Понятие догмата . Свойства догмата : теологичность , богооткровенность , церковность , законообязательность .
ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ
Экзаменационные вопросы
(II курс, заочное отделение)
1. Понятие догмата. Свойства догмата: теологичность, богооткровенность, церковность, законообязательность.
2. Догмат и догматическая формула. Догмат1 и его истолкование. Догматические системы.
3. Основной принцип раскрытия содержания догматических истин.
4. Догматические и нравственные истины в их взаимоотношении. Догмат и внутренний религиозный опыт.
5. Божественное Откровение. Естественное богопознание.
6. Учение свв.Отцов IV века о богопознании.
7. Евномианская доктрина, ее критика великими каппадокийцами.
8. Учение свт. Григория Паламы о богопознании.
9. Священное Предание и Священное Писание. Богодухновенность Св.Писания.
10. Учение Св. Писания о Свщ. Предании.
11. Формы Свщ. Предания, понятие об апостольском предании и святоотеческом предании.
12. Правило веры, Литургическое Предание, творения свв. Отцов.
13. О Боге в Самом Себе. Истина бытия Божия. Понятие об апофатическом и катафатическом богословии.
14. Соде ржание учения о существе Божием. Онтологические или апофатические свойства существа Божия: самобытность, неизменяемость, вечность, неизмеримость и вездеприсутствие.
15. Духовные свойства существа Божия. Учение Ветхого Завета, Нового Завета, учение Церкви.
16. Катафатические или духовные свойства (имена) Божии: премудрость, разум, всеведение, всемогущество, всеблаженство, благость, любовь, милость, святость; правда.
|
|
17. Отношение приписываемых существу Божию свойств к самому Его существу.
18. Единство существа Божия.
19. Догмат о Пресв. Троице. Богооткровенность догмата о Пресв. Троице. Указание на троичность Лиц в Боге в Ветхом Завете: указание на множественность Лиц, на три Лица, на личность и божество каждого из Лиц Пресв. Троицы.
20. Свидетельство Нового Завета о троичности Лиц в Боге. Верование древней Церкви в троичность Лиц Божества.
21. Толкование уничижительных мест Св.Писания о Сыне Божием (примеры: Ин.14, 28; Ин.20, 17).
22. Единосущие Лиц Пресвятой Троицы.
23. Различение Божественных Лиц по Их ипостасным свойствам. Личное свойство Бога Отца. Личное свойство Бога Сына. Личное свойство Бога Духа Святого.
24. Краткая предыстория догмата о Пресв. Троице: доникейский период: адопционизм, динамизм, модализм.
25. Краткая предыстория догмата о Пресв.Троице: учение Оригена.
26. Краткая предыстория догмата о Пресв.Троице: доктрина Ария, I Вселенский собор, учение свт. Афанасия Александрийского.
27. Краткая предыстория догмата о Пресв.Троице: учение великих Каппадокийцев; II Вселенский собор.
28. О Боге как Творце мира. Участие всех Лиц Пресв.Троицы в деле творения.
|
|
29. Образ Божественного творения мира. Порядок творения1 мира и главные виды творения.
30. Промышление Божие в мире ангельском. Служение ангелов Богу. Ангелы как орудия промысла Божия о мире вообще и о роде человеческом.
31. Душа и дух. Трихотомия и дихотомия.
32. Свойства души человечекой: самостоятельность души, духовность души, разумность души, свобода, бессмертие.
33. Образ и подобие Божие в человеке. Назначение человека.
34. О Боге – Промыслителе мира. Понятие о промысле Божием, его действия и виды.
35. Действительность промысла Божия вообще. Предметы Божественного промысла. Действие промысла Божия.
36. Образы промышления Божия о мире. Ложные учения о промысле.
37. Участие всех Лиц Пресв.Троицы в деле промысла: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого.
38. Учение о Боге – Промыслителе человеческого рода. Необходимость промышления Божия о первозданном человеке. Его действия.
39. Первобытное состояние человека. Грехопадение прародителей. Сущность греха.
40. Следствия грехопадения: 1) в отношениях между Богом и человеком; 2) в человеческой природе: дух-душа-тело, ум-чувства-воля.
41. Следствия грехопадения: 3) в отношениях между людьми; 4) в отношениях между человеком и остальным творением.
|
|
42. Переход греха на весь человеческий род. Первородный грех. Действительность первородного греха, его всеобщность и способ распространения. Вменение первородного греха.
43. Промышление Божие о падших ангелах.
44. Сущность христианского учения о происхождении мира, нехристианские концепции происхождения мира.
45. Творение человека Богом: природа человека, брак.
46. Происхождение человеческого рода от Адама и Евы.
Понятие догмата . Свойства догмата : теологичность , богооткровенность , церковность , законообязательность .
