Из интервью газете « Известия » 28 августа 2006 года.



С 1976 года « Аквариум » начинает вести довольно регулярную концертную деятельность. Первый совместный концерт Гребенщикова, Гаккеля и Дюши Романова состоялся 27 февраля 1976 года на первом празднике музыки Beatles а в конце марта « Аквариум » на свои деньги едет непрошеным гостем на « Таллиннские Песни Молодежи — 1976 » — Таллиннский фестиваль популярной музыки, где играет четыре акустические вещи. В газете тартуского университета за март 1978 года есть упоминание о том, что группа заслужила бы приз за самую интересную программу[источник не указан 92 дня]. Там же происходит знакомство с Андреем Макаревичем. В 1977 году « Аквариум » на два года потерял двух своих музыкантов — Дюшу Романова и едва появившегося Александра « Фагота » Александрова: они были призваны на военную службу. Годом раньше, в ноябре 1975 года ушел служить в армию Файнштейн. В 1976 году появился альбом Гребенщикова « С той стороны зеркального стекла », записанный при помощи (на одной песне) В. Гаккеля, а в 1978 — совместный с Майком Науменко « Все братья — сёстры »:

« В 1978 году было относительно тихо, БГ загорелся творчеством Боба Дилана и всё лето писал песни („Укравший дождь“, „Уйдёшь своим путём“, „Дорога 21“, „Сталь“, „Почему не падает небо“). Летом того же года записал сольный „лонгплей“ с Майком (Михаилом) Науменко, известным по песням „Ты — дрянь“, „Моя сладкая N“. Он назывался „Все братья — сёстры“ и разошёлся по Союзу в умопомрачительном количестве — около 20 штук. Популярность „Аквариума“ резко возросла. Незнакомые люди узнают песни, а БГ узнают на улицах ».

БГ. Правдивая автобиография Аквариума.

Это был первый альбом, получивший хождение в Ленинграде именно как альбом, а не некая пленка с записями безымянных людей. Он явился предтечей « Синего альбома » и « Сладкой Н. ». Его распространение сдерживали только саунд и неготовность людей к переписи.

К концу семидесятых « Аквариум » уже знаком с двумя значимыми фигурами советского рока — Артемием Троицким и Андреем Тропилло, в студии которого были записаны первые « исторические » альбомы « Аквариума ». В новогоднюю ночь 1979 года впервые выступил с « Аквариумом » Александр Ляпин (он окончательно вошёл в состав « Аквариума » в 1982 году), весной 1979 года Дюша и Фагот вернулись из армии.

Громко заявить о себе в рок-кругах « Аквариуму » удалось на тбилисском рок-фестивале 1980 года. Призов группа не получила, но своим выступлением устроила настоящий скандал. По сравнению с остальными участниками фестиваля « Аквариум » вёл себя на сцене эксцентрично и эпатажно, но жюри этого не оценило: когда во время концерта Гребенщиков, играя на гитаре, лёг на сцену, все члены жюри демонстративно покинули зал. « Аквариум » обвинили в пропаганде гомосексуализма (так был расценён один из эпизодов выступления), инцеста (исполняя песню « Марина », Гребенщиков вместо « выйти замуж за финна » спел « выйти замуж за Ино »: из-за плохой техники многим показалось « выйти замуж за сына ») и в непристойном поведении и поначалу даже хотели немедленно выслать с фестиваля. О выступлении стало известно в Ленинграде, и в результате БГ лишился работы и был исключён из комсомола.

Александр Старцев в своей биографии « Аквариума » 1986 года упоминает запись 1980 года « Музыка общественных туалетов ». Он не признан группой как официальный альбом. Тем не менее, в августе 2002 года студия « Триарий » издала этот альбом, взяв оригинал у Старцева, по ошибке датировав его 1974 годом.

Первые « исторические » альбомы.

В январе 1981 года записан « Синий альбом », ставший первой « исторической » самостоятельной студийной работой « Аквариума ». Во время записи « Синего альбома » у группы ещё продолжался период увлечения регги, что можно понять по песням « Рутман », « Река », « Единственный дом (Джа даст нам всё) ». « Синий альбом », фактически, стал первым полноценным подпольным рок-альбомом в СССР (песни были записаны в студии, присутствовали концепция и оригинальное оформление).

