Кто я? Пешка? Игрок? Создатель игры?



 

Всего проще определить себя как пешку. Многие люди так и делают. Мы определяем себя как пешку или другую фигуру, чтобы избежать боли и не раздражать других людей. «Ой, простите, если я вас потревожил!

Извините, если я вам помешал! Ничего, что я тут помою пол? Спасибо, что разрешили мне пройти мимо вас!». Если я пешка, то я примерно знаю свой круг обязанностей. Этот круг не очень большой. Я могу легко справиться. Мои ошибки минимальны и не принесут большого вреда мне или другим людям. Я не могу сделать очень большую ошибку – старшие фигуры не дадут, остановят, поправят… Если я пешка, то старшие фигуры не ожидают от меня слишком многого, а значит, и спросят мало.

В данный момент я хочу нанять новую сотрудницу. Я вывесила объявление в Интернете, где написала, что мне нужна сотрудница от 30 лет и старше со знанием иностранного языка, опытом административной работы и бухгалтерского учета, ответственная, энергичная, дружелюбная, способная выдерживать высокий темп в работе.

За пару дней я уже получила несколько ответов.

Одна девушка написала мне письмо на прекрасном шведском, перечислила свои дипломы и места работы, умение работать с компьютером, а также программы, которые она успела изучить, описала саму себя, свои личные качества. Свое письмо она прекрасно оформила и произвела на меня очень хорошее впечатление.

Другая дама написала письмо на русском языке, но латинскими буквами, сообщила, что языков не знает, с компьютером обращается слабо, но надеется, что мы подружимся.

По всему видно, что первая – фигура высокого уровня, способная организовать сама себя, способная к обучению, с амбициями, энергичная. Даже если ее научили писать резюме, чтобы показать себя с лучшей стороны, – ничего страшного, работодатель разберется с этим. Но у нее хватило ума и энергии пройти курсы, найти возможность показать себя и занять тот уровень, который ей на сегодня доступен. Пусть этот уровень не очень высок, но можно сказать, что она начала игру «Найти хорошую работу», и это очень важно. Она пытается встроиться как фигура в уже существующие игры, но ведет себя как создатель игры.

Вторая дама не приложила никаких усилий к тому, чтобы организовать саму себя и хотя бы узнать правила поведения на рынке рабочей силы, она ведет себя как пешка и проявляет себя во всей красе. Я как работодатель не обратила на нее никакого внимания, потому что сотрудник со статусом пешки не имеет никакой ценности, такой сотрудник требует много внимания, опеки и станет обузой очень быстро, несмотря на кажущиеся проявления лояльности и дружелюбия.

Лично я часто сама себе задаю этот вопрос – кто я?

В начале жизни я определенно была как минимум игроком. Я легко играла в игры, распоряжалась фигурами, с удовольствием выигрывала и со слезами проигрывала. В детстве именно я была заводилой во дворе. Это я говорила – давайте играть в прятки, или в дочки-матери, или устроим театр, или даже раскрасим обои маминой помадой. Всякое бывало! Когда я вспоминаю свое детство, я понимаю, как нелегко было моим домашним со мной.

Я была непослушным ребенком, моя бабушка шила на заказ, а я сидела около нее и шила кукольную одежду. Потом я доставала ткань, которую принесли бабушке клиентки, и выстригала оттуда юбочку для куклы или шарфик для медведя. Бабушка ахала и исправляла ситуацию, меняла фасон и модель, придумывала, как разложить выкройку на ткани, обойдя дырку от моей юбочки… А однажды мы с девочками играли в больницу, и мне понадобились маленькие бутылочки для лекарств. Я вытряхнула мамины духи в умывальник, сполоснула бутылочки и пошла играть с девочками. Не знаю, что подумала мама, но со мной точно надо было держать ухо востро…

Потом, с течением времени, я играла во все более серьезные игры, например, поступала учиться в разные учебные заведения. Я легко поступила в один ВУЗ, там мне не понравилось, и я забрала документы через пару лет. Поступила с такой же легкостью в другой, отучилась там… Чувство победы и успеха кружило мне голову. Я всегда была быстрой, шустрой, имела хорошую память, легко сдавала экзамены, много читала, имела кучу друзей и не сомневалась, что все, что я делаю, всегда закончится только успешным результатом.

Вся моя жизнь лет до 30 была сплошной победой. И тут я решила, что пора начать свою игру по крупному. Моя креативность не давала мне спать. Я буквально лопалась от избытка идей и энергии их осуществить. В то время я работала региональным корреспондентом в одном столичном информационном агентстве. По долгу службы мне приходилось общаться с журналистами местных изданий, я варилась и крутилась в

этой веселой и интересной среде.

Мне пришло в голову открыть собственный журнал. Я нашла спонсора, который железно пообещал мне деньги на издание, и начала переговоры с двумя опытными журналистками, редакторами отделов в областной газете. Все складывалось просто отлично, они с радостью согласились уволиться из своих изданий и начать журнал, я нашла маленькое помещение под редакцию, деньги вот-вот должны были поступить на наш счет…

Помню тот черный день, когда я узнала, что денег не будет – просто спонсор передумал. Я должна была сообщить своим новоиспеченным коллегам, что я, по сути, их обманула и не могу отвечать за их работу и жизнь. Они, эти две милые женщины, ничего мне не сказали, просто посмотрели на меня с укором и вышли. Я чувствовала себя предателем и мошенницей. Именно в тот момент я поняла, что у создателя игр гораздо больше обязанностей, и что игры приносят не только призовые кубки и лавры, но и позор. Позор проигрыша – это ужасно!

Кое-как я оправилась от этой неудачи и снова затеяла маленькое издание – рекламную газетку городского масштаба. Научившись ничего никому не обещать, я все делала сама, мне удалось выпустить несколько номеров… Но и это дело заглохло из-за денег. Газета покупалась плохо, выручки не хватало даже на оплату типографских услуг. Помощи я не получила. Пришлось снова переживать неудачу, если не позор.

Затем я начинала еще несколько проектов, которые были обречены – все это происходило в мутные девяностые, когда страну лихорадило как от чумы. Постепенно мой энтузиазм сникал, таял и исчезал. Я подумала, что, вероятно, я и есть самый яркий пример неудачника. У меня ничего не получалось. Я набила столько шишек и синяков, что решила – никакой я не игрок и даже никакая не фигура. Я чувствовала себя сломанной фигурой. Меня съели как в шах-матах.

Я погрузилась в тихую жизнь, переквалифицировавшись в домохозяйку. Мой муж в этот период как раз начал зарабатывать свои первые деньги, и я с обожанием и восхищением превозносила его подвиги до небес. Я преклонялась перед ним. Я с удовольствием рассуждала о женском счастье, о роли женщины в жизни мужчины, о том, как важно гладить ему рубашки и готовить обед, и как моя женская забота помогает ему биться с драконами и добывать кусок хлеба в бурном море бизнеса.

Такая моя жизнь длилась несколько лет, я разводила цветочки и консервировала огурцы. По большому счету я не знала, чем занять свою жизнь, мне было скучно и одиноко.

Волею судьбы меня вынесло в другую страну, у меня появилась другая семья, со мной были мои дети, а жить было не на что. По привычке я обратила свой взор на нового мужа, но он был совершенно из другого теста, жил своей размеренной европейской жизнью, и, кажется, сам не ожидал, что с прибавлением семейства его финансовые возможности настолько уменьшатся.

Я попыталась найти хоть какую-то работу и нашла уборку, начала бегать по адресам, зарабатывать свои копейки, но быстро поняла, что в сорок лет так долго не протянуть, я поменяла работу, быстро обучилась на парикмахера, начала зарабатывать другие копейки, через год у меня отваливалась спина и ноги, а мой муж между тем тоже искал какие-то возможности увеличить доход.

 

Я отлично помню момент, когда я отчетливо поняла, что надо открывать свое дело. В то же самое время, когда я понимала, что надо начинать бизнес, в моей голове буквально одна за одной начали всплывать картины моих поражений. «Даже не пытайся, у тебя все равно ничего не получится!». «Ты уже пробовала сто раз, и что из этого вышло?».

