Персидские воины. Орнаментация стены из эмалированных кирпичей в Сузах.



Париж. Лувр

 

 

Для того чтобы внутренне укрепить Персидское государство, необходимо было организовать определённую систему местного управления. Ещё Кир образовал из покорённых стран большие области, которые управлялись особыми правителями, получавшими название сатрапов (от персидского «кхшатра‑паван» – «блюстители страны»). Эти сатрапы были своего рода наместники царя и сосредоточивали в своих руках все нити управления областью. Они обязаны были поддерживать порядок в своей области и подавлять в ней восстания. Сатрапы стояли во главе местного суда и обладали уголовной и гражданской юрисдикцией. Они командовали войсками области, имели свою личную гвардию и ведали военным снабжением. С разрешения царя они даже могли руководить военными экспедициями против соседних стран. В руках сатрапа были сосредоточены и финансово‑податные функции. Сатрапы обязаны были собирать подати, изыскивать новые налоги и все поступления передавать в царскую казну. Они же наблюдали за хозяйственной жизнью области, в частности за развитием земледелия. Наконец, они имели право назначать и смещать чиновников в пределах своей области и контролировать их деятельность. Таким образом, сатрапы, имея огромные полномочия, часто превращались в почти независимых царьков и имели свой собственный двор. Не имея возможности полностью подчинить своему контролю все части своего огромного государства, персидские цари вполне сознательно оставляли местным династам целый ряд прерогатив. Так, например, цари Киликии правили в своём царстве в качестве сатрапов до конца V в. до н. э. В Малой Азии, в Сирии, Финикии и Палестине, в Средней Азии и на далёких восточных окраинах, на границах Индии местные князья сохранили свою власть, управляя ныне своими областями от имени персидского царя. Эта чрезмерная самостоятельность местных правителей или сатрапов, часто приводила к восстаниям и требовала вмешательства персидских царей. Так, Дарий принуждён был выступить против Оройта, сатрапа Лидии, и Арианда, сатрапа Египта, и строго их покарать за их чрезмерную самостоятельность, которая выражалась порой в неповиновении персидскому царю и даже в тайном убийстве царского гонца.

Персидское царство ещё при Дарий было разделено на 23–24 сатрапии, которые перечислены в Бехистунской, Накширустамской и Суэцкой надписях. Список сатрапий с перечислением податей, которые они платили царю, приводит и Геродот. Однако не всегда эти списки имеют строго административное значение. Несмотря на попытки персидских царей ввести в некоторые рамки большую самостоятельность сатрапов, доходившую иногда до произвола, сатрапии всё же долго сохраняли много своеобразных местных черт. В отдельных сатрапиях сохранялись местное право (Вавилон, Египет, Иудея), местные системы мер и веса, административное деление (египетские номы), податная неприкосновенность и привилегии храмов и жречества. Сохранялись и местные языки, которые, однако, постепенно вытеснялись арамейским языком, ставшим официальным языком западной части государства. Основу Персидского государства составляли иранские племена, объединённые в одно сильное и сплочённое государство под властью царя. В этом государстве персы занимали привилегированное положение в качестве правящей народности. Персы были освобождены от всех налогов, так что все тяготы податного обложения ложились на покорённые персами народы. Персидские цари в своих надписях всегда подчёркивали заслуги и достоинства, а также господствующее положение персов в государстве. В своей могильной надписи Дарий писал: «Копьё персидского мужа проникло далеко, персидский муж участвовал в битвах далеко от Персии, он не дрожит ни перед каким врагом». В идеологическом и культурном отношении персов объединяли язык и единая религия, в частности культ верховного бога Ахурамазды.

