Тема 2. Специфика художественной литературы как вида искусства



Nbsp; СБОРНИК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ

МАТЕРИАЛОВ

По курсу

Основы теории
литературы

 

 

Для студентов факультета журналистики

 

 

Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2006


УТВЕРЖДЕНО

кафедрой истории

журналистики и литературы

 

 

Составитель – д-р филол. наук, проф. Л.Г. Кихней

Ответственный редактор – зав. кафедрой истории журналистики
и литературы, проф. Н.И. Якушин

Рецензент – д-р филол. наук, проф. Л.В. Овчинникова

 

 

Сборник учебно-методических материалов по курсу «Основы теории литературы». – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2006. – 64 с.

 

Пособие подготовлено на факультете журналистики

 

Программа соответствует требованиям
Государственного образовательного стандарта
высшего профессионального образования
по специальности 021400 «Журналистика»

 

© Кихней Л.Г., 2006


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая работа представляет собой первый опыт создания комплексного учебно-методического пособия нового типа. Программа, отражающая основное содержание курса, сопровождается справочным разделом, комментирующим наиболее сложные понятия каждой темы. Этот раздел, содержащий краткие, но емкие определения основных литературоведческих понятий, дополняет и уточняет содержание лекционного курса, имеющихся учебников и учебных пособий. Следующие два раздела призваны помочь студентам овладеть навыками самостоятельного анализа художественного произведения в единстве формы и содержания. В них включены темы практических занятий, а также вопросы и рекомендуемая литература для подготовки к ним. В рамках организации самостоятельной работой студентов в межсессионный период в сборник включены вопросы и задания для самостоятельной работы и самоконтроля. Сборник завершают вопросы для подготовки к экзамену и список критических и справочных источников.

 

 

Цели и задачи курса

Цель курса – разъяснить смысл и происхождение основных литературоведческих понятий и терминов, сформировать систему литературоведческих знаний и помочь овладеть студенту первичными навыками системно-целостного анализа художественного текста, по возможности познакомить с новейшими достижениями литературоведческой науки.

Изучая основы теории литературы, студенты должны понять сущность литературы как феномена культуры и искусства, постичь ее внутренние закономерности и особенности бытования в обществе.

Курс является базовым для изучения комплекса всех литературоведческих дисциплин. Более того, он имеет особое значение и для профессиональной подготовки будущих журналистов, ибо способствует теоретическому осмыслению собственных навыков литературно-публицистического письма. 

Последовательность освоения литературоведческих понятий и категорий, принятая в пособии, представляется целесообразной, ибо позволяет постепенно расширить кругозор литературоведческого мышления студентов. Пособие содержит справочные материалы к основным темам курса, отраженным в рабочей программе; они призваны помочь студенту овладеть терминологическим аппаратом литературоведения и разобраться в основных теоретических понятиях.

По ключевым темам курса проводятся практические занятия, планы и литература к которым приведены в пособии. Их цель – научить применять полученные на лекциях знания в конкретной практике литературоведческого анализа. Поэтому основной задачей практических занятий является формирование у студентов адекватного языка описания литературных произведений, который становится первым шагом на пути к постижению их смысла. При этом практические занятия предполагают не столько пересказ тех или иных литературоведческих концепций; внимание, главным образом, уделяется отрабатыванию навыков анализа и интерпретации художественных произведений в единстве их формы и содержания. Сверхзадача практических занятий – выработать у студентов чувство слова (что необходимо им и в профессиональной деятельности), научить их творчески мыслить, отличать настоящую литературу, подлинно художественные произведения от халтурных поделок так называемой «массовой» литературы.

Отбирая художественные тексты для практических занятий и самостоятельной работы, мы, во-первых, ориентировались на степень их доступности и известности; во-вторых, старались предложить наиболее яркие произведения, на примере которых можно показать продуктивность, действенность тех или иных понятий и способов анализа.

В связи с тем, что практических занятий согласно программе и календарному плану предусмотрено только три, существенно повышается роль самостоятельной работы студентов. В целях наиболее целесообразной организации самостоятельной работы студентов в пособии предложено несколько комплексов контрольных вопросов, как для самопроверки усвоения теоретического материала, так и для самостоятельного выполнения. Контроль за самостоятельной работой студентов осуществляется двояким образом: посредством проверки домашних заданий (содержащих ответы на заданные вопросы) и мини-кон­трольных (пятнадцатиминутных) работ и тестов, проводимых во время аудиторных (лекционных) занятий.

Список учебной, справочной и научной литературы составлен в соответствии со спецификой изучения курса «Основ теории литературы» на факультете журналистики. Рекомендованная литература дает широкие возможности и для углубленного изучения тех или иных литературоведческих аспектов, связанных, в том числе, и со смежными литературоведческими курсами (например, с «Историей отечественной литературы», «Историей зарубежной литературы», «Истории русской критики» и т. д.).

