ЗА: Евгений Ш., музыкант, папа семилетней Веры



Из своего музыкального опыта и образования я знаю, что для формирования музыкального слуха необходимо как можно более богатая музыкальная среда, причем ребенок должен находиться в этой среде с самого рождения, а еще лучше – с самого зачатия. Поэтому мы с женой, как только узнали о будущем ребенке, окружили его музыкой – пели сами, ходили на концерты, играли на инструментах. Следуя советам Тюленева, купили синтезатор. К полугоду Вера уже уверенно извлекала из него звуки. К трем годам она уже осознанно играла на синтезаторе, сочиняла простые пьески. Я верю в ее большое музыкальное будущее.

ПРОТИВ: Элла Б., учитель музыки

Вся методика Тюленева основана на совершенно ложных основаниях. Музыкальное мышление сродни математическому, это логика и абстракция, а такое мышление появляется у ребенка не ранее трех лет. Поэтому обучение музыке до этого возраста приносит больше вреда, чем пользы. Кроме того, синтезатор, базовый элемент его методики, вообще нельзя использовать, если мы хотим обучить ребенка «настоящей» музыке. Вы ведь не даете ребенку еду с консервантами и красителями? Синтезатор – именно такой «краситель», он убивает естественное звучание музыки, портит слух и музыкальный вкус ребенка.

 

ЧАСТЬ 4 САМЫЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

 

 

В этом разделе собрана необходимая информация о самых популярных методах раннего развития ребенка, которые направлены на общее развитие малыша, а не каких‑то конкретных навыков и умений.

 

Помоги мне сделать это самому! Развитие ребенка глазами Марии Монтессори

 

Мы привыкли, что ребенок получает знания от взрослого. Мария Монтессори уверена, что учиться и развиваться дети должны сами, без понуканий и указаний старших. Каждый малыш должен делать то, что ему нравится, и в таком темпе, в каком он может. Педагогика Монтессори вертится вокруг ребенка, именно поэтому ее девиз: «Помоги мне сделать это самому». На первый взгляд, в этом лозунге есть противоречие – «помоги» и «самому». Но именно этого и добивалась Монтессори: гармоничного сочетания свободы и дисциплины.

1. Помоги мне стать свободным! Вот первая часть ее программы. Все хорошо понимают: нельзя вырастить независимую, творческую и свободомыслящую личность, если все подряд ей запрещать: не бери – уронишь, не ходи – испачкаешься, не тронь – взорвется. Ребенку нужна свобода, он должен самостоятельно определять, что и как делать, во что играть и с кем дружить. Именно из этого в дальнейшем вырастают творческие способности, умение мыслить нестандартно, противостоять чужому влиянию. Но как же предоставить ребенку эту свободу? Ведь предоставленный только сам себе двух‑трехлетний малыш вырастет с убеждением, что он просто никому не нужен. Монтессори предлагает давать ребенку столько свободы, сколько ему нужно, – не меньше, но и не больше. Задача родителей – найти ребенку занятия, а затем отпустить в «свободное плавание». Ребенку не навязывают чужой ритм работы и чужой опыт, ему просто предлагают материалы и некоторые способы взаимодействия с ними. Но окончательный выбор, с чем и как играть, остается за малышом. Сложную науку самостоятельного существования он осваивает в своем темпе и тогда, когда почувствует необходимость.

2. Помоги мне уважать других. Свобода, но не вседозволенность. Монтессори утверждает, что свобода – это не дикое «что хочу, то и делаю», а уважительное «я играю, во что хочу, но не мешаю тем, кто рядом». Например, в «Монтессори‑группах» все игрушки представлены только в одном экземпляре, даже если дети очень их любят. Такой дефицит неслучаен: дети учатся работать в коллективе, ждать своей очереди, уступать и делиться. Если ребенок что‑то разбивает, рассыпает, проливает, то его ни в коем случае не надо ругать за это. Но обязательно надо показать, что своими действиями он причинил неудобство другим, а значит, последствия надо ликвидировать: вытереть лужу, подмести осколки. Важно не ругать, а показать, как можно исправить ситуацию.

3. Помоги мне соблюдать порядок. Свобода ни в коем случае не должна превращаться в хаос. Психика ребенка сама требует порядка и определенности. Он очень ценит узнаваемые ориентиры в таком незнакомом мире: постоянное место для его кроватки и одежды, определенную прическу мамы, последовательность событий в течение дня. Постоянные переезды и перемены могут довести малыша до невроза. То есть порядок ребенку жизненно необходим! Но не тот, который установили за него взрослые, а тот, который нужен ему. Помогите ребенку самому выбрать место для игрушек – и каждый вечер настойчиво убирайте вместе с ним игрушки именно туда. Будьте последовательны в своих требованиях: делайте именно то, что говорите, не обманывайте малыша (в надежде, что он забудет, что вы ему обещали), никогда не обещайте невозможного.

