Приемы постановки русских звуков
Поставить звук — значит вызвать у учащегося правильную артикуляцию и получить правильный акустический эффект.
Поставить незнакомый звук в предложении или даже в слове совершенно невозможно. Поэтому постановку надо начинать с отдельного изолированного звука или со слога, в зависимости от того, на какой прием опирается преподаватель.
Самым надежным приемом постановки звуков является прием опоры на ощутимые моменты артикуляции.
Ощутимыми моментами артикуляции называются движения органов речи, которые можно наблюдать, чувствовать, ощущать и, следовательно, контролировать. К ним относятся:
1) положение кончика языка (вверх—вниз), движение всего языка (вперед — назад), напряженность языка. Ощутимым может быть фокус артикуляции — место смычки (контакта) или щели, если он образуется передней частью языка. При специальной тренировке можно научиться ощущать характер щели (плоская, круглая и т. д.);
2) форма губ (вытянуты вперед, растянуты в стороны, округлены);
3) раствор рта (расстояние между верхними и нижними зубами) — признак, особенно важный для произнесения гласных;
4) работа голосовых связок (есть или нет вибрация);
5) характер воздушной струи (теплая — холодная, узкая — широкая), ее сила и направленность (вверх на нёбо, на альвеолы, на нижние передние зубы).
При постановке звука преподаватель направляет внимание учащихся только на ощутимые моменты артикуляции. Рассмотрим, как это делается на практике. При подготовке к занятию надо определить, на какие ощутимые моменты артикуляции можно опираться при постановке конкретного звука. Для этого нужно:
|
|
а) разложить артикуляцию на ряд составляющих ее движений;
б) выделить из них такие, которые можно наблюдать или ощущать;
в) найти способы контроля за каждым из них.
Согласный [ш] относится к группе шипящих звуков. Это значит, что при его произнесении поднимаются вверх кончик языка, передняя и задняя часть языка. Средняя часть языка опущена и прогнута. Проходя через две образованные языком щели, воздушная струя производит сильный шум. Ощутимые моменты артикуляции [ш]: 1) подъем кончика языка вверх; место щели, образуемой загнутым кончиком языка; весь язык оттянут назад; 2) губы вытянуты вперед и округлены (похожи на букву о); 3) голосовые связки не вибрируют; 4) чувствуется теплый воздух, если поднести тыльную сторону ладони ко рту и тянуть ш-ш-ш; сильная воздушная струя направлена вверх, на нёбо. Итак, ощутимые моменты для [ш] найдены.
Теперь надо подумать, как преподаватель и сами ученики могут контролировать артикуляцию. Положение языка и его копчика легко увидеть в зеркале (поэтому можно рекомендовать учащимся приносить на занятия маленькие зеркальца). Раствор рта и форма губ тоже проверяются с помощью зеркала.
|
|
Чтобы определить, есть вибрация голосовых связок или ее нет, надо ладонь плотно прижать к гортани и произнести соответствующий звук. Если чувствуется вибрация (как при гласных [а], [о]), это звонкий звук, голосовые связки работают. Если вибрации нет, звук глухой. Можно использовать другой прием: пальцами плотно заткнув уши, произносить гласные и согласные, сравнивая ощущения.
Характер воздушной струи и ее направление можно почувствовать, поднеся ко рту тыльную, более чувствительную сторону ладони.
При опоре на ощутимые моменты артикуляции часто используются дополнительные, вспомогательные приемы, которые усиливают мышечные ощущения. Таким является прием утрирования артикуляции, когда звук произносится слишком четко, движения выполняются усиленно. Например, при произнесении мягкого звука [л'] поднимается средняя часть спинки языка. Это неощутимый момент артикуляции. Если звук произносить так, чтобы средняя часть спинки языка упиралась в нёбо, то этот момент артикуляции может стать ощутимым.
