О мире и любви и о защите хотящих жить по Богу



 

Что именно требует Бог

 

Чада мои и братия. Не будьте ленивы слухом и не смежайте очей ваших, но внимайте и бодрственно и трезвенно слушайте наш смиренный голос. Я говорю не бесцельно и не с намерением беспокоить слух ваш и понуждаюсь поучать не ради удовлетворения своей привычке, но для того, чтобы слова осуществились на деле. Вы хорошо знаете, что именно Бог требует от вас жизни для благоугождения Ему, чтобы вы прожили этот век в подвижнической тесноте и получили за это жизнь вечную. Итак, убойтесь Того, Кто один только страшен, и хорошо ведите себя, чада мои возлюбленные, не угождайте плотским пожеланиям, один другого увлекая в собственные страсти; я слышал, что вы любите спорить в своих беседах, не соображаясь и не стремясь к общей пользе, а к тому, к чему каждого влечет собственная склонность для личного удовольствия. В этом случае вы не исполняете апостольской заповеди заботиться друг о друге как о членах одного тела (см. 1 Кор. 12:25). Если вы в согласии встречаетесь между собой, это ваше дело – хорошее. Если же вы своевольны и вообще себялюбивы[833], разумны в собственных глазах и учены, то в таком случае вы подпадаете под пророческое «горе». Ибо громогласный Исаия говорит: горе, иже мудри в себе самих и пред собою разумни (Ис. 5:21). Тот хорошо жительствует и во всех отношениях совершен, кто ни в чем не обнаруживает непокорства, но являет себя совершенным чрез истину и если говорит или делает что‑либо, то не ради своей личности, а только так, как того требует настоятельная нужда. Если бы вы вообще были такими, то не стали бы сражаться друг с другом, поражать, превозноситься, насмехаться, говорить друг другу жалкие слова. В противном случае относительно вас придется видеть не только сказанное, но и значительно большее. И [при этом] все‑таки вы несогласны, неединомысленны, имеете различные желания (см. Деян. 4:32). Не ссылайтесь ни на многочисленность, ни на множество работы; ведь нас не больше, чем верных, о которых говорится в божественных Деяниях апостолов; их было четыре тысячи[834], – а сколь много и сколь великие и нужды, и стеснения, как это можно понять, указываются как имеющие их постигнуть! И все же пишется, что у них была одна душа и никто не говорил, что он имеет свое желание или свое имение (Деян. 4:32). Чада мои, жизнь монаха полна заботы и трудов, требуются старание, настойчивость и, главное, смирение.

 

Жизнь монаха

 

Отличающийся им не может пасть, по словам святых отцов[835], и, как очищенное золото, годен для всякой обработки и для всякого вида оказывается драгоценным. Я знаю, вы страдаете и изнуряетесь в трудах; но Бог воздаст вам милость и радостную жизнь по отхождении отсюда, да и здесь мы находим удовлетворение по плоти в плодах трудов. Вы имеете сведения, что не мы одни живем трудами, но и всякий монастырь в трудах и болезни проводит свою жизнь. Не можем же мы допустить уклонение от слов неложнейшего Бога нашего (см. 1 Ин. 1:10), сказавшего праотцу [нашему]: в труде, и болезни, и в поте лица твоего снеси хлеб твой (Быт. 3:19). Ни в каком случае. Но одни и это в сей жизни получают и оканчивают погибелью, а монахи запасаются действительно выгодным и вечным. Начальник ваш, как первенствующий среди вас благопослушанием, [привычкой] советоваться [с другими] и ничего не делать по своему желанию, хорошо указывает путь; стоящие за ним, также благожелательные во взаимных отношениях, правильно живут; все прочие, обнаруживающие послушание, следуют путем Божиим. Получите мир и благословение от отца нашего. Получите и от нашего смирения недостаточное и слабое благословение, ибо, как недостойный, я ежечасно молю Бога, Отца моего, сохранить вас в мире и невозмущенными, относящимися друг к другу бережно, милостиво, любезно, дабы, когда наступит время отшествия каждого из вас, он с неосужденной совестью и доброй надеждой прешел от этой жизни и наслаждался своей вечной наградой.

 

Монах Пахомий и его добродетели

 

Вчерашний день почил брат ваш Пахомий. Вспомните добродетель сего мужа, как он был молчалив; ведь до самой его смерти никто не знал, что он отлучился от жены и ребенка, но более того, из какой он местности. Также до какой степени он обладал воздержанностью! Наш отец сказал нам, что в качестве садовника он не соблазнился съесть ни одной овощи, кроме той, какую давали ему за трапезой, или на что‑либо другое. А как я узнал от некоторых, и того, что он получал вне трапезы, он не хотел есть в саду, дабы кто‑нибудь, [возымев] на него подозрение, не подвергся вреду. Затем [знаю], что он не смеялся. Очень часто, доводимый до улыбки, он сохранял серьезность и суровость вида. Будучи поистине делателем Божиим, он трудился, как вы знаете, днем и ночью и скончался блаженным, и вы не оставляйте по временам почитать его большою честью.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 152; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!