Ешьте же то , что они схватят для вас , и поминайте над этим имя Аллаха



– если обученный хищник был послан за добычей,  и при этом было упомянуто имя Аллаха, то потребление мяса дичи будет дозволенным, даже если оно было убито охотничьим хищником, по единогласию всех учёных.

Сунна подтверждает то, что указывает рассматриваемый священный аят (5:4).

 В двух Сахихах приводится хадис от Ади ибн Хатима, где он сказал:

« И я задал пророку , (да благословит его Аллах и приветствует ) вопрос о дичи , убитой охотничьей собакой , на что он (да благословит его Аллах и приветствует ) сказал :

«إِذَا أَرْسَلْتَ كَلْبَكَ الْمُعَلَّمَ وَذَكَرْتَ اسْمَ اللهِ فَكُلْ مَا أَمْسَكَ عَلَيْك» « Если ты спустишь свою собаку и произнесёшь имя Аллаха , а она схватит ( дичь ), то ( можешь )есть »,

Я спросил : « А если она убьёт дичь », он (да благословит его Аллах и приветствует ) ответил : «وَإِنْ قَتَلْنَ، مَا لَمْ يَشْرَكْهَا كَلْبٌ لَيْسَ مِنْهَا، فَإِنَّكَ إِنَّمَا سَمَّيْتَ عَلى كَلْبِكَ وَلَمْ تُسَمِّ عَلى غَيْرِه»

( Можешь ) есть то , что она схватит для тебя , ибо это подобно зарезанному

животному , только если ты не обнаружишь со своей собакой ( или : своими собаками )другую собаку , ибо ты произнёс имя Аллаха только над своей собакой ( спуская её на дичь )и не произносил его над другой собакой ”». Я спросил пророка , да благословит его

Аллах и приветствует , о дичи , убитой с помощью ми ‘ рада [15] и он сказал :

 «إِذَا رَمَيْتَ بِالْمِعْرَاضِ فَخَزقَ فَكُلْهُ، وَإِنْ أَصَابَهُ بِعَرْضٍ فَإِنَّهُ وَقِيذٌ فَلَا تَأْكُلْه»

( Можете ) есть ( дичь ), убитую его острым концом ,  что же касается ( дичи )

  убитой его древком , то это — вакиз[16], не ешь его ”[17].

В другом варианте хадиса посланник Аллаха

( да благословит его Аллах и приветствует ) сказал:

«وَإِذَا أَرْسَلْتَ كَلْبَكَ فَاذْكُرِ اسْمَ اللهِ، فَإِنْ أَمْسَكَ عَلَيْكَ، فَأَدْرَكْتَهُ حَيًّا فَاذْبَحُهُ،

 وَإِنْ أَدْرَكْتَهُ قَدْ قَتَلَ وَلَمْ يَأْكُلْ مِنْهُ فَكُلْهُ، فَإِنَّ أَخْذَ الْكَلْبِ ذَكَاتُه»

« Если ты спустишь свою собаку , помяни имя Аллаха .

Если она схватит что - нибудь для тебя , а ты застал эту дичь ещё живой ,

То зарежь её , а если ты застал её уже мертвой , но собака не ела её ,

То ты можешь есть . Ведь схватка собаки подобно закланию по обряду ».

В другом варианте хадиса из двух Сахихов

посланник Аллаха ( да благословит его Аллах и приветствует ) сказал:

«فَإِنْ أَكَلَ فَلَا تَأْكُلْ، فَإِنِّي أَخَافُ أَنْ يَكُونَ أَمْسَكَ عَلى نَفْسِه»

«А если она успеет съесть что - нибудь , то не ешь ,

Ибо я опасаюсь , что она схватила её для себя» .

Этот хадис служит доводом для мнения большинства учёных.

По мнению аш-Шафии также запрещается потребление дичи,

 если её испробовала охотничья собака.

 

Слово Аллаха: ﴿فَكُلُواْ مِمَّآ أَمْسَكْنَ عَلَيْكُمْ وَاذْكُرُواْ اسْمَ اللَّهِ عَلَيْهِ﴾

Ешьте же то , что они схватят для вас ,

и поминайте над этим имя Аллаха – когда посылаете их на дичь.

 Посланник Аллаха ( да благословит его Аллах и приветствует ) сказал Ади ибн Хатиму:

«إِذَا أَرَسَلْتَ كَلْبَكَ الْمُعَلَّمَ، وَذَكَرْتَ اسْمَ اللهِ، فَكُلْ مَا أَمْسَكَ عَلَيْك»

« Если ты послал свою обученную собаку и при этом упомянул имя Аллаха ,

То можешь потреблять , что она схватила для тебя ».