«Неужели ты снова хочешь пережить весь этот ужас поражения и провала?». «Вспомни, что ты говорила сама себе после очередного банкротства? Никогда!». Ничего кроме уборки мы делать не умели, поэтому пришлось заниматься уборками.

Но за моей спиной были мои дети, которых надо было кормить каждый день. Я очень боялась начинать. Но не начинать я не могла. Я чувствовала себя как в тисках – с одной стороны я ДОЛЖНА была начать. С другой стороны – я НЕ МОГЛА начать. «Должна» оказалось больше, сильнее, и мы начали. В начале любого бизнеса всегда тяжело, потому что работать приходится в пять или десять раз больше, чем обычно, а результаты мизерные.

Я не буду рассказывать, как тяжело это было. Но о чем я думала? Первое – мне было жалко себя. Я часто плакала от жалости к себе, что я устаю, что у меня нет времени даже на сон, что моя маленькая дочка меня почти не видит. Я чувствовала себя такой маленькой, слабой, бессильной, мне хотелось, чтобы пришел кто-нибудь большой и сильный и сказал мне: «Не волнуйся, мой свою посуду и чисти свою картошку, я все решу и все сделаю для тебя. Ты маленькая пешка, играй на своем маленьком поле в свои маленькие игрушки, а я большой и сильный, и все решу!».

Но никто не приходил и ничего не обещал, и мне приходилось продолжать все то, что мы начали. Мы сами раздавали рекламу, обходя жилые дома, и сами принимали звонки, а потом сами ехали работать, а потом сами покупали материалы для работы, а потом выкладывали инструмент в гараж, а потом снова печатали рекламу и резали по ночам, а утром ехали на уборку и после уборки снова раздавали рекламу… И так полтора года день и ночь, и только через полтора года у нас появилось столько работы, что мы смогли нанять первого работника.

Сейчас у меня 40 человек в компании, и по-прежнему все не очень просто, но компания существует, и мне всегда есть чем накормить своих детей.

Я была и пешкой, и более высокой фигурой, и игроком, и даже создала свою собственную игру. Кто же я?

Я очень хорошо помню периоды, когда я буквально приставала к разным умным людям с вопросами – что делать? Как быть? Что главное в жизни? Ответы, которые я получала, были такими разными, что у мета постоянно возникали новые вопросы, и чем больше ответов я получала, тем больше вопросов у меня возникало вновь.

Наконец, я поняла, что мне не под силу разобраться с этим гигантским предметом – жизнь, если только я не введу какую-то простую систему классифицировать вопросы.

Вы ведь понимаете, что нельзя спрашивать у химика, как устроена стрекоза, потому что это вопрос к зоологу. И нельзя спрашивать зоолога, как построить мост, потому что это вопрос к инженеру. Совершенно точно вы не узнаете про банковские проценты у врача, а у банкира бесполезно выпытывать, что у вас болит в правом боку.

Но если вы знаете, к какой области относится вопрос, вам точно дадут правильный ответ, надо только обратиться к нужному специалисту.

В вопросах жизни, то есть жизни вообще, когда вас интересует «Как жить?», надо сначала решить, какой уровень жизни вас интересует с точки зрения игры.

Если вы относите себя к пешкам, то надо ждать ответа из жизненных правил для пешек.

Если вы ферзь или король – вам надо изучить правила для ферзя или короля.

Если вы Игрок – тогда у вас совсем другие правила.

Если же вы создатель игр – вы сами создаете себе правила.

Очень важно определить самому себе, кто вы есть на самом деле или кем хотите стать, но не менее важно определять, с кем вы имеете дело, кто есть кто среди ваших друзей, родственников, коллег, кого вы принимаете на работу и с кем вступаете в брак.

Это очень, очень важно! Определите, кто вы есть, и тогда вам сразу станет легче, и многое станет простым и понятным. Слишком много правил, слишком все сложно – но не все правила ваши! Вы отбросите очень много чужих правил, и вам станет намного проще.

 

Все люди братья, но разные…

 

В определении своего положения и положения других людей относительно нас мы натыкаемся на одну штуку, которая нас запутывает.

Все люди равны. Но все люди разные. Чувствуете? Уже непонятно. С одной стороны все люди равны. Это обычно записано в Конституции, или Декларации прав человека, или другом подобном документе. Но при этом мы сами видим, что люди очень разные.

Одна моя приятельница как-то всерьез рассказывала мне, что она очень расстраивается из-за того, что ее муж никак не может открыть свой бизнес, даже план не может написать для начала. Я, помню, сказала, что он, возможно, не умеет этого делать. На что она без запинки парировала: «Я, значит, могу, а он, видите ли, не может!».

Это очень интересная мысль. Мы уверены, что если мы что-то можем, то это натурально и естественно – и нам сносит голову, когда другие этого не могут. В лучшем случае мы начинаем высмеивать таких людей, причем часто мы высмеиваем и более способных, которым мы скрыто завидуем.

Моя восьмилетняя дочка, которая обожает смотреть всякие научные передачи и фильмы, однажды всерьез заявила, что не может дружить с одной школьной подружкой.

– Почему? – поинтересовалась я.

– Представляешь, мама, она даже не знает, что существуют газовые планеты!

Я смущенно потерла нос. Я не стала ей объяснять, что лично я понятия не имела, что существуют газовые планеты. Ну не знала я об этом!

Сама я очень раздражалась, если кто-то читает медленнее, чем я, или кто-то не может быстро сосчитать сдачу, или, например, не может запомнить имя другого человека. Меня злило, если человек поет фальшиво, медленно паркуется, любит покупать одежду на распродажах, ест только сырые овощи, не любит темное пиво, не может сориентироваться в городе, плохо слышит, плохо видит, любит слушать тяжелый рок, бегает по утрам, и так далее…

Знакомо? Ваш список наверняка не короче моего, разве что некоторые пункты отличаются… Что это такое? Откуда это раздражение?

Это отсюда. Все люди одинаковые, или все разные? Все имеют одинаковые права, но должны ли быть как я? Путаница. Мешанина. Если бы мы были равны, то выглядели одинаково и ели одинаковую еду, думали одинаково и зарабатывали примерно одинаково. Но мы разные.

Не путайте равенство людей в их правах с равенством в их возможностях. Законы о равенстве прав введены в нашем обществе с целью прекратить убийства и подавление людей, так или иначе. Это защищающие законы. Но естественно будет сказать, что все люди разные и, соответственно, у всех людей разные возможности.

Отражением этого является множество пословиц и поговорок, которые сами по себе ничего не объясняют, но имеют место быть.

 

Кому много дано, с того много и спросится.

По Сеньке и шапка.

По силам и крест.

 

Я часто встречаю талантливых людей, которые не могут себя правильно оценить. Именно талантливые люди больше всего страдают от той неразберихи с играми, о которой мы сейчас говорим. Художники, которые пишут прекрасные картины, но не продали ни одной, потому что не верят в свой талант. Музыканты, которые создают прекрасную музыку, но стесняются показать свои сочинения другим людям – вдруг музыка не очень хорошая и не понравится?

Бизнесмены, которые создают бизнесы и дают работу другим людям, но в то же время страдают от перегрузки, стесняясь переложить часть своей работы на подчиненных. Писатели, которые пишут книги и никогда не показывают свои рукописи издателям – ведь другие пишут лучше, и им стыдно выходить в свет со своей галиматьей.

А сколько талантливых игроков, которые играют блистательно, ярко и успешно, но застревают около бездарных и ленивых партнеров?

Посмотрите по сторонам. Как часто вы видите умную, образованную женщину, хорошего организатора, но убивающую свою жизнь на опеку и воспитание собственного бездарного мужа? Она бьется и тратит силы, чтобы сделать его умнее, энергичнее, талантливее, а он ни с места. Как много мужчин, которые успешно работают, достигают результатов быстро и легко, вынуждены возиться со своими капризными и глупыми женами?

Только что моя издательница трагически переживала уход своего сотрудника, которого она воспитывала и обучала, потратив на него год жизни. «Ну почему он такой глупый? Ведь он получил в руки такую замечательную профессию, стал профессионалом, мог бы прекрасно работать и, может быть, стал бы моим партнером? Почему он вдруг ушел работать чуть ли не дворником? В чем я виновата? Почему он так меня подвел?».