4. Помоги мне узнать этот мир. Один из базовых элементов в педагогике Монтессори – развивающая среда, которая повторяет взрослую. Игрушками здесь служат не «игрушечные» предметы, а самые настоящие, только маленькие и легкие: посуда, коробки, бутылки, мебель, лоскутки, бусины, бумага… И действия с этими предметами аналогичны тем, что совершают взрослые: резать, шить, нанизывать бусины, мыть посуду, вытирать пол. Такие занятия сделают ребенка самостоятельным, научат его обслуживать себя, укрепят самооценку. Кроме того, именно в действии ребенок понимает и осваивает основные физические законы: текучесть воды, сыпучесть песка, хрупкость стекла. А самое главное – игры с мелкими предметами различных форм и текстур развивают мелкую моторику, которая лежит в основе формирования мышления и речи.

Одним из важнейших открытий Монтессори стало обнаружение ею сенситивных (то есть чувствительных) периодов восприятия мира. Сенситивные периоды развития ребенка – это периоды, когда развивается определенный участок мозга, и, следовательно, именно в это время нужно создать вокруг ребенка особую обучающую среду, чтобы она способствовала развитию навыков, связанных именно с этим участком. Если опоздать и не воспользоваться появившимися у детей возможностями, то они могут потерять интерес к этому на всю жизнь или вернуть ошибки и случайности этих периодов в самых неожиданных и неприятных формах уже после шести лет. Мария Монтессори выделяла следующие сенситивные периоды:

развитие речи – от 0 до 6 лет; • сенсорное развитие – от 0 до 5,5 года;

социальные навыки – с 2,5 до 6 лет. В это время дети легко воспринимают формы вежливого или грубого поведения, которые становятся нормами их жизни;

период восприятия порядка – от 0 до 3 лет.

Для того чтобы ребенок мог полноценно развиваться, ему необходима особая обучающая среда, которая позволяет в полной мере задействовать все возможности растущего человека, удовлетворяет потребность ребенка в спонтанной деятельности, дает пищу разуму и не сковывает движения. Для создания такой среды используется особый «Монтессори‑материал», а сама среда организуется по следующим принципам.

1. Весь материал абсолютно доступен для детей. Он расположен на открытых полках на уровне, соответствующем росту ребенка, что обеспечивает ребенку свободу выбора. 2. Полками комната разделяется на несколько зон (практической жизни, сенсорную, языковую, математическую).

3. На полочках лежит только один комплект материала. Как мы у же говорили, это заставляет детей учиться договариваться, а значит, вступать в социальный контакт и получать опыт разрешения конфликтов. Но кроме того, единичность материала позволяет сохранить его автодидактичность, то есть ребенок может играть только сам, без помощи и подсказки учителей, сверстников, более старших детей.

4. Для всех игр и упражнений должны быть приготовлены удобные стол и стул, соответствующие росту ребенка.

Наполняя обучающую среду игрушками, вы должны помнить о принципах Монтессори. Подойдет далеко не каждая игрушка, а лишь та, которая:

• является автодидактической, то есть приспособлена к самостоятельной работе ребенка без участия в ней взрослого. Взрослый только однажды, когда ребенок впервые берет с полки материал, показывает, как с ним работать; • соответствует определенному сенситивному периоду развития ребенка;

• не головоломка. Монтессори возражает против мнения, что ребенок тем быстрее и лучше развивается, чем больше развивающих моментов заключено в отдельно взятом материале. Наоборот, она считает, что чрезмерное разнообразие вносит хаос в мышление ребенка;

• не слишком пестрая. Все входящие в развивающую среду предметы одного, максимум трех цветов. Во многих случаях цвет имеет смысловую нагрузку. Нельзя использовать яркие, кричащие цвета;

• не обязательно является детской игрушкой. В дидактический материал входят реальные предметы, встречающиеся в обыденной жизни или специально подобранные (например, геометрические фигуры);

• безопасна, чиста, удобна и легка в применении, привлекательна для ребенка.