В двух Сахихах передаётся хадис от Сал’лябы,

что посланник Аллаха ( да благословит его Аллах и приветствует ) также сказал:

«إِذَا أَرْسَلْتَ كَلْبَكَ فَاذْكُرِ اسْمَ اللهِ، وَإِذَا رَمَيْتَ بِسَهْمِكَ فَاذْكُرِ اسْمَ الله»

« Когда ты посылаешь свою собаку , поминай имя Аллаха ,

Когда ты стреляешь из лука – поминай имя Аллаха ».

Али ибн Абу Тальха сообщает, что ибн Аббас сказал по поводу слова Аллаха:

﴿وَاذْكُرُواْ اسْمَ اللَّهِ عَلَيْهِ﴾ « И поминайте над этим имя Аллаха

– если ты посылаешь твою собаку на дичь , то поминай имя Аллаха ,

а если забыл , то в этом нет ничего страшного ».

Некоторые считают, что в аяте имеется в виду поминание Аллаха во время потребления

мяса дичи в пищу, как об этом говорится в хадисе, приведённом в двух Сахихах,

 в котором посланник Аллаха, ( да благословит его Аллах и приветствует ) 

 обучая своего пасынка Умара ибн Аби Салама, сказал: «سَمِّ اللهَ وَكُلْ بِيَمِينِكَ وَكُلْ مِمَّا يَلِيك»

Поминай имя Аллаха , ешь своей правой рукой , и ешь то , что ближе к тебе ».

В Сахихе аль-Бухари приводится хадис от Аиши,  что некоторые сподвижники сказали:

« О , посланник Аллаха , новообращённые в Ислам люди приносят нам мясо ,

и мы не знаем , поминают ли они имя Аллаха над ним ( при заклании ) или нет ».

Он ( да благословит его Аллах и приветствует ) сказал :

«سَمُّوا اللهَ أَنْتُمْ وَكُلُوا» «Тогда поминайте Аллаха вы, и ешьте».

Аллах сказал далее:

الْيَوْمَ أُحِلَّ لَكُمُ الطَّيِّبَـاتُ وَطَعَامُ الَّذِينَ أُوتُواْ الْكِتَـابَ حِلٌّ لَّكُمْ وَطَعَامُكُمْ حِلٌّ لَّهُم وَالْمُحْصَنَـاتُ مِنَ الْمُؤْمِنَـاتِ وَالْمُحْصَنَـاتُ مِنَ الَّذِينَ أُوتُواْ الْكِتَـابَ مِن قَبْلِكُمْ إِذَآ ءَاتَيْتُمُوهُنَّ أُجُورَهُنَّ مُحْصِنِينَ غَيْرَ مُسَافِحِينَ وَلاَ مُتَّخِذِي أَخْدَانٍ

وَمَن يَكْفُرْ بِالإِيمَـانِ فَقَدْ حَبِطَ عَمَلُهُ وَهُوَ فِي الآخِرَةِ مِنَ الْخَـاسِرِينَ

Сегодня разрешены вам блага ;

И пища тех , кому даровано писание , разрешается вам

И ваша пища разрешается им . И целомудренные из верующих и целомудренные

Из тех , кому даровано писание до вас , если вы им дали их вознаграждение ,

Будучи целомудренными , не распутничая и не беря подруг .

А если кто отрекся от веры , то у него - дело тщетно ,

и он в последней жизни - в числе потерпевших убыток ".

После того, как Аллах Всемогущий сообщил Своим верующим рабам о том,

 что Он запретил им из мерзких видов пищи, и что Он им дозволил из благого,

Он сказал далее: ﴿ الْيَوْمَ أُحِلَّ لَكُمُ الطَّيِّبَـاتُ ﴾ « Сегодня разрешены вам блага ».

Затем Он упомянул решение о мясе животных,

закланных обладателями писания из числа иудеев и христиан.

Аллах сказал: ﴿وَطَعَامُ الَّذِينَ أُوتُواْ الْكِتَـابَ حِلٌّ لَّكُمْ﴾

И пища тех , кому даровано писание , разрешается вам.

Ибн Аббас, Муджахид, Саид ибн Джубайр и другие сказали,  

что речь идёт о мясе животных , зарезанных ими .

Единогласно принято всеми учёными, что мясо животных, зарезанных ими дозволенно

к потреблению мусульманам, ибо они также убеждены в запрете заклания животных

ради кого-то помимо Аллаха, и также поминают при заклании только имя Аллаха,

 даже если они имеют убеждения относительно Него, к которым Он не причастен.

 

 В Сахихе приводится хадис, в котором Абдулла ибн Мугаффаль сообщает:

« В день битвы при Хайбаре к нам попал бурдюк с жиром , я обнял его и воскликнул :

 « Сегодня я не отдам это никому ». Я повернулся и увидел улыбающегося пророка

( да благословит его Аллах и приветствует )[18]». Учёные приводят этот довод в пользу

 мнению о том, что можно потреблять продукты из трофеев до делёжки при необходимости.

