В томленьях грусти безнадежной,



В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный,

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Билет №6

Проблема чести и долга давно была интересна Пушкину. Она встречается во многих его произведениях, но наиболее полно эта проблема освещена в романе “Капитанская дочка”.

Понятие “чести и долга” в повести многозначно. (Именно это позволяет читателю более глубоко понять суть проблемы.) Оно раскрывается через мотив воинской чести, долгом перед своим государством, а также через мотив дворянской чести и долгом перед дамой.

Наиболее важным для главного героя является воинская честь. Петр Гринев - молодой дворянин, присягавший императрице. Несмотря на неоднозначность положения, в котором оказался герой, он все-таки преодолевает свое малодушие и отказывается признавать в Пугачеве государя. На такой поступок способен только настоящий офицер, а главное - честолюбивый человек, каким и являлся Петр. Даже когда Пугачев пытается взять с него обещание не выступать против мятежников, он также проявляет твердость характера. Чувство воинского долга взяло верх над “слабостию человеческой”, и Гринев честно признается Пугачеву, что не может дать обещания, ибо обязан выполнять приказы государства.

С другой стороны показана проблема через мотив дворянской чести. Когда Петруша проиграл огромную сумму денег, то Савельич сказал ему написать письмо Зурину о том, что у них 'и денег-то таких не водится'. Но Пётр не мог не отдать долга, он не хочет позора - если обещал, то обязан сделать. Хорошие человеческие качества молодого офицера также проявляются в стремлении защитить честь своей дамы. При допросе в суде он не упомянул имени Маши Мироновой, потому что не желал, чтобы её ' потребовали к ответу'. Гринев взял всю ответственность на себя, дабы не ухудшить репутацию своей девушки. Помимо защиты её чести, у Петра возникает чувство долга перед ней. Он переступает через себя и просит Пугачева помочь освободить Машу из плена Швабрина. Именно в таких ситуациях видно, каков человек, какими на самом деле качествами характера он обладает. И Петра Гринёва можно назвать настоящим офицером, а главное, настоящим человеком.

Таким образом, проблема чести и долга в романе раскрывается всесторонне, ибо это даёт читателю возможность глубже понять суть проблемы.

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?...

Играют волны — ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит...

Увы! Он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Билет №7

Маша Миронова — главная героиня повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Это застенчи­вая, скромная, с непримечательной внешностью де­вушка: «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круг­лолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели». Гринев воспринял капитанскую дочку с предубеждением, так как Швабрин описал ее «совершенною ду­рочкою».

Однако постепенно между Петром Гриневым и ка­питанской дочкой возникает взаимная симпатия, пе­реросшая в любовь. Маша внимательна к Гриневу, ис­кренне волнуется за него, когда тот надумал драться на дуэли со Швабриным («Марья Ивановна с нежностию выговаривала мне за беспокойство, причинен­ное всем моею ссорою с Швабриным»). Чувства героев друг к другу полностью обнаружились после тяжело­го ранения, полученного Гриневым на дуэли. Маша не отходила от раненого, ухаживая за ним. Героине не свойственно жеманство, она просто говорит о своих чувствах («она безо всякого жеманства призналась мне в сердечной склонности...»).

К главам, в которых появляется Маша Миронова, автор в качестве эпиграфов подобрал отрывки из рус­ских народных песен, пословиц: Ах ты, девка, девка красная! Не ходи, девка, молода замуж; Ты спроси, девка, отца, матери, Отца, матери, роду-племени; Накопи, девка, ума-разума, Ума-разума, приданова.

Буде лучше меня найдешь, позабудешь. Если хуже меня найдешь, воспомянешь. Использование подобных эпиграфов, по содержа­нию своему отвечающих той или иной ситуации, слу­жит одним из средств поэтизации образа Маши Миро­новой, а также позволяет А. С. Пушкину подчеркнуть высокие духовные качества своей героини, ее бли­зость к народу.

