О приобретении добродетели посредством умеренной жизни и об отрешении от мира



 

Божественное земледелие

 

Возлюбленные и дорогие мои чада. Вы, быть может, полагаете, что я устаю и скучаю из‑за того, что мне приходится произносить вам оглашения и преподавать вам слово спасения? Но я ничего такого не чувствую, я постоянно все тот же и полагаю, что для вас моих оглашений не только недостаточно, но что, напротив, их вам мало и что я не выполняю нужного, а, наоборот, остаюсь в долгу перед вами. Если я день и ночь поучаю вас и преподаю вам насущный хлеб для ваших душ, то я этим еще не делаю ничего особенного, я обязан это делать, ибо божественный апостол одним из своих учеников говорит: три лета нощь и день на престаях уча со слезами единаго когождо вас (Деян. 20:31), к другим пишет, что он непрестанно молится о них (Кол. 1:9; 2 Тим. 1:3), равно как и к третьим: молил бых ся сам аз отлучен быти за своих учеников, прибавляя, что у него непрестающая болезнь сердцу моему (Рим. 9:3, 2). Ибо все это действительно подобает пастырю душ. Вот каков был он! Что же я, окаянный, могу обнаружить и что я проявил в отношении к вам? Воистину, ровно ничего: я обращаюсь к своему сердцу и разуму, дабы они показали, оказываю ли я вам какую‑либо пользу. Вы сами, чада мои, как хорошая земля, орошаемая богоблагодатными струями Святого Духа, рождаете и приносите добродетели, вечно живые колосья. Распашите, как поля, землю душ ваших, очищая ее огнем страха Божия и мечом истины от терния помыслов. Если при этом работа ваша покажется трудной, то обратите внимание на то, какие хорошие последствия приносит тщательно обработанная земля. Ибо сея таким образом, вы взращиваете обильный плод. Сейте же, чада мои, по апостольской заповеди, не в плоть, чтобы вам не пожать того, что от плоти, то есть тления, но сейте в дух, дабы вам пожать духовное (Гал. 6:8).

 

Необходимые качества для монаха. Воздержание. Бдение

 

Воспитывайте в себе терпение, твердость, выносливость, смиренномудрие, любовь друг к другу, отвращайтесь от зависти, лукавства, обмана, обид, клеветы. Стяжайте воздержание; воздержание же состоит в довольстве тем количеством пищи, которое выдается для удовлетворения потребности, дабы пища не стесняла чересчур тела, а с другой стороны, и не делала его совершенно легким, подобно тому как если на судно будет положено много груза, то он потопит его, а если мало, то перевернет его. Точно так же и спать следует лишь столько, сколько это нужно. Ибо в таком случае при умеренной жизни человек легко отрешается от сна, у него является бодрость в псалмопении, внимательность к слушаемым чтениям, разумение и понимание всего до единого слова в Божественных песнопениях. Услаждаемая таким образом душа наслаждается, ликует и просвещается и затем проявляет кроткое поведение. От многого же спанья, наоборот, происходит то, что человек с трудом встает с постели, у него замечается помрачение разума, он невнятно поет, уста у него двигаются вяло, телесные и душевные очи его тусклы, ибо с внешними чувствами ослабевают и внутренние, приходит душевный вор и крадет, что ему угодно. Посему‑то и Господь сказал: бдите (Мф. 25:13). Так бдите же, чада мои, бдите, не впадайте в дурное настроение духа, дабы вам не начать дня неготовыми и дабы затем целый день не чувствовать себя тяжело за всеми вашими работами, ибо Бог любит ласковую речь (см. 2 Кор. 9:7), проникнутый покорностью ответ, спокойное выражение лица, кроткий нрав, смиренную беседу. А кто держит себя чересчур гордо, кичится, кидает свирепые ответы и взгляды, те дают основание смеяться над собой и оскорбляют Бога (см. Гал. 6:7). Кто терпит больше невзгод, чем другие, кто благодарит даже в том случае, когда у него недостает платья, обуви, кукуля, одеяла, такой человек – работник Божий, который ради благ будущих жертвует временными и ничтожными. Я желаю, чтобы вы все пользовались удобной жизнью, получали в достаточном количестве одежду, пищу и другие нужные предметы, потому что в таком случае телесная работа идет успешнее[616].

 

Что любит Бог

 

А то, что я сказал выше, сказал для того, чтобы в случае неблагоприятных обстоятельств мы не падали духом, не огорчались, не роптали. Между вами есть такие лица, которые так сильно воспламенены любовью к Богу, что принимают на себя такие подвиги по своей доброй воле. Вообще же всякий, кто с благодарностью принимает, что ему дают, каково бы это ни было, – поступает хорошо. Никоим образом, чада мои возлюбленные, не будем печалиться из‑за таких стеснений. Ведь мы трудимся не из‑за ничтожной какой‑либо при были. Вспомните, что этим путем мы служим Богу, обратите внимание, – нам ведь предстоит Царство Небесное, не забывайте, что воздаянием будет бессмертная жизнь. Кто же ввиду таких благ не будет стараться, кто не захочет восхитить предлагаемые сокровища, кто с охотой не пожелает и терпеть невзгоды, ходить плохо одетым, жить под открытым небом, зябнуть и умерщвлять себя (см. Рим. 8:13) подвигами? И вы не лишены доли участия в этом, ибо путем отсечения своей воли, отречения от всего, терпения во всех делах вы каждый час и умираете (см. 1 Кор. 15:30–31), и терпите холод, и отрешаетесь от мира, и живот ваш сокровен во Христе Иисусе, Господе нашем (Кол. 3:3). Егда же, по Писанию, Христос явится, живот наш (Кол. 3:4; 2 Кор. 4:11), тогда и вы возрадуетесь с Ним вечно. Поэтому не ищите себе здесь никакого отдыха, ни покоя, но принимайте здешние злострадания как признак тамошнего упокоения. Вы единственная моя радость, мой венец (см. Флп. 4:1), моя твердая надежда, и – свидетель мне Бог – мне некого еще другого предпочесть вам в любви, или в попечении, или в благосклонности: ни отца, ни матери, ни брата, ни сродников, ни друзей, ни мирской славы, ни властей, ни вельмож, ни царей и вообще никакой здешней, ни малой ни большой, вещи.

 

Увещание

 

Но пред лицом назирающего все Своими всевидящими очами Бога я во всем, всяким образом и при всяких обстоятельствах думаю и стяжаю вас, жизнь, блаженство, милость, мир, спасение и оставление грехов. Радуйтесь о Господе (см. Флп. 4:4), что вам приходится терпеть огорчения по плоти, ибо такая радость указана Богом и нас постоянно учат радоваться ей. Ликуйте, вспоминая смерть, ибо в ней вы найдете жизнь. Услаждайтесь скудостью и всякой трапезой, какова бы она ни была и хотя бы она состояла даже из одних только хлеба, воды да овощей, ибо таким путем вы получите живые и нетленные мед и млеко (см. Иер. 11:5) чрез Христа Иисуса, Господа нашего, с Ним Отцу и Святому Духу слава, держава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

Оглашение 11


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 151; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!