Исторические оперы русских композиторов
Билет 1
Венская классическая школа (ВКШ). Представители, хронологические рамки, основные жанры. Назвать количество симфоний у композиторов: Гайдна, Моцарта, Бетховена.
Гайдн - В творчестве Гайдна устанавливается тип классической сонаты. Она состоит из трех частей: І часть написана в быстром темпе, в сонатной форме; II часть идет в медленном темпе; Ш часть, финал, - вновь в быстром.
Части цикла, контрастируя между собой, раскрывают единый художественный замысел.
Среди сонат Гайдна наиболее популярны сонаты ми минор (лирическая) и ре мажор (жизнерадостная). Строение их традиционно. Музыка понятна и доступна
Венскими классиками также называют и младших современников Гайдна - Моцарта и Бетховена.
Вольфганг Амадей Моцарт гениальний австрийский композитор. Свою концертную деятельность начал в 6 лет. Несмотря на то, что прожил всего Зб лет, оставил большое творческое наследие: 50 симфоний, 19 опер («Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан», «Волшебная флейта»), реквием, концерты, много инструментальной и.фортепианной музики.
Опираясь на достижения Гайдна в области сонатно-симфоническон музыки, Моцарт внес много нового и оригинального.
Большой популярностью пользуется соната для фортепиано .Ля мажор. Имея светлый жизнерадостный характер, она отличается грациозностью. Своеобразно строение первой части - она написана в форме вариаций. Вторая часть - традиционный менуэт. Третья часть - широко известный «Турецкий марш».
|
|
Симфония соль минор - одна из наиболее известных последних симфоний Моцарта. Благодаря необычайно искренней музыке, симфония понятна самому широкому кругу слушателей.
Людвиг ван Бетховен - немецкий композитор. В его творчестве классическая музыка достигла своей вершины. Могучий расцвет его творчества совпал с началом XIX века. Современник событий французской революции, Бетховен впервые в музыке с такой силой выразил героические устремления народа.
Творческое наследие: 9 симфоний, увертюры, концерты, инструментальная музыка, 32 сонаты для фортепиано, опера «Фиделио».
Среди фортепианных сонат самыми известными являются: «Патетическая», «Аппассионата», «Лунная». <;;;•' З УїіїРШ .т■*.:••
Завоевала любовь народа симфония № 5. Строение ее традиционно - 4 части. Но впервые Бетховену удалось сделать четырехчастный симфонический цикл столь единым и неразрывным. Все части обьединены одной повелительной темой (темой судьбы), которая звучит вначале как эпиграф.
Героическим настроением проникнута и увертюра из музыки к трагедии Гете «Эгмонт». Интерес Бетховена к судьбам народа, стремление в своей музыке показать борьбу как неизбежный путь к достижению цели и грядущую победу – основное содержание героических произведений композитора.
|
|
Билет 3
Строение сонатно-симфонического цикла, строение сонатного аллегро.
Основоположником классической симфонии считают великого австрийского композитора Йозефа Гайдна. Его произведениям присуши стройность и уравновешенность формы, светлый, жизнеутверждающий характер. В его творчестве окончательно сформировался симфонический цикл.
Симфония - произведение циклическое (то єсть многочастное), с определенной последовательностью частей. В переводе слово «симфония» означает «созвучие», «согласие». Это слово приобретало различные значення. В самостоятельное концертное произведение симфония превратилась в ХYIII веке.
І часть идет в быстром темпе, в сонатной форме, II часть - медленная, Ш часть - менузт, IV часть финал, возвращается быстрый темп.
Симфония рассчитана на массовую аудиторию. Исполнителем ее является симфонический оркестр.
Состав симфонического оркестра также установился в творчестве Гайдна. Его основу составляют четыре группы инструментов:
|
|
1) в струнную группу входят: скрипки, альты, виолончели и контрабасы;
2) в группу деревянных духовых входят: флейты, гобои, кларнеты, фаготы;
3) группа медных духовых инструментов состоит из валторн и труб.
