Андрей Макаревич получает грамоту от Ю. Саульского на фестивале « Весенние ритмы. Тбилиси-80 »



Группа Машина времени Биография

« Машина времени » — советская и российская рок-группа. Основана Андреем Макаревичем и Сергеем Кавагоэ 27 мая 1969 года. Жанр творчества группы включает элементы классического рока, рок-н-ролла, блюза и бардовской песни. Автор абсолютного большинства текстов песен и бессменный лидер группы — Андрей Макаревич, авторы музыки — Андрей Макаревич, Александр Кутиков, Евгений Маргулис, Пётр Подгородецкий, Андрей Державин.

История.

Основание.

Школа № 19 ( имени Белинского) Москва, 1-й Кадашёвский пер., д. 3а. Здесь образовалась группа « Машина времени »

Предшественником « Машины времени » была группа под названием «The Kids», образовавшаяся в московской школе № 19 в 1968 году. В её состав входили:

Андрей Макаревич — гитара;

Михаил Яшин (сын поэта и писателя Александра Яшина) — гитара;

Лариса Кашперко — вокал;

Нина Баранова — вокал

Группа исполняла песни англоязычного репертуара, выступала на вечерах самодеятельности, давала концерты в других московских школах, где удавалось договориться, однако особого успеха не имела.

Переломным, по воспоминаниям А. Макаревича, стал день, когда в школу приехал с концертом ВИА « Атланты », руководитель которого Александр Сикорский разрешил молодым музыкантам в перерыве сыграть пару песен на их аппаратуре, и даже сам подыграл школьникам на бас-гитаре, с которой те были совершенно незнакомы. После этого события в 1969 году из старшеклассников двух московских школ сформировался первый состав группы, получившей название «Time Machines» ( на латинице, во множественном числе, по аналогии с «The Beatles», «The Rolling Stones» и другими западными группами). Название группы придумал Юрий Борзов В состав группы вошли ученики школы № 19 — Андрей Макаревич (гитара, вокал), Игорь Мазаев (бас-гитара), Юрий Борзов (ударные), Александр Иванов (ритм-гитара), Павел Рубин (бас-гитара), а также учившийся в соседней школе № 20 Сергей Кавагоэ (клавишные).

После образования группы сразу же произошёл внутренний конфликт из-за репертуара: большинство хотело петь песни «The Beatles», А. Макаревич настаивал на исполнении менее известного западного материала, мотивируя это тем, что «The Beatles» слишком хорошо пели, и непрофессиональное подражание им выглядело бы жалким. Группа временно раскололась. Кавагоэ, Борзов и Мазаев попытались организовать группу в школе № 20, но попытка оказалась неудачной, и вскоре произошло воссоединение «Time Machines».

В этом составе в 1969 году была сделана первая запись «Time Machines», состоявшая из одиннадцати англоязычных песен, написанных участниками группы. Только одна песня из этого альбома — «This Happened to Me» — впоследствии, в 1996 г., была издана на сборнике « Неизданное ». На концертах группа исполняла кавер-версии песен английских и американских групп, а также песни собственного сочинения, написанные в подражание, на английском языке. Со временем в репертуаре появились и собственные песни на русском языке, тексты для которых были написаны А. Макаревичем. Большое влияние на стилистику группы оказали принципы движения хиппи, ставшие популярными среди части советской молодёжи в начале 1970-х гг.

Е: Андеграунд.

В состав группы периода 1970—1972 гг. входили:

Андрей Макаревич — гитара, вокал;

Сергей Кавагоэ — клавишные;

Игорь Мазаев — бас-гитара;

Юрий Борзов — ударные.

В этот период Андрей Макаревич и Юрий Борзов поступили в МАРХИ, где произошло знакомство с Алексеем Романовым, игравшим в местной институтской рок-группе. C 1971 по 1973 гг. группа базировалась в ДК « Энергетик », где впервые участвовала в « настоящих » концертах. 8 марта 1971 года на одном из таких концертов в МАРХИ произошло знакомство А. Макаревича с А. Кутиковым.