При составлении настоящего пособия был учтен опыт следующих учебных и методических материалов: Николаев П.А., Руднева Е.Г., Хализев В.Е. Введение в литературоведение. Теория литературы: Программы дисциплин. М.: МГУ, 1998; Орлова Е.И. Основы теории литературы: Для отделений и факультетов журналистики государственных университетов. М.: МГУ, 1998; Крупчанов Л.М. Теория литературы // Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 02.17.00 – Филология. М.: Флинта: Наука, 2000; Овчинникова Л.В. Сборник методических материалов по курсу «Основы теории литературы». М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003; Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высш. шк., 1999; Якушин Н.И. Русская литература XIX века (Первая половина). М.: Владос, 2001; История русской литературы XI–XIX веков / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. М.: Русское слово, 2001.

 


ПРОГРАММА

В этом разделе отражено основное содержание курса. Цель программы – определить необходимый объем и последовательность изучения ключевых понятий курса и тем самым оказать студентам помощь в глубоком и всестороннем осмыслении изучаемой дисциплины.

Тема 1. Введение

Теория литературы как наука. Ее отличия от других литературоведческих дисциплин. Основные литературоведческие дисциплины – литературная критика, история литературы, теория литературы. Основополагающая роль теории литературы во всем цикле литературоведческих дисциплин, ее роль в формировании начальных представлений об искусстве слова как феномене культуры, о художественном произведении как идейно-эстетической системе, об основных законах литературного творчества.

Теория литературы – наука о специфике художественной литературы как искусства, изучающая закономерности, ее развития в целом и принципы анализа отдельных произведений в частности.

Вспомогательные литературоведческие дисциплины (библиография, текстология, историография и др.).

Положение теории литературы в «интегративном поле» гуманитарного знания (связь теории литературы с лингвистикой, философией, культурологией, эстетикой, психологией, герменевтикой, семиотикой, социологией, фольклором и мифологией).

Разделы теории литературы. Понятия общей, частной и исторической поэтики. Общая поэтика как учение о литературном произведении.

 

Тема 2. Специфика художественной литературы как вида искусства

Литература как вид искусства. Искусство как создание эстетических ценностей. Категория «эстетического», специфика эстетической деятельности и понятие эстетической функии. Классификация видов искусства и специфика литературы как вида искусства.

Проблема художественности. Отличие художественного обобщающе-целостного и ценностного осмысления жизни от научного, абстрактного знания. Литература как искусство слова. Своеобразие ее материала.

Художественный образ в литературе как эстетическое отражение объектов действительности и процессов мышления. Слово и образ: лингвистическая и литературоведческая концепции взаимодействия слова и образа. Определение понятия «художественная литература».

Тема 3. Роды литературы

Принцип деления литературы на роды как историко-теоретическая проблема. Критерий определения родовой сущности произведения в зависимости от типа авторского сознания и его проявления в структуре произведения. Проблемы генезиса и развития родов литературы.

Эпос как род литературы. Объектная и субъектная формы повествования и типы повествователей. Сюжет как ядро эпического повествования. Понятие хронотопа и особенности его воплощения в эпосе.

Лирика как род литературы. Предмет изображения лирики и образ лирического переживания. Функции ритмической и тропеической организации речи. Специфика воплощения авторского сознания в лирике. Разнообразие форм и типов лирической субъектности. Понятие лирического субъекта, лирического героя и ролевого персонажа. Специфика лирической композиции. Художественное пространство и время в лирике. Проблема жанровой и видовой классификации лирики в историческом движении литературы.

Драма как род литературы. Родовая классификация драматических произведений по их функциональному признаку – предназначенности для постановки на сцене. Содержательные и формальные признаки драмы. Конфликт как основа драматургического действия. Воплощение конфликта в драматургическом сюжете (движение от завязки к кульминации и развязке). Внешняя и внутренняя композиция драмы. Особенности пространственно-временного континуума в драме. Родовая типология и специфика воплощения авторской позиции в драме.

Пограничные межродовые явления и внеродовые формы (лиро-эпика, лирическая драма и др.).

 

Тема 4. Литературные жанры

Категория литературного жанра как исторически изменяющегося типа произведения и одновременно устойчивой формально-содержательной целостности. «Содержательно-типологическая», «формалистская», «генетическая» жанровые концепции и многообразие классификационных оснований деления литературы на жанры. Фольклорные и литературные жанры, прозаические и стихотворные жанры, жанры большие, средние и малые (по объему текста, определяющему тематический масштаб) и др. Соотношение понятий рода и жанра, «речевых» и «литературных» жанров, жанра и жанрового канона. Жанр как динамическая, эволюционирующая система и жанровая традиция. Коммуникативный ракурс рассмотрения феномена жанра: с точки зрения создателя литературного произведения и с точки зрения читателя.

Понятие доминирующей авторской установки как жанрообразующего начала. Типология авторских установок (субъективно-модальные, целевые, функциональные, формальные) и их соотношение с «социальным запросом» и «памятью жанра». Жанровый состав трех родов литературы. Литературные жанры в соотнесении с внехудожественной реальностью и историческим развитием культуры. Понятие жанровой системы. Жанровые системы в лирике, драме, эпосе.

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 390; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!