Эстетическое отношение к действительности. Особенности ее художественного отражения
Эстетическое отношение к действительности содержится во всех видах человеческой деятельности. Эстетическое сознание существует в каждом акте человеческой активности, образуя существенную составную часть духовного богатства людей. Неотъемлемыми аспектами эстетического сознания являются эстетические чувства, возникающие в единстве с нравственными и познавательными чувствами и обогащающиеся в связи с ними.
Эстетическое чувство развивается, открывая перед человеком все новые стороны действительности, показывая своеобразие эстетических ценностей, выступающих во множестве конкретных модификаций: прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенное и низменное и т.п.
В эстетическом отношении человека раскрывается чувственное выражение внутренней жизни предмета как результат двустороннего процесса: 1) опредмечивания человеческих сущностных сил и 2) «очеловечивания» природы, переживаемого человеком бескорыстно и утилитарно незаинтересованно как самостоятельная ценность жизни. В единстве субъективности чувственного восприятия и общезначимости, всеобщности порождаемой этим восприятием оценки заключается тайна эстетического. Вместе с тем именно практическая человеческая деятельность составляет основу эстетического отношения человека к миру. В общественном труде, в практике формируется неведомая животным способность человека созидать «по законам красоты» (К. Маркс) и ко всему стремиться подходить с эстетической мерой.
|
|
Особой сферой человеческой деятельности, в которой эстетическое воплощается в художественное, является искусство. Эстетические ценности реального мира и художественное его освоение, органически взаимосвязанные, вместе с тем относительно самостоятельны. Взаимосвязь эстетического и художественного проявляется в разных сферах, помимо собственно искусства, в практической деятельности и созерцании, социальной и индивидуальной жизни, создавая познавательную напряженность и переплетаясь с ценностно-ориентирующими мировоззренческими функциями общественного сознания.
Основная социальная функция искусства обусловливает специфику художественного способа постижения действительности - художественный образ, в котором воплощаются все особенности искусства. Художественный образ - это способ познания действительности и ее оценка художником; в нем присутствуют одновременно объективное и субъективное, материальное и духовное. В искусстве выражается внутренняя сущность человека в ее цельности, в превращении субъективного содержания в общезначимое целостное объективное бытие. (Пример: литературно-художественное течение русского космизма - проблема синтеза в искусстве в творчестве М. Врубеля, В. Кандинского, А. Блока, А. Ахматовой, А. Скрябина).
|
|
Уникальная структура художественного образа сближает искусство в одном отношении с наукой, в другом - с моралью, в третьем - с техническим творчеством и т.д. Однако это не мешает искусству сохранять свою суверенность в качестве носителя специфической информации, недоступной всем остальным формам общественного сознания. Вместе с тем, в зависимости от конкретных форм общественно- исторических и социально-идеологических потребностей, искусство может в одних случаях сближаться с религией и отчуждаться от науки; в других, напротив, рассматриваться как особый способ познания общего и закономерного, родственный науке и враждебный религии; в третьих вообще уподобляется игре как уникальному способу противопоставления искусства всем остальным видам внеэстетической, утилитарной деятельности.
Своеобразие искусства как формы духовно-практического освоения мира и творческой деятельности связано с реализацией совершенно определенной человеческой потребности и способности, которая не только породила искусство, но и обусловливает его историческое развитие, его жизненную силу. Именно в способности предметно воплотить и конкретно-чувственно представить творческую, созидательную сущность бытия, заключен главный секрет непреходящего значения искусства любой эпохи, гуманистической ценности его лучших образцов.
|
|
Так, отражение действительности в складывающемся художественно-образном познании первобытного человека, в отличие от развивающегося наряду с ним абстрактно-логического познания, носит отчетливо выраженный чувственно-эмоциональный характер. Многочисленные версии происхождения искусства свидетельствуют о том, что первыми художниками были кроманьонцы, жившие на Земле примерно 30-40 тыс. лет назад. Их многокрасочное изобразительное искусство - наскальная живопись - говорит о зарождении символического мышления и наблюдений за природой, за ее циклами. В искусстве человек посредством художественного воображения свободно, согласно Марксу, «изменяет свою собственную природу …, развивает дремлющие в нем силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти». Произведение искусства рождается из потребности людей изменить, преобразовать, «очеловечить» свое чувственное восприятие мира в соответствии с общественной практикой, которая поставляет для этой потребности весь необходимый материал. Художественная правда, основываясь на правде жизненной, строится по законам искусства, т.е. не копирования и повторения уже известного, а изображения нового посредством вымысла, воображения, рождаемого вдохновением.
|
|
Искусство носит сугубо личностный характер, и личностное начало искусства всеобъемлюще: оно пронизывает все стороны и моменты художественно-образного процесса постижения действительности. Личностным началом, неповторимым личностным смыслом отмечены все стороны творческого процесса: и общественная позиция самого художника, и его эстетический идеал, и оценка художественного произведения в его полноте и неповторимости.
Таким образом, эстетическое освоение действительности есть специфический способ утверждения в качестве нормы индивидуально-общественной жизни человека всесторонности и целостности его духовно-практического бытия.
Эстетическое сознание и его высшая форма - искусство вбирает в себя все достижения человечества, по-своему трансформируя и изменяя их посредством традиционных, живущих веками художественных символов. Искусство как способ целостного, синтезирующего самовыражения, как средство для обеспечения трансляции всех других достижений человечества, обнаруживает себя и на уровне отдельной личности, и на уровне каждого этапа развития общества, и на уровне исторической связи поколений, выражая единство поступательного процесса культуры.
Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 1322; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!