Трисвятое на архиерейской Литургии

ЛЕКЦИЯ 35

 

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

 

Это один из любимейших русских праздников. В России очень много монастырей и храмов в честь Успения Богородицы. Празднуется 15-го (28-го) августа.

Как в любой двунадесятый праздник, в этот день нет никаких святых. Единственное соединение, которое может быть - «Аще случится праздник Успения Пресвятыя Богородицы в Неделю». Поскольку праздник Богородичный, то он не отменяет воскресную службу гласа, а сочетается с ней. На это существует Маркова глава.

Поскольку праздник любим в народе, он «оброс» напевами, ставшими традиционными и устойчивыми. Именно в празднике Успения очень большую роль Киево-Печерская Успенская Лавра со своим обиходом, потому что в Москву была десантирована основная масса тех напевов, которые мы теперь обычно и поем, не подозревая, что родина этих напевов - обиход Киево-Печерской Лавры. Даже встретив песнопения под именем Львова или Турчанинова, хорошо бы знать, что это не они сочинили, а обработали.

Существует некое новообразование, дополнительная служба, которая очень устойчива в традиции служения в России - чин погребения Божией Матери.

Устав знает только одну службу - службу Успения.

Служба погребения - это новодел недавнего времени Иерусалимского Устава, который предполагал эту службу, что эта служба должна была предварять Успенскую. Этот новодел построен по конструкции Великой субботы. Там есть стихиры, которые почти дословно повторяют стихиры Великого пятка вечера («Егда от древа...», «Тебе одеющуюся...») и конструкцию Великой субботы (17-я кафизма с тропарями, на 3 статии, с пением погребального Трисвятого). Богородица по преданию была погребена в Гефсиманийской веси (саду), а Христос, спустившись с Неба, взял ее бессмертную душу. Успение - это отчасти это успение, а отчасти это воскресение Пресвятой Богородицы. Но поскольку есть воскресение, то оно трактуется по чину Пасхи - Богородичная Пасха. А раз есть Богородичная Пасха, значит ее должно предварять погребение - Богородичная суббота. И была сочинена служба погребения, которая предваряла праздничную службу Успения, главным событием которой является воскрешение души Пресвятой Богородицы.

В том чине, который изложен в минее много недоделок. Стихиры, которые должны были бы петься на стиховне «Егда от древа...» даны в цикле на «Господи, воззвах», они перетасованы. Подобен «Егда от древа» никак не может быть «Господи, воззвах», это подобен стиховны, т. е. там, где находится самоподобен.

Исторически сложилось так, что служба погребения опережала службу Успения, предваряла ее, но уже в Киево-Печерском обиходе мы видим соединение службы праздника Успения с чином погребения. Из Иерусалимского последования были взяты элементы, чтобы они были спеты на «Бог Господь...» на утрени, на выносе Плащаницы... И элементы погребения вписываются в службу бесконфликтно и в таком виде это изложено в нотном обиходе Киево-Печерской Лавры.

Попав в Москву, произошла совсем непонятная вещь. Сначала мы служим Успение, а потом, на второй или третий день, служится погребение, а это все равно что после Пасхи служили бы Великую Субботу.

На всех службах, где выносится Крест или Плащаница. Устав никогда не оставляет без внимания, брошенным то, что выносится из алтаря, Устав всегда напишет, когда это уносится в алтарь. В чине погребения Богородицы ни слова не говорится о том, когда и куда она потом девается. Один священник просто закопал Плащаницу (из-за чего лишился сана).

Вы можете оказаться в храмах с совершенно разными традициями чина погребения. И почти не найдете, где служится этот чин до Успения. Чин либо служится в день Успения, соединяясь с ним, либо после Успения, как в большинстве московских храмов.

 

103-й псалом, Великая ектения.

«Блажен муж...» (1-й антифон).

На «Господи, воззвах» - самоподобен «О, дивное чудо» (на этот подобен есть стихиры на Покров, на Введение, на прп. Серафима Саровского). У этого самоподобна настолько отчетливая динамическая волна, где несколько музыкальных накатов идут к кульминации и кульминация - две фразы высочайшим гласом «Благодатная, радуйся! С Тобою Господь...» Это сделано ярко, интересно, красиво.

