Игра «Слышать – видеть – чувствовать»



Ведущий говорит, например: «Слышать шорох листьев». Сидящий рядом повторяет и добавляет свою ассоциацию: «Слышать шорох листьев все равно, что видеть море». Следующий: «Видеть море все равно, что чувствовать теплый ветер». Все участники по кругу продолжают предложения с теми глаголами, которые достаются им по порядку.

 

Игра «Закорючки»

Ведущий заготавливает листы с закорючками сложной формы. Раздает участникам. (Всей группе или только добровольцам, а остальные могут выступать в качестве экспертов.) Предлагает дорисовать то, что напоминает эта закорючка. Время выполнения задания – 3 минуты. Затем предлагается провести обсуждение, сравнение и выбор наиболее оригинальных решений.

 

Игра «Модификация кругов Торренса»

Ведущий раздает участникам листы бумаги формата А4, на которых расположено 20 небольших окружностей, и предлагает всем дорисовать в каждом кругу как можно больше картинок. Время выполнения задания – 5–7 минут. Затем все рассматривают рисунки и отмечают самые оригинальные решения.

 

Игра «Расскажи или нарисуй»

Прочтите ученикам отрывок из художественного произведения, где есть герой, интересный и понятный им. Предложите каждому рассказать или нарисовать, как они представляют себе этого героя.

 

Игра «Придумай новое»

Все участники разбиваются на группы по 3–4 человека. Каждая группа вытягивает 2 карточки с названиями предметов. На основе этих предметов группа должна создать новый предмет и определить возможности его эксплуатации. Предметы: люстра, вешалка, пылесос, мясорубка, фонтан, миксер, ковер, магнитофон, вентилятор, качели и т. д. Список можно изменить или дополнить.

 

Упражнение «Название книги»

Ведущий предлагает рассмотреть какую‑либо нечетко поставленную проблему. Каждый из участников должен ответить на вопрос: «Если бы вы об этом написали книгу, как бы она точно называлась?». Участники предлагают свои варианты названий, стараясь в них установить границы данной проблемы.

 

Упражнение «Метод идентификации»

Ведущий предлагает участникам представить себя проблемой. Например, ключом, который застрял в замке. Каждый участник должен вообразить себя данным ключом, предположить, какие изменения с ним, как с ключом, могут производиться, чтобы его работа стала более эффективной. Участники делятся в кругу своими соображениями. Смысл этого упражнения состоит в том, чтобы в результате рассмотрения данной проблемы изнутри был найден остроумный и практичный выход из создавшейся ситуации.

 

Игра «Добавь детали»

Участникам предлагается добавлять к предмету новые функциональные части. Например, если к дивану добавить педали, то можно лежа ездить, если клавиши, то можно лежа играть.

 

Игра «Отгадай предмет»

Участникам предлагается отгадать предмет, составленный с помощью пары других предметов. Например, дерево + ливень = фонтан. Ведущий должен предупредить, что отгаданных вариантов может быть множество. Важно, чтобы учащиеся точно улавливали признаки, составляющие основание для задуманного слова.

 

Упражнение «История о…»

Участникам предлагается придумать короткую историю на хорошо знакомую им тему или о знакомом им персонаже, рассказать эту историю и нарисовать к ней картинку.

 

Упражнение «Отгадай, что я задумал, и дорисуй»

Каждый из участников задумывает свое изображение (но не говорит о нем). Первый человек начинает и рисует только один элемент. Следующий должен представить, что бы это могло быть, что хотел нарисовать товарищ, и продолжить рисунок, дополнив его также одним элементом. По ходу работы приходится часто перестраивать первоначально задуманный образ. Это задание очень сложное, но оно способствует формированию важнейших компонентов воображения, а также учит работать вместе, договариваться и искать компромиссы.

 

Упражнение «Рисуем вместе»

На столе закрепляется лист бумаги большого формата. Лист делится на четыре «поля» (с учетом количества принимающих участие в работе). Ребятам предлагается создать композицию на данную тему («Наш город», «Летний отдых» и т. д.).

Каждый участник начинает рисовать на своем поле. Затем по сигналу все переходят на соседнее поле. Надо понять, что хочет нарисовать товарищ, и продолжить его рисунок. В этой совместной работе происходят актуализация и перестройка образов с учетом заданной темы. В начале работы нужно ориентироваться на создание реалистичных образов. Затем в задание постепенно вносятся элементы фантастики – например, реальные контурные изображения предлагается раскрасить в фантастические, придуманные цвета (корова – зеленая, солнце – синее и т. д.).

 

Ребенку полезно фантазировать вместе со взрослым. Существует мнение, что воображение ребенка развито лучше чем у взрослого. Это не совсем так, ведь воображение опирается на мышление, восприятие, память, внимание, следовательно, взрослый может обогатить ребенка новыми приемами, неожиданными стратегиями. Сензитивный возраст для развития воображения – дошкольный и младший школьный.

Было бы полезно в этот период задавать домашние задания детям и их родителям для развития воображения. Пример заданий для домашней работы:

 

– Нарисуй, как ты себе представляешь, животное с другой планеты; самый необычный домик; доброго волшебника в детстве.

– Пусть мама и папа назовут по одному сказочному или литературному герою (но обязательно из разных произведений). Придумай и расскажи короткую выдуманную историю, в которой бы действовали оба этих героя.

– Представь себе, что на люстре в комнате сидит гномик. Расскажи, что и как он видит оттуда.

– Поиграй с мамой в сочинение общих сказок. Один кусочек сказки придумывает и рассказывает мама, а потом ты продолжаешь.

– Соедини в связный рассказ эти два предложения: «Далеко на острове произошло извержение вулкана…» – «…поэтому сегодня наша кошка осталась голодной»; «По улице проехал грузовик…» – «…поэтому у Деда Мороза была зеленая борода»; «Мама купила в магазине рыбу…» – «…поэтому вечером пришлось зажигать свечи».

– Вообрази, что ты превратился в тигра, который пробирается в джунглях; робота; парящего над скалами орла; королеву Франции; инопланетянина; кипящую кастрюлю; авторучку, в которой кончились чернила. Изобрази все это в движении.

 

Как бы ни была совершенна методика обучения творчеству, очевидно, что творческая деятельность требует определенных личностных особенностей и большого труда от человека. Важны такие качества, как любознательность и упорство. Творческие люди видят проблему там, где другим все ясно и понятно. Они могут взглянуть на ситуацию совершенно под другим углом зрения, нежели большинство людей.

 

Швейцарский изобретатель Жорж де Местраль придумал застежку‑«липучку». Однажды на охоте к его одежде и к шерсти его собаки пристали головки репейника. Стараясь отодрать репьи от одежды, де Местраль заинтересовался, почему они так крепко прилипают к ткани. Он рассмотрел репьи под микроскопом и обнаружил, что на каждой головке имеются сотни маленьких крючочков. Много лет он настойчиво пытался найти способ крепления подобных крючочков к ленте из ткани. В конце‑концов у него получилась «липучка».

 

Многие выдающиеся личности описывают процесс творчества как каждодневную тяжелую, почти рутинную работу. Бетховен проводил долгие часы за сочинением музыки, потом рвал исписанные листы и переписывал все заново. Лауреат Нобелевской премии Томас Манн утверждал, что он усилием воли заставлял себя ежедневно писать не менее чем по три страницы. Творчество и фантазия, по‑видимому, не существуют без систематического труда.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 328; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!