III. Литературные предвестия о новом театре 1 страница
Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы / Ком. А. В. Февральского: В 2 ч. М.: Искусство, 1968. Ч. 1. (1891 – 1917). 350 с.
Б. Ростоцкий. В. Э. Мейерхольд и его литературное наследие................................ 3 Читать
А. Февральский. От составителя.................................................................................. 58 Читать
Из дневника 1891 года.................................................................................................. 67 Читать
Из писем к О. М. Мейерхольд. 30 января 1896 г., 22 и 28 июня, 8 и 22 июля,
9 августа 1898 г........................................................................................................ 68 Читать
Письма А. Н. Тихонову (Сереброву). 6 мая и 28 ноября 1901 г............................... 71 Читать
Из набросков 1901 – 1902 гг.
I. [Из записей 1901 года]..................................................................................... 74 Читать
II. Листки, выпавшие из записной книжки
(По поводу «Красного петуха» Г. Гауптмана) (1901 г.)............................. 75 Читать
III. Из письма к неизвестному лицу.................................................................. 77 Читать
Письма А. П. Чехову . 29 сентября и 23 октября 1899 г., 4 сентября и
1 октября 1900 г., 18 апреля и конец декабря 1901 г., 8 мая 1904 г.................... 78 Читать
Письмо К. С. Станиславскому . 10 апреля 1905 г...................................................... 87 Читать
К проекту Новой драматической труппы
при Московском Художественном театре (1905 г.)............................................. 88 Читать
Письмо В. Я. Брюсову. 6 января 1906 г...................................................................... 92 Читать
Из писем к О. М. Мейерхольд. 31 января и 24 февраля 1906 г................................. 93 Читать
|
|
Вступительное слово перед премьерой «Смерти Тентажиля»
в Тифлисе 19 марта 1906 года................................................................................. 95 Читать
Из письма к О. М. Мейерхольд. 7 марта 1908 г........................................................ 97 Читать
Телеграмма Московскому Художественному театру................................................ 98 Читать
Письмо К. С. Станиславскому. 1 февраля 1912 г...................................................... 99 Читать
О театре <Сборник статей>
ПРЕДИСЛОВИЕ......................................................................................................... 103 Читать
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ
К истории и технике театра.............................................................................. 105 Читать
К постановке «Тристана и Изольды» на Мариинском театре 30 октября 1909 года............................................. 143 Читать
ВТОРАЯ ЧАСТЬ. ИЗ ДНЕВНИКА
I. Max Reinhardt (Berliner kammerspiele)........................................................... 162 Читать
II. Edward Gordon Craig.................................................................................... 167 Читать
III. ....................................................................................................................... 170 Читать
IV. ....................................................................................................................... 175 Читать
V. ........................................................................................................................ 179 Читать
VI. Русские драматурги.................................................................................... 181 Читать
|
|
VII. «Старинный театр» в С.‑Петербурге (первый период)......................... 189 Читать
VIII. К постановке «Дон Жуана» Мольера..................................................... 192 Читать
IX. После постановки «Тристана и Изольды»............................................... 198 Читать
X. О постановке «Цезаря и Клеопатры»
на сцене Нового драматического театра.................................................... 202 Читать
XI. Из записных книжек................................................................................... 205 Читать
ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ
Балаган................................................................................................................ 207 Читать
ПРИЛОЖЕНИЕ
Режиссерские работы 1905 – 1912................................................................... 230 Читать
Примечания к списку режиссерских работ.................................................... 237 Читать
Статьи
[А. К. Лядов]................................................................................................................ 259 Читать
[А. Н. Скрябин]........................................................................................................... 261 Читать
Сверчок на печи, или у замочной скважины........................................................... 262 Читать
Бенуа-режиссер............................................................................................................ 266 Читать
«Гроза»
I. К возобновлению «Грозы» А. Н. Островского
на сцене Александринского театра. Речь режиссера к актерам............... 285 Читать
II. [Черновой набросок].................................................................................... 291 Читать
|
|
Сулержицкий............................................................................................................... 294 Читать
«Маскарад» (первая сценическая редакция)
I. [О подготовке к постановке]........................................................................ 296 Читать
II. «Маскарад» на сцене Александринского театра. Первая беседа............. 296 Читать
III. Беседа об Арбенине после второй считки................................................ 297 Читать
IV. Первые наброски к статье.......................................................................... 297 Читать
V. [Из записей]................................................................................................... 299 Читать
VI. [О драматургии М. Ю. Лермонтова]......................................................... 301 Читать
VII. [Перед премьерой]..................................................................................... 303 Читать
Приложения
[Из воспоминаний о детстве]..................................................................................... 307 Читать
Биографические данные............................................................................................. 308 Читать
О кинематографе......................................................................................................... 316 Читать
[«Сильный человек»].................................................................................................. 317 Читать
Доклад «Революция и театр» (14 апреля 1917 г.).................................................... 318 Читать
|
|
Комментарии.............................................................................................................. 319 Читать
{3} В. Э. Мейерхольд и его литературное наследие
Выдающийся мастер режиссуры Всеволод Эмильевич Мейерхольд принадлежит к числу крупнейших деятелей советского театра. Постановки Мейерхольда, его творческие идеи, его искания и открытия получили особенно широкую известность в первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции и до сих пор продолжают привлекать к себе пристальное внимание, постоянно вызывая настойчивый интерес не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.