СЛАВА И НЫНЕ: глас 1-й «Богоначальным мановением...» Эта стихира в Киево-Печерском обиходе распета на все гласы. Это уникальный случай. Идея интересная - внутри одной большой по тексту стихиры вполне могут уместиться все 8 гласов, примерно по две фразы из каждого гласа. Но у нас нет певческого опыта менять глас внутри песнопения. В Киево-Печерском обиходе эта стихира изложена более древним языком - попевочным. Попевки неспешные, знаменные. Долгие. И нет отчетливой каденции между сменой гласа. Гласы изложены по плагальной парности: 1, 5, 2, 6, 3, 7, 4, 8. Стихира была задумана на все 8 гласов именно в этом монастыре и именно с этой музыкальной структурой. В чине отпевания есть цикл стихир на прощание с телом с «Кая житейская сладость...» и до «Плачу и рыдаю...», ими мы прощаемся с усопшим и усопший прощается с миром всеми 8-ю гласами. В службе Успения мы прощаемся с Богородицей 8-ю гласами. Попав в московскую среду фразовых напевов идея осмогласия в этой стихире, почувствовала себя неуверенно. Впервые она была возобновлена в книге 1950 года «Служба Успения Божией Матери». Там она дана в переложении некоего Парийского. Переложение безграмотное. Во-первых потому, что гласы соединяются очень по-разному изложенные. В одном случае - это полное широкое расположение с дублировкой всех голосов, шестиголосие, то вдруг какой-то глас - квартетный, все время меняется фактура гласов. Это трудно технологически. Но и смена гласов в ней происходит не на смысловом стыке, смысл еще продолжается, а глас уже меняется. В каждом гласе у него есть заключительные фразы. Мы привыкли к единству гласового напева с текстом, мы привыкли, что заключительная фраза гласа - это конец мысли. А когда мы поем заключительную фразу, а поэтическая мысль не заканчивается, это звучит дико. Заключительная фраза - это точка, а в тексте точки нет. Е. Кустовский сделал стихиру сам на основе наших гласов московского обихода, где постарался сохранить форму перетекания из гласа в глас, чтобы было удобно по напеву и по тональности. Но смена гласа внутри стихиры - дело непривычное и поэтому лучше такое петь по нотам.

Е. Кустовский возглашает так: «Слава и ныне: гласы с 1-го по 8-й» J. Но по Уставу это 1-й глас.

 

Вход. Прокимен дня. Чтения.

В стихирах литии и стиховны тоже проходят почти все гласы. Наши тексты сохранили греческую конструкцию. Но когда это еще соединяется с разбивкой фраз, то смысл текста меняется (например, последняя фраза получается такая: «Богородице Владыко»). Стихиры на стиховне можно (с благословения настоятеля) заменить на стиховные стихиры с малой вечерни на подобен «Доме Евфрафов».

На благословении хлебов тропарь праздника «В рождестве девство сохранила еси...» трижды.

На «Бог Господь» тропарь праздника трижды.

Полиелей. Степенна 4-го гласа.

Прокимен «Помяну Имя Твое...»

По 50-м псалме стихира «Егда преставление...» Киево-Печерский обиход содержит нотный вариант этой стихиры. Но в ней есть много декоративно-изобразительных элементов. «О, Дево!», например, дано рыдательными интонациями с паузами. Получилось много оперности. Лучше просто спеть на глас.

Канона два. Один 1-го гласа «Преукрашенная Божественною славою...» (эти ирмосы становятся рядовой катавасией до отдания праздника, отменяя на это время «Крест начертав...») и 4-го гласа «Отверзу...» с тематикой Успения. Катавасия праздника обоих канонов.

Ирмосы «Преукрашенная Божественною славою...» можно взять из Киево-Печерского обихода, которые очень похожи на напев «О, дивное чудо». Гласы - родственные попевки, структура, интересные связи.

Катавасия «Отверзу...» ориентирована под праздник. Певчие на «автомате» могут ослабить внимание и пропустить те мелкие изменения, которые связаны именно с успенским текстом. Если вы чуть раньше напомните певчим об изменениях, то они забудут. Поэтому сообщать об изменениях надо прямо перед пением ирмоса.

Кондак Успения «В молитвах...» - это известнейшая мелодия, известнейший напев, который тоже принадлежит Киево-Печерскому обиходу. У него есть авторские прозвища - Львовского. У Львовского в 3-м такте все вступают не одновременно и на слове «Приснодевственную» Львовский делает модуляцию. В Киево-Печерском обиходе все голоса вступают одновременно и голоса на слове «Приснодевственную» идут вниз.

Спеть этот кондак надо обязательно, иначе фанатичные православные вас растерзают J. Мелодия замечательная сама по себе и, как правило, этот напев хорошо знают.

