Новый идеал философского мышления
Философия
619/5
3сентрября.
Лектор -Костина Ольга Викторовна
Философия (от греч -люблю и мудрость)
Первый кто употребил слово "философ" был Пифагор (540-490 до н э.пифагор называл свое учение любомудрием , а не мудростью.
Мировозрение -комплексное форма знания,объединяющее разные пласты человек кого опыта:знания,ценности поведенческие системы .
Иммануил Кант .разграничение между рассудком и разумом.
Рассудку не достает понятия цели,тоесть того движущего стимула который придавал смысл нашей деятельности.Рассудок познает ,но ориентируется он посредством разума и идеи,которым не является знанием.
Философия-это теоритическо осмысленное мировозрение ,которая стремится не к доксе(верование и мнение),а к эпистиме(объективное вечное знание)
Теория-вид человеческой деятельности ,направленный на получение обоснованного объяктивно истинного знания о природной и социальной реальности в целях ее духовного и практического освоения .
Сущность-это внутренние содержание предмета ,выражающее в устойчивом единстве всех многообразный и противоречивых форм его бытия;
Явление-то или иное обнаружение предмета,внешние формы его существования.
Философия имеет дело со сверхналичным ,которое выходит за пределы ,исправляет и дополняет бытие.она описывает не то,что есть,но что должно быть :ценности ,смысл ,цели.
Предмет философии не ограничен частными науками.философия может существовать в любом материале.Важны личный локус,самосознанию щее мышление,проблематизация материала.
|
|
Метафизика в буквальном переводе с греч означает то, что после физики.
Так называли Аристотеля трактат философа ,помещенный вслед за книгой о физики.
Философия как метафизика как учение об сверх чувственном опыте,которые не могут быть проверены .
Механизмы философской мысли.
Задержка "эпохе"
"Платон мне друг,но истина дороже"Аристотель
"Я знаю ,что нечего не знаю"Сократ (мето Рефлексия)
2уровень
Философия -это механизм идеации, специфический духовный который не решается позитивной наукой.
Антология-бытие+учение слова(греч)-учение об бытие .
Гнесиология(логос-слово,гнесис-знание)теория познания ,занимается исследованием границ человек кого познания.
Этика -(обычай)-философия дисциплина ,изучающая мораль ,нравственность и ее принципы.
4сентября 💗💗💗💗💗💗💗💗💗💗🍑
Лекция по философии
Несколько подходов к философии
1)философия как наука(сциентизм )
2)философия как феноменология -строгая наука о феноменах сознания
3)экзистенциальный подход -философия как философия существования,где исследователь ориентируется на антологическую психологию.
|
|
И.кант (1724-1804)
Что я могу знать?
Что я должен делать?
На что я смею надеяться?
Что такое человек?
Мишель Фуко
"Забота о себе"философская практика
-преобладающий принцип
Действия , очищение и преобращения
Цена постижения истины -обращение субъекта
Тема2
Ранняя греческая натурфилософия
Предпосылки появления философии:
-особые соц полит условия
-ментальные хар-ки греч культуры
-преобразование обычая в институт обр-я
12тезисов об антич культуры лосева
-Логос
-идея
-категория тихне("возделывать себя")
-софия как способ ориентировки в свете идей
Космологизм(объективный космос,объект богаче Су бъекта)
Агон-соревновательность
Этапы развития греч философии
1этап
6в до н э-середина 5в нэ
-натур философский
2этап
2антропологический
4век до н э-систематический
3век до н э-1век н э -этический
1век н э-6век н э -религиозный
Связь с природой-интегрированность природы,занимались вопросами космологии.их стали называть логографы(логос-пишу,граф-слово )
1ая школа-Милетская школа;проблема единого первоначала.присутсвует доказательность мысли(астрономия)это был полет мысли;выход за пределы созерцаемого;
|
|
Гераклит-проблема изменчивости бытия,взывал к первоначала,который представлял как огонь;
2ая школа-элейская школа-говорит о иллюзорности изменчивости
-парменид:мир как единое ,вечное и не измеримое бытие
-парадоксы Зенода:обоснования эгейской онтологии
Первые греч философы -Фалес ,анаксимандр,анаксимен,несколько позднее -пифагорейцы,Гераклит,Эмпедокл и другие-размышляют о происхождении мира ,его строении,пытаются
Архе(греч )термин древнегреч философии ,онтологическое начало
Кто автор первого философского дневнегр произведения???????????