В первые годы коллектив оставался самодеятельным, а его состав — нестабильным. Осенью 1971 г. Кавагоэ на место призванного в армию И. Мазаева пригласил Александра Кутикова (первый концерт с его участием состоялся 3 ноября 1971 г. в Театре-студии на улице Воровского (сегодня — Поварская) Затем, уже с подачи Кутикова, М. Капитановский, ранее игравший в группе « Второе дыхание », сел за барабаны, заменив Ю. Борзова, ушедшего в группу Алексея Романова. В этом составе «Time Machines» с большим успехом выступила в бит-клубе — организации под эгидой Горкома ВЛКСМ, куда входили наиболее известные музыкальные коллективы Москвы, и куда годом ранее группу отказались принимать по причине недостаточно высокого исполнительского уровня. В 1972 г. М. Капитановского призвали в армию, и Сергей Кавагоэ, чтобы не искать новых музыкантов, сам пересел за ударные. Несмотря на изначальное незнание техники игры на ударных, он быстро выучился играть и оставался ударником группы вплоть до 1979 г. До середины 1970-х гг. основным составом музыкантов «Time Machines» были: А. Макаревич (гитара, вокал), А. Кутиков (бас-гитара) и С. Кавагоэ (ударные). Остальные участники группы постоянно менялись.

Летом 1972 г. А. Макаревич и А. Кутиков были приглашены в качестве сессионных музыкантов в состав известной в то время группы « Лучшие годы » («The Best Years») во главе с Ренатом Зобниным. Оба музыканта приняли данное приглашение, так как из-за занятости Кавагоэ, решившего поступать в МГУ, «Time Machines» в это время не могла выступать в полном составе. В составе группы « Лучшие годы » музыканты выехали на концерты перед отдыхающими в международном студенческом лагере МГУ « Буревестник-2 » на Чёрном море. На концертах в основном исполнялись хиты западных групп (вокал Сергея Грачёва), однако часть программы была отведена и песням из репертуара «Time Machines» ( вокал А. Макаревича). По возвращении совместные выступления музыкантов «Time Machines» и группы « Лучшие годы » некоторое время продолжались, однако вскоре данный альянс распался. На некоторое время в составе «Time Machines» задержался барабанщик « Лучших годов » Юрий Фокин и ещё в течение года на клавишных периодически играл Игорь Саульский.

В 1973 г. под давлением публики название группы было заменено на « МашинА времени » ( на кириллице, в единственном числе). Всесоюзная студия грамзаписи « Мелодия » выпустила пластинку с записью песен вокального трио Линника « Зодиак » в инструментальном сопровождении группы « Машина времени ». На оборотной стороне пластинки, среди прочего, было указано: "Инструментальный ансамбль « Машина времени ». Данный релиз в определённой степени легитимизировал деятельность группы. Как писал позже Макаревич:

«… Даже такой пустячок помогал нам существовать: в глазах любого чиновного идиота ансамбль, имевший пластиночку, — это уже не просто хиппари из подворотни »

В 1974 году вместе с А. Макаревичем вокалистом в группе выступал будущий основатель « Воскресения » Алексей Романов, ставший первым и единственным « освобождённым вокалистом » за всю историю группы. Творческий союз не сложился, и через несколько месяцев Романов покинул группу, сохранив дружеские отношения с её участниками.

С осени 1973 г. до начала 1975 г. группа пережила « смутное время »: выступала на танцплощадках и сейшенах, играла « за будку и корыто »[9] на южных курортах и часто меняла состав. За полтора года через группу прошло не менее 15 музыкантов. Покинув ДК « Энергетик », вплоть до перехода в « Росконцерт » группа постоянно меняла репетиционную базу, обосновываясь то в ЖЭКах, то в клубах различных предприятий и ведомств, почти нигде долго не задерживаясь.

