Учение Платона о государстве и законах
И современной научной литературе софистика трактуется двояко: с одной стороны, она понимается как «духовно-воспитательное и философское течение в античной Греции V и IV вв. до н.э.», с другой стороны, под софистикой понимают применение в споре софизмов — ложных по существу умозаключений, формально кажущихся правильными, но основанными на преднамеренном нарушении правил логики, например: «То, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рога. Значит, ты имеешь рога».
Отрицательная оценка софистики связана в первую очередь с той релятивистской позицией, которую занимали многие софисты. Согласно их взглядам, обо всем можно судить двояко, и потому вопрос поиска объективной истины остается без ответа. Основателем релятивизма в познании был Протагор, заявлявший, что мера всех вещей — человек. Негативная оценка софистов в греческом общественном мнении была связана также с бродячим образом жизни некоторых из них, который противоречил традиционному. Однако именно благодаря такому образу жизни софисты смогли заметить несовпадение законов в различных греческих государствах-полисах, что предопределило их скептическое отношение к законам вообще. Отрицательную оценку деятельности софистов давали Сократ, Ксено-фонт, Платон и Аристофан. Неприязнь этих известных деятелей античной философии и культуры к софистам была вызвана тем, что софисты зарабатывали себе на жизнь, продавая свои знания за деньги. Так, Сократ на вопрос софиста Антифонта о том, почему он не берет денег за свои беседы, ответил: «Из красоты и из знаний можно делать равно благородное и гнусное употребление. Так, красоту если кто продает за деньги кому угодно, того обзывают распутником. Точно так же, кто продает свои знания за деньги кому угодно, тех обзывают софистами». Негативная оценка деятельности софистов не умаляет их роли в развитии правовой мысли. Для современных правоведов они остаются первыми правовыми мыслителями, и именно от них берет свое начало европейская правовая традиция.
|
|
Правовые идеи софистов стали импульсами для дальнейшего развития западной правовой науки. Правоведы использовали модель естественно-правового мышления в Средние века, а затем и в Новое время.
2.2. Учение Платона о государстве и законах
Платон (427-347 до н.э.) — древнегреческий философ, автор двух проектов идеальных государств.
30 Глава 2. Политические... учения в Древней Греции_________
Эпоха. Войны между полисами, объединившимися вокруг Афин и Спарты. Обострение борьбы между сторонниками аристократического и демократического общественного устройства. Кризис полисного строя: один государственный строй сменялся другим (олигархия — демократией, демократия — тиранией и т.п.). Многие греческие философы (Исократ, Платон, Аристотель) стали конструировать модели идеального, т.е. устойчивого, полиса, пытаясь найти теоретическое решение этого кризиса.
|
|
Биография. Платон родился в 88-ю Олимпиаду в Афинах, между 430 и 427 гг. до н.э., настоящее имя — Аристокл. Он принадлежал к знатному роду, который вел свое происхождение от последнего афинского царя Кодра. По преданию, Аристокл получил прозвище «Платон» от Сократа за ширину двух частей тела — груди и лба (греч. platys — широкий, platos — ширина). Платон получил обычное для знатного афинянина образование: гимнастика, грамматика, музыка, математика. Рано познакомился с философией Гераклита, пифагорейцев, много времени уделял поэзии. Платону приписываются эпические и лирические произведения, трагедии и комедии, из которых до нас дошло около 25 стихотворных миниатюр-эпиграмм. Однако знакомство с Сократом в 407 г. до н.э. и полное посвящение себя философии привели к тому, что Платон сжег свои поэтические произведения. С 407 г. до н.э. до смерти Сократа в 399 г. до н.э. Платон был его учеником. После смерти Сократа он покинул Афины, посетил Египет и Южную Италию. В 389-387 гг. до н.э. на Сицилии попал в рабство, Друзья Платона собрали деньги, чтобы выкупить его, но хозяин от денег отказался. Тогда Платон на эти деньги купил сад, носивший имя афинского героя Академа, и открыл в нем свою философскую школу — Академию. Эта школа просуществовала около 1000 лет.
