Дух Святой есть Бог и имеет одно и то же действование с Отцом и Сыном



 

А Петр иудеям, которые согласились на смерть Христову и раскаивались в этом, сказал: каждый из вас, братия, да покается в грехе своем и в пути лукавом, и крестится во имя Господа Иисуса, и спасется (Деян. 2:38), потому что Сын может банею пакибытия (Тит. 3:5) произвести то же, что производят Отец и Дух. Господь же повелел апостолам ждати обетования Отча, еже слышасте от Мене: яко Иоанн убо крестил есть водою, вы же имате креститися Духом Святым (Деян. 1:4–5). Посему если Дух Святой может производить в апостолах то же, что имя Отца и Сына производит в уверовавших из язычников и имя Господа Иисуса – в раскаявшихся иудеях (ибо никто не скажет, чтобы апостолы менее уверовавших из язычников приняли благодати крещения, потому что они приняли благодать в Духе Святом), то почему же Дух, имея то же действование с Отцом и Сыном, не имеет с Ними той же сущности?

 

О том, что одна и та же власть Отца и Сына и Святого Духа

 

Иди в Дамаск, и тамо речется ти (Деян. 22:10), яко сосуд избран Ми есть (Деян. 9:15), – сказал с небеси Господь Павлу, когда поставлял его проповедником Евангелия вселенной. Анания же входящему в Дамаск Павлу сказал: Савле, брате, прозри, Бог Отец предызбра тя, и, чтобы не почли сего сказанным о Христе, присовокупил: сотворить хотение Его и познать Праведника Его – Иисуса (Деян. 22:14). Да и сам Павел, пишущий о своем звании и предызбрании, сказал: Павел, раб Иисус Христов, зван апостол, а потом наименовал и другое нечто, кроме звания: избран [659] в благовестие Божие (Рим. 1:1). А что отделил его Дух, узнаем об этом из книги Деяний Апостольских, ибо сказано: постящимся и молящимся апостолам рече Дух Святой: отделите Ми Варнаву и Савла на дело, на неже призвах их (Деян. 13:2). Если же кого Бог отцов предызбрал и Сын призвал, того избирает Господь и того же отделяет Дух по полномочию Своего естества, то почему же есть инаковость сущности в Троице, в Которой обретается тождество действования? Моя словесарекошася от Бога (Притч. 31:1), – говорит Соломон. А Павел производит свои от Христа, ибо сказал: понеже искушения ищете глаголющаго во мне Христа [660] (2 Кор. 13:3). Но тем не менее и Дух глаголет в апостолах, ибо сказано, что апостолы глаголали, якоже Дух даяше им провещавати (Деян. 2:4). И еще Спаситель сказал им: не вы бо будете глаголющии, но дух Отца вашего глаголяй в вас (Мф. 10:20). Но и в пророках глаголет Дух, ибо Моисей сказал: кто даст всем людем сим пророчествовать, егда даст Господь Духа Своего на них (Чис. 11:29)? Да и новый Нового Завета пророк, Агав, взывал, говоря: тако глаголет Дух Святый (Деян. 21:11), тогда как пророки Ветхого Завета обыкновенно вопияли: тако глаголет Господь Бог. И Павел, совокупляя воедино сие изреченное от Отца и Сына и Святого Духа, сказал: всяко Писание богодухновенно (2 Тим. 3:16). А если в апостолах и пророках глаголет Дух, всяко же Писание богодухновенно, то спросите нечестивых, почему же Дух Святой не Бог, когда Писание Его богодухновенно.

 

О том, что ни видение, ни пророчество не бывают отдельно от Отца, или Сына, или Святого Духа

 

Пророк Исаия сказал: видех Господа Саваофа седяща на престоле высоце и превознесенне, и Серафими стояху окрест Его, шесть крил единому (Ис. 6:1). И вскоре после сего говорит: и рече Господь ко мне: иди и рцы людем сим: слухом услышите, и не уразумеете, и видяще узрите, и не увидите: одебеле бо сердце людий сих и т. д. (Ис. 6:9‑10). Сколько можно заключать по самому порядку и по связи пророческого писания, виденный пророком и вещавший ему есть Сущий над всеми Отец. Но сын громов (Мк. 3:17), который провещал дивное и изрекал страшнее грома, которому свойственно говорить не «не бе», но бе Слово (Ин. 1:1), – он сказал, что виденный пророком и вещавший ему был Сын, ибо в собственном своем писании говорит: сего ради не можаху иудеи веровати в Иисуса, яко рече Исаия о них: ослепи очи их и окаменил есть сердца их, да не видят очима, ни разумеют сердцем, и обратятся, и исцелю их. Сия рече Исаия, егда виде славу Его (Ин. 12: 39–41). А Павел прямо сказал, что это видение и пророчество Духа, говоря: добре Дух Святый глагола Исаием пророком ко отцем нашим: слухом услышите и не имате разумети: и видяще узрите и не имате видети. Одебеле бо сердце людий сих (Деян. 28:25–27). Пророк вводит Лицо Отца, в Которого веровали иудеи, евангелист – Лицо Сына, Павел – Лицо Духа, все же согласно именуют Виденного единым Господом Саваофом. Делится у них слово об Ипостаси, но нераздельным пребывает у них мысль о едином Боге [661].

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 194; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!