Осенью 1974 г. А. Макаревич под формальным предлогом был отчислен из МАРХИ. Он устроился на работу в Государственный институт проектирования театров и зрелищных сооружений ( « Гипротеатр ») архитектором. В это же время группу пригласили принять участие в съёмках эпизода художественного фильма « Афоня » режиссёра Георгия Данелии в роли самодеятельной группы, выступающей на танцах. Данелия приобрел права на фонограммы двух песен « Машины времени », и после съёмок группа получила первый официальный гонорар в размере 500 руб. (по тем временам сумма была эквивалентна зарплате служащего или инженера за период 4—5 месяцев). Гонорар был потрачен на приобретение магнитофона « Грюндиг ТК-46 », который в последующие годы, благодаря функции перезаписи с дорожки на дорожку, заменил группе студию. В окончательной редакции фильма кадры с участием « Машины времени » были вырезаны, осталась лишь звуковая дорожка — песня « Ты или я », — которая длится почти 3 минуты. Когда клубная сцена попадает в кадр, на ней оказывается группа « Аракс », исполняющая свой шлягер « Мемуары ». В финальных титрах кинофильма указано: « При участии вокально-инструментальных ансамблей „Аракс“ и „Машина времени“ ».

В 1974 году из-за постоянных конфликтов с Кавагоэ Александр Кутиков ушёл в группу « Високосное лето » Через несколько месяцев он вернулся, однако летом 1975 года был приглашён в формировавшийся ВИА при Тульской государственной филармонии и принял приглашение. Одной из причин было то, что Кутиков в этот период официально нигде не работал, и по советским законам ему грозило привлечение к ответственности за тунеядство; переход же давал возможность официально работать музыкантом.

С. Кавагоэ и А. Макаревич нашли гитариста Евгения Маргулиса, обладавшего характерным « блюзовым » голосом. Ему было предложено играть на бас-гитаре, и несмотря на тот факт, что до того Е. Маргулис никогда не держал в руках бас-гитары, он быстро освоил новый для себя инструмент. С этого момента А. Макаревич играл в « Машине времени » исключительно на соло-гитаре. В составе « Машины времени » Е. Маргулис начал писать и исполнять песни с блюзовым уклоном.

На последующие четыре года тройка Макаревич—Кавагоэ—Маргулис стала ядром группы, периодически дополняемым одним-двумя сессионными музыкантами. В 1975 г. Элеонора Беляева пригласила « Машину времени » записать программу на студии ЦТ СССР для телепередачи « Музыкальный киоск ». За два дня в профессиональной студии звукооператор Владимир Виноградов записал семь песен, составивших второй — уже русскоязычный — альбом группы. В телеэфир группу в итоге не допустили, однако первая качественная студийная запись песен « Машины времени » тут же была растиражирована и распространилась по стране.

В 1976 г. « Машина времени » стала участником фестиваля « Таллинские песни молодёжи—76 » в ЭССР. В этот период группа репетировала в клубе министерства мясной и молочной промышленности СССР, благодаря чему получила официальное направление на фестиваль от этого министерства. В Таллине участники группы узнали, что песни « Машины времени » известны и за пределами Москвы. На фестивале группа получила первый приз. Там же произошло знакомство с Борисом Гребенщиковым, благодаря которому начались периодические самодеятельные гастроли « Машины времени » в Ленинграде. На полгода в группу пришёл Юрий Ильченко (ранее — солист ленинградской группы « Мифы »). После его ухода группа вновь играла втроём (Макаревич—Кавагоэ—Маргулис). В 1977 году « Машина времени » снова выступила в Таллине, хотя и с меньшим успехом, чем в первый раз.

