Художественные тексты для исследования
1. А. Приставкин «Ночевала тучка золотая».
2. А. Рыбаков «Дети Арбата».
3. Б. Горбатов «Непокорённые».
4. В. Гроссман «Жизнь и судьба».
5. Ю. Домбровский «Факультет ненужных вещей».
6. М. Дудинцев «Белые одежды».
7. В. Белов «Привычное дело».
8. В. Быков: «Сотников», «Знак беды», «Обелиск».
9. Ю. Бондарев: «Берег», «Выбор».
10. А. Беляев «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля».
11. Ф. Абрамов «Пряслины» (один из романов трилогии).
12. В. Распутин: «Прощание с Матерой», «Живи и помни»: сюжет, композиция, тематика и проблематика, характеристика основных образов, роль внесюжетных элементов в создании главных образов.
13. В. Астафьева: «Царь-рыба», «Сон о белых горах»:
Темы практических занятий
Практическое занятие № 1
Тема: «Календарные обрядовые праздники»
План
1. Определение понятия «обряд». Разновидности обрядов. Обряды и обрядовый фольклор. Причины возникновения, роль в жизни крестьян календарной обрядовой поэзии.
2. Жанровое многообразие фольклора русских земледельческих обрядов: песни, приговоры, ритуальные действия, поверья, запреты, приметы и др. Значение каждого жанра в обряде.
3. Классификация календарных песен: ритуальные, заклинательные, песни-гадания, игровые, величальные, корильные, лирические. Функции и особенности каждой из разновидностей.
4. Годовой круг календарных обрядов и его элементы:
а) зимние обряды: празднование Святок (ход и магический смысл колядования, структура колядки. Гадания и подблюдные песни); праздник Масленицы (порядок и смысл ритуальных действий, разновидности масленичных песен);
|
|
б) весенне-летние обряды и праздники: веснянки; первый выгон скота; Вербное воскресенье; обрядовые действа, приуроченные к Пасхе; Радуница; Красная горка; Зеленые святки (Семик и Троица); русально-троицкие песни; особенности весенне-летних хороводных песен; Иван Купала; Ярила; похороны Костромы; Петров день. Отражение в весенне-летних обрядовых песнях языческого культа растительности;
в) осенние обряды: жатва и ее отражение в жнивных и дожиночных песнях.
5. Общие мотивы и действия в календарных обрядах годового цикла, причины совпадений. Обряды и поэтический язык календарных песен.
Практическая часть
1. Подготовить презентацию на тему «Календарно-обрядовые праздники» (проиллюстрировать один из обрядов, используя примеры пословиц, поговорок, закличек, скороговорок, песен).
2. Привести примеры образных средств выразительности в календарно-обрядовых песнях и определить их роль в тексте.
Семинарское занятие 2. Жанровое своеобразие од М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина
План:
|
|
1. Определение и жанровые разновидности оды.
2. Поэтика торжественной (похвальной) оды: понятие одического канона, ритмика, строфика, тематика, композиция, особенности словоупотребления, типология художественной образности, характер мирообраза, соотношение риторического и лирического начал.
3. Поэтика анакреонтической и духовной оды как лирических жанров: идеологический и пластический мирообразы, формы проявления авторского субъективизма.
4. Жанр оды в творчестве М.В. Ломоносова.
5. Поэтика духовной оды как лирического жанра.
6. Своеобразие духовной оды М.В. Ломоносова. Образ Бога в одах «Утреннее размышление…», «Вечернее размышление…», «Ода, выбранная из Иова». Источник и своеобразие художественного конфликта «Оды, выбранной из Иова».
7. Ломоносовские традиции в духовных одах Г.Р.Державина. Идейно-художественное своеобразие оды «Бог»: своеобразие трактовки человека.
8. Трансформация жанра торжественной оды в оде Г.Р. Державина «Фелица».
Семинарское занятие 3. Женские образы в произведениях И.С. Тургенева
План:
1. Изображение внутреннего мира героев в повести «Ася»:
- ситуация переживания любви (эмоциональные события ожидания, зарождения, развития чувств, расставания героев);
|
|
- изображение внутреннего мира главного героя; особенности создания образа Аси;
- образ-понятие «лишний человек» и образ Н.Н.
2. Мир «дворянского гнезда» в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»:
- лейтмотив «тишины» в романе (в каких фрагментах слова «тишина», «тихий», «безмолвный», «неслышный» употребляются чаще: в пейзажных зарисовках, в ретроспективных отступлениях, в воспроизведении рассуждений героев, в описаниях поступков: приведите примеры из текста);
- изображение жизни православных христиан (образ жизни Марфы Тимофеевны, описание смерти Глафиры, Образ матери Лаврецкого, образ няни Агафьи);
- образ Лизы-христианки (воспитание, взгляды и поведение, путь к иночеству),
- христианский тип душевного успокоения, воплощённый в образе Лизы.
Вопросы для анализа повести «Ася»:
1. Заполните таблицу, ответив на вопрос: почему рассказчик сохранил последовательность событий, не сразу изложив историю Аси?
глава | время действия (день, несколько дней, время дня и т.д.) | описанные события | ключевая ситуация |
2. Выпишите описания места действия, пейзажные зарисовки. Ответьте на вопросы: случайно ли выбрано место действия, в чем своеобразие сюжета в этой повести?
|
|
3. Найдите в тексты и объясните смысл употребления образов луны, соловья, богомольцев, фрау Луизе.
4. Для чего писатель упоминает о литературных образах (Татьяны Лариной) и о литературных произведениях (сказка о Лорелее, «Герман и Доротея»).
5. Какие религиозные символы введены в повествование?
6. проведите подробный анализ трех встреч Н.Н. и Аси. Обратите внимание на пейзажные зарисовки, портреты героини, описания ее поведения, рассуждения героя.
Вопросы для анализа отдельных эпизодов произведения «Дворянское гнездо»:
I. Приезд Лаврецкого в Васильевское
1. Анализируя придорожный пейзаж, обратите на следующее: что фиксирует автор, как характеризует героя, какова роль воспоминаний в этой отрывке.
2. Почему важны указания: «он ехал домой», «возвращаюсь я на Родину», «Вот я и дома»? Чем объяснить, что герой был «словно гость» в первый вечер? Когда в нем «глубоко и сильно» проявилось «чувство родины»?
3. Что в описании «господского дома» выделено автором? Какова роль образов слуг, Антона и Апраксии, в создании образа «дворянского гнезда»?
4. В каких фрагментах текста проявляется непосредственное и «живое участие традиции»? Как формируется ретроспектива плана повествования?
5. Какие слова чаще всего использует повествователь в описании природы, дома, в восприятии впечатлений и чувств героя?
6. Дайте характеристику эмоциональной атмосферы жизни в усадьбе (по впечатлениям Лаврецкого).
II. Анализ эпизодов посещения Лаврецким храма
1. Сравните два эпизода: главы 31, 44. какова их композиционная структура? Что преобладает: описание, повествование, рассуждение.
2. Что означает слово «обедня»?
3. Сравните, какой видит Лизу Лаврецкий в первом и во втором эпизодах.
4. Что чувствует Лаврецкий, находясь в храме? Что он вспоминает? Какое значение для характеристики героя имеет вставной ретроспективный эпизод?
5. Как Лаврецкий описывает молящихся? Какие чувства и мысли вызывают у него эти наблюдения?
6. Какова общая эмоциональная атмосфера в обоих эпизодах? С помощью каких приемов автор создает настроение в том и в другом случаях?
Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 588; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!