Да потому что очень часто мы, будучи талантливыми и активными, не осознаем статус нашего сотрудника, переоцениваем его, думаем, что у него те же самые мечты и амбиции, и что весь наш вклад в него он оценит по достоинству… Мы неправильно определили его положение относительно игры. Мы-то думали, что он король, а он оказался пешкой.

Возможны и другие варианты. Один мой знакомый, хозяин бизнеса, остро нуждался в заместителе, который бы возглавил производственный отдел. Заместитель появился, обучился ремеслу, успешно работал, а потом взял и открыл собственный бизнес в той же области. И процветает. А мой знакомый запил от горя, и говорил примерно то же самое: «Ну как он мог меня предать? Я его вырастил-выучил, а он мне такую свинью подложил!».

Просто заместитель, которого неправильно оценили при найме на работу, очень быстро осознал свое реальное положение относительно игры и перешел в свой природный статус. И никакого предательства. Просто неверная оценка человека и, как следствие, потеря ценного сотрудника и расстройство бизнеса.

Определение человека относительно игры – одно из самых важных действий в жизни. Если вы, скажем, ферзь, то и должны занять положение ферзя, а не пешки и не Игрока. Именно ваше истинное положение даст вам успех, счастье и долгую благополучную жизнь.

Неправильное определение себя в отношении игры – будь то занижение или завышение статуса – высосет из вас энергию, вы истощитесь, быстро сломаетесь и будете постоянно чувствовать, что занимаете не свое место в жизни.

Есть еще одна вещь, которую очень важно знать.

Создателей игр и игроков высокого класса крайне, чудовищно мало. Я имею в виду настоящих Создателей и настоящих игроков, а не подделки и имитации.

Сразу включайте красную лампочку в голове, если Создатели игр и Игроки стали вам попадаться очень часто. Возьму на себя смелость оценить примерное соотношение людей такого типа ко всем остальным: их приблизительно одна десятая процента от общего количества людей. Я могу ошибаться, но не слишком сильно.

Чтобы выявить настоящего Создателя игр, надо знать его главное качество: он направляет жизнь и дела в нужную сторону, а не плывет по течению.

Как это выражается статистически?

Представьте, что ваша жизнь идет сама по себе, то есть без вашего вмешательства. Сегодня повезло, завтра нет, то белая полоса, то черная. Зебра, одним словом, пятьдесят на пятьдесят. Это то, о чем принято говорить: «Да так себе, ни то, ни се, по-всякому. Как у всех, так и у меня».

Теперь возьмем Создателя игр и посмотрим, что делает он. У него, как и у всех, жизнь идет так и сяк, в соотношении 50 % светлого и 50 % мрачного. Но это изначальная ситуация. Создатель игр не трогает те 50 %, которые светлые, потому что они и так нормальные, а берется за те 50 %, что темные, мрачные, и как минимум половину из этих темных событий превращает в светлые. Таким образом, половину темной половины он превращает в позитив.

В конечном итоге соотношение позитива и негатива в его жизни составляет 75 % к 25 %. Его зебра выглядит белее, черные полоски выглядят тоньше и реже. Про таких людей говорят – везунчик, счастливчик. За что ни возьмется – все в руках горит. Ему сопутствует успех. Количество побед в его жизни превышает количество поражений, и это заметно. Это главный критерий оценки Создателя игр и Игрока высокого класса.

Неудачники и поддельные Создатели игр не имеют такого результата, но имеют кучу объяснений на все случаи жизни, почему они не достигли успеха. Приведу самые распространенные объяснения поддельных Создателей игр.

«Я чуть было не сделал это! Почти!». Как говорится, чуть-чуть не считается, а за «почти» медали не дают. Мы склонны верить, что он достиг успеха, но помешало это самое «почти», и можно считать, что он почти сделал. Как пятерка с минусом. Но, как любила говорить моя школьная учительница математики: «Пятерка с минусом – это не пятерка, а почти четверка с плюсом». Только окончательная, безоговорочная победа считается победой. Как сильно мы страдаем от этого «почти»!

В моей компании мы иногда делаем ремонт у клиентов, и бывает такое, что рабочие уверены, что они закончили объект, а клиент не принимает работу и не оплачивает счет.

– Но ведь мы сделали всю работу! Обои наклеены, потолки покрашены, двери и окна на места, – убеждают меня рабочие.

– А электророзетки поставлены криво.

– Ну, подумаешь, чуть криво. Ведь почти ровно! И все остальное почти готово!

– Я вижу, что почти все готово, но за «почти» нам денег не платят.

Я слышала, что в крупных строительных компаниях есть сотрудники, которые «доводят» объект до сдачи. Это такие специальные люди, которые органически не переносят «почти», а добиваются полного, безоговорочного соответствия стандартам.

Или другой пример. Мой знакомый рассказывал мне, как он «почти купил машину». Денег скопил, машину выбрал, но в день оплаты потратил пару тысяч на вечеринку с друзьями, и продавец остановил сделку. А так – почти купил.

Другой знакомый, который всюду и всегда опаздывает, каждый раз объясняет, что виноват транспорт, что он пришел вовремя на остановку и почти успел на автобус, который ушел из-под носа. Противные автобусы! Самое смешное, что он верит, что успел. Ну, почти. Просто что-то пошло не так.

Следующее объяснение, которое используют поддельные Создатели игр – им помешали плохие люди. У них уже все срослось и вот-вот должно было начаться, а закончиться, естественно, полным успехом, но тут, откуда ни возьмись, возник один злой дядя и все завернул. Если вы поспрашиваете такого человека о его более ранних работах, то с удивлением обнаружите, что этот злой дядя возникает регулярно в жизни вашего собеседника и постоянно портит все начинания. Но собеседник не виноват, он все сделал правильно, и успех был гарантирован. Вместо злого дяди могут возникнуть злые люди, завистники, враги, бездарности, которые погубили все.

У настоящего Создателя игр никакие злые дяди не возникают, каким-то образом они заняты чем-то очень важным для себя и не трогают Создателя игр в принципе. Возможно, настоящий Создатель игр умеет отвести им глаза – и злые дяди его просто не видят и не замечают.

Третий признак поддельного Создателя игр – он критикует чужие игры. У него почти все получилось, но ему помешали, зато он очень умный. А вот этот НН, который устроил то да се, – он сделал все по-дурацки, я бы сделал не так, а вот так. Кстати, давай я помогу тебе в твоей игре, надо тут и тут все пометать, а тут ты делаешь неправильно, точно тебе говорю. Я же тоже сделал бизнес однажды (написал музыку, пошил костюм, построил дом или защитил диплом… правда, все это было давно и не очень-то удачно, но я же это сделал), поэтому я эксперт.

Не верьте, все врет. Если бы был экспертом, то сам бы все уже давно сделал и построил, а раз не построил – значит не эксперт, что бы он про себя ни говорил.

Мне довелось однажды встретиться с одним консультантом по экономическим вопросам. Мы вели переговоры об оказании консультационных услуг моей компании, и угораздило меня спросить, а не имеет ли он сам частных долгов. Консультант смутился и сказал, что да, имеет, но это был несчастный случай, и ему страшно не повезло. Понятно, что договор мы не подписали.

Именно малое количество настоящих Создателей игр, их редкость в природе мешает Создателям игр позиционировать, определить себя как Создателя игр. Все, наверное, посмотрели смешной фильм «Ледниковый период 2», там есть одна мамонтиха, которая не верила, что она мамонтиха, потому что выросла среди сурков и никогда не встречала другого мамонта. Она всеми силами доказывала, что она сурок, пока не встретила нового друга – мамонта.

Так же и с Создателями игр. Если им повезло в начале жизни встретить другого Создателя игр и осознать себя как Создателя игр – они начинают играть в полную силу. Если же им и в голову не приходит, кто они такие, то они занимают любое из нижестоящих положений на выбор и чувствуют себя потом очень странно – как слон в посудной лавке. Повторю, что неправильно занятое или неверно осознанное положение относительно игры делает нас несчастными.

 

Создатель игр – это судьба

 

Если вдруг на более ранних страницах у вас мелькнула мысль, а не Создатель ли вы игр – поздравляю! Возможно, вы и есть – Он. У такого человека есть еще кое-какие признаки и особенности, о которых я должна сообщить моему читателю.