4) из ударных инструментов Гайдн использовал только литавры.
Сонатой называется циклическое произведение для одного или двух инструментов. Слово «соната» в переводе с итальянского означает «звучать».
Билет 7
Перечислите оперы: - с историческими сюжетами, - со сказочными сюжетами (автор, название).
Исторические оперы русских композиторов
Основоположником жанра исторической оперы по праву считают М. И. Глинку. Его опера «ИванСусанин» - героическая народная музыкальная драма. Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина в 1612 году, во время оккупации России польскими захватчиками.
Действующие лица: Сусанин, его дочь Антонида, приемный сын Ваня, Собинин.
Основным действующим лицом является народ. В опере 4 действия и эпилог.
Опера «Иван Сусанин» - произведение реалистическое, правдиво и искренне повествующее об исторических событиях. Созданный Глинкой новый тип народной музыкальной драмы оказал огромное влияние на последующие творения русских композиторов («Псковитянка» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского).
|
|
В основе оперы «Борис Годунов» Мусоргского - пушкинская одноименная трагедия. Жанр оперы - народная музыкальная драма. Состоит из пролога и четырех действий, которые делятся на картины. Основная идея - конфликт между преступным царем Борисом и народом.
Главное действующее лицо - народ. Мусоргского привлекла возможность воссоздать в опере пробуждение силы народа, которая выливается в стихийное восстание. «Борис Годунов» - великое произведение русской музыки. Создание этого произведения явилось важным этапом в развитии музыкального театра.
«Князь Игорь» Бородина - лирико-эпическая опера в четырех действиях с прологом. В основе оперы - произведение древней литературы XII века - «Слово о полку Игореве».
Музыка оперы основана на интонациях народных песен - русских и восточных.
Пролог и 1 действие характеризует русский народ. Важное значение имеет картина солнечного затмения из пролога. В народной эпической поэзии различные драматические события жизни людей нередко сопоставлялись с могучими и грозными явлениями природы.
II действие посвящено показу жизни восточных народов.
Центральное место в 1Y действии занимает плач Ярославны, который возник из старинных народных голошений и причитаний.
Опера «Князь Игорь» - одно из лучших творений оперной классики. Композитор посвятил ее памяти Глинки. В ней прославляется героический дух народа, его стойкость, патриотизм, душевная красота.
Сказочные
Жанр оперы-сказки появился в творчестве Глинки с созданием оперы "Руслан и Людмила". Расцвета достигает в творчестве Римского - Корсакова («Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок»).
Опера «Снегурочка» написана на сюжет пьесы А.Н. Островского в 1880 году. С большой теплотой воспроизвел композитор старинные обычаи и обряды. Правдивое изображение жизни и быта людей сочетается с миром фантастики, сказки. Действующие лица: царь Берендей, Бермята, Купава, Лель, Мизгирь, Бобыль и Бобылиха (образы реалистические); человеческими чертами наделены Весна-Красна, Дед-Мороз; образ Снегурочки - дочери Мороза и Весны - сочетает в себе реальные черты с фантастическими.
В опере часто изображается природа. Иногда образы природы имеют иносказательный смысл - они олицетворяют собой справедливость и закономерность жизненных явлений.
Римский-Корсаков часто использует лейтмотивы - выдержанные музыкальные характеристики. Сцены, основанные на непрерывном («сквозном») развитии, чередуются в опере с законченными номерами. В опере много хоров, широко использованы подлинные народные мелодии, показаны народные обряды. Состоит опера из пролога и четырех действий.
Билет 5
«Картинки с выставки» были написаны Мусоргским под впечатлением от выставки произведений художника В. Гартмана, друга композитора, внезапно умершего.
