Художественно-изобразительные очерки (путевой очерк, путевые заметки)



Очерк

История становления жанра

Очерковая журналистика зародилась в нравоописательных сценках из бытовой жизни, которые появились в лондонских журналах начала 18 века -«Зритель» и «Болтун». Тем не менее, происхождение жанра исследователи связывают, прежде всего, с литературой путешествий. В 1868 году было издано «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Л.Стерна, которое породило массовое увлечение этим жанром. В России история очерка открывается «Хождением за три моря» Афанасия Никитина. Среди классических образцов ранней русской очеркистики называют «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Радищева, «Письма русского путешественника» Н.Карамзина, а также очерк А.С.Пушкина «Путешествие в Арзрум».

Эстетика и идеология реализма в европейской литературе дали новый импульс для развития очерка. В очерках Диккенса и Теккерея, например, зарождались образы их будущих романов. Во Франции 30-40-х гг. 19 века формируется целое направление очерковой литературы, центральным элементом которого стал очерк-физиология. Представители этого жанра и, прежде всего, О.Бальзак, пытаются использовать методы естественных наук для осмысления явлений социальной жизни. В этом отношении их увлекает теория прямой детерминированности человеческого характера окружающей его социальной средой.

Физиологический очерк оказался чрезвычайно востребованным и на русской почве. Если судить по цифрам, а с 1839 по 1948гг. в России было написано более 700 физиологических очерков, очерк становится одним из ведущих жанров русской литературы середины 19 века. Эпохальным для развития русского очерка стал 1944 год, когда под редакцией Н.Некрасова и при участии В.Белинского вышел из печати альманах «Физиология Петербурга», произведший своего рода сенсацию в русской литературе. Он ознаменовал рождение натуральной школы русской литературы. Широта охвата жизни, выдвижение демократического героя, так называемые эпизодические люди, социальная типизация – эти публицистические качества очерка сделали его столь популярным среди представителей натуральной школы. Считается, что очевидное влияние физиологического очерка испытали такие произведения классической русской литературы как «Бедные люди» Ф.М.Достоевского и «Записки охотника» И.С.Тургенева.

В конце 19 века работающие в этом жанре писатели и публицисты значительно расширяют социальное содержание очерка. Г.Успенский, Ф.Решетников, Н.Помяловский выводят очерк на уровень широких социальных обобщений. В их очерках появляется не только типичный персонаж – представитель социальной среды, но вырастает образ целого социального слоя. При этом нужно отметить, что с середины 60-х годов русский очерк превращается преимущественно в очерк крестьянский. Крестьянский очерк оказался самым плодотворным жанром народнической литературы, в качестве наиболее яркого автора этого жанра нужно назвать, конечно же, Глеба Успенского.

В 20 веке важной вехой в развитии очерка стали 20-30-е годы, когда возрос интерес к документальности в литературе. Литература факта сделала очерк основным жанром текущего литературного процесса. В это время в жанре очерка работают М.Горький, М.Кольцов, И.Ильф и Е.Петров, М.Шагинян, К.Паустовский. Отличительной чертой нового очерка становится его акцент на документальности изображаемого. Западная, и в частности, французская литература проявила сходные процессы. Однако и второй путь развития очерка в 20 веке – в сторону большего художественного обобщения - дал не менее яркие образцы этого жанра. Примерами такого лирико-философского очерка можно назвать очерковые книги «Зеленые холмы Африки» Э.Хемингуэя и «Земля людей» А. де Сент-Экзюпери.

Вторая мировая война сформировала целый поток очерковой документальной литературы как в Европе (это Д.Олридж и Ж.Лаффит), так и в СССР (К.Симонов, В.Гроссман, Н.Тихонов, Л.Леонов, И.Эренбург).

С середины 50-х годов советская пресса демонстрирует новый взлет очеркового жанра. В.Овечкин, А.Аграновский, С.Голованов, О.Чайковская – эти журналисты определяли облик советской прессы 60-80-хх годов. Массовая популярность очерка позволила отточить технику, выработать систему жанровых приемов, уточнить отличие публицистического очерка от малых жанров художественной литературы.

В конце 80-х – начале 90-х годов, т.е. в перестроечное время, художественные жанры уступают место информационным и аналитическим. Но уже с середины 90-х постепенно начинает возвращаться интерес к авторской журналистике, который проявился прежде всего в популярности экспрессивной, образной манеры изложения, чаще в ироническом, фельетонном варианте.