Настоящие Создатели игр очень активные и энергичные люди. Там, где простой человек начинает одно дело, наш Создатель успевает начать сто, и там, где у нормального человека может случиться одна неудача, наш Создатель успевает пережить все двадцать пять. Из-за высокого ритма жизни и бОльшего количества дел Создатель игр переживает больше побед, но и больше поражений в сравнении с другими людьми. О победах мы быстро забываем, а вот ушибленные места болят и напоминают о неудачах. Кажется, что Создатель игр весь покрыт шрамами, но ему не сидится на месте, и он обклеивается пластырем, перевязывает раненую голову – и вперед!

Кроме того, Создатели игр очень часто чувствуют свою отдаленность от других, свою необычность, одиночество. В силу тех же самых особенностей, которые делают его Создателем игр, такой человек скучает среди фигур, чужая размеренная жизнь кажется ему слишком медленной, фигуры с их скромными заботами – слишком примитивными, простыми. «Никто мета не понимает!» – это их девиз.

Но им хочется понимания, общения, и он ищут в своем окружении ярких людей, влюбляются в них, привязываются, быстро вбирают все, что новые друзья могут им предложить, а потом снова начинают скучать, потому что… Потому что бывшие друзья начинают повторяться, не предлагают ничего нового и интересного, а показывают старые трюки и штуки. «Наверное, что-то со мной не так, наверное, я эгоист, и, наверное, я не люблю людей. Как плохо! Как стыдно! Надо быть дружелюбнее, надо общаться!» – говорят сами себе Создатели игр и зевают, когда разговаривают со своими друзьями.

Создатели игр успевают очень много, у них много дел, занятий, хобби, они вечно заняты, и – какая досада – время от времени они достигают отличных результатов! Победы! Медали! Успехи! Вот тут и наступает их самый черный день. От побед и успехов Создатели игр летают по воздуху, они счастливы, они радуются, у них в голове лопаются воздушные шарики, им хочется петь и танцевать, пить шампанское, стрелять салютами и орать на весь мир – я это сделал!

Почему же это черный день? Потому что разделить это обычно не с кем. Какой дурак будет радоваться вашим победам? Ну, если только мама, чистая душа. Если повезет – жена. Все! Фигуры неспособны радоваться вашим успехам просто по определению, они не умеют этого делать, а как мы помним, их именно большинство. Другие Создатели игр заняты своими проектами, да и мало их, Создателей. И вы остаетесь в одиночестве со своими медалями и кубками.

Вы рассказываете, показываете свои дипломы и сертификаты, а вам сдержанно улыбаются, кивают, соглашаются выпить с вами, выслушивают ваш счастливый бред…

И вдруг у вас портится настроение. Вроде бы все хорошо, и вот оно – заветное счастье-победа. А грустно. Почему?

Потому что вам не нужны поздравления от фигур. Вам не нужны рукопожатия тех, кто сам ничего не достиг и не добился. Вам хочется, чтобы вам улыбнулся и похлопал по плечу тот, кто сам добился того же, кого вы уважаете, кто для вас авторитет и чье одобрение получить непросто. Это ваш учитель, коллега, кто-то, кто сам стал звездой и прошел все круги ада, как и вы.

Большое счастье, если у вас есть такой человек. Берегите его, цените и храните его дружбу и любовь. Это огромная редкость.

Кроме того, есть еще одна вещь, о которой необходимо знать. Фигуры нижних уровней не распознают вышестоящих фигур, а уж тем более игроков и Создателей игр. Пешки видят только себе подобных, все остальные для них – нереальны. Именно поэтому пешки никогда не высказывают одобрения фигурам высшего статуса.

Если вы сами чувствуете себя, например, слоном или ферзем, не ожидайте получить похвалу от нижестоящих фигур, они не понимают ваших побед и статуса. Отсюда происходят разговоры в среде рабочих о том, как легко быть начальником и ничего не делать, отсюда и вечная нелюбовь низших фигур к менеджерам и директорам. Работа менеджеров и директоров фигурам непонятна.

Есть еще одна особенность, которая отличает Создателей игр от «нормальных» людей, – они страшно неудобные, беспокойные и активные. Жить с ними почти невозможно, потому что они быстрее, эмоциональнее, требовательнее, чем другие.

Почти закономерность, что такие люди никогда не остаются в браке с одним партнером, если только этим партнером не окажется Секундант высокого класса или другой Создатель игр, и их игры совпадут. На этом принципе построены те редкие творческие союзы, когда один из супругов режиссер, а другой – актер, или один – композитор, а другой – исполнитель его произведений. Примером таких союзов можно назвать пары Александров – Орлова, Ростропович – Вишневская, Дали – Гала, Добронравов – Пахмутова, Синявская – Магомаев.

Лично мне довелось знать одного очень яркого человека, типичного Создателя игр, который умудрился организовать музыкальный театр в моем родном городке и выпустил около десятка спектаклей. Театр – вообще дело хлопотное и дорогое, а в маленьком городке – просто безумное, но он тащил это на себе, умудрялся находить деньги на постановки, ставил гениальные спектакли с непрофессиональными или полупрофессиональными актерами, с малым бюджетом, объединял вокруг себя уйму людей, шутил, смеялся, очаровывал и в то же время злился, впадал в депрессии, ругался, срывался… У него было много друзей и много недовольных его отношением, про него говорили, что он обаятельный негодяй и что он не ценит людей. Но он жил театром и боготворил театр, был жестоким и злым – наверное. Однако он создал свою игру и играл по своим правилам. К сожалению, он скончался, не дожив до 50 лет. Его звали Александр Обухов.

Итак, Создатель игр – это судьба. Это почти проклятие, это крест. Но в такой судьбе есть и много позитивного, если правильно распорядиться своим даром.

 

Уровень необходимости

 

Совсем недавно одна моя хорошая знакомая всерьез заговорила о том, что хочет поменять свою жизнь. Ее работа не приносит ей удовольствия, а только высасывает силы, она чувствует себя опустошенной, уставшей почти все время. «Надо что-то менять!» – заявила она.

– Расскажи мне, как ты начала свой бизнес? Может быть, я тоже начну, мне надо знать основные этапы большого пути.

Мы посмеялись: вот я и превратилась в гуру и могу давать советы. Моя знакомая продолжила:

– Ну, гуру – не гуру, а опыт у тебя есть. Расскажи о том, как начала.

– Я начала с того, что посмотрела по сторонам и нашла то, что было нужно другим людям – время. У других людей вечно нет времени, и я решила, что могу продавать им их время. Я освобожу их от уборки, и они потратят это время на себя или на детей. (К слову сказать, сейчас я бы не стала утверждать, что это самый лучший способ выбора своего бизнеса, лучше все же делать то, что очень нравится). Потом я напечатала рекламу, раздала ее и продолжаю раздавать по сей день, спустя 5 лет. Потом я начала работать, потом я наняла одного человека, потом второго, и так далее, сегодня у меня около 40 человек. Вот и все.

– А в чем секрет, что у тебя получилось? Ведь у многих не получается…

– Я просто продолжала это делать, ничего не изменяя, не останавливаясь, упорно продолжала день за днем. И я смотрела на результаты, результаты всегда улучшались, значит, я все делала правильно. И реклама, конечно. Мы не останавливались ни на один день.

– Понятно! – сказала моя подруга. – А сколько времени прошло, пока ты не почувствовала, что у тебя все получилось?

– До сих пор еще не уверена, что все получилось. Мы в пути.

Подруга воодушевилась, заговорила о своем проекте. Она тоже мечтает о чем-то таком, хочет начинать, просто она не очень точно знает, как начать.

– А ты и не начнешь, потому что есть одна штука, которая была у мета, но которой нет у тебя.

– Воля? – быстро спросила она.

– Воля у тебя есть. У тебя нет необходимости. Сейчас у тебя очень хорошая зарплата, стабильная работа, гарантии, и у тебя нет острой необходимости что-то другое начинать. У тебя есть желание, идея, настроение, но нет необходимости.

Подруга согласилась, что, действительно, необходимости нет. Можно оставить все как есть. Пожалуй, все не так уж плохо.