Другой прием — фиксирование артикуляции. Например, при произнесении гласного [ы] рекомендуется растянуть углы губ в стороны и плотно прижать их к зубам. Выполнив движение, ученики должны замереть в этом положении и считать, скажем, до пяти. Фиксирование усиливает ощущения и облегчает запоминание артикуляции. Можно дополнить данный прием другим — запоминанием с закрытыми глазами. Зафиксировав артикуляцию, ученик закрывает глаза и остается несколько секунд в таком положении.
|
|
Помогает вызвать артикуляцию звука и психологический прием. Например, если ученикам не удается произнести звуки [ш], [ж] так, чтобы воздушная струя была теплой, им можно посоветовать представить, что они дышат на стекло, чтобы оно запотело. При произнесении свистящих звуков [с], [з] воздушная струя узкая, холодная, направлена на передние нижние зубы. Чтобы этого добиться, нужно вспомнить, как мы дуем на горячий чай или кофе, чтобы он остыл. Иногда учащемуся не удается достаточно сильно округлить губы, как это необходимо при произнесении гласного [у]. Однако достаточно представить, что он держит губами копчик карандаша, и нужное движение найдено. Благодаря таким «как будто» часто удается получить результат, недостижимый другими способами. Кстати, заметим, что эта форма работы очень нравится самим учащимся, они с удовольствием придумывают сами новые сравнения.
|
|
Не все моменты артикуляции русских звуков поддаются сознательной отработке. Учащимся нельзя сказать: опустите среднюю часть спинки языка или поднимите заднюю часть языка. Это неощутимые моменты артикуляции. Однако правильно выполнять названные движения необходимо, так как в противном случае не получится нужный звук.
Вызвать неощутимые моменты артикуляции помогает еще одна группа приемов. Она основана на помощи стоящих рядом, соседних звуков. Дело в том, что, когда мы произносим один звук, органы речи уже готовятся произнести следующий звук. Использование помощи стоящих рядом звуков положено в основу приема использования звуков-помощников. Помощниками называются звуки, стоящие рядом и помогающие правильному произнесению отрабатываемого звука. Звук-помощник имеет в своем составе то же самое движение (неощутимый момент), что и у нового звука.
Так, мы уж говорили, что при произнесении звука [ш] задняя часть языка поднимается вверх. Это неощутимый момент артикуляции. Чтобы вызвать этот момент, используется помощь согласных [к]—[х] и гласных [у]—[о], которые произносятся, как и [ш], с поднятой задней частью языка. Поставим их перед [ш] и будем напряженно произносить: кшу, хшу, хшо, Ушу, Ошо. Напряженное произнесение звуков-помощников поможет поднять вверх заднюю часть языка.
Еще один пример. Все мягкие согласные русского языка произносятся с поднятой вверх средней частью спинки языка. Вызвать этот неощутимый, но крайне важный момент можно при помощи артикуляции предшествующих (стоящих перед мягким) и последующих (стоящих после мягкого) звуков. В качестве звука-помощника используется гласный [и], он обеспечивает высокий подъем средней части языка: Иди, Ити, Иси, Изи. Если учащиеся правильно произносят согласные Щ и Ч , эти звуки ставятся перед мягким в сочетании с [и] и напряженно произносятся: ищите, учите. Подчеркнем: чтобы добиться хорошего результата, звук-помощник надо произносить долго и напряженно.
К указанной группе относится также прием использования благоприятной фонетической позиции, т. е. такого положения звука в слоге или слове, когда легче всего правильно произнести этот звук. Существуют следующие позиции: начало слова, середина, конец слова, сочетание с другими звуками. Наиболее благоприятной позицией для глухих согласных ([п], [т], [к], [с] и др.) будет начальный ударный слог (па, та, ка, со). Далее работа ведется в последовательности:
- неначальный ударный слог ( an А, атА, акА, асА);
- начальный безударный слог (панА, танА, канА, санА);
- неначальный безударный слог (А na , ата, Ака, Аса).