Учёные мазхабов Ханафи , Шафии , Ханбали приводят этот хадис как довод против

некоторых Маликитов, которые считают, что мусульманам запрещено потреблять те части животных, зарезанных иудеями, которые иудеи считают запретным к употреблению, например, жир. Маликиты считают это запретным и приводят как довод слово Аллаха:

﴿وَطَعَامُ الَّذِينَ أُوتُواْ الْكِتَـابَ حِلٌّ لَّكُمْ﴾ И пища тех , кому даровано писание , разрешается вам.

 При этом они сказали, что жир не является их пищей. Однако большинство учёных

руководствуется вышеупомянутым хадисом в этом вопросе. Лучшим доказательством на это служит хадис,  приведённый в Сахихе Муслима, в котором сообщается,

 что в день битвы при Хайбаре пророку ( да благословит его Аллах и приветствует) принесли в дар жареную баранину , лопатки которого были отравлены ,  ибо он любил именно лопатку . Он ( да благословит его Аллах и приветствует) попробовал кусок , и лопатка сообщила ему , что она отравлена . Он выплюнул этот кусок , но действие яда уже

распространилось во рту . А Бишр ибн аль - Бара , который успел поесть этого мяса , умер . Пророк ( да благословит его Аллах и приветствует) велел убить иудейку ( её звали Зайнаб ), которая отравила эту баранину в качестве возмездия за смерть Бишра [19] .

 Суть аргумента в этом хадисе заключена в том, что посланник Аллаха и его сподвижники решились поесть это мясо, не спрашивая о его происхождении. Они не спрашивали, удалили ли иудеи жир этого барана или нет? Ведь они считают его запретным. Обладатели писания поминают имя Аллаха при заклании их животных для пищи и для жертвы, так как это является актом поклонения для них. И при этом Аллах не позволил потреблять мясо животных, убитых многобожниками и приверженцами ширка,  так как они не поминают

имя Аллах при заклании животных. Более того,  они не чураются потребления мертвечины

 в отличии от обладателей писания.  Что касается подобных им из самарян и сабеев, и всех,

кто придерживается религии пророков:  Ибрахима, Шиса или любого другого пророка,

то существует два мнения учёных.

 

Слово Аллаха: ﴿وَطَعَامُكُمْ حِلٌّ لَّهُمْ﴾ И ваша пища разрешается им – т.е.

вам дозволено угощать их мясом зарезанных вами животных.

Однако эта часть аята не сообщает об их собственном решении по этому вопросу, аят по моему мнению сообщает о том, что им, в общем, позволено потребление мяса животных, зарезанных с поминанием имени Аллаха, всё равно зарезано оно было приверженцами их религии или другой религии. Первый смысл здесь явнее второго. Т.е. вам дозволено угощать их мясом животных, зарезанных вами также,как дозволено потреблять мясо животных, зарезанных ими. Это можно назвать воздаянием и ответным даром на дары от них.

Так посланник Аллаха ( да благословит его Аллах и приветствует ) одел свою рубаху на Абдуллу ибн Убайа ибн Сулула, когда тот умер, и его похоронили в ней.

Учёные говорят, что, что Абдулла надел свою рубаху на Аббаса, когда тот прибыл в Медину, и таким образом пророк воздал ему за это. Хадис же: «لَا تَصْحَبْ إِلَّا مُؤْمِنًا، وَلَا يَأْكُلْ طَعَامَكَ إِلَّا تَقِي»  « Сопутствуй только верующим ,  и пусть твою пищу ест только богобоязненный человек ». То он указывает лишь на желательность таких действий. А не на обязательность. Аллах знает лучше.

 

Слово Аллаха: ﴿وَالْمُحْصَنَـاتُ مِنَ الْمُؤْمِنَـاتِ﴾ И целомудренные из верующих

– вам дозволено жениться на целомудренных, свободных верующих женщинах.

В аяте говорится о женщинах, которые не совершали прелюбодеяние.

Это и есть смысл слова الْمُحْصَنَـاتُ  целомудренные.

В другом аяте Аллах сказал: ﴿مُحْصَنَـات غَيْرَ مُسَـفِحَـاتٍ وَلاَ مُتَّخِذَاتِ أَخْدَانٍ﴾

Целомудренным , не распутничающим и не берущим приятелей . (4:25)

Учёные разошлись во мнениях по поводу слова Аллаха:

﴿وَالْمُحْصَنَـاتُ مِنَ الَّذِينَ أُوتُواْ الْكِتَـابَ مِن قَبْلِكُمْ﴾


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 259; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!