В 1978 году группа участвовала в записи песен и музыки Александра Зацепина к фильму «31 июня ». Сотрудничество с Зацепиным продолжилось через год в фильме « Узнай меня ».



Группа Аракс Биография.

«Аракс» — московская рок-группа, которая добилась популярности в 1970-е. Сотрудничала с популярными композиторами — Геннадием Гладковым, Алексеем Рыбниковым, Александром Зацепиным, Юрием Антоновым. Кроме этого, «Аракс» исполнял и записывал песни, сочинённые музыкантами группы, песни Алексея Романова и Константина Никольского.

В 1968, на смотре художественной самодеятельности экономического факультета МГУ к Алексею Пантелееву подошёл Эдик Касабов и предложил создать группу. В 1969 году в ней играли Эдик Касабов (вокал, бас), Алексей Пантелеев (гитара, вокал), Гарик Касабов (ударные) под руководством Вадима Ивановича Маршева. В 1973 году Пантелеев уходит из группы и гитаристом и вокалистом становится пришедший осенью 1971 года из « Скоморохов » Александра Градского Юрий Шахназаров. К этому времени группа уже получила название « Аракс », по словам А. Буйнова, в честь мамы Эдика Касабова Араксы, но называлась группа « Аракс » ( а не « Аракса »), как и одноименная река в Закавказье. Касабовы были армянами родом из Азербайджанской ССР (Шахназаров — армянин по отцу).

Благодаря обучению на отделении зарубежной политэкономии Эдик Касабов достаточно хорошо владел английским и успешно исполнял кавер-версии западных рок-хитов.

В 1972 году по инициативе Юрия Шахназарова в « Аракс » приглашают клавишника « Скоморохов » Александра Буйнова. Гарика Касабова за ударной установкой сменяет Борис Багрычёв из группы « Витязи ». « Аракс » с успехом выступал в Москве и Подмосковье (особенно часто — на танцах в Люберцах). В первом отделении « Аракс » исполнял песни Led Zeppelin, Deep Purple, Santana, Ten Years After, во втором — песни на русском языке.

На одном из концертов группу увидел и услышал ставший главным режиссёром Театра имени Ленинского комсомола Марк Захаров, который искал ансамбль для музыкальных спектаклей. С 1973 года « Аракс » вошёл в труппу театра, участвовал в спектаклях « Автоград XXI », « Тиль » ( мюзиклы Геннадия Гладкова), « Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты » ( рок-опера Алексея Рыбникова).

В « Автограде » ансамбль, одетый в стройотрядовские комбинезоны, лишь время от времени выходил на свою площадку — помост, вознесённый высоко над уровнем сцены, — чтобы спеть свои « зонги » или проаккомпанировать актёрам. В « Тиле » группа, одетая в монашеские рясы с капюшонами, открывала спектакль исполнением негромкого псалма, после чего спускалась в партер, откуда, сидя в первом ряду, аккомпанировала и пела.

В « Звезде и Смерти Хоакина Мурьеты » ( премьера состоялась в мае 1976 года):

… музыканты впервые выступили не просто как квалифицированные исполнители, но и как соавторы композитора. Они предложили свою редакцию всех сцен, придумали свой рисунок ударных в аккомпанементе (первоначально Рыбников планировал вообще отказаться от постоянного ритма барабанов, которые должны были лишь разражаться время от времени ритмотембровыми « взрывами » или « вспышками »). Работали над каждым эпизодом совместно, рождая своеобразную коллективную аранжировку. Вместе искали, вместе экспериментировали. Причем, важно было, чтобы все это подходило к конкретной акустике Ленкома: скажем, придуман очередной фрагмент, но, будучи перенесённым в зал, становится неярким, перестает « звучать ». В результате новые переделки….

Автор либретто Павел Грушко показал себя « музыкально чутким драматургом », он « добавлял необходимые строки, дописывал целые эпизоды », часто « исходя именно от музыки ». « Аракс » также записывает инструментальные фонограммы для некоторых других спектаклей театра.

Почти сразу ушёл в « Весёлые ребята » Буйнов и был заменён Сергеем Рудницким. За ударной установкой Бориса Багрычёва меняют сначала Александр Данилович, затем Александр Полонский (экс- « Скоморохи », экс- « Весёлые ребята ») и наконец — Анатолий Абрамов (экс- « Високосное лето »). В 1974 году в группу приходит, сменив Касабова (который отошёл от музыки, стал впоследствии кандидатом экономических наук), вокалист и бас-гитарист Александр Лерман (экс- « Ветры перемен », экс- « Скоморохи », экс- « Весёлые ребята »). Именно в составе Шахназаров-Лерман-Полонский « Аракс » снялся в фильме Георгия Данелия « Афоня », где исполнил входившую ещё в репертуар « Скоморохов » песню Шахназарова на стихи Валерия Сауткина « Мемуары ». Однако вскоре Лерман и Полонский покинули группу.

Пришли из любительской красногорской группы « Мы » вокалист, бас-гитарист и флейтист Сергей Беликов (1974), через год — вокалист Александр Садо, в феврале 1978 года — гитарист Вадим Голутвин (экс- « Добры молодцы », экс- « Весёлые ребята »). После этого состав « Аракса » стабилизировался.

В 1977 году группа выпускает на гибком миньоне журнала « Кругозор » « Мемуары » и песню Буйнова на стихи Сауткина « Трава-мурава », в 1978 году « Аракс » участвует в записи на двойной пластинке рок-оперы « Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты ». В том же году Юрий Шахназаров становится гитаристом и руководителем аккомпанирующего ансамбля Аллы Пугачёвой. На его место в « Аракс » пришёл приверженец « блэкморовского » стиля гитарист Тимур Мардалейшвили, игравший до этого в разных любительских группах, последней из которых была « Виктория ». Новым руководителем стал Сергей Рудницкий.