В начале 1978 года группа начала эксперименты со звуком: в её состав были приглашены саксофонист Евгений Легусов и трубач Сергей Велицкий. Позже Велицкого сменил Сергей Кузминок. В марте 1978 года увидел свет магнитоальбом с неофициальным названием « День рождения », скомпилированный и растиражированный Андреем Тропилло из записей, сделанных полуподпольно в ДК Автомобильного техникума. Весной 1978 года Артемий Троицкий привёз « Машину времени » в Свердловск для выступления на фестивале « Весна УПИ ». Оно прошло при огромном ажиотаже в переполненном зале, музыканты большинства групп-участников также потребовали себе места в зале. Всем своим видом и репертуаром « Машина времени » совершенно выбивалась из общего ряда выступавших там « политически благонадёжных » ВИА, в результате выступление имело скандальный характер. После концерта, по настоятельной просьбе организаторов, группа вернулась в Москву, не дожидаясь окончания фестиваля.

Летом 1978 г. стало известно, что А. Кутиков, работавший в учебной речевой студии ГИТИСа, нашёл возможность организовать там в нерабочее время запись группы « Високосное лето », в которой он тогда играл. А. Макаревич попросил его помочь и « Машине времени » в новой записи собственного материала. Примерно за две недели по ночам группа записывает 24 песни, наиболее часто исполнявшихся на тот момент на концертах (по составу альбом повторяет с небольшими дополнениями запись в ДК Автомобильного техникума). По причине скудости оборудования студии, не предназначавшейся для записи музыки, и погрешностей с настройкой аппаратуры, качество записи оказалось невысоким. Так, например, звучание гитар и ритм-секции на фоне голоса получилось « тусклым ». Тем не менее, запись сразу же была скопирована, растиражирована, разошлась по стране, принеся группе ещё более широкую известность. Оригинальная версия записи считается утерянной. Осенью 1992 года на основе копии, сохранившейся у Александра Градского, был издан двойной альбом под названием « Это было так давно…1978 ». Впоследствии в Интернете не раз упоминалось о существовании полной и более качественной копии. Существуют также записи ряда песен « Машины времени », сделанные в той же студии, но в другое время, отличающиеся техническими особенностями.

Осенью 1978 года от Ованеса Мелик-Пашаева группе поступило предложение о выступлении в стройотряде в г. Печоре. Одновременно себя О. Мелик-Пашаев предложил в качестве клавишника. Выступления в « полевых » условиях (на лесной поляне и в небольшом сельском клубе) принесли существенный доход, и О. Мелик-Пашаев закрепился в группе, выполняя функции администратора, организатора концертной деятельности и концертного звукорежиссёра. Его коммерческая деятельность принесла свои плоды: по воспоминаниям С. Кавагоэ, в последний год своего « подпольного » существования музыканты зарабатывали на концертах более тысячи рублей в месяц на человека (для сравнения, оклад инженера на заводе в то время составлял 120—150, зарплата квалифицированного рабочего — 200—300 руб. в месяц).

Той же осенью 1978 года группа рассталась с духовой секцией. На некоторое время в группе появился Александр Воронов, игравший на синтезаторе собственного изготовления, однако в коллективе он не прижился и вскоре покинул его. 28 ноября 1978 года группа приняла участие в открытии фестиваля рок-музыки « Черноголовка—78 », по результатам которого разделила первое место с эстонским коллективом «Magnetic Band».

В конце 1978 — начале 1979 года была создана концертная программа « Маленький принц » по одноимённой сказке Антуана де Сент-Экзюпери, в которой в течение первого отделения песни перемежались с текстовыми интерлюдиями из книги, подобранными более или менее созвучно текстам исполняемых песен. Впоследствии, с 1979 по 1981 год, программа неоднократно менялась, в частности, изменялся состав песен и их аранжировки, включались новые прозаические и стихотворные фрагменты, в том числе и других авторов. Текстовую часть программы вначале читал сам А. Макаревич, а в феврале 1979 года специально для исполнения литературной части программы в качестве чтеца в группу был приглашён Александр Бутузов ( « Фагот »). В феврале 1979 года Андрей Тропилло записал « Маленького принца » во время одного из выездов « Машины времени » в Ленинград и распространил катушки с записью. Эта запись « Маленького принца » — единственный известный вариант программы в её раннем варианте и со старым составом группы. В 2000 году на компакт-дисках был издан более поздний вариант и с другим составом.