Марта 1981 года был основан Ленинградский рок-клуб, в который сразу же был принят « Аквариум ».

Летом 1981 года записывается « Треугольник », который, по замыслу Гребенщикова, должен был стать новым « Сержантом Пеппером »[20]. Тексты песен на альбоме, в основном, относятся к абсурдизму (некоторые из них были написаны Джорджем).

Альбом « Электричество. История Аквариума — Том 2 », записанный параллельно с « Треугольником » получил хождение позже, в начале 1982 года, но раньше альбома « Акустика (История Аквариума — Том 1) », также записанного, в основном, параллельно с « Треугольником ».

« По какой-то непонятной мне причине — по-моему, из-за шума воды между песнями — мы никак не могли собрать „Акустику“ в правильном виде, — вспоминает Гребенщиков. — Мы начали готовиться к тому, что запись может затянуться. Это происходило на протяжении двух лет — днем, ночью, осенью, зимой… все это случалось, как только у Тропилло находился свободный день ». Ещё одной причиной, по словам Гребенщикова, было то, что обложка для альбома была ещё не готова. Соответственно, судя по названиям альбомов, альбом « Акустика » был задуман как третий альбом, а « Электричество » — как четвёртый. По утверждению Гребенщикова, тот, кто слышал « Акустику », может считать, что он знает « Аквариум ».

C начала 1982 года группа начинает играть электрические концерты[24]. В самом начале года, 6 января, был сыгран концерт в ДК имени Луначарского в Москве, запись которого в 1996 году была выпущена как « живой » альбом « Арокс и Штёр ».

Летом записывается альбом « Табу ». По словам БГ, для группы это были тяжёлые времена, после концерта в Архангельске рок-клуб запретил « Аквариуму » концертную деятельность до конца года. Файнштейн и Дюша устроились летом на работу и почти не участвовали в записи альбома — по этой причине на обложке после названия группы даже был поставлен вопросительный знак. В числе приглашённых музыкантов оказался 20-летний Игорь Бутман.

В 1983 году « Аквариум » много выступает с концертами, в основном в Ленинграде и Москве. 15 мая 1983 года группа участвует в первом ленинградском рок-фестивале, прошедшем под названием «1- й городской смотр-конкурс любительских рок-групп Ленинграда на лучшее исполнение песен антивоенной тематики под девизом „За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу!“ ». « Аквариум » принимал участие в нескольких последующих ежегодных рок-фестивалях, организованных Ленинградским рок-клубом.

Весной и летом записывается новый альбом « Радио Африка », который Гребенщиков назвал « языческим ». Серьёзную поддержку в создании альбома оказал Сергей Курёхин: он даже является автором одной из композиций ( « Тибетское танго »). Вообще, само название альбома восходит к идее Гребенщикова и Курёхина называть свои общие проекты « Радио Африка »; от проектов в итоге отказались, а название осталось. В альбом вошла знаменитая песня « Рок-н-ролл мёртв », ставшая одним из главных хитов группы, а для многих — своеобразным гимном десятилетия. На басу в одной песне сыграл Александр Титов; вскоре он был приглашён в группу.

Популярность « Аквариума » увеличивалась, несмотря на отсутствие официального признания. В конце 1983 года группа попала в тройку лучших в СССР по результатам первого в советской практике опроса экспертов, проведённого газетой « Московский комсомолец » среди примерно тридцати журналистов и рок-деятелей из Москвы, Ленинграда и Таллина. Первая десятка в категории « Ансамбли » выглядела следующим образом 1. « Динамик ». 2. « Машина времени ». 3. « Аквариум ». 4. « Автограф ». 5. « Диалог ». 6. « Руя ». 7. « Рок-отель ». 8. « Магнетик бэнд ». 9. « Круиз ». 10. « Земляне ». В феврале 1984 года по результатам экспертного опроса газеты « Московский комсомолец » группа уже занимала второе место среди ансамблей.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 239; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!