Однако, по мере того как Персия постепенно стала превращаться в огромную державу, стали появляться новые формы идеологии, пытающейся обосновать претензию персидских царей на мировое господство. Персидский царь назывался «царём стран» или «царём царей». Больше того, его называли «владыкой всех людей от восхода до захода солнца». Для укрепления власти царя использовалась древнеперсидская религия, многое воспринявшая у жреческих учений древних народов Передней Азии и Египта. Согласно этой политико‑религиозной теории персидский верховный бог Ахурамазда, создатель неба и земли, сделал персидского царя «властителем всей этой обширной земли, его единственным повелителем многих», «над горами и равнинами по ту и по эту сторону моря, по ту и по эту сторону пустыни». На стенах большого персепольского дворца персидских царей изображены длинные вереницы данников, несущих самую разнообразную дань и богатые дары персидскому царю со всех концов мира. На золотых и на серебряных табличках лаконично и выразительно Дарий I сообщал об огромных размерах своего государства: «Дарий, великий царь, царь царей, царь стран, сын Гистаспа, Ахеменид. Царь Дарий говорит: „Это царство, которым я владею от Скифии, которая позади Согдианы, до Куша (т. е. Эфиопии) от Индии до Сард, дал мне Ахурамазда, величайший из богов. Да защитит Ахурамазда меня и мой дом“».

 

Внешняя политика Дария I

 

Продолжая политику своих предшественников, Кира и Камбиза, Дарий I поставил своей целью превратить Персию в самое могущественное государство, которое могло бы господствовать над другими странами. Ещё Кир покорил индийские племена у Гиндукуша и в долине Кабула, в частности племя гандхара. Это племя упоминает и Дарий в своей большой Бехистунской надписи среди племён и областей, входивших в состав персидской державы. Очевидно, Дарий превратил в особую сатрапию равнину, расположенную у подножия Соломоновых гор вплоть до течения Инда. Стремясь в погоне за индийским золотом проникнуть дальше в Индию, Дарий послал флот под командованием карийца Скилака для обследования течения Инда и морского пути от устья Инда до Красного моря.

Проблема морских коммуникаций занимала важное место, в политике Дария. Для того чтобы теснее связать Египет с Месопотамией и Ираном при помощи прямого морского пути, Дарий окончил большие работы, начатые фараоном Нехо по прорытию канала от Нила к Красному морю. В надписи, поставленной у Суэцкого канала, Дарий с гордостью говорил: «Говорит Дарий царь: Я Перс, из Персии… Египет взял, постановил этот канал прорыть из реки по названию Пирава (т. е. Нил. – В. А. ), которая в Египте течёт, до моря, которое из Персии идёт; затем этот канал был прорыт так, как я‑постановил, и корабли пошли из Египта через этот канал в Персию так, как моя воля была».

Особенное внимание Дария привлекали страны, расположенные к северу от Ирана. Возможно, что ещё Кир вёл борьбу с северными кочевниками, воевал с бактрийцами и саками и, наконец, погиб во время упорной войны с племенами Средней Азии, где‑то в районе реки Яксарта (Сыр‑Дарьи). Во всяком случае, области, населённые скифами, были завоёваны ещё до воцарения Дария. А в перечнях областей, входивших в состав Персидского государства при Дарий I, упоминаются Хорезм, Бактрия, Согдиана и несколько племён саков (скифов). Ведя упорную и продолжительную борьбу с племенами Средней Азии и Закавказья, Дарий принуждён был для укрепления своих северо‑западных границ совершить поход против европейских скифов (512 г. до н. э.). Раскопки, произведённые советскими археологами в различных районах Средней Азии (Хорезм, Термез и др.), указывают на то, что здесь с давних времён жили различные племена и народы, которые со времён неолита создавали свою своеобразную культуру, несомненно, связанную с культурой древневосточных народов Ирана, Индии и Китая.

Вплотную подойдя к району Эгейского моря, заселённому греческими племенами, Дарий начал систематическую подготовку дальнейшего продвижения на запад, имея своей целью завоевать все греческие области. Дарий отправил в Грецию экспедицию во главе с Демокедом, которая объехала Грецию и даже добралась до Тарента. Для того чтобы укрепить свой южный фланг, Дарий завоевал Барку, укрепившись на ливийском берегу Северной Африки. На северном фланге Дарий повёл борьбу со скифами и проник во Фракию. Начав борьбу с греками, Дарий завоевал Фракию, Византию, Самос и другие греческие острова, достигнув побережья Эгейского моря и непосредственно столкнувшись с греческими племенами и государствами.