Маша — небогатая невеста: по словам Василисы Егоровны, из приданого у дочери — «частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог!), с чем в баню сходить»; но она не ставит себе целью обеспечить свое материальное благополучие путем брака по расчету. Она отвергла предложение Швабрина о замужестве, потому что не любит его: «Я не люблю Алексея Ива­ныча. Он очень мне противен... Алексей Иваныч, ко­нечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под вен­цом при всех с ним поцеловаться... Ни за что! ни за ка­кие благополучия!».

Дочь коменданта воспитана в строгости, послушна родителям, проста в общении. Узнав, что отец Грине­ва против брака сына с нею, Маша расстроена, но сми­ряется с решением родителей любимого: «Видно мне судьба... Родные ваши не хотят меня в свою семью. Буди во всем воля господня! Бог лучше нашего знает, что нам надобно. Делать нечего, Петр Андреич, будьте хоть вы счастливы...» В этом эпизоде раскрывается глубина ее натуры, Маша, чувствуя ответственность за любимого, отказывается венчаться без родитель­ского благословения: «Без их благословения не будет тебе счастия».

Испытания, выпавшие на долю девушки, воспиты­вают в ней стойкость и мужество. Родители считали Машу трусихой, потому что та до смерти испугалась пушечного выстрела на именинах Василисы Егоров­ны. Но когда Швабрин под страхом смерти вынужда­ет ее выйти за него замуж, Маша предпринимает все возможное для своего спасения. Оставшись сиротой, лишившись дома, девушка сумела выстоять, не утра­тив своих духовных качеств. Считая себя виновницей ареста Гринева и понимая, что ради спасения ее чести он ни за что не произнесет на суде ее имени, Маша ре­шается ехать в Петербург и самостоятельно составля­ет план действий, чтобы восстановить справедли­вость. Большую роль в этом сыграла и способность Маши располагать к себе людей, различных по харак­теру и социальному положению.

Какой смысл заключен в названии повести? Поче­му «Капитанская дочка», ведь главным героем произ­ведения является скорее Петр Гринев? Конечно, со­бытия, происходящие в повести, так или иначе связа­ны с образом Маши Мироновой. Но я считаю, что А. С. Пушкин стремился показать, как в тяжелых ис­пытаниях проявляются человеческие качества, под­час скрытые. Честность, нравственность, чистота — основные качества Маши Мироновой — позволили ей победить свою горькую судьбу, обрести дом, семью, счастье, спасти будущее любимого человека, его честь.

Зимняя дорога

Александр Пушкин

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска...

 

Билет №8

Романтическим эпосом называли поэму «Мцыри» литературные критики. И это действительно так, ибо в центре поэтического повествования – свободолюбивая личность главного героя.

Мцыри – романтический герой, окруженный «ореолом избранности и исключительности». Ему присуща необычайная внутренняя сила и мятежность духа.

Эта незаурядная личность от природы непреклонна и горда. В детстве Мцыри терзал «мучительный недуг», который сделал его «слабым и гибким, как тростник». Но это только внешняя сторона. Внутри же он сумел развить в себе могущество и силу духа.

Попав в монастырь, герой томится в его «сумрачных стенах», напоминающих ему темницу. Мцыри чувствует себя в настоящем духовном заточении, постоянно терзающим его свободолюбивую натуру. Здесь «нет пищи» его гордому сердцу, которое жаждет борьбы. Мцыри ощущает, что огонь в его груди постепенно превращается в жар «бессильный и пустой». И от этого его страдания становятся безмерными.

Герой, лишенный «отчизны, дома, друзей, родных», бесконечно одинок. Себя он сравнивает с листком, оторванным грозой. И вот это состояние оторванности от дорогого ему мира рождает непреодолимое желание из «келий душных и молитв» вырваться в «чудный мир тревог и битв». Он грезит свободой, «где люди вольны, как орлы». Ему хочется на волю, в ту жизнь, которая полна тревог, но так для него желанна. «Блаженство вольности узнать» — вот цель Мцыри, стремясь к которой, он совершает побег из монастыря.