Такая последовательность обусловлена постепенным переходом от благоприятной фонетической позиции к неблагоприятной, когда трудно произнести звук правильно.
Для звонких согласных ([б], [д], [г], [з] и др.) наиболее благоприятной позицией будет положение согласного между гласными, первый из которых ударный (Аба, Ада, Ага, Аза). Затем звонкие отрабатываются в такой последовательности:
- согласный между гласными, в ударном слоге (абА, адА, агА, азА);
- начальный безударный слог (банА, данА, ганА, занА);
- начальный ударный слог (ба, да, га, за).
Последовательность постановки мягких согласных. Наиболее благоприятной позицией является положение согласного после ударного [и] перед гласными (Ися, Исё, Исю, Исе, Иси). Далее предлагается последовательность:
- те же сочетания, но с ударением на втором слоге (исЯ, сё, uc Ю, исе, исИ);
- ударные сочетания (ся, сё, сю, се, си);
- позиция конца слова (ись, ёсь и т. д.).
Остановимся на технике работы над наиболее трудными русскими звуками.
Звук [ы]. При его произнесении средняя часть спинки языка поднимается вверх. Ощутимые моменты артикуляции: 1) язык отодвинут назад; кончик языка не касается зубов и поднят вверх; 2) губы слегка растянуты в стороны; 3) расстояние между верхними и нижними зубами примерно 1 см.
Учащиеся начинают постановку [ы] в изолированном положении. Здесь можно использовать психологический прием: обратить внимание на низкий тембр (окраску) звука [ы] по сравнению с высоким [и].
Затем учащиеся работают над [ы] в составе слога. Звуки-помощники [к], [г], [х] помогают обеспечить оттянутость языка назад, если их произносить долго и напряженно. Они даются в позиции перед [ы]: кы, гы, хы. Дополнительный прием: произнося долго у-у-у, надо постепенно растягивать углы губ в стороны и прижимать их к зубам.
Звук [ж]. Ощутимые моменты артикуляции: 1) язык отодвинут назад; кончик языка поднят вверх и загнут «крючком»; 2) губы имеют форму кольца; 3) воздушная струя теплая, сильная, широкая, направлена на нёбо; 4) голосовые связки вибрируют. Работая над [ж] в изолированном положении, можно использовать психологические приемы: представить, как жужжит жук; изобразить звук, который слышен, когда самолет долго кружит над аэродромом.
Работая над [ж] в составе слога, можно использовать звуки-помощники [г] и [о], [у]: гжу, гжо, y ж y , ожо. Благоприятной фонетической позицией является положение между гласными ( a жА), а также сочетания со звуками [м] и [н]: мжа, жма, нжа, жна.
Звук [ ]. Ощутимые моменты артикуляции: 1) язык продвинут вперед; края языка касаются боковых зубов; кончик языка находится у основания верхних передних зубов; 2) губы слегка выпячены вперед и округлены; углы губ плотно прижаты к зубам; 3) зубы разомкнуты; 4) воздушная струя широкая, сильная, теплая, направлена на альвеолы. Если учащиеся правильно произносят звуки [ш] или [с'], можно использовать эти звуки при постановке [ ]. Для этого надо: а) произнося ш-ш-ш, опустить кончик языка и продвинуть язык вперед или б) долго тянуть сь-сь-сь, постепенно поднимая вверх кончик языка. При этом воздушная струя должна превратиться из холодной, узкой в теплую и широкую.
В качестве звуков-помощников используются [и] и сочетания ти, ди в позиции перед [ ]: Ищи, тИщи, дИщи.
Звук [ч']. Он образуется с помощью смычки, которая затем переходит в щель. Ощутимые моменты артикуляции в начале произнесения звука: 1) язык продвинут вперед; кончик языка вместе с передней частью языка плотно прижимается к альвеолам; 2) губы имеют форму кольца; углы губ напряжены; 3) зубы сжаты. Направив сильную и теплую воздушную струю на альвеолы, надо постепенно ослабить смычку и перевести ее в щель.