Беспочвенную мечту о господстве Персии над миром пытался осуществить в своей политике и преемник Дария I Ксеркс (486–465 гг. до н. э.), задумавший покорить все греческие племена и установить своё господство во всём Средиземном море. Эту мысль Ксеркса Геродот, прекрасно формулирует в той речи, которую он вкладывает в его уста «…если мы завоюем афинян и соседний с ними народ, занимающий землю фригиянина Пелопа, то пределы Персидской земли раздвинем до эфира Зевса. Солнце не будет взирать больше ни на какую страну за пределами нашей: я вместе с вами пройду всю Европу; и все земли превращу в одну. Если мы покорим названные здесь народы, то, как говорят, не останется больше ни одного города, ни одного народа, которые дерзнули бы на бой с нами. Итак, мы наложим иго рабства, как на виновных перед нами, так и на невинных».

Однако эта политика борьбы за мировое господство привела Персию к неминуемой катастрофе. Греческий мир объединился и сумел дать отпор персидскому завоевателю. Древневосточная деспотия оказалась слабее более развитых и прогрессивных античных обществ и греческих государств.

Фашистские фальсификаторы истории, извращая и подтасовывая содержание малоизученных древнеперсидских надписей, объявили древнеперсидский народ «арийско‑нордическим народом Азии», который создал величайшее государство древнего Востока, распавшееся якобы лишь по той причине, что «мужественный героизм» «нордической расы» ослабел под влиянием смешения персов и персидской культуры с исконными племенами и культурами Передней Азии, в частности семитского Двуречья.

Однако всё это тенденциозное, реакционное и надуманное построение не выдерживает научной критики. Современная наука не имеет в своём распоряжении никаких данных, которые могли бы установить хотя бы элементы так называемой и явно мифической «арийско‑нордической расы Азии», поскольку даже персы уже в древнейшие времена представляли собой в этническом и культурно‑историческом отношении крайне смешанную группу племён.

Также антинаучно утверждение фашистских «историков», что скрещение древнеперсидской культуры с культурным творчеством народов Месопотамии привело к упадку самобытной персидской культуры и ослаблению Персидского государства. Мы знаем, что иранские племена заимствовали у ассиро‑вавилонян клинообразную письменность и многие элементы их материальной и духовной культуры, а также государственности. Так, например, персы заимствовали у вавилонян технику изготовления многокрасочной поливной глазури кирпичей (изразцов), при помощи которых создавалась роскошная эмалированная орнаментация зданий, пережиточно сохранившаяся в Средней Азии. Достижения дорожного строительства и финансовая организация государства были заимствованы персами у вавилонян, ассирийцев и других древних народов Передней Азии. Наконец, формы юридической документации и имущественного права были заимствованы у древних вавилонян. Поэтому нет никаких оснований утверждать, что скотоводческие племена Ирана что‑либо потеряли от своего общения с высокоразвитыми и древнекультурными земледельческими и оседлыми народами Передней Азии. На основе широкого использования богатейшего культурного наследства древних народов Передней Азии не погибла, а, наоборот, расцвела культура персидского рабовладельческого государства Ахеменидов.

 

Религия древних персов

 

Немногочисленные клинообразные надписи на древнеперсидском языке эпохи Ахеменидов, персидские изображения и памятники материальной культуры этого времени, а также некоторые свидетельства греческих авторов позволяют лишь в самых общих чертах восстановить древнейшую религию персов. Религиозный сборник древних персов «Авеста» составлялся на основе древних преданий в более поздние времена вплоть до начала царствования Сасанидов (III в. н. э.). Только некоторые наиболее древние части «Авесты», как, например, «Гаты» (священные песни), отражают древние религиозные представления персов, восходящие вплоть до эпохи Ахеменидов.