Православное догматическое богословие есть наука, в систематическом порядке раскрывающая содержание основных христианских вероучительных истин (догматов), принимаемых всей полнотой Православной Церкви.
Само слово «догмат» происходит от греческого глагола doktin, который в инфинитиве звучит как «докейн» или «докин». Слово «докин» буквально означает «думать», «считать», «полагать», может иметь также значение верить, а слово «догмат» происходит от перфекта глагола («dedogme»), что можно перевести на русский язык как «определено», «решено», «положено», «установлено».
Сам термин «догмат» имеет дохристианскую историю, он использовался в античной греческой философии, где под понятием «догмат» понимались философские аксиомы, т, е. постулаты, не требующие доказательств, на которых строится философская система.
|
|
У апостола Павла в его посланиях (Кол. 2, 14) и (Еф. 2, 15) слово «догмат» употребляется в значении христианского учения во всей полноте.
До IV в. догматами называли как вероучительные, так и нравственные принципы. В IV в. догматами стали называться исключительно вероучительные истины и в последующие века под догматами стали понимать исключительно те вероучительные истины, которые обсуждались на Вселенских Соборах и Вселенскими же Соборами утверждались.
Догмат – богооткровенная1 истина, содержащая учение о Боге и Его Домостроительстве, которую Церковь определяет и исповедует как неизменное и непререкаемое положение православной веры [Алипий].
Иное определение: Догмат – это теологическая, богооткровенная истина, определяемая и преподаваемая Церковью как непререкаемое и обязательное для всех верующих правило веры [Давыденков].
Существенными свойствами догматов являются их теологичность (вероучительность), богооткровенность, церковность и законообязательность (общеобязательность1).
Теологичность ( вероучительность ) – это свойство догматов по содержанию. Оно означает, что догмат содержит в себе учение о Боге и Его домостроительстве, т.е. главный предмет, о котором говорит нам догмат, это Бог, а все остальные предметы, которые присутствуют в содержании догмата, т.е. человек или мир, находят себе здесь место лишь постольку, поскольку они имеют отношение к Богу.
Этим догматы отличаются от других истин христианства, т. е. истин нравоучительных, литургических, канонических и т. д.
Догматы суть истины веры, которые стоят выше человеческого опыта и превышают познавательную способность человеческого разума, поэтому дать им твердую опору и возвести их на степень несомненной достоверности может только Божественное Откровение [Давыденков].
Богооткровенность – есть свойство догматов по способу их получения, т.е. догмат не есть плод деятельности естественного человеческого разума, а результат Божественного Откровения.
Все догматы основаны на богооткровенных предпосылках1, которые почерпаются из Божественного Откровения. Именно этим догматическое богословие как наука отличается от философии, метафизики и различных наук о природе и человеке.
Ап. Павел в Послании к Галатам (Гал. 1, 11-12) так и говорит: « Возвещаю вам , братия , что Евангелие , которое я благовествовал , не есть человеческое , ибо и я принял его и научился не от человека , но через откровение Иисуса Христа ».
Догматы, как основанные на Божественном Откровении, абсолютны и неизменны. Поскольку свойством1 догмата является Богооткровенность, то догматом может почитаться только такая вероучительная истина, которая непосредственно преподана Иисусом Христом и была проповедана его апостолами.
Церковность – есть свойство догматов по способу их существования. Оно означает, что только Вселенская Церковь на своих Соборах может признать за той или иной христианской истиной веры догматический авторитет и значение. Это не значит, что Церковь сама создает догматы. Она, как «столп и утверждение истины», лишь1 безошибочно устанавливает за той или иной истиной Откровения значение неизменного правила веры [Алипий]. И поскольку Откровение дано не каким-то частным лицам в отдельности, а даровано Церкви, поэтому вне Церкви догматы существовать не могут. Только Церковь, как хранительница Предания, способна к правильному истолкованию Священного Писания, только она может безошибочно устанавливать за той или иной истиной Откровения значение неизменного правила веры, т. е. догмата.
Законообязательность ( общеобязательность 1 ) – это свойство характеризует отношение христианина к догматам и их содержанию. Законообязательность можно понимать, во-первых, как формальную законообязательность. Церковь в своем земном аспекте представляет собой некоторую организацию, некое человеческое сообщество, которое управляется в соответствии с определенными правилами и нормами, не признавая которых нельзя назваться членом Церкви. Поэтому формальная законообязательность догматов проявляется в том, что признание истинности догматов – это обязательность всех членов Церкви.
Но формальная законообязательность догматов обусловлена их сотериологической законообязательностью, т.е. догматы имеют непосредственное отношение к человеческому спасению, они необходимы для спасения, это как бы есть тот фундамент, на котором строится духовная жизнь христианина.
Догматы есть не что иное, как те нормы и правила, которые позволяют человеку религиозно верно организовывать свою духовную жизнь.
Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 873; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!