Когда-то давно, сразу после переезда в эту страну, я работала в парикмахерском салоне, я была четвертым мастером, хозяйка салона работала сама, с ней работали ее сын и подруга. Иногда они брали выходной, и в эти дни работала я. Дела у них всех шли довольно хорошо. Потом я открыла свою фирму и ушла из салона.

Однажды я узнала, что сын хозяйки решил отделиться и открыл свой собственный салон. Он был хорошим мастером, очень креативным, но я тогда подумала, что скоро он вернется. На новом месте или в новом деле всегда непросто вначале, даже скажем – трудно, и не у всех хватит терпения и выдержки, чтобы пройти через начальный период. У Кристофера не было особой необходимости отделяться от маминого бизнеса, у него была хорошая клиентура, и его отделение было скорее его мечтой или его таким пожеланием – а не попробовать ли что-то новенькое. Я оказалась права, и через пару месяцев он вернулся. Я спросила его, почему он вернулся, и он ответил, что все было хорошо, только не было клиентуры, все его клиенты остались в старом салоне. У него не хватило терпения дождаться, когда он обрастет клиентами на новом месте, да и необходимости, чтобы мучить себя и сидеть на голодном пайке, у него не было.

Чтобы начать новое дело или изменить свой статус в игре, нужны не только новые возможности, но и необходимость.

Необходимость – очень специальный компонент успеха. Очень часто я вижу, как люди ничего не меняют в жизни, даже если они недовольны, только потому, что уровень необходимости низкий. У них есть какая-никакая зарплата, кое-какое жилье, социальная жизнь, семья. Они могут быть недовольны своим положением, но не так сильно, чтобы все изменить или приложить усилия.

Необходимость – особое состояние, когда есть только один выход – менять ситуацию. Это как кризис. Это как умереть с голоду. Иногда мы сами доводим свою жизнь до такого уровня необходимости, что вынуждены менять ситуацию.

Обычно кризис наступает при неправильно занятом положении относительно игры. Например, если пешка занимает положение коня, то она страдает от стресса, совершает много ошибок и вынуждена уйти на нижний статус. Или если ферзь занимает положение пешки, то начинает вываливаться из игры, лезет не в свое дело, пытается руководить там, где должен просто исполнять, и также подвергается стрессам, заболевает, совершает ошибки и вынужден уйти с позором.

Если же человек недоволен своей жизнью, жалуется изо дня в день, ноет из года в год, но ничего не меняет, скорее всего, он занимает правильное положение и не доводит ситуацию до кризиса и не создает необходимости, достаточной для изменения жизни. Возможно, ему надо просто поменять саму игру, а не статус в игре, например, перейти из одной школы в другую, оставаясь учителем математики, или из одного банка в другой, оставаясь операционистом.

 

 

Застрял между статусами

 

Застрял между статусами

 

Иногда я наблюдаю ситуацию, когда человек осознает, что не хочет больше быть фигурой в чужой игре, но и не хочет начинать свою игру. Быть фигурой или даже игроком ему больше невмоготу, а создать свою игру – страшно или лень. Главная проблема в том, что обычно человек смотрит на очень крупные игры, и – естественно – ему страшно начинать. Например, девушка Юля работала маляром на некую Валю. Работать на Валю ей надоело, она отлично понимала, что сама могла бы зарабатывать больше и повести дело успешнее. Но ей было страшно брать такие крупные заказы, как Валя, у нее самой не было столько рабочих, чтобы «проглотить» такие объемы.

Решение нашлось, и довольно простое – начать свою игру, но меньшего масштаба. Например, брать небольшие заказы самостоятельно по выходным, используя одного-двух рабочих, и продолжать работать на Валю. Некоторое время Юля продолжала быть и фигурой, и игроком, и Создателем игры одновременно. Постепенно у нее пропал страх перед новым положением, и она полностью перешла на собственные заказы.

Застряв между статусами, неплохо снизить планку новой игры и дать себе время привыкнуть к новому положению.

Чаще всего люди хорошо осознают свое реальное положение и также хорошо осознают, какое положение им хотелось бы занять. Реальное положение принято называть «жизнь такова, какова она есть». Желаемое положение мы называем мечтами.

Чем больше разрыв между первым и вторым, тем больше вероятность наступления апатии. «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом!» – это, кажется, единственная широко известная поговорка на сей счет. Больше что-то в голову не пришло.

Мечта – это, как правило, то положение в игре, которое мы хотим или должны занимать. Мы становимся счастливыми, когда мечты сбываются. И даже само стремление к мечте окрашивает нашу жизнь в розовые и голубые краски.

Статус Создателя игры, пусть даже небольшой, но своей, всегда выше, чем статус фигуры, пусть даже очень мощной и сильной. Иметь свою игру, пусть даже маленькую, для Создателя игры более естественно, чем занимать пусть и высокое положение, но в чужой игре.

 

Кому принадлежит моя жизнь?

 

Действительно, кому? Возникает ли у вас чувство, что вы принадлежите кому-то другому? У мета есть очень близкая подруга, умница и красавица, которая поделила свою жизнь на четыре части, одна – для мужа, другая – для старшего сына, третья – для младшей дочки, а четвертую она отдала… кошке. Самой себе она не оставила ничего! Я могу согласиться с мужем и детьми, но не с кошкой! Кошка эта, больная и старая, а может просто вредная по характеру, регулярно гадит в квартире, и моя несчастная подруга ежедневно убирает за ней, моет пол, стирает покрывала. Она ненавидит эту кошку, при одном взгляде на кошку у подруги портится настроение, но она продолжает убирать за ней, мыть и чистить. Я спросила ее, почему бы не отвезти кошку в лечебницу, если с ней все так плохо, на что получила ответ, что никуда кошку отвозить нельзя, потому что это мой крест.

Кому мы отдаем нашу жизнь? Кому мы жертвуем свое время и свои силы? Ради кого мы делаем то или другое?

Иногда мы проигрываем, потом начинаем новую игру. Если нас съели в прошлой партии, мы можем продолжать борьбу, не заметив, что игра поменялась. Тогда из сломанной фигуры можно превратиться в безумную фигуру.

Когда я была маленькая, на нашей улице жила тетя Валя, пожилая женщина, которая любила наводить порядок. Ее буквально начинало трясти, если она видела разбросанные вещи, грязную посуду, кучу обуви. Иногда она приходила в гости к моей бабушке, они начинали пить чай, а я сидела тихонько и слушала, о чем они говорили. Тетя Валя всегда говорила только об одном: у кого она была в гостях, и какой там был порядок или беспорядок. Она любила застыдить хозяйку, потом принималась наводить чистоту на свой вкус. Ее было не остановить. Она громко ворчала и складывала одежду, мыла посуду, расставляла обувь. Она была маньячкой, если смотреть на это с медицинской точки зрения. Возможно, когда-то давно она проиграла в большой игре, и ее съели. Может быть, ее уволили за беспорядок на рабочем месте? Или от нее ушел муж, не выдержав вида раскиданной одежды? Как бы там ни было, тетя Валя превратилась в безумную фигуру. Она продолжала играть в игру, которая давно закончилась, а тетя Валя об этом не знала.

Та моя подруга с кошкой – тоже своего рода безумная фигура. Дело в том, что ее ужасно не любила ее собственная мама, не повезло, попалась такая мама. Подруга провела все свое детство в интернате, и ей накрепко вбили в голову мысль, что она плохая и не достойна маминой любви. Ее, грубо говоря, съели в игре «Дочки-матери». Теперь она продолжает завоевывать любовь всех окружающих, в том числе и кошки, тем, что выполняет любые их капризы, лишь бы доказать, что она достойна любви. Она не живет свою жизнь сейчас, она продолжает играть ту, давнюю игру, которая уже закончилась.

Безумных фигур гораздо больше, чем можно себе представить.

Если вы любите фильмы про восставших мертвецов или оборотней, то у вас есть представление о безумных фигурах. Это про них говорят: «Вернулся с того света, чтобы отомстить». Есть хороший анекдот про партизана, который взрывал поезда спустя тридцать лет после окончания войны.

Люди, которые остро переживают свои старые обиды и смотрят на сегодняшний день с позиции своей прошлой потери – безумные фигуры. Девушка, которую бросил парень и которая стала проституткой, чтобы заразить СПИДом как можно больше мужчин; парень, которого бросила девушка и который теперь мстит всем девушкам, заводит романы и бросает их в разгар отношений; бывший кэгэбэшник, которого уволили за служебное несоответствие и который теперь следит за соседями – все это безумные фигуры. Они продолжают играть в игру, которая уже окончена.