Без вклада В. Э. Мейерхольда в искусство режиссуры попросту нельзя себе представить развитие передового театра XX века, как нельзя его представить без К. С. Станиславского, Вл. И. Немировича-Данченко и Е. Б. Вахтангова, без М. Рейнгардта и Б. Брехта. Вместе с тем Мейерхольд занимает свое особое, отмеченное печатью глубокого своеобразия место в ряду самых выдающихся мастеров мировой режиссуры. Повышенный интерес к творчеству Мейерхольда объясняется и яркостью и своеобычностью его блестящего таланта, и крутизной и неожиданностью поворотов, отмечающих вехи его жизни в искусстве, и — главное — его постоянным и неустанным стремлением к новому, его всегдашней устремленностью вперед, страстным желанием увидеть в настоящем контуры театра будущего.
Мейерхольду, как никому другому, был неизменно свойствен вызов, нарушение раз найденного и общепринятого, неожиданные переходы от одних художественных решений к другим, порою прямо противоположным. Вокруг творчества режиссера, вокруг поставленных им спектаклей, как правило, всегда шла напряженная и острая борьба. Эта борьба не утихла и по сей день, ее прямые отголоски слышны и ныне.
Поэтому легко понять, почему суждения о творчестве Мейерхольда еще при его жизни были столь различны, даже противоположны, и неизбежно порождали непримиримые столкновения мнений. Все это, естественно, ставило творчество Мейерхольда в центр борьбы различных тенденций в театре, привлекало к нему повышенное, обостренное внимание.
Нельзя забывать при этом и о трагической судьбе художника, которая оказала влияние на восприятие его творчества. В 1938 году руководимый им театр был закрыт, а в 1939 году В. Э. Мейерхольд {4} был незаконно репрессирован. Реабилитирован В. Э. Мейерхольд посмертно.
Перед исследователями истории советского театрального искусства стоит сейчас задача подлинно научной оценки наследия Мейерхольда. Решение этой задачи имеет отнюдь не отвлеченно-академический смысл. Как известно, в сравнительно недавнем прошлом в подходе к явлениям советской драматургии и театра не раз сказывалось мертвящее влияние догматизма и вульгаризации. Достаточно вспомнить хотя бы о том, что, например, драматургия Маяковского в ту пору не только рассматривалась чаще всего как якобы «слабая» часть наследия поэта, но и практически была отлучена от сцены. Однако, пожалуй, ни в чем так отчетливо не проявилось влияние догматизма, как в оценке творчества В. Э. Мейерхольда. Оно замалчивалось; его положительное значение игнорировалось вовсе, а то, что могло дать повод для критики, выпячивалось на первый план и раздувалось. Восстановление исторической истины оказывается в этом случае задачей первостепенного значения.
Современный этап жизни Советской страны диктует необходимость самого широкого использования всех богатств, накопленных за полвека развития советской социалистической культуры. Чтобы двигаться вперед, нельзя пренебрегать уже достигнутым, надо постоянно развивать и обогащать традиции передового советского театра.