Сам кондак и в Киево-Печерском обиходе, и в обработке Львова, изложен трехголосно, но не от ущербности. Кондак трактуется как песнопение сольное.

На 9-й песни «Честнейшую...» не поется, но поются припевы праздника. Почему-то из обихода почти ушел первый припев «Роди вси блажим Тя Богородицу...» К задостойнику берут второй припев «Ангели успение Пречистыя видевше удивишася...»

Светилен «Апостоли от конец...» - известнейший напев Киево-Печерского обихода.

Хвалитные стихиры.

Великое славословие.

Тропарь Успения.

Ектении, отпуст.

 

НА ЛИТУРГИИ

Патриархийные Минеи пошли на довольно интересный шаг. Применительно именно к празднику Успения Минеи опубликовали праздничные антифоны праздника Успения - Богородичного праздника. Сделано это не потому, что Успение чем-то отличается в этом отношении от других Богородичных праздников. Просто как образец Афонского пения, или для разнообразия. В Минее имеется ссылка на Журнал Московской Патриархии (№6, 1983 год). Применять ли на службе эти антифоны? Зависит это только от одного - совпадение вашего к этому желания и желания настоятеля. Успение - единственный праздник, куда были помещены праздничные антифоны. Но Минея не говорит, что это обязательно. Наш Типикон тоже пишет: «Блаженна 1-го канона, песнь 3-я, на 4: и второго канона, песнь 6-я, на 4:»

В праздничных антифонах припев ко 2-му антифону «Спаси ны... во святых дивен Сый...» Почему не «молитвами Богородицы»? Да потому что «молитвами Богородицы» уже задействовано в первом припеве. Во время попразднства изменяемая часть на «Приидите, поклонимся...» берется из припева 2-го антифона. Поэтому, по Уставу во время попразднства мы должны петь «во святых дивен Сый...» Устав не знает припева «молитвами Богородицы», как не знает понятия «Богородичный праздник». Но традиция добавила этот припев.

На Входе тропарь праздника, Слава и ныне: кондак.

Прокимен «Величит душа Моя Господа...»

Вместо «Достойно есть...» - ирмос 9-й песни «Побеждаются...»

Причастен «Чашу спасения...»

 

 

Следующий день - праздник Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа (Убрус). Это третий Спас. Господский чин. По знаку - славословие. В Минее изложен в сочетании с попразднством Успения. Праздник дан в двух вариациях. Один из них - славословная служба, иная - «Аще храм Нерукотворнаго Образа», бдение («аще храм Нерукотвореннаго Образа или восхощет настоятель»). Служба Господского чина, но находится в «осенении» попразднства двунадесятого Богородичного праздника. Типикон тоже об этом пишет.

 

 

ПОГРЕБЕНИЕ

 

Последование, которое содержится в книге - не очень грамотное. Место помещения этого чина - тоже вариантно. Он может оказаться в самой службе Успения и может быть вынесен за ее пределы.

Статистически чаще всего погребение служится после Успения, в сам день, вечером.

Чин включает в себя элементы вечерни и утрени. Вечерня похожа на вечерню Великого Пятка, а утреня - на утреню Великой Субботы.

Вечерня Великая. Но это не Всенощное бдение, это чин Полиелея. Но почему, не понятно.

103-й псалом (поется), Великая ектения.

«Блажен муж...»

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника, глас 1-й («О, дивное чудо...»), и ины стихиры Иерусалимского последования, глас 6-й. Стихиры из Иерусалимского последования - слепок со стиховных стихир Великого Пятка. Почему стихиры со стиховны перекочевали в «Господи, воззвах»? Подобен «Егда от древа» никогда не поется на «Господи, воззвах». «Тебе одеющуюся...» здесь тоже неуместно.

А на стиховне, где должны были бы быть все те стихиры погребения (которые помещены на «Господи, воззвах»), даются стихиры праздника Успения, вообще без чина погребения.

Лучше взять благословение и сделать все по-другому.

На «Господи, воззвах» спеть стихиры праздника, повторить как на сам праздник.

Прокимен особый - «Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот...»

На стиховне спеть подобно как в Великий Пяток - из Иерусалимского последования: подобен «Егда от древа» (три стихиры, все начинаются со слова «Егда...») со стихами из самого дня праздника.

Слава: «Днешний день тайно...» (с «Господи, воззвах»).

И ныне: «Тебе одеющуюся...» (с «Господи, воззвах»). Эту стихиру некоторые поют на болгарский распев.

Тропарь «Благообразных ученик лик...» здесь лучше не петь, лучше спеть трижды тропарь праздника «В рождестве...»