К весне 1979 года между двумя участниками группы — А. Макаревичем и С. Кавагоэ, — произошёл конфликт. В книге « Всё очень просто » сам Макаревич говорит и о творческом кризисе в группе, и о его личных конфликтах с Кавагоэ. Одним из поводов к обиде для Кавагоэ, считавшего себя равноправным основателем группы, стало то что к концу 1970-х « Машина времени » всё больше воспринималась публикой как « группа Андрея Макаревича », а остальные участники, в том числе и он сам, оказались « отодвинуты » на второй план Вместе с Маргулисом они были против стремления Макаревича вывести группу из андеграунда на профессиональную сцену. По версии Подгородецкого (пришёл в группу позже и лично свидетелем событий не был), имел место также крупный скандал, связанный с финансовыми вопросами. С другой стороны, по словам Алексея Романова (также не входил в состав группы в тот период):

« Никто ведь не выносил тогда сор из избы, не орал, не жаловался, не происходило никакой делёжки денег или чего-то ещё… »

Окончательный раскол в группе произошёл после организованного Макаревичем, вопреки активному нежеланию Кавагоэ, бесплатного концерта в помещении Московского комитета художников-авангардистов на Малой Грузинской. По словам Макаревича, « концерт прошёл отвратительно », его коллеги в своих воспоминаниях уточняют, что Кавагоэ, Маргулис и Мелик-Пашаев перед концертом явно перебрали со спиртным и откровенно дурачились на сцене. После концерта группа собралась в квартире Мелик-Пашаева, где хранилась аппаратура, и Макаревич объявил о своём уходе, приглашая за собой « всех, кроме Кавагоэ ». По воспоминаниям Макаревича он рассчитывал на поддержку Маргулиса, но тот решил уйти с Кавагоэ. Сам Маргулис позже говорил, что к 1979 году он « пресытился „Машиной“ и искал повод свалить » В « Машине времени » с единственным музыкантом Макаревичем остались Мелик-Пашаев, Бутузов и техники Короткин и Заборовский.

В мае 1979 года Александр Кутиков, игравший тогда в « Високосном лете », предложил Макаревичу воссоздать « Машину времени » в составе с самим Кутиковым и ударником « Високосного лета » Валерием Ефремовым. Место клавишника занял профессиональный пианист Пётр Подгородецкий. Последний собственной работоспособностью и умением играть любую музыку произвел на Макаревича сильное впечатление. Первоначально Подгородецкий был приглашён в состав « Високосного лета », однако через две недели Кутиков уговорил его перейти в « Машину времени ». В новом составе группа приступила к репетиции концертной программы, в которую вошли новые на тот момент песни « Право », « Кого ты хотел удивить? », « Свеча », « Будет день », « Хрустальный город », « Поворот » и другие. Подгородецкий написал для группы несколько песен с юмористическим уклоном, которые сам и исполнял.

К концу 1970-х гг. прессинг партийных органов и милиции делал « подпольную » концертную деятельность « Машины времени » всё более затруднительной. К группе был специально прикреплён « куратор » из отдела культуры горкома КПСС Москвы. Макаревич всё более укреплялся в идее выхода из подполья и включения группы в состав одного из государственных творческих объединений. Велись переговоры, в том числе, с Театром на Таганке, но приглашение группы в театр не входило в планы Ю. Любимова. В итоге группа получила предложение от « Росконцерта » и в ноябре 1979 г. вошла в состав труппы Московского гастрольного областного театра комедии. Партийный куратор, ранее требовавший от Макаревича привести репертуар группы в подобающий для советского ВИА вид, теперь, довольный уходом скандальной группы из-под его опеки, дал « Машине времени » блестящую характеристику. В театре основным занятием музыкантов стало исполнение песен и музыки в спектаклях, но само пребывание в качестве профессиональных музыкантов давало возможность обходить запрет на частные концерты. По воспоминаниям Макаревича, « можно было спокойно заниматься своей музыкой и своими песнями, и тогда уже сейшн становился не криминально-подпольным мероприятием, а вполне легальной творческой встречей с артистами известного театра ». Театр же, получив возможность писать на афишах спектаклей фразу « с участием группы „Машина времени“ », резко увеличил сборы от продажи билетов.

