Обучение декоративному рисованию



При обучении детей составлению узоров воспитатель обращает внимание на усвоение способов расположения узора на квадрате, круге, розете, симметричного размещения элементов узора на силуэтах, изображающих различные предметы быта (посуду, одежду, вещи). Украшение узором предмета, вырезанного из цветной бумаги, дает детям гораздо большее удовлетворение, чем простое заполнение геометрической фигуры. Когда ребенок видит перед собой силуэт платья, шапочки, рукавички, фартучка, он не просто наносит узор, а задумывается над его расположением. Чтобы платье получилось красивым, можно узор нарисовать на рукавах и на подоле (так иногда украшают его вышивкой). А можно разбросать цветы по всему платью – тоже получится очень нарядно.

Воспитатель учит детей замечать различное сочетание цветов в узорах, то ярких, контрастных, то нежных, пастельных. Он предлагает им самостоятельно придумать узоры разных сочетаний для того, чтобы постепенно научить передавать их красоту и своеобразие в рисунке.

Целесообразно иметь в группе различные лоскутки, чтобы дети могли в свободное время их рассматривать. Альбомы по декоративно-прикладному искусству воспитатель также использует как художественный материал, который будет способствовать развитию у детей эстетического восприятия. При рассматривании простых по композиции орнаментов дети способны сами показать и объяснить расположение узора (по углам, в середине, по сторонам и т.д.).

Воспитатель должен предоставить детям старшей группы значительную самостоятельность при анализе узоров. Приобретению такого умения способствуют организуемые в группе, детском саду временные выставки предметов, украшенных узорами.

В создании узора важна последовательность нанесения элементов, и дети могут сами показать, какой способ надо применить при выполнении того или другого узора.

Обучение выражению связного содержания

Передавая события из жизни или сюжет литературного произведения, дети изображают несколько предметов, связанных между собой одним действием. Обучение приемам изображению каждого из этих предметов в отдельности на таких занятиях неуместно – дети должны быть знакомы с ними или находить их сами. При этом им предоставляется и наглядный материал, но умение его использовать у них должно быть развито.

Обучение идет по линии соотнесения изображений по величине, расположения их относительно друг друга, выражения движения. Прежде всего используется беседа с детьми, которая имеет целью вызвать в воображении достаточно яркую картину того, что будет передано в рисунке. Основное внимание уделяется действующим лицам, меньше – обстановке, окружению.

Неверно было бы идти обратным путем – сначала представить себе место действия, все предметы, которые его характеризуют, а затем переходить к характеристике основных персонажей. Уделив основное внимание выражению главного события, дети лишь самым скупым образом, в известной степени условно, обозначают место и время действия.

Например, детям хорошо известна русская народная сказка «Колобок». В ней очень живо передается встреча колобка с разными животными. Если воспитатель не обратит внимание на то, что главное в каждом эпизоде встреча колобка с зайцем (волком, медведем и, наконец, лисой), дети будут изображать лес, деревья и уже йотом где-то незаметно нарисуют фигурки главных действующих лиц.

И наоборот, когда основное внимание воспитатель уделяет характеристике персонажей сказки, дети и в рисунке изобразят прежде всего, как колобок встретил зайца (волка, медведя, лису), а уж потом лес.

В процессе рисования воспитатель должен направлять детей на передачу характерных черт того или иного персонажа: зайчик добрый, волк злой, у него зубастая пасть, а лиса даже язык высунула – так ей хочется съесть румяныйколобок.

Перед началом сюжетного рисования, в процессе беседы у самого воспитателя созревает замысел гораздо более полный, чем у детей. Однако не следует добиваться именно такой формы выражения от детей. Наоборот, чем своеобразнее они передадут содержание, тем ценнее. Следовательно, указания в процессе рисования направляются лишь на выяснение содержания и возможные пути его выражения. Очень внимательно следует отнестись к замыслам детей, даже если они по-детски наивны.

Следует поощрять смелость в поисках средств выражения действия, отношений между персонажами, их чувств. Так, иногда дети пытаются выразить страх зайчика перед охотником или желание медвежат полакомиться сыром. Рисуя девочку с флажком, они хотят показать, как она рада, что ей купили флажок.

Расположение изображений в рисунке не должно ограничиться узкой полоской – надо предоставить детям возможность свободно располагать их на всем листе, но не требовать передачи глубины пространства. В некоторых рисунках передача неба и земли не требуется – весь рисунок представляет собой землю или небо, воздух, воду, смотря по содержанию.

Можно наводить детей на мысль, как лучше разместить изображения, но не диктовать всем одного способа расположения. Обучать следует лишь пониманию пространственных отношений и умению их правильно определять – что выше, ниже, дальше, ближе и т.д. Если предметы находятся далеко друг от друга, то они рисуются на разных концах листа бумаги – в этом есть по-своему правдивое изображение.

При обучении рисованию в старшей группе все большее место начинают занимать исследовательский и эвристический методы. Воспитатель задает детям вопросы, отвечая на которые дети должны соображать, придумывать, догадываться, высказываться, как считают правильным, что помнят из усвоенного ранее.