Апофеозом жизни романтического героя становятся три свободных дня, прожитые на свободе. Он, как живительной влагой, упивается красотой окружающей его природы. Зримо перед его глазами встает отчий дом и милые сердцу близкие люди. У Мцыри сладко замирает сердце от созерцания уединенных саклей с их удивительным спокойствием. Он с волнующим трепетом наблюдает за прекрасной девушкой. Герой полностью отдается схватке с грозным барсом, сражаясь насмерть с опасным хищником. Именно здесь, на воле, он по-настоящему счастлив.

Тяжелейшая горечь разочарования настигает Мцыри, вновь оказавшегося в монастыре. Но три дня свободы греют его душу. Понимая, что умирает, герой просит похоронить его саду, где «свежий воздух так душист». У своей последней черты он мысленно переносится в свою свободную «милую страну».

Мцыри стал в русской литературе символом свободолюбия, храбрости, непреклонной силы духа, сочетающихся с удивительной любовью к жизни.

 

Билет 9

Мцыри в своей исповеди отстаивает прежде всего идею свободы. Вся его речь проникнута страстной любовью к воле и пониманием того, что свободное существование является естественным для человека. При своем побеге он задается вопросом: «Для воли иль тюрьмы / На этот свет родимся мы?…» — и ответ его однозначен: огромный и прекрасный мир нельзя спрятать от людей за монастырскими стенами. Также в исповеди в монологе Мцыри звучит упрек монахам, спасшим его тело, но лишившим его полноценной жизни: «Старик! я слышал много раз, / Что ты меня от смерти спас — / Зачем? ..». Красоту жизни, необходимость в любви и дружеском общении, ценность родины превыше человеческой жизни — вот что отстаивает Мцыри в исповеди.

Билет 10

Сделавшись виновником всеобщего обмана, Хлестаков никого не обманывал. Сыграв прекрасно роль ревизора, он даже не понял, что ее играет. Но к Хлестакову пришло в голову, что его принимают за «государственного человека». Важной чертой характера Хлестакова является отсутствие памяти. Для него не существует прошлого и будущего. Он сконцентрирован только на настоящем. В силу этого Хлестаков неспособен к корыстолюбивым и эгоистическим расчетам. Так как наш герой живет одной минутой, постоянное превращение является его естественным состоянием. Принимая какой-либо стиль поведения, Хлестаков мгновенно достигает в нем высшей точки.

 

Билет №13

Комедия Н. В. Гоголя довольно проста, нам показан скучный и унылый мир одного уездного города. Город показан нам грязным, где возле дома сапожника навалено сорок телег мусора. И такая картина предстаёт не только в провинциальных городах, но и во всей России того времени.

Жители Уездного города

Представителем чиновничества является городничий по имени Сквозник-Духмановский. Купечество представлено нам Абдулиным, мещанство – Пошлёпкиной, помещиками являются Бобчинский и Добчинский. Руководителем богоугодных заведений в городе является Земяника. Главный судья – Лякин Тяпкин. В полиции кругом пьянство и грубость, а людей в тюрьмах морят голодом. Полицейский Держиморда, пользуясь своим положением без стыда и смущения заходит в лавки купцов как в собственную кладовую. Почтмейстер Шпекин вскрывает письма из любопытства.

Жизнь в Уездном городе

Но всех жителей города объединяет одно: каждый видит свою должность как хороший способ, чтобы жить без забот и не тратить на это больших усилий. В этом городе нет понятия – общественное благо, ведь кругом бесчинство и несправедливость. Взяточничество здесь считается обычным делом, и если бы появился в городе человек, который считает, что брать взятки постыдно, его бы сочли за ненормального.

В пьесе «Ревизор» создаётся действительно удивительная ситуация: город, который полон противоречий становится единым целым, перед приездом ревизора. Чувство страха объединяет городских чиновников.

Мы наблюдаем картину, где люди далеки от подлинного смысла жизни и утратили способность думать, и видеть. В этом городе человек теряет свой облик и живёт лишь страстью приобрести богатство и чин на службе.