В качестве звуков-помощников используются гласный [и], сочетания те, ти и мягкий [т'] в позиции перед [ч']: течь, течение, пить чай.
Звук [ц]. Его образование тоже начинается со смычки, которая переходит потом в щель, однако место щели и характер смычки [ц] иные, чем у [ч']. Ощутимые моменты артикуляции в начале произнесения звука: 1) язык отодвинут назад; кончик языка касается нижних зубов; передняя часть языка смыкается с участком твердого нёба у верхних зубов, не задевая их поверхности; 2) губы слегка раскрыты. Звук [ц] удобно ставить при сомкнутом положении зубов. Под напором холодной, сильной, узкой воздушной струи, направленной на нижние передние зубы, смычка постепенно переходит в щель. Важно обратить внимание учащихся на то, что [ц] начинается как [т]. Можно использовать такой прием: приготовиться произносить звук [с], а произнести [т].
В качестве звука-помощника следует использовать [т] в позиции перед [ц]: отцы, молодцы. Благоприятная фонетическая позиция для [ц] с гласными [ы], [а], [у], [о] в неначальном ударном слоге: ацЫ, ацА, ацА, ацО.
Звуки [л], [л']. При произнесении твердого [л] задняя часть языка поднята, средняя опущена (неощутимые моменты). Ощутимые моменты артикуляции: 1) язык оттянут назад; передняя часть языка вместе с кончиком поднята и образует смычку с альвеолами и верхними зубами; кончик языка напряженный и узкий; 2) зубы не сомкнуты; 3) губы слегка выдвинуты вперед, что помогает вызвать подъем задней части языка; 4) голосовые связки вибрируют. При постановке [л] широко применяется утрирование артикуляции: а) полезно утрировать напряжение передней части языка и его кончика; б) рекомендуется произносить [л], стараясь коснуться боковыми краями языка всех верхних зубов. Такое «ненормальное» произнесение ведет к сильной напряженности и подъему задней части языка. Помогает применение психологических приемов: а) можно попросить учащихся придать языку форму ложки; б) полезно представить, что у произносящего этот звук полный рот еды или молока. Это ведет к прогибанию средней части спинки языка.
В качестве звуков-помощников используются гласные [о], [у], согласные [к], [г], [х]. Какой звук-помощник лучше использовать, приходится определять в индивидуальном порядке: ол, Оло, или лго, лгу, лга, дОлго, ВОлга, или гло, глу, глОбус, клу, клуб, хло, хлу.
При произнесении мягкого [л'] средняя часть спинки языка поднята, задняя опущена (неощутимые моменты). Ощутимые моменты артикуляции: 1) язык продвинут вперед; передняя часть языка менее напряженная, более широкая; кончик языка касается одновременно альвеол и сразу нескольких верхних зубов, так как площадь смычки большая; 2) губы растянуты в стороны, углы губ плотно прижаты к зубам; 3) голосовые связки вибрируют.
Характерный для всех русских мягких согласных подъем средней части языка можно вызвать звуками-помощниками — гласным [и], сочетаниями чи, щи, ти, ди: чИли, щИли, тИли, дИли.
Звуки [р], [р']. При произнесении твердого [р] язык имеет такую же форму, как при твердом [л]. Главное различие в том, что при произнесении [р] кончик языка вибрирует, то смыкаясь, то размыкаясь с альвеолами. В результате образуется характерный шум. Вибрация кончика языка — неощутимый момент (исключение из общего правила об ощутимости движений кончика языка). Если в родном языке учащихся такая вибрация не развита, то поставить [р] очень трудно. Ощутимые моменты артикуляции: 1) язык отодвинут назад; кончик языка узкий и напряженный; 2) расстояние между верхними и нижними зубами примерно 1 см; отчетливо виден язык; 3) губы приоткрыты; 4) голосовые связки вибрируют.