Е: « Росконцерт »

Работа « Машины времени » в составе труппы Московского гастрольного областного театра комедии продолжалась всего несколько месяцев. В январе 1980 года по предложению руководства « Росконцерта » группа представила на худсовет собственную концертную программу, состоявшую из одного отделения. Данная программа была утверждена, и весной 1980 г. « Машина времени » получила статус самостоятельного ансамбля при « Росконцерте », начав собственную гастрольную деятельность. О. Мелик-Пашаев был назначен « художественным руководителем » группы, А. Макаревич — её « музыкальным руководителем » В книге « Времени машины » рассказано, что в этот период рассматривалось предложение коллективу стать аккомпанирующим составом Аллы Пугачёвой, но певица сама отказалась от подобной идеи « будучи смущена масштабом предлагаемой сценической свиты »

Андрей Макаревич получает грамоту от Ю. Саульского на фестивале « Весенние ритмы. Тбилиси-80 »

8 марта 1980 года « Машина времени » в новом составе триумфально дебютировала на фестивале « Весенние ритмы. Тбилиси-80 », получив первую премию за песни « Снег » и « Хрустальный город » ( первое место также заняла и эстонская группа « Магнетик бэнд »). Впервые песни « Машины времени », вместе с другими коллективами-лауреатами Фестиваля, были изданы официально, на двойном виниловом диске-гиганте. Самиздатовский журнал « Зеркало » ( № 1/5 за март 1981 г.) так прокомментировал успех « Машины времени » на Фестивале:

« Первое место „Машины времени“ на фестивале в Тбилиси соответствует реальной расстановке творческих сил в советской рок-музыке. Да, с полным правом мы сегодня можем говорить о превосходстве других ансамблей над группой Макаревича по отдельным параметрам: по совокупности же всех этих параметров она является на сегодняшний день, несомненно, лидером ».

— цитируется по: М. Марголис. « Затяжной поворот »

Во второй половине 1980 года была сделана попытка восстановить программу « Маленький принц » на сцене Театра эстрады. Программа была утверждена несколькими худсоветами. Билеты на представление раскуплены заранее. Однако накануне первого концерта по указанию прибывшего из ЦК КПСС чиновника решение об утверждении программы и сам концерт были отменены.

С этого момента и до 1986 года группе было запрещено выступать с концертами в Москве. Тем не менее за эти шесть лет « Машина времени » успела объехать с гастролями практически весь Советский Союз. Популярность группы окончательно вышла из андеграунда и стала всесоюзной. По свидетельству А. Троицкого:

«„ Машина времени“ била все рекорды популярности. Их первые гастроли в Ленинграде по накалу ажиотажа вполне можно сравнить с массовым безумием времени „битломании“. Тысячи подростков атаковали Дворец спорта „Юбилейный“, автобусы, в которых везли музыкантов, совершали хитрые обманные манёвры, чтобы спасти Макаревича, Кутикова, Ефремова и Подгородецкого от восторженной толпы. В Минске поклонники, не доставшие билетов, прорвались на концерт, выломав двери. Аналогичное происходило практически во всех городах, куда приезжала группа »

Песни « Машины времени » были включены в плей-листы советских радиостанций. Песня « Поворот » входила в единственный на тот момент официальный хит-парад « Звуковой дорожки » газеты « Московский комсомолец » на протяжении тринадцати месяцев (с ноября 1979-го по ноябрь 1980-го гг.), причём семь месяцев подряд его возглавляла. (Сведения о том, что эта песня 18 месяцев подряд была на первой строке хит-парада « Звуковой дорожки », отражённые в и на официальном сайте группы, являются неверными.) Началось массовое подпольное издание альбомов группы.