-фалез
Семинар 7.09.2015
Соколенко Владимир Михайлович
2nd-street.livejurdan.com
Смотреть вопросы тут
Лекция 11.09
Илийская школа
Элиаты
Основатель Ксенофан(565-473г до н э)
Эта школа которая возникает другое (онтологическое) направление мысли.
Где ставится вопрос о несоответствии бытия чувственному воспирнимаемому миру.
Парменид(540-470г до н э)
-бытие введено парменидом
-до этого предмет не бытие как таковое а сущие вещи
-бытие связано с истиной и благом
|
|
"Бытие есть , а не бытия нет"
"Бытие постижимо , а бытие не постижимо"
-Условия возможности бытия едины ,но не единичное .
Зенон элейский (акмэ сер .5в до н э (490-430до н э)
Исходя из учения парменида в своих апориях(неразрешимой затруднение:"дихотомия","Ахиллес и черепаха","стрела ","стадий" и др) доказывал ,что есть единое нет многого ,есть неделимое ,нет деления,есть неподвижное ,нет движения.
*Если принципы и правила теоретического поиска ,это абстрактный мир,который с точки зрения обыденного сознания ,абсурден.
Пифагор(около 580-500г до н.э)
Классический период в философии ,когда философия включается в жизнь полиса:
Способов док-в положили начало логике!
Не природа становится в центре философии,а социально-политические проблемы,мораль,права.,вопросы нравственности и этики.
Главная антиномия фюсис (природа) и номус(закон).
Мера сущего-человек!
Это место обнаружения бытия.
Софисты как посредники между нравственностью и невежеством
4философия
В рамках антологии Аристотеля можно говорить о 4причинах
-манериальная
-формальная
-движущая
-целевая
Высшая действительность в аристотельской метафизики -это ум,который мыслит сам себя.
Он становится тем что мыслится!единство объекта и субъекта
Это философский бог
Актуальное первоначало-неподвижный перводвигатель.содержатся в метафизике.которую Аристотель считал возвышенную науку-метафизику и она не преследует возвышенной цели.
Для Аристотеля важно понимание единичного
Душа -это осуществленность живого организма.растительная душа-питание и рост ,чувствующая,животное -ощущение и движение и разумная -познание и самоопределение
Отрицает бессмертие души,но признает разумную душу как сверхчувственную и свертелесную
Задача познания -выявление общего
Главное -душа
Знание не прирождённо
К знанию надо прийти
Познающая мысль
Знание объяснительно,доказательно и единое
Логику основал платон
Инструмент -логика и диалектика!
Проанализировал 158государств
Лучшее -демократия
Худшее -тирания
Этика эвдемонизм -учение о счастье
Создал стиль мышления
Создание аппарата
Промалитизация вопросов
Философия в эпоху эллинизма!
Эпоха эллинизма -время синтеза востока и запада,когда Греция попадает под власть Македонии и Рима .расширение греч культуры.полисная организация сменилась имперской.тождество человека и граждан на разрушено,появляется человек-индивидуум.космополитизм появляется.
Мир классической ясносности сменяет мир страха перед бытием.вот почему метафизика уступает место этике.сейчас главное не бытие само по себе ,не сущее,а отношение к этому сущему.
Индивидуализм.космополитизм.
Диалектинизм связан с космополизмом ,ибо для отъединенной личности всегда открываются большие просторы,если она действительно отошла от своих непосредственных корней и стала самостоятельно и свободна себе
Новый идеал философского мышления
Атараксия
Мудрец ,совершенно не подверженного никаким треволнениям жизни.он всегда безмятежен ,бесстарашен и нечувствителен ни к чему происходящему .
На первый план выходит этическая проблематика-не вещи сами по себе ,а отношение к вещам.
Апатия - безразличие к внешним благам.
Философия -это то что должно вас цеплять.
Пуста речь философа,если она не способствует извлечению болезни души .эпикур
Логика
Физика
Этика
Это инструменты
Стоики-самая влиятельная школа основаная зеноном.(ззз-262до н э)
В мире Зевс Логос -активное начало -рациональность и закон
Этапы развития исторического учения:
-др стоя(3-2 до н э)Зенон
-ср стоя (2-1)панэций,посидоний
Поздняя стоя(1-2 до н э )Сенека ,Эпиктет,Аврелий
С точки зрения Стоика:
-космос един,одушевлен
-человек -часть целого..жить ради космоса.
-достигнув бесстрастия он станет уподоблен богу,философствовать -упражняться в том,чтобы жить
-каждое собитые-в перспективе универсальной природы.