Недавно посмотрела фильм «Старик Хоттабыч» и подумала – вот хороший пример того, как иногда глупо выглядит передача своей жизни в чужие руки. Могущественный джин, который сладким голосом говорит «Слушаю и повинуюсь» тому, кто держит в руках старый кувшин! Что может быть глупее? Мы иногда очень похожи на Хоттабыча – мы отдаем свою жизнь как старый кувшин какому-то человеку, а потом сами себе приказываем «слушаться и повиноваться». Впрочем, кому что нравится…

 

«Зажигалки» и «Огнетушители»

 

Несколько дней назад я устраивала семейный праздник. За пару недель до праздника я по телефону заказала услуги музыканта, который должен был бы провести праздник. Сейчас это называется «Ди-джей». По телефону мы договорились о цене за услуги и о времени, когда он должен быть на месте. Музыкант убедил меня, что доберется сам и будет на месте вовремя. В результате он опоздал на 2 часа, потому что заблудился… Когда он, наконец, появился, он начал объяснять, какие плохие карты ему достались, как никто из прохожих не мог ему помочь…

Потом в разгаре вечера мы заговорили о бизнесе, о месте бизнеса в жизни, о жизни с бизнесом и без. Наш музыкант рассказал мне, что он пытался начинать другой бизнес, но никогда не добился успеха.

– Я много раз начинал бизнес… У меня получалось хорошо, особенно в начале, но потом я как будто упирался в потолок, ничего не мог поделать, и приходилось бросать. Я писал песни и выступал на хороших площадках, я пишу книгу, но никак не допишу, я открыл свое дело, занимаюсь строительством… Но особенного результата не получил. Я никак не могу понять, в чем здесь секрет…

Я не стала говорить, что уже по одному случаю видно, что этот человек не очень-то организован, что он не умеет планировать, не видит самых простых препятствий в своей жизни…

– Ты говоришь, что писал книгу… и что потом? Закончил?

– Нет. Я, понимаешь, женился, и после этого все как-то заглохло. Может, я слишком стал счастливым? У меня теперь такая спокойная жизнь…

– А что говорит твоя жена про твою книгу?

– Она говорит, что не надо разбрасываться, что надо сконцентрироваться на чем-то одном, что надо зарабатывать на жизнь, а не витать в облаках…

Для меня все понятно. Она – типичный «огнетушитель».

Конечно, если бы у нашего музыканта было бы острое, сильное желание написать эту книгу, никто и ничто его бы не остановило, но, к сожалению, желание такого масштаба – большая редкость. Чаще нам нужны поддержка и помощь, чтобы дойти до конца. И если рядом с нами оказывается «зажигалка», вероятность удачи резко возрастает.

«Огнетушитель» – это очень осторожный человек. В целом, такой человек остужает, останавливает, вызывает неуверенность, сомнения в собственных силах, в собственной правоте.

«Огнетушитель» говорит:

– Не напрягайся, а то устанешь, и у тебя будет болеть голова!

– Лучше еще раз подумай – нужно ли тебе так мучиться.

– Столько людей поумнее тебя пытались это сделать, и у них не получилось. Чем ты-то лучше? Только зря потратишь силы.

– Лучше быть скромнее, чтобы не вызывать зависть.

– Я просто хочу уберечь тебя от возможных неудач.

– Летай потише и пониже, а лучше совсем не летай, тогда никакого риска…

В общем и целом слова «огнетушителей» выглядят очень разумно. Придраться совершенно не к чему. Они очень беспокоятся, причем о вас. Именно вас они хотят уберечь, именно вас они предупреждают, именно вы для них важнее всего. Но уж очень это похоже на слова одной моей пожилой знакомой. Она безумного любила своего мужа и очень его ревновала. Внезапно его поразил инсульт, он оказался в инвалидном кресле, а она на удивление расцвела и говорила всем, что абсолютно счастлива, потому что теперь он принадлежит только ей, и хотя она ухаживает за ним день и ночь, но зато ей очень спокойно, никаких тревог и сюрпризов.

– Теперь он мой! – гордо заявляла она.

Конечно, теперь он принадлежит только ей. Никакие его планы и начинания не угрожают ей, никаких сюрпризов и страданий, все стабильно: вот кресло, вот любимый человек.

«Зажигалки» же зажигают. Они подбадривают, загораются, прилагают усилия, мечтают и украшают ваше начинание. Обычно они говорят:

 

– У тебя получится!

– Здорово, как хорошо!

– Расскажи мне об этом побольше!

– А что ты еще сделал для этого?

– А что надо сделать для этого?

– Давай я тебе помогу!

Ну и так далее.

 

Самый большой секрет жизни заключается в том, что человек должен верить в то, что он делает. Если вы верите в успех, или если вы верите в победу, или вам кажется, что успех и победа возможны – вы начнете игру. Если вы не верите в успех, вы даже не начнете.

 

По большому счету, чтобы начать игру, надо пройти следующие шаги:

1. Родить идею самой игры, то есть что именно вы хотите сделать.

2. Оценить шансы на победу.

3. Решить, сколько усилий вам придется приложить.

4. Оценить свои силы – способны ли вы приложить эти усилия.

5. Оценить количество и объем препятствий, которые предстоит преодолеть.

6. Решить, каково соотношение усилий и препятствий.

7. По возможности обнаружить подводные камни, то есть выяснить все возможные, но неизвестные риски.

8. Оценить ваших союзников.

И так далее.

 

Когда мы начинаем игру, столько всего может произойти! Столько всего нам надо преодолеть! Сколько пунктов надо пройти! И на каждом – на каждом! – шагу мы можем бросить… Тяжело получить или родить саму идею, ведь идеи – это самое ценное! И они так редко приходят! А при оценке шансов на победу все мы – все! – склонны быть пессимистами, почти все мы переживали неудачи в своей жизни и видели, как другие люди переживали неудачи – удивительно ли, что мы не очень-то верим в победу и успех.

И именно на этом этапе мы начинаем делиться своими идеями и обсуждать их с близким человеком. И именно сейчас нам нужна поддержка! Ведь мы и сами готовы засомневаться и бросить. Если рядом с нами «огнетушитель», то шансов на победу практически нет.

Влияние «огнетушителя» так незаметно, так похоже на здравый подход, что это выглядит совершенно «нормальным». Нам и в голову не приходит, что именно из-за близкого нам «огнетушителя» мы киснем и вянем, хандрим и скучаем, ищем причину неудач в нас самих или окружающей жизни. При этом мы почти никогда, никогда не видим того, кто «помогает» нам проигрывать… Ведь он говорит нам такие правильные вещи. И все это так незаметно, незаметно убивает наши мечты…

Очень часто мы слышим – женился и потух. Вышла замуж и погасла. А такие надежды подавал… А была такой многообещающей! И никому не заметна тень «огнетушителя» на лице героя.

«Зажигалки» – это особый тип людей, которые, напротив, подбадривают, вселяют уверенность, оптимизм. Когда я работала над главой, мне было легко писать, что говорят «огнетушители», потому что я их слышала достаточно часто в своей жизни! А вот примеры «зажигалок» привести непросто, потому что «зажигалок» существенно меньше… Лично мне за всю жизнь попалось штук десять. Всех их я очень хорошо помню. Это были люди яркие, как правило, успешные, благополучные, с хорошим здоровьем, окруженные комфортом и удобством.

Иногда типичные или даже злостные «огнетушители», пройдя через какие-то потрясения, перестают изливать огнетушительную пену на своих собеседников, перестают критиковать и обесценивать, но «зажигалками» они никогда не становятся, конструкция не та.

«Огнетушители» имеют некоторую специализацию.

Первая группа – убийцы мечты. Они бьют по самой мечте.

Например, вы мечтаете построить дом.

– Хочу построить дом!

– Не говори ерунды! Займись лучше копанием грядок! (Интересно, чем копание грядок лучше мечты о доме?)

– Я мечтаю стать знаменитым артистом.

– Да ты с ума сошла!

Видите, какой короткий поединок? Раз – и мечта убита выстрелом в голову.