Свобода – этот краеугольный камень системы Монтессори – одновременно и плюс, и минус. Проблемы с дисциплиной: ребенок не привык, чтобы ему приказывали, говорили, чем заниматься (на этом построена классно‑урочная система). Кому не подойдет метод Монтессори

Убежденные сторонники системы считают, что она подходит всем детям, но не всем родителям. Имеется в виду, что слишком авторитарные родители не смогут отпустить своего малыша в «свободное плавание». Наверное, это не совсем так. Взрослому человеку можно подстроиться под систему, а вот малышу это сделать труднее. Возможно, лучше подумать о других методиках, если ваш кроха:

• очевидно склонен к проявлению творческих способностей – выдумщик и фантазер. Такому ребенку может быть тесно в рамках «Монтессори‑метода», занятия покажутся слишком пресными; • замкнут и малообщителен. «Монтессори‑метод», подразумевающий индивидуальные самостоятельные занятия, может спровоцировать дальнейшее развитие этих качеств, и малыш станет настоящим букой;

• нетерпеливый непоседа. Если вы решили заниматься в группе, такой ребенок может вызвать недовольство педагога и «не вписаться» в размеренный и спокойный ритм работы «Монтессори‑класса». И даже дома, в тишине, такому непоседе будет трудно методично раскладывать буковки по коробочкам.

Категорически не подходит для непоседливых и чрезмерно активных детей (один из главных принципов «Монтесори‑школы» – «Не мешай другим!»). Детям, склонным к аутизму, нужно заниматься с осторожностью: занятия в «Монтессори‑клубе» могут спровоцировать большую замкнутость, отстраненность от коллектива.

И еще несколько советов. Занятия по методу Монтессори могут оказаться бесполезными, если вы пропустили (или опередили) сенситивный период – тот возраст, в котором у ребенка формируются те или иные качества (например, с 2,5 до 6 лет – коммуникация и социальные навыки). Если вы отдаете малыша в «Монтессори‑группу», постарайтесь найти опытного педагога, по‑настоящему «бездеятельного» (который не вмешивается в игру ребенка, а лишь наблюдает и координирует ее).

Где узнать об этом подробнее?

Любая книга Марии Монтессори полезна и интересна для понимания ее метода. Особенно рекомендуем всем интересующимся издания «Мой метод», «Дом ребенка. Метод научной педагогики» и «Помоги мне это сделать самому». Обратите внимание также на книги «Уроки Монтессори» и «Правильно развить ум ребенка. Как?», выпущенную издательством «Прайм‑Еврознак». В ней кратко и доступно описаны основные положения методики Монтессори.

 

Научи меня всему! Развитие ребенка глазами Гленна Домана и Сесиль Лупан

 

Успехи Гленна Домана и его коллег в области знания, которую они сами назвали «развитие детского мозга», были несомненны. Разумеется, сотрудники института задались вопросом: что же такого делают с обычными детьми, если они уступают в интеллектуальном развитии «домановским детям» с тяжелыми травмами головного мозга? Ответ был до смешного прост: чтобы ребенок вырос посредственностью, с ним не нужно делать НИЧЕГО. А ведь обычно все именно так и происходит… «Дети Домана» демонстрируют поразительные результаты. Первоклашки прекрасно читают и пишут, могут общаться на иностранных языках, играют на музыкальных инструментах и даже сочиняют музыку. При этом все они «не бледные худосочные очкарики». Физическому развитию в школе Домана уделяется особое внимание. Даже пятилетние первоклассники, как правило, прекрасно плавают, спокойно пробегают трехкилометровый кросс, отличные гимнасты.

Гленн Доман выделил шесть функций головного мозга, благодаря которым человек отличается от всех других созданий. Три из них: моторные (ходьба, бег, прыжки), речь, письмо – полностью зависят от остальных трех, сензитивных: зрения, слуха, ощущений. Только человек способен к прямохождению, может общаться на символическом, абстрактном, искусственно придуманном языке, записывать этот придуманный язык, понимать устную речь и узнавать предмет через прикосновение. «Именно осуществление шести этих функций и служит жизненным тестом на отставание в развитии, нормальность, одаренность. Более того, превосходство в выполнении этих функций почти неизбежно приведет и к превосходству в жизни», – утверждает Доман. Каждая из перечисленных функций от рождения и до шести лет проходит семь стадий развития мозга. Это основа, на которой построена вся методика обучения Домана. Важно отметить, что, по утверждению Домана, основной из этих шести является двигательная функция (ходьба, бег, прыжки). Каждый родитель, желающий видеть ребенка физически совершенным, должен помогать ему как можно больше двигаться.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 207; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!