Апатия.
Благо которого можно добиться и зло то что нужно избегать !
Школа эпикурейцы
Эпикур
Главные представители -Эпикур и тут Лукреций
Основа др греч атомизм
Теория самоотклонение атомов -Свобода человека
Этика -покой и умственного равновесие.
❤️
Философия
Подлинная действительность -это живое сознание.это человек,поэтому редеет философии познание человека."познай самого себя".сознанеи явл-сч источником положительного знания и правильного действия.самое точное знание -знание о незнаниями.главный инструмент-понятие.
Добра дела есть знание о добродетели.
По сократу философия явл-со практическим делом,она позволяет упражняться в том числе и в науке"смерти"
Платон 8лет общался с сократом
Аристотель и платон создатели класс системы античности
Настоящее имя платона(аристол)основатель фил школ в Афинах.
19.09.15
Философия
Бытие есть ,но есть и не бытие.общая картина идеи.
Сам Платон понимал трудности своих идей,он сам же себя критиковал.уезвимое место Платона механизма взаимоотношений вещей и идей.
Идея образец
Идея величия
Диалог парменид
Показывает как единое многим,и как многое становится единым.мы можем приобщиться к знаниям идей,посредством особой процедуры.знание не связаны с телом.
Федон-бессмертие души.
Душа может переходить во внеземное сосуществование.
Познание по Платону движется от сущности к явлению ,от причин к следствиюдуша не имеет органов чувств .знание не чувствие,интуитивное знание целого.рациональная интуиция.
Диалог :
театет .федр,федон.
Знание противопоставляется мнению.истинное знание-рациональное знание:мышление и рассудок.
Припоминание связано с диалогом ,умением ставить вопросы и получать ответы.
Высший род знание-ноэзиз
Платон говорил языком мифа.рациональная
Докса.эпистима.
Докса-не надежное
Эпистима-уверенность
Соц -полит теория так же носит антропологический характер.выводит общество ,модель идеального государства.
Душа ,начало,его место в обществе.
Любовь к мудрости,освобождение мира от идеи мнения.
Статья :учение Платона об истине!(прочитать)
Аристотель 384-322г до н э
Ученик Платона
Основатель ликея
Перипатики-прогуливающиеся
После смерти Аристотеля его руководство Теофраст
Фигура трактата-вводит его Аристотель,дидактическое сочинение ,систематическо изучающее
Это естественное сочинение ,о душе,этики политике
Искусства ,риторики
Он разделил философию на теоретическую (физика и метофизика) и практическую (этика,политика,экономика)
+творческая деятельность
Метофизика-мех термин,когда переводили Аристотеля тексты,стали помещать эти тексты после физических сочинений.работы о первых началах
Аристотель ввёл в обиход исторические экскурсы,описывал состояние вопроса.историк философии. Его называли энциклопедией его др греч жизни.благодаря Аристотелю Европ философия приобретает методическую разработанность и простоту.для Аристотеля главное что первое начало не находится за пределами бытия
Это осуществленность .здесь учения о душе
Душа как энтелехия тела не может существовать отдельно.
Форма есть основа(идеи платонической филонит) -интерпретациями Платоновной идеи.что это?-пространство этой сущности
Материи только возможность
Она даёт осуществленность
Бытие в действительности -это форма,а бытие возможности-это материя.
Аристотель ищет реализацию в чувственном мире,отсюда наук определенность его исканий.общее предшествует частному.
Философия
Эпоха возрождения.
18окт
Принцип откровения
В представлениях моготеистических религий непосредственное волеизъявление трансцендентного божества или исходящая от него информация как абсолютный критерий человеческого поведения и познания
Принцип творения
Согласно христианскому догмату бог сотворил мир из ничего автом своей божественной воли благодаря своему могуществу .
Герменевтика-толкование текстов
Аллегорический метод применён Филонов александрийский
(Ум ок 50г)
Вершина фил символизма-учение все бонавентуры(13в)
В символическом познании разум неотделим от веры
Марий викторин (около 355г)
Содействовал утверждению непоплатонизма в Латинской культуре
"О троице против Ария"
Переводы и комментарии Аристотеля ,Августина.
Вершиной в запад. Потрыстике -это философия Блаженного Августина
"Исповедь"
О троице"
О граде Божьем"
Систематизация крестьянского учения.основы синтеза -платонизм.
Главная проблема -это проблема Бога и мира .