 

Билет №14

 “Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. К нам едет ревизор”, — с этой фразы начинается блистательная комедия Н. В. Гоголя “Ревизор”, местом действия является небольшой уездный городишко, а главными действующими лицами — городские чиновники. Сообщение о приезде ревизора для них как гром среди ясного неба. Жизнь местных чиновников течет тихо и безмятежно. Лень, взяточничество, казнокрадство — настолько привычные явления в их городе, что практически официально разрешены. Глава города берет взятки и легко подыскивает себе оправдание: “Недостаточность состояния... Казенного жалованья не хватает даже на чай и сахар”. А судья, например, такого греха за собой и вовсе не признает: ведь он берет взятки борзыми щенками. Почтмейстер читает чужие письма и расценивает это как нормальный источник информации: “...смерть люблю узнать, что есть нового на свете”.

При этом никого из них не заботит, как обстоят дела в городе. А дела-то обстоят хуже некуда, иначе с чего бы чиновники так переполошились, узнав о приезде ревизора. Все стали судорожно припоминать, что творится во вверенных им учреждениях — в присутственных местах, богоугодных и учебных заведениях, почтовом отделении и т. д. Выяснилось, что в присутственных местах “сторожа завели домашних гусей с маленькими гусенками”. А в богоугодных заведениях больные курят крепкий табак и ходят в грязной одежде. Церковь при богоугодном заведении, на которую еще пять лет назад были ассигнованы деньги, строиться не начинала. Поэтому городничий распоряжается, чтобы все говорили, будто она сгорела. Еще одно указание — “...разметать старый забор, что возле сапожника, и поставить соломенную веху, чтобы было похоже на планировку”. В общем было чему ужаснуться. Сам городничий восклицает: “Что это за скверный город!”

Ревизор должен приехать инкогнито, а чиновники настолько перепуганы, что готовы принять за него первого же приезжего человека, мало-мальски похожего на жителя столицы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что поселившийся в местной гостинице Иван Александрович Хлестаков показался им подходящей кандидатурой на роль ревизора. А собственно, почему бы и нет? Хлестаков действительно приехал из Питера, и одет он модно — этакая “столичная штучка”. Причина появления столь важного гостя может быть только одна — конечно, это ревизор!

При первой встрече Хлестакова с чиновниками неизвестно, кто кого больше боится. Однако Хлестаков оказывается хитрее и предприимчивее — он быстро ориентируется в ситуации. И вот уже чиновники суют ему деньги, а он берет “взаймы” у каждого из них. Хлестаков становится дорогим гостем в доме городничего, очаровывает его жену и дочь — двух провинциальных кокеток, помешанных на нарядах и альбомчиках для стихов.

Кульминацией является сцена вранья, когда Хлестаков переходит все границы в своем хвастовстве. Казалось бы, он выдает себя с головой в каждом слове, и тут семи пядей во лбу не надо, чтобы понять: в его выступлении нет ни слова правды. И дом у него первый в Петербурге, и на службе он незаменим, и литератор он известный, и даже с Пушкиным знаком. Однако его собеседники настолько тупы, серы и необразованны, что всё принимают за чистую монету: “Вот оно, что значит человек! В жисть не был в присутствии такой важной персоны, чуть не умер со страху”.

Зато какова же была сцена прозрения! Каждый из чиновников получил характеристику, данную Хлестаковым. Все чуть не передрались, выясняя, кто виноват. Знаменитая фраза городничего: “Чему смеетесь? над собой смеетесь!” — обращена и к гостям, находящимся в его доме, и к зрительному залу. Ведь героев комедии можно встретить повсюду. А посмеяться все-таки не вредно. Гоголь, отвечая на упреки, что в пьесе нет ни одного положительного лица, писал: “Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе... Это честное, благородное лицо был смех”.

 

Билет № 17

Различают три основных рода литературы: эпос, лирика и драма.

Эпос – род литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях.

Лирика – род литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли.

Драма – род литературы, в котором взаимоотношения людей, возникающие между ними конфликты раскрываются через поступки героев и получают воплощение в форме монологов и диалогов.

 

 

Билет № 18.

 

 

Билет № 20

ТЕМА — объект художественного отражения.

СЮЖЕТ — основные эпизоды событийного ряда в их художественной последовательности

КОМПОЗИЦИЯ — структура художественного произведения.

ИДЕЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ - главная мысль о том круге явлений, которые изображены в произведении; выражается писателем в художественных образах.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 304; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!