Древнейшие религиозные воззрения персов отличались большой примитивностью и вполне соответствовали тому древнему родовому строю, который основывался главным образом на скотоводческом и земледельческом хозяйстве оседлого типа, но сохранял ещё черты кочевого быта. Так, в «Авесте» сохранилось славословие земле с перечнем священных гор. А Геродот прямо указывает на то, что персы приносили «жертвы на высочайших горах». Как и другие древневосточные народы, персы поклонялись священной водной стихии, которая рисовалась их воображению в виде первородных вод или в виде священного озера Ворукаша. Особенным почитанием пользовался священный огонь, считавшийся сыном верховного бога. Ему приносили жертвы на простых алтарях обычно под открытым небом, как мы это видим на изображении, сохранившемся на гробнице Дария. Этот культ священного огня получил впоследствии особенное значение и широкое распространение в качестве центрального культа персидской религии и сохранился у персов‑огнепоклонников до настоящего времени. Бог огня (Атар) считался благим богом, который побеждал трёхголового дракона Дахаку. К глубокой древности восходил культ священных животных: быка, коровы, лошади и собаки. Большое место в культе занимали священные растения, из которых делался опьяняющий напиток «хаома».

Со времени Дария I персидская религия используется для укрепления классового рабовладельческого общества и деспотического государства. Верховным богом провозглашается Ахурамавда (Возвышенная мудрость), который обычно изображался в виде небесного царя, находящегося в крылатом солнечном диске. Дарий в своих надписях называет его творцом, который «то небо создал, который ту землю создал, который человека создал, который благоденствие создал человеку, который Дария царём сделал, который Дарию‑царю царство вручил». Таким образом, верховный бог‑творец Ахурамавда изображается в качестве небесного царя, покровителя царя земного. Впоследствии в персидской религии довольно подробно разрабатывается учение о божественном происхождении царской власти. Верховному богу, его пророку и царю всегда сопутствует божественное «царское» и «неугасимое сияние» («хварно»), которое роднит царя с божественным солнцем, сообщает ему жизнетворную, магическую силу и возможность всегда побеждать своих врагов.

Исконный дуализм, свойственный всякой примитивной религии, принимает в связи с этим учением резко выраженную форму. Если верховный бог Ахурамазда (по‑гречески – Ормузд) считается благим богом света и добра, то противоположным ему началом мрака, смерти и зла считается Анхра‑Майнью (по‑гречески – Ариман). С этим религиозным дуализмом тесно связана и соответствующая этика, требующая от человека выполнения всех обязанностей честного, скромного и правдивого земледельца.

Превращение Персии в огромное государство, которое объединяло множество различных народов, потребовало введения единой государственной религии и единого культа верховного бога, покровителя царя. В царствование Ксеркса начинается гонение на древние культы «дайвов», которые были отныне объявлены злыми духами. Ксеркс в одной надписи говорит: «Волею Ахурамазда я разрушил эти капища „дайвов“ и повелел, дабы „дайвам“ впредь не поклонялись. Где ранее поклонялись „дайвам“, там я почитал Ахурамазду». Таким образом был введён единый культ верховного бога Ахурамазда, покровителя царя, победителя над силами смерти, мрака и над всеми врагами царя и государства. Позднейшие предания приписывали основание этой религиозной системы и проведение этих религиозных верований пророку Заратуштре (Зороастру). Поэтому древнеперсидская религия с её характерным дуализмом и резко выраженным этическим характером называется зороастризмом.

 

Древнеперсидская культура

 

Персы широко использовали культурные достижения многих древневосточных народов. Ещё Геродот отметил, что «обычаи чужеземцев персы перенимают охотнее всякого другого народа. Они носят даже индийское платье, находя его красивее туземного, а для войны облачаются в египетские панцыри». Древне‑персидская религия впитала в себя ассиро‑вавилонские влияния. Легенда о мироздании и мировой катастрофе напоминает вавилонский миф о сотворении мира и всемирном потопе. Бог огня вступает в бой с драконом Дахакой совершенно так же, как бог Мардук с чудовищем Тиамат, Персидского царя изображали в виде героя, поражающего фантастического зверя; подобно тому как изображали древнешумерийского царя и героя Гильгамеша, рассказ о подвигах которого получил столь широкое распространение во всей Передней Азии. Наконец, верховного бога Ахурамазда персы изображали в виде небесного царя, находящегося в крылатом солнечном диске, что живо напоминает аналогичное изображение верховного бога ассирийцев – Ашшура.

 

 

 


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 222; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!