|
|
Платон изобрел будильник, впервые применив в гидравлике принцип реле. Падавшая по каплям в верхний ящик вода, дойдя до определенного уровня, посредством особого устройства с силой прорывалась в нижний ящик. Вытесненный из последнего воздух проходил по узкой трубке в статую флейтиста. Раздававшийся громкий звук флейты будил учеников Платона. На все последующие века Платон смутил человеческую цивилизацию своим рассказом об Атлантиде — таинственном материке, 12 тысяч лет назад располагавшемся за Гибралтаром и погиб-
2.2. Учение Платона о государстве и законах _ 31
тем, погрузившись в море «в один день и бедственную
НОЧЬ».
Основные работы: «Государство» (первая книга — ПО с гг. IV в. до н.э., вторая — десятая книги — 70-60-е гг.); •■ 11олитик» (70-60-е гг. IV в. до н.э.); «Законы» (50-е гг. IV в. до н.э.).
Логическое основание политико-правового учения: объективный идеализм. Платон «удваивает» мир: один мир V пего познается чувствами, другой — разумом; один доступен каждому, другой — только избранным.
|
|
Сущность человека — это душа, которая имеет три на чала: разумное, яростное, вожделеющее.
Этим трем началам соответствуют добродетели: мудрость, мужество, умеренность.
Наряду с этими добродетелями Платон выделяет четвертую — справедливость. Справедливость заключается в том, чтобы делать то, что предназначено каждому природой.
Содержание политике-правового учения. Первый про ект идеального государства (см. табл. 2) как воплощение печных идей правды и добра изложен Платоном в диалоге «Государство»: «Мы лепим в нашем воображении государство, счастливое в целом, не имея в виду сделать как-то особенно счастливым один из слоев населения». Проводя этот мыслительный эксперимент, Платон подспудно надеялся на его практическую реализацию.
Платон уподобляет идеальное государство человеческой душе. В душе каждого человека есть три начала: разумное, яростное, вожделеющее.
В идеальном государстве:
• разумному началу соответствует совещательное;
» яростному — защитное;
• вожделеющему — деловое.
Но если в человеческой душе эти три начала слиты, то в государстве они разделены и воплощены в разных сослови ях, философах, воинах, производителях (ремесленниках и земледельцах).
Справедливость заключается в том, чтобы каждое из сословий занималось своим делом:
•/ править должны философы, которые будут обязаны принимать участие в управлении государством и способствовать укреплению государства;
S защищать полис должны воины, которые подчиняются философам;
32 Глава 2. Политические... учения в Древней Греции
S философы и воины должны вместе управлять производителями. Следовательно, третье сословие не участвует в делах управления.
Платон выступал сторонником жесткой иерархии, замкнутости и наследственности сословий. Он допускал возможность перехода из второго сословия в первое, но был против проникновения выходцев их третьего сословия в ряды правителей, так как считал, что это приведет к гибели государства.
Платон приводит ряд аргументов в пользу своего основного тезиса о том, что править должны философы.
• Править должны те, кто не стремится к занятию госу
дарственных должностей, т.е. истинные философы, кото
рые традиционно далеки от политики: «Не следует, чтобы
к власти приходили те, кто прямо-таки в нее влюблен, ина
че с ними будут сражаться соперники в этой любви»;
«Если же бедные и неимущие добиваются доступа к обще
ственным благам, рассчитывая урвать оттуда кусок, тогда
не быть добру...».
• В одном из древнегреческих мифов говорится, что боги
подмешали в души людей при их рождении разные металлы:
в души философов — золото, в души воинов — серебро, в
души ремесленников и земледельцев — медь и железо.
Платон, ссылаясь на этот миф, делает вывод, что, имея в душе «божественное золото», философы «не нуждаются в золоте человеческом», т.е. их не интересует возможность обогащения, которую предоставляет власть.
• Только философы способны постигать истинное добро
и справедливость, поэтому в идеальном государстве зако
ны будут не нужны: «Таким записанным на бумаге законам
не будут ни подчиняться, ни охранять их».