Принцип плутонической
Дуализм мира и Бога
Иерархия сущего
Экземплялизма-в Боге содержится первый экземпляр
Зло не есть сущее, не его бытие,но его дефект ...несовершенство вещей-основа зла.
С точки зрения гнесиалогии,
Несколько формул которые приняты в сред философии:-верую чтобы понимать(Августин)
-понимаю чтобы верить(Абиляр)
- верую
Познание начинается веры
Душа-через неё все проходит.
Человек обращается к душе
Поэтому позванемое уже содержится в душе познающего
Знание=самопознанию
Самопознание как очевидность и достоверность
Человеческий ум уподобляется взору
Человеческий
История ософья Августина построена на принципах проведения и откровения .античный циклизм.
Спасение с помощью благодати.прогресс
Учение о граде.от земного к небесному
Сваластика-это след этап развития
Это поиск эмоционального выражения дух опыта
Утверждение гармонии веры и разума
Источники связаны с христианских аристоринизмом христианским
Логика приобретает черты свойственные истине и религиозному догмату
Первичным материалом является язык
Структура мысли воспроизводит структуру языка
Суть этого метода:Анализ слова,анализ структуры языка
Вещь в схоластике знаем с рациональной стороны ,как единство формы и содержания
Мир состоит из антологических единиц
(Идеи)которые соответствуют словам нашего языка.
Философия 6.10.2015
Декарт
Природа по Лебницу наделена внутренней силой
Активностью
Стремлением
Деятельность составляет природу
Это и есть сущность монады .(восприятие и стремление суть монады)
Монас-один,высшие монады более понятны себе,чем низшие монады.
Реальное бытие принадлежит индивидуальным сущностям.
Монада можно мыслить по аналогии с душой и каждая монада отражает всю вселенную.
Природа непрерывная лестница существ.
Предустановленная гармония-согласование монад.
"Нет нечего в разуме,чего прежде не было бы в чувствуешь ,кроме самого разума"
-все знания делит на 2вида:истина разума-получены без обращения к опыту(математические аксиомы),носят необходимый характер и истины факта -получены эмпирически путём ,они вероятностны(лёд холоден)
-душа содержит идеи,нов зародышовом состоянии.
Истина та идея понятие котороя возможно ,ложна та-понятие которой содержит противоречие
Интеллект предшествует чувствам.
Эмпиризм
Ф.Беком
Англ философ
Историк
Полит деятель
Основоположник эмпиризма.
(1561-1626)
Главное произведение :новый арганон
Которая противопоставляет аристотельскому методу,что метод собирания фактов (схоластическому)в мёд научных открытий .
Он оскаливался от опыта.Индукция ,продуктивная связь между умом и природой,познание опирающийся на опыт.Отсюда наука которая раскрывает действительное содержание мира.
"Знание-сила,природа -мастерская,а человек в ней ремесленник"
Здесь рождается новый метрологический принцип :полезность истины .
беком учит о идолов
Теория в которой он исследует собственное заблуждение.
-Идолы пещеры.индивидуальные заблуждения , у каждого есть точка зрения.
-идолы рода.присущи всем людям ,связанной с природой человека.свойственно человеку вообще
Идолы площади-неточность языка,непривально употребляем
Идолы театра-которые проникают из разных философских систем.
Т .Гоббс(1588-1679)
Д.Локк(1632-
Джорджа Беркли
Дэвид Юм
Родина -Англия
Главная причина несчастья -борьба с невежеством
Критика метафизических систем
"Имей мужество пользоваться собственным умом"девиз эпохи просвещения
❤️Тема:немецко-классическая философия
Середина 19века
Этой философию мы говорим когда говорим"сов-та фил учениц Канта
Фихте
Шеренга
Гегеля
Фейербаха
Для этой философии значимы:
-прогресс
-Свобода
-Активность духа
Это системы,которые соединяют диалектику и идеализм.
Творчество Канта делится на 2периода :
-докритический
-критический
В критический ппериод он принимает систематическое исследование способности души и его коперниканский переворот-это возвращение к человеческому субъекту
Независимо от этого субъекта предметы существует как "вещи в себе".
Главные произволения "критического периода"
-критика чистого разума
-к практического разума
-к способности суждения
Весь мир делится на две группы:
Ноумен-умопостигаемый предмет,к не дай в опыте
Феномен -предмет данный в опыте как явление вещи
Всякое наше познание начинается с опыта ,но не всякое знание. Целиком происходит из опыта-кредо кантонский философии.
Кант синтезирует империческую и рационалистическую
позицию.
Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 289; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!