В 1979 году Александра Садо меняет пришедший из « Весёлых ребят » вокалист и скрипач Анатолий Алёшин. Как говорит Вадим Голутвин, « многие считают, что тот недолгий период, когда Беликов и Алёшин работали вместе в „Араксе“, был самым насыщенным. Может быть! Но при этом они не испытывали особой симпатии к друг другу. У них не было музыкантской дружбы… Понятно, что два таких солиста в ансамбле могли существовать только временно ».

В том же году совместно с « Араксом » записывает миньон из четырёх песен композитор и певец Юрий Антонов. Второй миньон выходит в 1980 году, когда уже ушёл в « Самоцветы » Сергей Беликов и на бас-гитаре сыграл Тимур Мардалейшвили. Записанные в составе « Аракса » две песни Антонова и собственную песню « Ноктюрн » Беликов выпустил затем на своих миньонах.

В 1978 году группа участвовала в записи песен и музыки Александра Зацепина к фильму «31 июня ». Сотрудничество с Зацепиным продолжилось через год в фильме « Узнай меня ».

В апреле 1980 года музыканты ушли из театра и стали выступать от Московской областной филармонии. Дебютный альбом « Колокол тревоги » был записан весной 1980 года, анонсирован в прессе, вышел миньон (1981), однако большую пластинку так и не выпустили. На первой стороне должны были звучать (в исполнении группы) песни Антонова, на второй — песни, сочинённые самими музыкантами. Впервые все песни Антонова, записанные « Араксом » для « Колокола тревоги », вышли на его сборнике « От печали до радости » (1986).

В 1980 году музыканты « Аракса » ( Анатолий Алёшин, Вадим Голутвин и сыгравший на бас-гитаре Сергей Рудницкий) приняли участие в записи литературно-музыкальной композиции Евгения Евтушенко и Глеба Мая « Исповедь ». Пластинка вышла в 1983 году. В 1980 году « Аракс » также записал совместно с Аллой Пугачёвой несколько песен для её новой пластинки.

В октябре 1980 года в « Аракс » приходит Евгений Маргулис, бывший бас-гитарист групп « Машина времени » и « Воскресение ». Репертуар « Аракса » пополнили песни Маргулиса на стихи Андрея Макаревича и Алексея Романова. На стихи Романова были также написаны песни Тимуром Мардалейшвили и Сергеем Рудницким.

В 1981 году вышел уже третий миньон Юрия Антонова и « Аракса ». Многие песни с этих миньонов прозвучали в фильме « Берегите женщин ». Вскоре группу покидает Вадим Голутвин и становится аранжировщиком в студии Максима Дунаевского.

В 1982 году против директора « Аракса » Валерия Андреева было возбуждено уголовное дело с обвинением в хищении, обращении в свою пользу и в пользу участников ансамбля более 1500 рублей, принадлежавших государству. На дорогую аппаратуру был наложен арест. В октябре вышел указ Министерства культуры СССР, согласно которому группа « Аракс » была официально распущена.

Мардалейшвили, Маргулис и Абрамов организуют группу « Феникс », куда вошли также солист Николай Парфенюк и клавишник Сергей Шмелёв. Маргулис вскоре ушёл в аккомпанирующий ансамбль Антонова « Аэробус » и был заменён бас-гитаристом Александром Миньковым. Успеха « Феникс » не добился (во многом из-за того, что музыканты не могли выступать под названием « Аракс ») и в следующем году прекратил своё существование.

Сергей Рудницкий был клавишником « Весёлых ребят », а затем, вернувшись в прежний театр, играл в « Рок-Ателье ». Туда же пришёл и Анатолий Абрамов. Когда в 1987 году руководитель этой группы Крис Кельми принимает решение оставить театр, возникает сначала ансамбль « Транс », затем Рудницкий решает возродить « Аракс ». В состав, помимо него и Абрамова, вошли вокалист и флейтист Николай Парфенюк (экс- « Сверстники », экс- « Феникс », экс- « Синяя птица »), гитарист Сергей Берёзкин (экс- « Рок-ателье ») и бас-гитарист Сергей Рыжов (экс- « Красные маки », экс- « Динамик », экс- « Весёлые ребята »). В студийных записях принимал сессионное участие Тимур Мардалейшвили; компакт-диск Arax 87—90 вышел в 1993 году. Но популярность группы не достигает прежнего уровня.

В 1995 году начинает происходить разделение на два « Аракса » — « классический » и ленкомовский, которые частично пересекаются. Возникает решение перезаписать песни старого репертуара. Рудницкий, Голутвин, Мардалейшвили, Рыжов и Абрамов записывают инструментальную часть, которую Сергей Рудницкий отправляет жившему тогда в США Анатолию Алёшину, и тот записывает вокальную. Так выходит компакт-диск Old, But Gold! (1996).

В 2002 году на CD выходит новый студийный вариант рок-оперы « Юнона и Авось ». В нём участвуют музыканты ленкомовского « Аракса » — Александр Садо, Николай Парфенюк и Анатолий Абрамов, а также известный гитарист Дмитрий Четвергов. На клавишных сыграл Алексей Рыбников.

В 2004 году сложился состав « классического » « Аракса »: Сергей Рудницкий — клавишные; Анатолий Алёшин — вокал; Вадим Голутвин — гитара; Тимур Мардалейшвили — гитара; Сергей Тимофеев — бас-гитара; Анатолий Абрамов — ударные. Был записан альбом Raritet!, состоявший и из старых песен, и из новых, сочинённых Сергеем Трофимовым (компакт-диск вышел через два года). Пока же Алёшин покинул группу, и « Аракс » приостановил концертную деятельность.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 96; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!