Меры по обеспечению устойчивости государства-полиса. Философы и воины должны посвятить свою жизнь исключительно служению общему благу государства-полиса, поэтому для этих двух сословий необходимо упразднить институты частной собственности и индивидуальной семьи: «Прежде всего никто не должен обладать никакой частной собственностью. Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда бы не имел доступа всякий желающий».
Средства для существования философов и воинов предоставляет третье сословие. Жены и дети у философов и воинов общие, детей воспитывает государство: «...пусть
2.2. Учение Платона о государстве и законах_ 33
отец не знает, какой ребенок его, а ребенок — кто его отец». Воспитание детей казалось Платону слишком важным, чтобы доверять его индивидууму: воспитывать детей должно государство.
Итак, в институтах семьи и частной собственности Платон видел истоки эгоизма и угрозу служению общему благу.
Воины нуждаются в особом воспитании:
S из поэзии Гомера, Эсхила «мы исключим сетования и жалобные вопли героев»;.
•/ будущие воины не должны лгать собственным правителям. Только «правителям государства надлежит применять ложь как против неприятеля, так и ради своих граждан — для пользы своего государства, но всем остальным к ней нельзя прибегать».
Средства перехода к идеальному государству. Платон считал тиранию единственно возможной формой правления для перехода к идеальному государству: «Дайте мне государство с тираническим строем. Пусть тиран будет молод, памятлив, способен к учению, мужествен и от природы великодушен...»; «если тиран захочет изменить нравы государства, ему не потребуется особых усилий и слишком долгого времени. Хочет ли он приручить своих граждан к добродетельным обычаем или, наоборот, к порочным, ему стоит только самому вступить на этот путь».
Платон неоднократно посещал Сицилию по приглашению тирана Дионисия Младшего, который утверждал, что хочет управлять согласно философским принципам. Однако реализовать свой проект на Сицилии Платону не удалось.
Классификация форм государства. Платон различает испорченные государства по степени их удаленности от идеального:
1) тимократия — правление военных, бесконечные вой
ны;
2) олигархия — правление немногих богатых, вражда бо
гачей и бедняков;
3) демократия — правление народа, предельная свобода
народа, замещение государственных должностей по жре
бию;
4) тирания — власть одного, худшего, окруженного тол
пой негодяев.
Источник смены форм государства Платон видел в порче человеческих нравов.
2 М. Н. Марченко
34 Глава 2. Политические... учения в Древней Греции________
Второй идеальный проект государства (табл. 2) Платон разрабатывает в труде «Законы».
Идеальное государство — это смешанное государство, которое состоит из двух противоположностей: монархии и демократии. В качестве примеров монархии и демократии Платон приводит персидскую монархию и афинскую демократию.
В идеале необходимо, чтобы либо власть монарха была ограничена свободой граждан, либо власть народа была ограничена определенными рамками. Следствием этого будет умеренная форма государства. По мнению Платона, это такое государство:
■/ которое состоит из 5040 граждан — только владельцев земли;
•/ в котором существует государственная собственность на землю, но владение землей — частное;
■S в состав граждан которого не входят ремесленники и торговцы;
■S в котором запрещены ростовщичество, закладывание вещей, получение приданного.
Управление идеальным государством. Монархический компонент идеального государства Платона — это коллегия 37 стражей закона, которые осуществляют следующие функции: Охраняют законы; хранят записи об имуществе, превышающем норму, установленную для каждого из четырех классов населения; выполняют судебные функции по частному обвинению в корыстном приобретении имущества, превышающем установленную норму. . Демократический компонент идеального государства включает:
1) совет из 360 человек, который работает секциями по
30 человек в течение одного месяца, обладает правом созы
ва очередных и внеочередных народных собраний;
2) народное собрание, посещение которого обязательно
под угрозой штрафа только для представителей первого и
второго классов.
Вне монархического и демократического компонентов управления идеальным государством действует «ночной совет», деятельность которого не зависит ни от каких органов. Он имеет верховную власть в государстве.
Впоследствии Аристотель пришел к выводу: «Что такого рода государственное устройство не будет представлять собой соединение демократического и монархического начал, ясно».
2.2. Учение Платона о государстве и законах_____ 35
Таблица 2
Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 327; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!