Мейерхольд принадлежит к числу тех художников, которые с особой остротой и раньше многих других почувствовали победоносную окрыляющую силу пролетарской революции. В первые же послеоктябрьские годы Мейерхольд не только самым активным образом включился в создание советского театра, но и с необыкновенной энергией провозгласил свое страстное и искреннее стремление поставить сценическое искусство на службу идеям коммунизма. В 1918 году Мейерхольд вступил в Коммунистическую партию. Он был первым режиссером-коммунистом.
В годы, непосредственно предшествовавшие Октябрьской революции, Мейерхольд утверждает концепцию театра «l’écho du temps passé» («эхо прошедшего времени»), изучает старинную народную театральную культуру России, Италии, Испании, стран Востока. После Октября он сразу же приходит к театру политически актуальному, злободневному, к революционному, митинговому, агитационному театру.
Мейерхольду всегда была присуща та внутренняя тревога большого художника, которая глубоко чужда мещанской успокоенности и самодовольству. В своих истоках, в предреволюционную пору, она была связана с острым ощущением того, что в стране бурлят и зреют силы, готовые взорвать существующий порядок.
Ощущение трагизма предреволюционной действительности все более властно овладевало художником. Отсюда и брала свое начало основная направленность его устремлений. Не случайно особо {5} ненавистными ему всегда были «нормы» натуралистического, эпигонского буржуазного театра. Именно неприятие натурализма как выражения буржуазно-мещанской ограниченности сблизило его на раннем этапе деятельности с символизмом и в то же время, несомненно, помогло художнику увидеть необъятность возможностей, открывшихся перед сценическим искусством благодаря победе социалистической революции.
В этом смысле судьба Мейерхольда как художника близка судьбе таких выдающихся представителей символизма в поэзии, как А. А. Блок и В. Я. Брюсов. Как известно, и Блок и Брюсов не только приняли пролетарскую революцию, но и горячо и вдохновенно откликнулись на нее в своем творчестве, а Брюсов, подобно Мейерхольду, стал членом Коммунистической партии.
Со стремлением поставить искусство театра на службу революции связаны наиболее сильные стороны творческой деятельности Мейерхольда в советские годы. В эволюции его творчества мы видим один из особенно ярких и красноречивых примеров перестройки и обогащения деятельности талантливейшего художника под животворным влиянием социалистической революции.
Это одна из причин, почему издание литературного наследия В. Э. Мейерхольда приобретает особое значение. Его деятельность — большой пласт истории русского театра предреволюционной поры и первых десятилетий жизни советского театра, вплоть до конца 30‑х годов. Сама живая история нашего театра говорит с читателем со страниц различных и по содержанию и по жанрам литературных документов, собранных в этом издании.
Конечно, главное значение статей, бесед, речей, докладов и других материалов, включенных в книгу, связано с тем, что их автор является крупнейшим режиссером. Это — документы, позволяющие приблизиться к пониманию творчества художника, в какой-то мере вводящие в его лабораторию, характеризующие его позицию в развитии современного ему сценического искусства. Но есть и еще одна особенность у материалов, составляющих предлагаемую вниманию читателя книгу. Они принадлежат режиссеру, который одновременно был прирожденным и высокоодаренным литератором.
Вспомним, что еще А. П. Чехов дал в одном из писем к О. Л. Книппер чрезвычайно высокую оценку литературным способностям Мейерхольда: «Пишет он хорошо, даже талантливо, отчасти и лучше, чем писал раньше. Ему бы следовало сотрудничать в газете»[1]. Как бы выполняя это напутствие Чехова, Мейерхольд на протяжении всего своего пути неизменно обращался к перу, настойчиво и последовательно разрабатывая и закрепляя литературно свои театрально-эстетические взгляды, оценки, наблюдения.
{6} Вместе с тем в обращении к литературному обоснованию своего театрального «символа веры» сказалась не только литературная одаренность Мейерхольда. Здесь проявились и другие, более общие причины и закономерности. Сами исторические условия, выдвинувшие на виднейшее место в сценическом искусстве режиссера, как создателя спектакля и руководителя театра, делали его прежде всего идеологом, заставляли отстаивать свои идеи, свою программу — и со страниц книги (или газеты и журнала) и с трибуны. В литературном наследии Мейерхольда это проявляется особенно отчетливо.