Вторая группа «огнетушителей» – аналитики. Эти не бьют на взлете, дают вашему самолету подняться в воздух и начинают зенитно-ракетный обстрел.

– Хочу построить дом.

– Да ты что? Интересно!

Вы расслабляетесь и продолжаете.

– Но мне придется накопить один миллион денег.

– Один миллион? Это очень большая сумма… Ни за что не накопишь. У тебя небольшая зарплата, а ты должна еще и откладывать. Накопить всю сумму займет сто лет.

Вроде бы все логично? Вполне. А почему бы не сказать – давай подумаем, как ты можешь зарабатывать больше? Подумаем, и что-нибудь обязательно придумаем…

Третья группа – это те, кто обесценивает ваши силы, вас самих.

– Хочу купить дом.

– Хорошо.

– Придется накопить миллион.

– Допустим.

– Надо найти новую работу или открыть собственный бизнес.

– Ой, да ты не сможешь. Знаешь, как это тяжело? (В скобках отмечу альтернативный вариант: «А что, надо попробовать. Не боги горшки обжигают, у других получается, а ты чем хуже?»).

– Но я постараюсь.

– Да ты не сможешь, это очень тяжело, недосып, стресс, ты устанешь, заболеешь…

Следующая группа – паникеры. При оценке препятствий они склонны раздувать каждое препятствие до небес, преувеличивать серьезность препятствий и опасностей. Диалог с ними вы можете легко представить и сами.

Вы понимаете, что «огнетушители» – разнообразны и коварны. Но все они имеют общую черту: от общения с ними пропадает энтузиазм и падает настроение, становится скучно, ваша мечта кажется бледной и неинтересной, даже глупой. Возможно, некоторые мечты и правда не очень-то подходят для воплощения, но если ваш друг или партнер отвергает КАЖДУЮ вашу мечту – это должно вас насторожить. Перед вами – «огнетушитель».

Применительно к теории игры роль и «зажигалок» и «огнетушителей» исключительно важна. Находите правильных партнеров и избегайте неправильных, от этого во многом зависит, добьетесь вы результата или нет.

 

Лень

 

Лень – это результат мгновенного расчета своих сил относительно результатов игры.

Каждый человек, перед тем как начать новое дело мгновенно рассчитывает результат. Иногда так мгновенно, что не успевает этот процесс даже заметить. Наш ум в большой степени работает автономно, на очень высокой скорости. Кажется, все читали или слышали о том, что средний человек использует свой мозг на 3–5 %, остальные ресурсы как бы лежат без дела. Так вот, они не лежат без дела.

Наш ум постоянно занят высокоскоростными вычислениями, которых мы не замечаем. Ведь не думаем мы о том, как дышим, какие мышцы при этом работают, какие вещества в какой момент двигаются по нашему телу. Точно также мы не думаем о том, как мы идем, как едим, и прочее.

Ум занят расчетами, анализом, моделированием. В каждую единицу времени миллион расчетов, миллион комбинаций, миллион вариантов.

Когда мы начинаем думать о той или иной игре, наш ум мгновенно начинает считать, какое количество усилий или работы нам надо проделать и каков будет результат. Энтузиазм возникает, когда расчет показывает – выигрыш будет больше затраченной энергии. Скука и лень появляются, когда результат расчетов отрицательный.

Лично я знаю массу людей, которые постоянно на все предложения отвечают скукой, ленью, ничего им не интересно, ничто их не вдохновляет. В то же время я знаю достаточно много людей, которые легко загораются, легко поднимаются с места и легко начинают новое дело. Исходя из такого наблюдения, можно сделать вывод:

Отношение к игре напрямую зависит от того, какие именно данные и каким образом обрабатывает наш ум.

Обычно данные, которые мы используем, попадают к нам из книг, получены в результате образования, от родителей, от других людей и личного опыта. Образование и личный опыт, как правило, самые надежные источники данных. Именно эти данные мы и используем в самом большой объеме. Все остальное – просто мнения, чужие умозаключения, чужие выводы, чужой опыт. Мне часто доводилось самой ходить по друзьям и подругам и спрашивать совета. «Что ты думаешь о том и о сем?» – И подруга морщила лоб, с умным видом начиная излагать свои мысли.

Я выслушивала одну подругу и перемещалась к следующей, затем к следующей, благо, подруг у меня всегда было в достатке. Все они давали мне разные советы, и каждая ссылалась на свой опыт и опыт своих подруг. В результате группового анализа ситуации у меня на руках оказывалось сто вариантов действия, этакий набор «Угадай лучший вариант!». Понятно, что часто я принимала неверные решения. К сожалению, очень часто.

В момент, когда мы готовимся или собираемся начать новую игру, и наш ум делает мгновенный анализ результата, мы используем все доступные нам данные, в том числе МНЕНИЯ, СУЖДЕНИЯ, ВЫСКАЗЫВАНИЯ ВСЕХ ЛЮДЕЙ, С КОТОРЫМИ МЫ ОБЩАЛИСЬ ЗА СВОЮ ЖИЗНЬ.

 

Вот некоторые примеры таких «данных».

Бизнес – это круто!

Бизнес – это тяжело!

Надо стоять на своих ногах.

Хорошо, если тебе не приходится стоять на своих ногах, а есть на кого опереться.

Работа изнашивает.

Работа доставляет радость.

Работа – не волк, в лес не убежит!

Деньги – зло!

Деньги – это свобода, и это хорошо!

Ты талантливый!

Ты бездарный!

Никто не знает, что такое талант.

Я могу!

Я не могу!

Это хорошо!

Это же самое – плохо!

И так далее.

 

Этот список почти бесконечный, и он состоит из миллионов высказываний. Часто в нашем уме хранятся противоположные высказывания или мнения по одному и тому же поводу, и тогда мы застреваем в своем выборе, сами того не замечая. Самое противное во всем этом, что такие противоположные высказывания или мнения нам не видны, мы их не видим. Точнее говоря, мы не всегда знаем, что в нашем уме хранятся противоречивые данные.

Если вам попался человек, которому лень, скорее всего, его ум битком забит идеями о том, что он не справится, что это трудно, что это не интересно, что это никому не нужно, что это требует много сил, что это невозможно, что некто пытался и не справился, что…. Причем все эти мысли очень твердые, плотные, с доказательствами, примерами и подтверждениями авторитетных людей. Лень – это индикатор того, что ум занят обработкой данных, которые противоречат друг другу, это как песочные часы, которые появляются на экране компьютера, когда зависает программа.

Я говорю своей подруге – приезжай ко мне в Швецию, а она мне – надо делать паспорт, надо фотографироваться, надо ехать за визой, надо покупать билет – лень… Но почему бы не сказать – всего-то и дел, что съездить за визой, купить билет и приехать? Поэтому важно, как посмотреть на дело, какие суждения использовать, когда оцениваешь количество работы.

Часто лень вызвана тем, что человек смотрит в слишком близкое будущее, в «завтра», ведь именно завтра надо встать с дивана, пойти туда, сюда, делать какие-то телодвижения… Человеку в таком случае видны только обязанности, барьеры, нагрузки. Если бы человек посмотрел немного дальше в будущее, он бы увидел результаты, удовольствия, награды и призы. К сожалению, умение видеть позитивный результат – это талант.

Умение поднять взгляд и держать его чуть выше линии горизонта – это очень непросто, потому что жизнь пригибает к земле и голову, и взгляд, и вообще пригибает. Многие вещи нас расстраивают, и взгляд сам собой опускается под ноги.

Нам лень делать то, во что мы не верим, а не верим мы тогда, когда видим только трудности и не видим результатов.

ЕЩЕ ОДИН СЕКРЕТ: РЕЗУЛЬТАТЫ ВСЕГДА НАХОДЯТСЯ ЗА ТРУДНОСТЯМИ, И ПОЭТОМУ ЧАСТИЧНО СКРЫТЫ ОТ НАС, ИМЕННО ТРУДНОСТИ ЗАСЛОНЯЮТ ОТ НАС РЕЗУЛЬТАТЫ!

Мужество – это способность поднять голову, посмотреть на трудности и держать в поле зрения результат, а не препятствия.

Оптимизм – это концентрация на победах, будущих в том числе.