Значение показа сокращается до минимума; если возникает необходимость, дети показывают товарищу сами. С другой стороны, возрастает значение привлечения разного рода картин и других изображений. Всем этим материалом дети должны уметь пользоваться самостоятельно. Воспитатель учит их ориентироваться в зависимости от конкретной ситуации: он заранее готовит картины, иллюстрации, скульптуры малых форм, предметы декоративно-прикладного искусства. Так, например, если дети должны рисовать на тему «Моя любимая сказка», то воспитатель делает подборку книг с художественными иллюстрациями. Рассмотрев их перед рисованием, дети полнее представляют себе сказочных персонажей, особенности и детали одежды, предметы быта, терема, дворцы и т.д. Процесс рисования становится для детей 5 лет более интересным, увлекательным. Они начинают понимать, что сказочное – это красивое, необычное, волшебное, и нарисовать его надо иначе, чем реальные предметы. Так постепенно обогащается детское изобразительное творчество.

Обучение техническим навыкам

Как и в предшествующих группах, в старшей группе иногда применяется показ способа действия. При этом воспитатель поясняет, как он действует, обращает внимание на характер движения, а не просто называет его. После показа детям сразу предлагается делать так же. Все должно быть для этого готово. Если между наглядным показом и исполнением проходит значительное время (пока готовится материал, делаются замечания о поведении и пр.), то значение показа утрачивается. У детей должно быть живо не только впечатление от показа, но и то ощущение, которое они испытывали при восприятии, важно, чтобы дети усвоили не только само движение, но и его качество – плавность, ритмичность, быстроту, размах и пр.

Начав действовать, дети должны иметь возможность сразу повторить новое действие несколько раз, поупражняться и закрепить способ, который им показан. Например, показав рисование дуги, надо дать такой образец узора, в котором бы дуга применялась много раз.

В старшей группе впервые вводится акварель. Для рисования акварелью коробка красок дается на двоих детей; еще лучше, если ее имеет каждый ребенок и следит за состоянием красок и чистотой коробки. От рисования гуашью работа с акварелью отличается тем, что плитки необходимо смачивать перед тем, как пользоваться ими. Это надо делать осторожно, не пачкая соседние краски и не беря слишком много воды. Краску с плитки следует брать, слегка проводя по ней кистью или поворачивая ворс кисти в краске. Сильное трение портит и краску и кисть.

Дети должны научиться пользоваться палитрой (это может быть крышка металлической коробки, кусок пластического стекла, маленькое блюдце). На палитре краска разводится водой для получения светлого тона или смешивается с другой для получения нового цвета, а также оттенка того или иного цвета. При рисовании акварелью большие плоскости покрываются жидкой краской светлого тона, при этом краска накладывается кистью, начиная сверху, и сгоняется вниз. После того как поверхность, покрытая светлой краской, просохнет, поверх нее можно рисовать более темными и яркими тонами.

У воспитанников старшей группы имеется определенный запас умений и знаний, поэтому желательно ссылаться на ранее усвоенные навыки для понимания новых способов действия. Так, если дети уже умеют проводить кистью тонкие линии, держа ее концом к бумаге, то можно спросить их, как надо держать кисть, чтобы получилась широкая полоса. Возможно, они ответят, что надо больше нажать на кисть, тогда воспитатель дополняет, что также надо несколько наклонить палочку, чтобы линия проводилась всем ворсом кисти. Можно задать вопрос, как получить карандашом более яркий цвет, как получить светлый, и предложить попробовать закрасить кусок бумаги ярким и светлым тоном одного цвета. Дети сами поймут, когда надо сильнее и слабее нажимать на карандаш.

Значит, и в отношении технических навыков не всегда надо показывать – о некоторых приемах дети могут догадаться сами. Большее значение, чем раньше, получают объяснение, сравнение, рассуждения, т.е. обучение при помощи словесных приемов.

Опора на приобретенный ранее опыт, на развитие самостоятельности – важное условие при обучении детей старшей группы. Учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, воспитатель добивается умения свободно владеть изобразительными материалами как в предметном, сюжетном, так и декоративном рисовании.

Желательно, чтобы в подготовительную к школе группу дети пришли с хорошо усвоенными навыками и умениями, с запасом знаний и представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые они свободно могут передавать в рисунках.

Рассматривание рисунков

Начиная со старшей группы следует приучать детей к анализу своих работ и работ товарищей. Надо вызывать детей на сравнение рисунка с тем, что нужно изобразить, подводить к оценке того, как это сделано. Дети учатся понимать, что рисунок оценивается в зависимости от поставленной задачи. Вначале надо направлять внимание на положительные стороны, учить отмечать, что выполнено хорошо (подобран цвет, переданы форма, величина и т.п.), затем указывать и на ошибки (например, цветок величиной с дерево и др.). Важно, чтобы дети подмечали выразительные стороны своих рисунков и рисунков сверстников.


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 443; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!