На вечерне Великого Пятка Плащаница выносится при пении тропарей «Благообразный Иосиф...», а на погребение Богородицы в конце вечерни ничего не выносится. Вынос Плащаницы предполагается на утрени. Поэтому затягивать тропари в конце вечерни не нужно.

 

НА УТРЕНИ

«Бог Господь...» на болгарский распев. И тройник тропарей «Благообразных ученик лик...», Слава: «Егда снизшла еси...», И ныне: «Священным учеником...» Ноты хорошо изложены в Патриархийном издании «Успение».

При пении этих тропарей и выносят Плащаницу, совершают каждение.

Далее - чтение 17-й кафизмы, «Непорочны», подобно Великой Субботе, в три статии. Напев - Московский Синодальный, копия с Великой Субботы.

Сразу после 3-й статии поются тропари по Непорочны Богородице «Благословенная Владычице...» Есть ноты, переложение на знаменный распев, есть переложение на музыку П. Чеснокова с «Ангельского собора...» Можно спеть просто на 5-й глас, можно на подобен «Радуйся Живоносный Кресте...»

Малая ектения. Седальны праздника.

(Здесь может быть Полиелей. Но служить полиелей после оплакивания не очень хорошо, не «вяжется» по смыслу).

КАНОН

Повторяется канон праздника.

Поется «Честнейшую...»

До Славословия нет никаких отличий от самого дня праздника.

В конце Славословия, последнее Трисвятое поется заупокойным распевом. И бывает крестный ход с Плащаницей под пение Трисвятого.

Тропарь праздника «В рождестве...»

Ектении и отпуст.

 

Кондак «В молитвах...» (либо в каноне, либо на 1-м часе) поют перед Плащаницей.

           

Больше чин погребения не содержит ничего, влияющего на службу.

 

АРХИЕРЕЙСКАЯ СЛУЖБА

 

Е. Кустовский издал «Последование архиерейской службы» с нотами и практическими указаниями регенту (М, 2002 - издание 2-е, исправленное и дополненное). Появилась эта книжка благодаря рукописным листочкам. Первое издание было неправильным с точки зрения традиции служения. При подготовке 2-го издания помог советами студент МДА (регент, иподиакон) Илья Островский (ныне - иеромонах Константин). Во 2-е издание вошел чин освящения храма, убралось лишнее, новое добавилось.

В архиерейской службе ярко выражены традиции служения одного конкретного архиерея.

Архиерейское служение - это повышенная реакция регента, постоянное нахождение в состоянии «а что происходит сейчас»? Именно здесь нужно помнить первую заповедь о. Павла Трошинкина - «косить». Регент должен быть руками с хором, а глазами - ... «а, вот сидит», «Вот встал. Внимание!» Просто знать чин недостаточно. Многие элементы архиерейской службы начинаются в одно время, а заканчиваются потому, что закончился текст, а потому что реальная ситуация подошла к определенному моменту. Видимая ситуация, наблюдаемая.

В Византии служение архиерея - обычное дело. Создание, распространение архиерейского чина было связано с тем, что в первые века служения в России архиереев, своих архиереев не было, они приезжали из Греции. Поэтому какие-то песнопения им пели на их языке, на греческом. И этим объясняется наличие в архиерейской службе песнопений на греческом языке. Особое величие архиерея подчеркнулось тем, что многие элементы архиерейского чина напоминают чин венчания. В архиерейскую службу вошли элементы венчания.

На Всенощном бдении присутствие архиерея почти никак не отражено. Все возгласы, кончающиеся словами «благослови, отче» или просто «благослови!» заменяются на титулование архиерея, например, «Высокопреосвященнейший Владыко, благослови» или «Преосвященнейший Владыко, благослови!» или «Святейший Владыко, благослови!» Это обычно идет на «автомате», когда никто и на руку не смотрит. Регенту нужно внутри себя не пустить эти мелочи на самотек.

Также, в службе поется короткое «Ис полла эти, деспота». Самый распространенный напев - как большое «Аминь». Есть и другие напевы. Но важно, чтобы хор знал что петь, когда вы говорите «короткое «Ис полла...» Короткое «Ис полла...» на Всенощной поется когда архиерей заходит в храм, уходит из храма, после чтения Евангелия. Даже если архиерей зашел в храм во время службы, нужно прервать пение или чтение и спеть короткое «Ис полла...»

