Растениевидное разветвление, дерево



 

Реальное дерево - один из наиболее распространённых культовых предметов; в основном, всегда воспринималось как символ, здесь можно говорить об относительности внешнего и внутреннего смысла. В Ассиро-Вавилонии, западно-семитском регионе и др. районах дерево мифологически связывается с культом Великой Богини (Ашеры – Астарты), женщины-матери, культом плодородия и т.д. У китайской покровительницы запада (страны мёртвых) Си Ванму в саду растёт дерево, плод которого – магический персик бессмертия. В более сакральном смысле - это символ медиатора 3-х миров: верхнего (небесного), срединного (земного, обычного) и нижнего (загробного, мира душ, подземелья и т.д.), а также лестница на небо, по которой шаманы поднимаются к небожителям, с помощью которой могут нисходить и восходить ангелы и др.. В мифах и легендах Китая, Индии, Ближнего Востока «дерево» также имеет коннотацию «мировой оси», выходящей из Центра Вселенной и ориентирующей по отношению к себе весь земной мир. Во многих традициях корни дерева находятся в небесных глубинах, на землю опускается крона, в других случаях изображение не инвертируется, в китайской чжоуской графике иероглиф «дерева» состоял из линии, поделенной одинаковыми полуовалами на две части.

В мистике «деревья и растения сада» - образ каналов, по которым из высших миров в низшие спускаются, с одной стороны, энергия жизненности, а с другой, - информационное кодирование, и поднимается нижняя энергия, переработанная и одухотворённая человеком. Выразительно тибетское «древо 10000 образов» Кумбум, выросшее по легенде из волос ламы Цзонхавы и хранящее на каждом листе и слое коры букву или изречение на священных письменах (тибетский, санскрит). В Каббале классическим является понятие духовных корней, уходящих в скрытые миры; их сущность может быть выражена только сакральными «высшими буквами», проистечениями животворения, огненными конфигурациями вспышек, в то время как обычный язык называется «языком ветвей» и описывает мир извне по скорлупе и оболочкам. Дерево – это также закон разворачивания-разветвления, согласно которому строятся материальные структуры от высшего уровня иерархии к низшему. Если «сеть» на земле – это статическое проявление божественного узора-вязи (например, в понимании китайского «вэнь»), растительный узор – это космическое письмо в динамике развития и смене периодов жизни. Это связывает «древо», «траву» с идеей времени (как, например, в библейских псалмах), которое в отношении всего материального конечно.

Итак, наиболее существенны здесь значения обмена (как между «тем миром» и «этим», так и между источником питания, стволом и периферией), развития в динамике, распространения в пространстве и жизни во времени.

 

Волнистые линии, спирали

 

Имеют две основных корреляции с реальным миром: в образе змеи и стихии воды. По внутреннему содержанию тесно связаны с предыдущим символом, поэтому в орнаменте, графике, мифологии и эзотерическом повествовании часто фигурируют вместе (напр., сандаловое дерево, стоящее на сердце змеи в монгольской буддийской мифологии; змея, обвивающая корни мирового древа в шумерском эпосе и т.д.). Интерпретации внешнего смысла «змея» как образа, связанного с важным для хозяйства дождём или очищением водой (что тоже носит ритуальный характер), как правило, основываются на том, что во многих традициях змей (или дракон) является хозяином или покровителем вод (в Китае дракон всплывает из вод Ло-шуй; в Индии и Юго-Восточной Азии Нага – представитель земных вод; в аккадской мифологии Тиамат – персонификация вод мирового хаоса и т.д.). Идея воды появляется из простейшей зрительной ассоциации волнистой линии с волнением воды. При этом отмечают, что символизм змея и дерева присутствовал в равной степени у оседлых и у кочевых народов, т. е. даже у тех, кто не мог быть озабочен необходимостью дождя для посевов. Без сомнения, наиболее известным мифом является библейский, внутреннее прочтение которого концентрирует в себе основную смысловую идею, акцентированную в различных аспектах у других народов.

Змей является символом инициации в линейно-цепочечную спиральную организацию информации. Отсюда связь с человеческим языком (у китайского дракона на шкуре были начертаны триграммы – наиболее древние мантические письмена китайской традиции) – змей осуществляет посвящение в набор кодов, построенный по его законам. В библейском мифе змей является посредником между человеком и Древом Познания смешения Добра и Зла, т.е. соответствующей организацией информации. По-арамейски хава (так звучит на иврите имя Ева) означает «змея» и «говорить, сказать», отсюда существует толкование, что змей знал все языки (языки 70 народов) и через женщину сообщил их человеку (в предыдущем примере из тибетской традиции знаки непосредственно переместились на дерево). Имеется в виду – «змеиные языки», ибо Адам от сотворения сам давал имена всему живому (Бытие 2: 20) и не нуждался в раскрытии тайны. Связь змея и воды как неупорядоченной стихии хаоса, возможно, подразумевает неконтролируемые ложные пути развития «змеиной» информационной наследственности, которая должна быть преобразована для выполнения человеком своей духовной задачи. Стихия воды связана с целым комплексом медитативных ощущений, на который обращает внимание еврейская мистика. В известном повествовании о входе в Пардес (таинственный аналог Парадиза) раби Акива говорит троим спутникам, – когда достигнете сияния эфирных камней, не говорите «вода, вода», ибо лжец да не предстанет пред глаза Всевышнего. Ощущение волновой пучины выступает как ложное восприятие излучения божественного света, коды которого передаются огненными голограммами, а не спирально-линейной речью. Распространённое мнение, что змея является одновременно хтоническим и водным существом (русское «змея» происходит от корня «земь» – «земля») указывает, что «воды» змеи – срединные, материальные, т.е. те, которые «под твердью» в отличие от информационных вод «над твердью» (здесь «земля» вновь эквивалентна тварному миру).

Основные значения: линейно-спиральная модель информации, волна, кодирование.

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!