Сегодня мы можем говорить и о возрождение жанра очерка. Этому способствует:

1. стабилизация общественной жизни, необходимость положительных примеров, положительного героя;

2. укрепление материальной базы периодики, формирование системы газет и журналов;

3. коммерциализация прессы.

Имиджевый очерк о политике или бизнесмене – это рекламный хлеб современного делового журнала и частной газеты. Бульварная пресса не может обойтись без красочного, с массой кровавых подробностей судебного очерка. Дамские издания, занятые формированием утешительного образа современной женщины, с особым усердием обращаются к эмоциональному воображению своих читательниц. Возрождающиеся профессиональные журналы также обращаются к жанру очерка для более наглядного воплощения своих героев. Еще одна из сфер активности портретного очерка – корпоративная пресса, во многом сориентированная на поддержку имиджа корпоративных лидеров.

 

 

Разновидности очерков

Подотчетность очерка двум разным сферам творчества – публицистической и художественной – осложняет определение его жанровых границ. Вся история изучения этого жанра сводится к выяснению его специфики в отличие от литературы, с одной стороны, и от публицистики, с другой. Постепенно формируется представления о специфике образа в публицистике, поэтике документального письма, особенностях вымысла в художественно-публицистических жанрах. Ключевым становится понятие интеграция художественных и публицистических элементов.

Очерк выделяют в особую отрасль человекознания, поскольку рациональное в нем тесно связано с эмоциональным, образным. Очерк - это синтетический жанр, в котором сочетается два типа изучения и изображения публицистического факта: научный, т.е. строго логический, последовательный и рациональный, и художественный, связанный с образным мышлением.

 Очерк – это жанр, в котором предметом изображения становится нравственно-психологическое наполнение публицистического факта, будь то проблема, событие, ситуация; способом изображения – совмещение образного и рационального познания действительности; основной коммуникативной целью – заставить сопереживать, прочувствовать описываемые события. 

Сложное взаимодействие рационального и образного отображения действительности в очерке опосредовано темой и задачей материала. Так, социальная проблема потребует аналитического подхода, а при рассказе о человеке наиболее оптимальным будет образное решение темы, которое позволит тонко обрисовать психологию персонажа. Рассказ о путешествии предполагает обращение к изобразительным приемам – пейзажу, портретной характеристике, которые бы позволили воссоздать целостный образ увиденного, значит, в этом типе очерка будет преобладать художественно-изобразительный пласт очеркового повествования.  

Таким образом, типология очерков связана с объектом и характером изображения. В зависимости от этого основания принято выделять следующие группы очерков: художественно-изобразительные очерки, художественно-публицистические, исследовательские.

Первая разновидность очерков предполагает описание авторских впечатлений от увиденного, пережитого, в них активно событийное начало. Основными видами этого типа очерков являются путевые очерки и путевые заметки.

Второй тип очерков – художественно-публицистический - центром своего изображения делает человека. К этой разновидности относится портретный очерк. Портретный очерк предполагает не только воссоздания образа современника, но и его оценку, т.е. активное участие в тексте автора, проявленность авторской позиции.

В третьей группе - исследовательских очерков - на первый план выходит социально важная проблема. Традиционно выделяются судебные, проблемные очерки и очерки нравов. Для них характерна открытая публицистичность, т.е. прямое выражение авторской позиции.

 

Художественно-изобразительные очерки (путевой очерк, путевые заметки)

 Сфера действительности этого типа текстов – путешествие, движение в пространстве и времени. Для путевого очерка характерна панорамность изображения. Предметом описания в путевом очерке может стать и событие, и человек, и проблема. При этом различные впечатления автора могут располагаться в хронологическом порядке, ретроспективно и даже по ассоциации. Однако наиболее распространенным является хронологический порядок развертывания впечатлений.

Образ автора объединяет все повествование, способствует превращению его различных фрагментов, будь то пейзаж, портретная характеристика, лирическое отступление, в единое целое.

Основная коммуникативная задача текста - его цель - должна четко структурировать многообразие путевых впечатлений. От выбора целеустановки зависит и выбор авторской позиции с точки зрения той социальной роли, которая является наиболее оптимальной при построении образа атора:

· рассказ о плюсах и минусах туристического отдыха в данном месте (автор-турист),

· создание репрезентативного культурологического образа места: выделение наиболее знаковых культурных символов (в экономике, искусстве, бытовой культуре, нравах) (автор - неофит),

· рассказ об изменениях в жизни народа, страны путешествия (автор-знаток, страновед),

· рассказ о путешествии, построенный на сопоставлении с особенностями жизни своей страны («ностальгирующий» автор).   

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 618; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!