Статьи и высказывания Мейерхольда — это всегда документы театральных боев. Поэтому в них так приметны полемические преувеличения, «предрассудок любимой мысли», говоря словами Пушкина. Это нисколько не умаляет их значения. Напротив, они приобретают звучание живого исторического свидетельства, без которого невозможно понять действительную картину развития нашего театра.
Особое место среди публикуемых материалов имеют те из них, которые носят характер своеобразной режиссерской экспликации, даже если они и не имеют соответствующего названия. В них четко проступают контуры облика Мейерхольда-художника — замечательного мастера, всегда глубоко оригинального, неожиданного.
Публикация материалов литературного наследия Мейерхольда дает каждому читателю достаточно широкие возможности для самостоятельных суждений о большом художнике. И в этом, как мне кажется, — главная ценность подготовленной книги. Она поможет развеять те легенды, порою прямо противоположные по своему смыслу, но в одинаковой мере антиисторичные, которые до сих пор окружают имя Мейерхольда[2]. Сам Мейерхольд со страниц книги будет говорить «о времени и о себе», говорить страстно, полемично, порой впадая в крайности, в односторонность. И очевидность полемичности многих его выступлений лишь оттенит то ценное, живое и плодотворное в его наследии, что должно по праву войти в жизнь нашего сегодняшнего театра.
* * *
Всеволод Эмильевич Мейерхольд родился в Пензе 10 февраля (нов. ст.) 1874 года в семье предпринимателя, выходца из Германии. Окончив 2‑ю Пензенскую гимназию, в 1895 году он поступил на юридический факультет Московского университета. Однако пребывание в университетской среде не принесло Мейерхольду удовлетворения. В его письмах того времени отчетливо пробивается мотив острой духовной неудовлетворенности, имевшей, несомненно, {7} не последнее значение в принятом вскоре решении целиком отдаться искусству театра. Так, в письме от 20 сентября 1895 года Мейерхольд пишет: «Студенты, те, по крайней мере, в кругу которых мне приходится быть, не только не увлекают меня, не только не приносят никакой нравственной пользы, но даже повергают в полнейшую хандру и кроме вреда ничего не приносят…». Сходную оценку мы находим и в письме от 12 октября того же года: «Мой курс совсем мне не нравится… Никакого общения, никаких общих интересов. Да насколько мне приходилось прислушиваться, нет никаких человеческих интересов, не только в общих, но даже в частных кружках, среди знакомых студентов…»[3].
Не удивительно, что в этих условиях чуткую и восприимчивую натуру молодого Мейерхольда все сильнее захватывают впечатления, связанные с богатой, насыщенной разнообразными событиями художественной жизнью Москвы того времени. Все более и более отчетливо кристаллизуется у него интерес к театру. Глубокий след в памяти Мейерхольда оставляет увиденный им на сцене Общества искусства и литературы 29 января 1896 года спектакль «Отелло», поставленный К. С. Станиславским, с его участием в заглавной роли. В 1896 году Мейерхольд поступает на второй курс драматического класса Филармонического училища, которым руководил Вл. И. Немирович-Данченко.
Впервые Мейерхольд как актер выступил еще в 1892 году в Пензе (в подготовленном любителями спектакле «Горе от ума» он сыграл Репетилова и, кроме того, как указано на афише, исполнял обязанности помощника режиссера). Летом 1896 и 1897 годов Мейерхольд участвовал в спектаклях Пензенского Народного театра, созданного любителями, с успехом выступал в пьесах А. Н. Островского, причем образцом для него в ту пору было исполнение М. П. Садовского. Однако на путь профессиональной сценической деятельности Мейерхольд стал лишь после окончания Филармонического училища, вступив в труппу Московского Художественного театра.
Молодой театр открылся, как известно, под именем Художественно-Общедоступного 14 (27) октября 1898 года и сразу привлек к себе внимание широких общественных кругов не только своими спектаклями, но и своеобразными чертами того нового типа актера, который был для него так характерен. Враждебность пошлым актерским навыкам, интеллигентность в самом лучшем смысле этого слова — все это отличало актеров Художественного театра с первых же шагов его деятельности.
Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 197; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!