Произвести морфологический разбор имени прилагательного.



Яркого (солнца) – имя прилагательное.
I Обозначает признак предмета: какого солнца? яркого.
Н. ф. – яркий.
II Морфологические признаки: постоянные – качественное; непостоянные – в полной форме, единственном числе, родительном падеже, среднем роде.
III (Солнца какого?) яркого (подчеркните волнистой линией, так как это определение).

РР Сообщение–рассуждение «Что значит быть патриотом».

Патриот - это человек, безмерно любящий свою Родину. Ради нее он готов на любой подвиг, на любую жертву. Ради своей Отчизны он готов отдать свою жизнь.

Патриот всей душой болеет за свою страну. Быть патриотом - значит не только словами любить свою страну, но доказывать это ежедневно своими делами, поступками, своей работой. И главное, чтобы чувство патриотизма не переросло в шовинизм, когда из патриота человек превращается в фашиста.

Билет-17

Второстипенные члены предложения.

Второстепенные члены предложения — это члены предложения, грамматически зависящие от других членов предложения, поясняющие их и связанные с ними подчинительной связью согласования, управления или примыкания.

По грамматическим значениям второстепенные члены делятся на следующие виды: определение; дополнение; обстоятельство. В предложении определения поясняют подлежащее и другие члены предложения. Дополнение и обстоятельство принадлежат сказуемому, зависят от него и поясняют его.

Определение — это второстепенный член предложения, который имеет общее значение признака, отвечает на вопросы какой? который? чей? и относится к слову с предметным значением.

Дополнение — это второстепенный член предложения, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы косвенных падежей.

Обстоятельство — это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другого признака.

Произвести винтаксический разбор предложения.

Летом мы путешествовали по Иртышу.

РР «Добрые традиции и обычаи моего народа.

Добрые обычаи моего народа.

Составной частью культуры каждого народа является сохранение своих обычаев, традиций, обрядов и праздников. Они формировались на протяжении нескольких столетий. На казахские национальные традиции и обычаи оказали влияние и кочевой образ жизни, и мусульманская религия. В настоящее время возродился интерес к прошлому у молодого поколения. И это естественно, ведь народ, особенно мы, подрастающее поколение, непременно должны знать историю того места, где мы родились, где мы живем. Без прошлого нет настоящего, мы не должны потерять добрые обычаи нашего народа. В них народная мудрость, вековой опыт и настоящие уроки жизни. В них отразились уклад жизни народа, его привычки, национальные особенности. Что же понимается под обычаями? Заглянем в словарь: «Обычаи - это общепринятые исторически сложившиеся в процессе эволюции правила и нормы, регулирующие поведение людей в определенной области, общественной жизни. Одним из замечательных обычаев прошлого, который дошел до наших дней, является гостеприимство, которое относится к общечеловеческим нормам, является положительной чертой любого цивилизованного общества, с другой стороны радушие, прием гостей – непременны для каждого казаха. Так, к приходу гостей готовят традиционное национальное блюдо – бешбармак – с положенными для почетного гостя казы, карта, жал-жая, шужук. Если хозяин не может угостить мясом, он угостит просто чаем, оставит ночевать в доме любого путника. Это и есть традиционное наше гостеприимство. Этот обычай тесно связан с другим: уважение к старшим. Детей с ранних лет приучают быть приветливыми, сдержанными и добропорядочными в отношении со старшими, прислушиваясь при этом к их мудрым советам. Никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя перебежать дорогу перед старшими, младшему надо обязательно первому поздороваться со старшими. А с другой стороны, если юнец тяжело заболел или вернулся домой после долгого отсутствия, аксакал первый поспешит ему пожать руку. Как мудр наш народ! Поскольку жизнь и благополучие зависели от выносливости, силы, ловкости и смекалки особенное внимание в степи уделялось привитию этим детям данных качеств с самого раннего детства. Поэтому многие казахские обряды так или иначе связаны с рождением, детством, юношеством и совершеннолетием молодого человека. Например, на празднестве по поводу рождения сына состоятельные люди устраивали щедрые угощения с приглашением не только своего, но и соседних аулов, устраивали состязание певцов, джигитов на конях. Ребенка нередко нарекали именем почитаемого в ауле человека. Бывали и случаи, когда давали ребенку первое попавшееся, ничем не приметное, порой даже весьма непристойное имя для того, чтобы рос он не на виду, чтобы рос здоровым и крепким. Как особые этапы на пути к совершеннолетию в казахской семье отмечали такие события, как « бесикке салу»- укладка новорожденного в люльку. В этой колыбели ребенку комфортно: и тепло, и спокойно. Там он рос и набирался богатырского здоровья. Далее, когда ребенок подрастал, проводился «тусау - кесу»- обычай, по которому старейшина делающему первые шаги в жизни ребенку завязывает ноги пестрой веревкой и водит вокруг собравшихся гостей. Почему обязательно веревки пестрые? Светлая нить обозначает хорошее в жизни, темное – плохое, тяжелое. Ребенок должен самостоятельно научиться преодолевать и трудности, и с достоинством пройти через славу.

Говоря об обычаях моего народа, нельзя не остановиться на следующем добром обряде - « атка - отыргызу». Это посадка на лошадь с передачей в руки не только плётки, но и копья, чтобы наследник умел ездить верхом, метал копья лучше всех, далеко и точно. Затем следовал обряд обрезания. Обрезание совершал мулла, сейчас эта небольшая операция проводится врачом – хирургом. В который раз проявляется здесь мудрость моего народа: соблюдение гигиенических норм. Как продолжение этого обряда – конечно, той.

Нам еще очень нравится «бәсіре» - традиция казахов, связанная с воспитанием ребенка. Часто рождение ребенка совпадает с окотом домашних животных. В таком случае жеребенка или верблюжонка «бәсіре» дарят новорожденному и считают его собственностью ребенка. По поверью, будущее младенца тесно связано с его «бәсіре». Поэтому на нем не ездят, его не режут и не продают. Наоборот, ухаживают, как за ребенком. А тот подрастает, растет день за днем, приходит пора - и он переступает порог чего-либо нового в жизни, сейчас это- порог школы. «Тіл ашар» ожидает ученика, далее – «мүшел жас» - тринадцатилетие. Через каждые 12 лет – навый этап жизни, человек становится умнее от одного «мушеля» к другому. Чтобы пройти этот год благоприятно, обязателен обычай- со своего плеча дать одежду младше себя. Это означает, что ты через мүшел жас пройдешь легко, а младший тебя в этом поддержит. Наступает юность, любовь...

Билет-18


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 1086; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!