На концерте группы « Аквариум », проходившем в рамках юбилейного тура «4.000 лет » ( Казань, 24 апреля 2012)



Первым по-настоящему оформленным альбомом « Аквариума » был « Синий альбом » (1981), на обложке которого фотографом Андреем « Вилли » Усовым были запечатлены члены группы на лестничной клетке старого подъезда.

Фото на « Треугольнике » (1981) оказалось гораздо загадочнее и сюрреалистичнее: две странные тёмные фигуры в каком-то помещении, у одной из которых вместо головы — металлический шар. Любопытно, что этот мистический снимок на самом деле был сделан в коридоре Дома юного техника на Охте: на переднем плане композиции — Гребенщиков с отражателем от калорифера на голове, на заднем — спрятавшийся за занавеску Всеволод Гаккель.

Сюрреалистический подход был применён и к последующим альбомам и достиг пика на обложке « Радио Африка » (1983), ни на одной из лицевых сторон которого не было названия группы, зато был загадочный получеловек-полускульптура, роль которого исполнил тот же Гаккель.

В общей сложности, Усов работал над обложками восьми студийных альбомов « Аквариума », первым из которых был « Все братья — сёстры » (1978), а последним — « Дети Декабря » (1985). Единственный альбом этого периода, в оформлении которого он не участвовал, — « День Серебра » (1984), на обложке которого был изображён ацтекский символ входа и выхода — линия, которая закручивается в спираль и выходит из неё, не прервавшись. Для « Ихтиологии », на момент появления концертного альбома в самиздате в 1984 году, обложка вообще не была сделана.

Начиная с « Дня Серебра », « Аквариум » в оформлении альбомов всё больше склоняется к живописи — обложки « Дня Серебра » (1984) и « Равноденствия » (1987; пейзаж некоей местности, в небе над которой висят одновременно солнце и луна) выполнены Сергеем Дебижевым, « Десяти стрел » (1986; небольшие картинки на темы песен) — Александром Флоренским, « Русского альбома » Бориса Гребенщикова (1992; изображение птицы с человеческой головой в орнаменте — очевидно, имеется в виду Сирин, Алконост или Гамаюн) — Виталием Вальге.

Обложки альбомов 1990-х были достаточно абстрактны: глаз в иллюминаторе ( « Навигатор », 1995), каменный кельтский крест в поле ( « Гиперборея », 1997), утягивающий зелёный водоворот ( « Ψ »). В альбомах XXI века на лицевой стороне снова появились участники « Аквариума », причём на двух из них это был только Гребенщиков ( « Сестра Хаос », 2002; « Песни рыбака », 2003), и на одном — «ZOOM ZOOM ZOOM» (2005) — вся группа.

Надписи на обложках.

На обложках многих альбомов « Аквариума » сделаны благодарственные надписи, обращения к слушателям, эпиграфы. Вот некоторые из этих надписей:

« Треугольник » (1981) — надписи « Аквариум » двумя видами эльфийского письма.

« День Серебра » (1984) — « Боящийся в любви несовершенен ».

« Десять стрел » (1986) — « Посвящаем альбом памяти Саши Куссуля (1986) ».

« Библиотека Вавилона (4-й Том) » (1993) — « Этим альбомом мы заканчиваем выпуск архивов Аквариума. Время двигаться дальше ».

« Пески Петербурга » (1994) — « Во благо всем разумным существам ».

« Навигатор » (1995) — « Пусть всё благо которое есть в этом альбоме послужит прекращению войн в России и за её пределами » ( запятых нет на кассете)

« Гиперборея » (1997) — « Аквариум благодарит Галсана Тохтох, Дж. Харрисона, хор монастыря Гъюто, Юнгчен Лхамо, Хю фон Бинген, безымянного коня, Квентина Тарантино, чёрное море, короре кокоре и прочих близких и неизвестных друзей. ПОСВЯЩАЕТСЯ АКУСТИЧЕСКОМУ ВОИНУ ».

« Пятиугольный грех » (2000) — « ТЕРРАРИУМ БЛАГОДАРИТ Господа Бога, Аллаха, Махашуньяту, Брахмана, Макса Ландэ, Вадима Рубекина и Ступу Боднатх. ВО_БЛАГО_ВСЕМ_СУЩЕСТВАМ! ».

« Территория » (2000) — « Спасибо всем, кто причастен к „Аквариуму“. Спасибо всем. Альбом „Территория“ благодарит: Криса Ваксмута [за идею], J.F. Bailina [за праведность], Л. Кавину [за терменвокс], Б.Рубекина [за Стахановскую звукозапись], Господа Бога [за поддержку] ».

« Песни рыбака » (2003) — « Спасибо всем, кто помогал в записи этого альбома! Слава Богу! ».

« Аквариум. Reggae » (2005) — « Воистину Джа направляет и поддерживает! Да укрепит он всех, кто будет это слушать! ».

« Аквариум. 21 век » (2012) — « Минувшие десять лет были удивительным и прекрасным временем. Спасибо за то, что вы не перестаете нас слышать ».

В оформлении альбомов используются различные стилизованные написания названия группы: АКВАРИYМ ( « Синий альбом », « Треугольник », « Дети Декабря »), Å КВАРИУМ ( « Ψ », « Песни рыбака »), Å КВАРИYМ ( « День Серебра », « Равноденствие », « Гиперборея » и т. д.). На обложках некоторых альбомов присутствовало и обычное написание « АКВАРИУМ » (« Кострома mon amour », « Навигатор », « Снежный лев »). Сам Борис Гребенщиков объясняет использование буквы «Å» так.

« Кружок над А показывает, что это не обычная буква А, а тайная буква А ».

Состав.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 200; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!