браслетообразных височных колец. В VII-VIII вв. к ним добавляются новые культурные образования. Изучение этих культур, а также лингвистические данные показывают, что в последние века первого тысячелетия создается несколько славянских этнических групп, а единый праславянский язык разделяется на отдельные славянские.

 


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 256; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!