Звуки-помощники: а) долгие и напряженные [ж], [з]; поставив эти звуки перед [р], произносят: ж-ж-ж-жр, в-з-з-зр; б) согласные [т], [д] в сочетаниях тра, дра, тро, дро, тру, дру. Возможно использование и других дополнительных приемов, которые помогают вызвать вибрацию кончика языка. Они описаны в литературе, но быстро их освоить почти невозможно. Из психологических приемов укажем два: 1) можно попробовать изобразить, какой звук производит человек, останавливая лошадь: ппру; 2) помогает представление о том, что при произнесении [р] язык работает как хлыст или плетка.
При произнесении мягкого [р'] задняя часть спинки языка опущена, средняя поднята, язык вибрирует у альвеол (неощутимые моменты артикуляции). Язык имеет такую же форму, как при мягком [л']. Ощутимые моменты артикуляции: 1) язык продвинут вперед; 2) зубы раскрыты; отчетливо виден язык; 3) губы приоткрыты, углы губ растянуты; 4) голосовые связки вибрируют.
Постановке мягкого [р'] помогают звуки [ж], [з] в сочетаниях жри, жре, зри, зре, гласный [и], сочетания чи, ти, ди: Ири, чИри, тИри, дИри. Самой трудной для произнесения [р'] является позиция конца слова (типа зверь, дверь), ее надо отрабатывать в последнюю очередь.
Звуки [х], [х']. Из заднеязычных согласных они наиболее трудные. При произнесении твердого [х] задняя часть спинки языка поднимается вверх и образует щель. Ощутимые моменты артикуляции: 1) язык отодвинут назад; кончик языка не касается нижних зубов; 2) губы округлены; 3) рот раскрыт; расстояние между верхними и нижними зубами примерно 1 см; 4) голосовые связки не работают; 5) воздушная струя теплая.
Произнести звук [х] легче, «выключив» голос, поэтому следует произносить [х] шепотом, очень тихо. Если учащиеся правильно произносят звук [к], можно использовать такой способ: надо начать негромко и ненапряженно произносить [к], а затем плавно опустить язык, усилить воздушную струю так, чтобы на тыльной стороне ладони почувствовать тепло: к-кх-х-х. Можно поставить [х] так: произносить гласный у-у-у, постепенно напрягая язык и усиливая воздушную струю (до ощущения тепла). Звук [к] можно использовать как помощник в сочетаниях кхо, кху, он помогает найти место щели. Звуками-помощниками являются гласные [о], [у], которые в данном случае следует произносить ненапряженно: Уху, ухУ, Охо, охО.
Мягкий [х'] отличается от твердого тем, что весь язык продвинут вперед, место щели тоже сдвинуто вперед, средняя часть языка поднята. Ощутимые моменты: 1) продвинутость языка вперед; 2) губы растянуты в стороны, углы губ прижаты к зубам; 3) зубы раскрыты меньше, чем при [х]; 4) голосовые связки не работают; 5) воздушная струя теплая.
При постановке [х'] удобно использовать помощь гласного [и]. Для этого, начав произносить и-и-и, надо усилить воздушную струю до ощущения тепла: Ихи-ихИ-хи.
При постановке звуков преподаватель должен учитывать особенности родного языка учащихся. Учет работы органов речи при произнесении подобных звуков в родном языке позволяет выбрать наиболее эффективные приемы в каждом конкретном случае.
Постановка звука — это этап поиска артикуляции. Ограничиться тем, что учащийся смог правильно произнести звук в той или другой позиции, нельзя. Звук надо закрепить, т. е. выработать навык автоматизированного употребления его в речи. Закрепление звука происходит в упражнениях. Поставив звук в изолированном положении и слоге, надо как можно быстрее переходить к работе над словом и предложением.
Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 2084; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!