В 1981 году из записей, нелегально сделанных группой в московских и ленинградских студиях, звукорежиссёр Андрей Тропилло скомпилировал и распространил альбом под неофициальным названием « Москва-Ленинград ».

В 1981 году « Машина времени » приняла участие в записи саундтрека к фильму « Душа » на киностудии « Мосфильм ». Всего было записано 7 песен. В фильме были впервые показаны лица участников группы на всю страну, тем самым фильм добавил « Машине времени » популярности. После выхода « Души » в прокат музыкантов начали узнавать на улицах. По кассовым сборам в Советском Союзе в 1982 году фильм попал в число рекордсменов. Журнал « Кругозор » выпустил гибкую пластинку « Ансамбль „Машина Времени“ » с песнями « Путь » и « За тех, кто в море ». Общий тираж пластинки, со слов А. Макаревича, составил около 40 млн экземпляров.

В 1982 г. в США на студии «KISMET Records» нелегально выпущен альбом « Охотники за удачей » с компиляцией студийных записей « Машины времени » с 1975 по 1980 годы. Большая часть песен на пластинке была переименована (так, например, песня « Три окна » названа « В старом доме », « Кафе „Лира“ » названа « Швейцар »). По поводу факта выхода данного альбома А. Макаревич давал пояснения сотрудникам КГБ. В 1988 г. стало известно, что Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП) в судебном порядке получило от «KISMET Records» денежную компенсацию за нарушение авторских прав, однако по причине существовавшей в тот период правовой монополии ВААП на все художественно-изобразительные произведения советских авторов музыканты « Машины времени » эти денежные средства не получили.

Весной 1982 года Мелик-Пашаев вместе с Подгородецким, звукорежиссёром Игорем Клёновым и Дмитрием Рыбаковым (гитарист и автор, числился в группе рабочим) покинули « Машину времени », чтобы создать собственный коллектив. Были проведены также переговоры и с В. Ефремовым, однако он принял решение остаться в группе. Место клавишника в « Машине времени » занял Александр Зайцев, также к группе присоединился Сергей Рыженко (скрипка, флейта), ранее игравший в ансамбле « Последний шанс ». С. Рыженко находился в составе « Машины времени » до ноября 1983 г. Позже его уход А. Макаревич объяснил следующим образом: « В „Шансе“ Рыженко был одним из лидеров, и, конечно, ему стало неинтересно заниматься отделочными работами. К тому же к моменту ухода Сережи Заяц (А. Зайцев) уже освоился, окреп, и мы вполне могли обходиться вчетвером »

В конце 1983 г. в группу вернулся её второй по счету ударник М. Капитановский, теперь уже в качестве концертного звукорежиссёра. Будучи приглашённым на одни гастроли на место заболевшего штатного работника, М. Капитановский работал с « Машиной времени » вплоть до лета 1994 г.

В 1982—1984 гг. в СССР проводилась кампания против самодеятельных музыкальных коллективов, которая затронула и « официальные » ВИА, в том числе « Машину времени ». В газете « Комсомольская правда » была опубликована статья Николая Кривомазова « Рагу из синей птицы » ( название отсылает к песне « Машины времени » « Синяя птица »), содержавшая резкую критику группы и её творчества за подписью нескольких советских деятелей искусства. Сам факт публикации данной статьи в центральной газете мог привести к серьёзным последствиям для группы, включая её увольнение из « Росконцерта ». Однако статья встретила резкое неприятие читателей. Как позже писал А. Макаревич:

Я видел в редакции мешки писем под общим девизом « Руки прочь от „Машины“ ». Время от времени мешки сжигали, но приходили новые. Писали студенты и солдаты, школьники и колхозники, рабочие и отдельные интеллигенты. Коллективные письма дополнялись рулонами подписей. Я не ожидал такого отпора. В газете, по-моему, тоже.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 285; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!