Пессимизм – это концентрация на барьерах, проблемах и трудностях, будущих в том числе.

Наше настроение зависит от того, на что мы смотрим, на чем мы концентрируем свой взгляд.

Наш взгляд «прилипает» к барьерам потому, что они БЛИЖЕ К НАМ, ЧЕМ РЕЗУЛЬТАТЫ! В этом все дело.

Говорят, когда альпинисты идут к вершине, они всегда думают о вершине и только поэтому доходят. Если они начинают думать о склонах и ледниках, но забывают про вершину, они срываются или поворачивают назад.

Нелегко думать о вершине, особенно если постоянно натыкаешься на острые камни и разбиваешь коленки, за спиной тяжелый рюкзак, а ботинки промокли и натирают ноги. Нелегко думать о вершине, когда хочется есть и пить, и болит спина, и руки заледенели. Очень нелегко. Но именно в этом и секрет успешной игры – думать о вершине.

Я очень люблю за мужество и героизм людей, которые падали и поднимались. Не поднимались и падали, а именно падали, а потом поднимались. Именно в таком порядке!

 

Вне игры

 

Не все игры одинаково полезны. Есть позитивные, положительные игры, а есть разрушительные, деструктивные.

Примеры позитивных игр – строительство, сочинительство, бизнес, создание семьи, карьера, спорт, искусство, наука.

Примеры деструктивных игр – криминал, наркотики, болезни, проблемы.

Иногда мы выбираем игру, иногда нам навязывают игру, иногда мы участвуем в чужих играх, иногда кто-то присоединяется к нашей игре.

Если человека спросить: «Ты будешь играть в шахматы или шашки?» – то он поневоле выберет между этими двумя играми. Редко какой гений догадается попросить огласить весь список. Мы, как правило, играем в те игры, которым нас научили с детства, поэтому дети актеров становятся актерами, дети врачей – врачами, а дети алкоголиков, к сожалению, часто становятся алкоголиками.

Выбор игры и знание типов игр очень важны в начале жизни, и родители играют самую большую роль в этом вопросе.

Очень интересно послушать истории чемпионов. Зачастую звезды большого спорта становятся звездами благодаря тому, что их родители «отдали» будущую звезду в секцию или клуб, и ребенок тренировался все детство и юность, не подозревая, что он «вкалывает» и что он замучен тяжелой неволей. А если послушать истории таких родителей, то окажется, что и сами родители в юности тренировались много и были приучены к такому графику жизни, но по разным причинам не дошли до олимпийского золота. Очень ранняя концентрация на игре обычно приводит к успеху.

Но мы говорим о типах игр. Есть большие игры, а есть поменьше, есть длинные, а есть короткие.

Очень часто можно услышать – это было дело всей его жизни. Как такое возможно, чтобы человек всю жизнь занимался одним делом? Как ему не наскучит? Как, например, можно всю жизнь работать в школе? Или как можно писать книги всю свою жизнь? Или изучать белых китов? Наверное, это должно очень нравиться.

В ранней молодости у меня были друзья-ровесники, буквально одержимые каким-то делом. У меня была одноклассница, которая всегда говорила о кошках, рисовала кошек, читала про кошек и целовалась с кошками. Теперь она ветеринар и счастлива.

Другая моя приятельница вечно была озабочена вопросами красоты. Она только и делала, что покупала новые кремы для лица, делала разные маски, читала книги по косметологии… Теперь она написала книгу о красоте, а потом взяла и открыла косметический салон, он один из самых известных и дорогих в городе.

В шведской газете я читала историю некоего чудака, который всегда любил делать только одно – строил пан-флейты. Он их строил, играл на них, продавал их, и все улучшал и улучшал качество своих инструментов. Постепенно он стал лучшим мастером в мире, и его пан-флейты покупают ведущие музыканты во всем мире. А однажды он взял и устроил фестиваль пан-флейтистов, и это стало традицией, и теперь ежегодный фестиваль в его родном городе – одно из самых ярких музыкальных событий во всей Европе.

Не прошло и года с тех пор, как странная англичанка по имени Сюзан Бойл практически взорвала публику телевизионной программы «Идол» своим фантастическим голосом, причем в момент взрыва ей было 47 лет. После грандиозного успеха выяснилось, что она пела всегда и пыталась попасть в различные шоу на протяжении всей своей жизни, но неизменно получала отказы. Удивительно то, что она не потеряла своего намерения стать певицей. И стала!

Могу привести еще несколько примеров, но суть одна – если человек любит свое дело, имеет интерес и одержим этим, то рано или поздно он создает свою игру и достигает в ней успеха.

Миллионы людей блуждают по жизни в поисках своего места, своей роли, своей игры. Миллионы людей говорят о смысле жизни и о том, как его найти. Миллионы людей скучают, болеют, обвиняют правительства и обстоятельства в том, что жизнь не удалась, что не подвернулся случай, что жизнь жестока к ним…. Но все эти люди – все! – просто не нашли своего места в игре или не создали своей игры.

Как-то проезжая по Москве и застряв в очередной пробке, я увидела, что стою рядом с театром Дурова. В этот момент я подумала – вот еще один пример человека, который создал свою игру – театр зверей. Ведь не было же этого театра раньше? Не было. А один человек взял и создал его. И теперь такой театр есть.

Те люди, которые создали свои игры, в основном очень заняты. Они не ходят по гостям и не жалуются на жизнь, они не устраивают дискуссий на тему «как жестока и скучна эта жизнь», они заняты делом.

Ужасно секретная тайна жизни такова: бездельники обитают в своем собственном мире, там тусуются, там общаются, обмениваются своим бездельничьим опытом, а Создатели игр и Игроки обитают в совершенно другом мире, и там они иногда встречаются, общаются, обмениваются впечатлениями, и эти два мира НЕ ПЕРЕСЕКАЮТСЯ!

У бездельников практически нет шанса встретить успешного Создателя игр или Игрока, и нет шанса научиться чему-то новому. Бездельники дружат с бездельниками, слушают таких же бездельников, сочувствуют бездельникам, получают сочувствие от бездельников, удовлетворяют свое оскорбленное самолюбие и расходятся со спокойной совестью – ведь у всех одно и то же!

Ни один Создатель игр никогда не попадет в общество бездельников. Его день расписан, его маршруты проложены, его жизнь идет на другом этаже.

Конечно, можно представить, что однажды Создатель игр заблудится, и шофер привезет его не туда, но… шансов все равно нет…

Это простая очевидная мысль, но в этой простоте скрыта громадная сила, в этой простоте – ответ на многие вопросы типа «Почему мне не везет?» или «Почему я не смог…». Именно поэтому. Не «не смог», а не пробовал, потому что не умеешь. А не умеешь потому, что не научился. А не научился, потому что не встретил, потому что на разных этажах.

Именно эта причина и создает ситуацию вне игры для очень многих людей. Масса глупостей и гипноза забивают голову многим из нас, и не остается места в голове, чтобы просто предположить, что должен быть какой-то выход.

Многие из бездельников усиленно производят потоки оправданий своего безделья, только чтобы оправдать свою неудачливость и свою лень. Слышали вы когда-нибудь фразы наподобие «не повезло», «не везет», «случай не подвернулся», «я пробовал, но не получилось»? Лично мне сразу хочется оппонировать: сколько раз пробовал?

Приведу еще один животрепещущий пример из своей жизни. Чтобы загрузить нашу компанию работой, мы раздаем 100000 штук рекламных листовок в месяц. И у нас есть результат – телефоны разрываются от звонков, персонал загружен работой. Знакомые «бизнесмены», которые пробовали начать бизнес, жаловались мне, что они тоже раздавали рекламу, но у них не получилось. Я обычно вяло интересуюсь – сколько раз раздавали и сколько штук. Потому что я заранее знаю ответ: ну, раздали пару раз по тысяче штук, но не пошло, ответа не было!

Продолжу примеры оправданий: «все как у всех», «жизнь такая», «у меня стресс», «мне никто не помог», «тебе повезло, а мне нет», «я так не могу», и так далее.

Если все слова всех оправданий всех бездельников собрать и закопать, в мире наступит тишина, потому что Создатели игр и Игроки работают, а стонут и жалуются только бездельники, которые находятся вне игры.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 230; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!