Цикл представляет собой сюиту из десяти самостоятельных пьес, объединенных общин замыслом. Каждая пьеса - музикальная картинка, отразившая впечатление Мусоргского, навеянное тем или иным рисунком Гартмана. Тут и яркие бытовные картинки («Тюльерийский сад», «Лиможский рынок»), и меткие зарисовки человеческих характеров («Два єврея»), и пейзажи («Старый замок»), и образы русских сказок. («Избушка на курних ножках»), былин («Богатырские ворота»). Отдельные миниатюры контрастируют между собой по содержанню и по выразительным средствам. Вместе с тем они. Связаны темой «Прогулки», которая открывает цикл, а затем появляется еще. несколько раз, как бы ведя слушателя от одной картинки к другой.
«Картинки с выставки» стали одним из популярнейших произведений. Многие пианисты включают зто произведение в программыі своих концертов.
По композиторам:
Михаил Иванович Глинка - гениальный русский композитор. Подобно Пушкину в поэзии, он был основоположником русской классической музыки - оперной и симфонической.
Истоки музыки Глинки уводят в русское народное творчество. Любовью к. Родине, ее народу, к русской природе проникнуты лучшие его произведения. : , :
Основные произведения: народно-героическая опера «Иван Сусанин»; сказочно-эпическая опера «Руслан и Людмила»; романсы; симфоническая фантазия «Камаринская», «Вальс-фантазия»; фортепианные пьесы.
Опера «Иван Сусанин» - героическая народная музыкальная драма. Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина в 1612 году, во время оккупации России польскими захватчиками.
Действующие лица: Сусанин, его дочь Антонида, приемный сын Ваня, Собинин. Основным действующим лицом является народ. В опере 4 действия и эпилог.
Первое действие - характеристика русского народа и главных героев;
Второе действие - музыкальная характеристика поляков. Звучит танцевальная музыка. Четыре танца образуют симфоническую сюиту: блестящий полонез, краковяк, вальс и мазурка.
В заключительном хоре «Славься» из эпилога музыка величава и торжественна. Это придает ей черты гимна. Народ славит родную землю и погибших героев.
Важное место в творчестве Глинки занимают пьесы для симфонического оркестра. Все его произведения доступны широким массам слушателей, высокохудожественны и совершенны по форме. Симфоническая фантазия «Камаринская» представляет собой вариации на две русские народные темы ':
«Вальс-фантазия» - одно из самых поэтичных лирических произведений Глинки. В основе - задушевная тема, порывистая и устремленная.
Романсы Глинка писал на протяжении всей жизни. В них пленяет все: искренность и простота, сдержанность в выражении чувств, классическая стройность и строгость формы, красота мелодии и ясная гармония. Глинка сочинял романсы на стихи современных ему поэтов - Жуковского, Дельвига, Пушкина.
Популярностью пользуются романсы из цикла «Прощание с Петербургом» - «Жаворонок» и «Попутная песня» (сл. Н. Кукольника). Романс на слова Пушкина «Я помню чудное мгновенье» - жемчужина русской вокальной лирики. Относится к зрелому периоду
творчества, поэтому так совершенно в нем мастерство. ':'"-}(Р:':
В своих романсах Глинка обобщил все лучшее, что было создано его предшественниками и современниками.
Петр Ильич Чайковский все своє творчество посвятил человеку, его любви к Родине и русской природе, его стремлениям к счастью и мужественной борьбе с темными силами зла. И о чем бы ни говорил композитор,он всегда правдив и искренен.
Чайковский писал почти во всех жанрах, и в каждом из них сказал своє слово гениального художника. Но самым любимым для него жанром была опера. Большое внимание он уделял содержанию, отдавая предпочтение сюжетам из русской жизни.
Вместе с тем важное место в творчестве Чайковского занимает и симфоническая музыка.
Основные произведения: 10 опер («Евгений Онегин», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта» и др.), З балета («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»), 6 симфоний и другие симфонические произведения, фортепианные пьесы (в том числе циклы «Времена года», «Детский альбом»), романсы.
Творчество Чайковского - вершина мировой муыкальной культуры XIX века.
Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 3142; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!