На Всенощной может быть еще одна особенность, которая берет свои корни от Преждеосвященной Литургии. Это особое, трехчастное пение «Свете тихий...» На возглас диакона «Премудрость, прости!» поет не хор, а алтарь. Поют на Киевский распев. Когда они допоют до слов «...и Святаго Духа Бога», хор в этом месте должен продолжить пение алтаря «Достоин еси...» и после хора вновь поет алтарь «Достоин еси...»

На Литургии «Свете тихий...» заменяет собой «Приидите, поклонимся...» Традиция пения «Свете тихий...» осталась, даже если вечерня не переходит в Литургию преждеосвященных Даров. Если алтарь не запел «Свете тихий...», то все поется как обычно, хором.

 

ЛИТУРГИЯ

 

Здесь очень много элементов, которые корректируются:

1. Встреча и облачение.

2. Входное «Приидите, поклонимся...»

3. Трисвятое.

4. Херувимская, Евхаристический канон.

 

Архиерейская Литургия начинается на час или полчаса раньше, архиерей приезжает за полчаса до начала Литургии. К приезду архиерея хор стоит на клиросе, настоятель, протодиакон и свита находятся в конце храма (а иногда и за его пределами).

Первыми приезжает свита и протодиакон. Вам нужно заранее встретиться с представителем свиты и задать ему все те вопросы, которые всегда вариантны на архиерейской службе. В нашем издании «Последования архиерейской службы» все эти вопросы написаны на первой же странице.

1. Есть ли в свите «исполатчики» - певчие иподиаконы, исполняющие трио «Ис полла эти деспота»? Если да, то договориться с ними, кто - они, или хор будут петь это трио.

Чаще всего на этот вопрос отвечают, что «исполатчики» есть, но если есть кому петь на клиросе, то пойте.

2. Намечается ли пение духовенством кондака на «И ныне», что является распространенной традицией в архиерейской службе?

Чаще всего на него отвечают положительно.

3. На какой напев - киевский или болгарский, духовенство поет Трисвятое?

Здесь очень важно петь именно тем напевом, которым поет свита. Мы не имеем права петь на какой-нибудь другой напев, кроме киевского или болгарского. Киевский - это наш заупокойный. Его пели фактически до конца 20-го века. Сейчас резкий перевес в сторону болгарского распева.

4. Как долго будет совершаться во время пения Херувимской песни архиерейская проскомидия? (Если долго, то регента это обязывает к гораздо более медленному пению Херувимской до Великого Входа).

Имеется видеозапись, где регент во время архиерейской службы 4 раза начинала «Всякое ныне...» Владыка совершает проскомидию во время Херувимской, не раньше. Также, время тратиться на построение духовенства ко Входу.

5. Управляет ли диакон прихожанами во время пения «Верую...» и «Отче наш...», или это входить в функцию регента?

Чаще всего протодиакон берет это на себя.

6. Намечается ли во время Литургии Хиротония, и в какой сан - диаконский, или иерейский?

Если будет хиротония, то будет целый эпизод, посвященный этому. От сана зависит куда этот эпизод вставляется: в иерейский сан - после Херувимской, в диаконский сан - после Евхаристии. В архиерейский сан Хиротония происходит после Трисвятого, но там обычно свои клироса.

7. Как точно звучит титул архиерея - высокопреосвященный, преосвященный, и т. д.? Желательно выписать точную формулировку титулования для слаженного пения хора на отпусте.

Выписать надо обязательно и проговорить с хором, чтобы не «глоталось».

8. Как предполагается проводить окончание Литургии, т. е. в какой последовательности и полноте будут совершены: молебен, проповедь, крестный ход, разоблачение, и т. д.?

Этот вопрос лучше даже задавать не до службы, а примерно перед Причащением. Все это бывает иногда до отпуста, а иногда после отпуста. Иногда при разоблачении не надо петь. Маршрут крестного хода тоже надо выяснять. Всю мелочевку на самотек пускать нельзя.

 

Многие песнопения на архиерейской службе «законсервировались» благодаря тому, что взяты из самого популярного издания - Церковно-Певческого сборника, и дошло до наших дней.

 

Встреча архиерея

 

Начинается с того, что когда Владыка приближается к храму звучит трезвон. Протодиакону нужно напомнить о том, чтобы он «рявкнул» «Премудрость!» погромче. Диакон будет стоять в конце храма, в притворе, а вы - на клиросе, да еще колокольный звон... Очень важно услышать возглас диакона «Премудрость!»

Хор поет короткое Входное песнопение «От восток солнца до запад...»

Напевы существуют разные. Это песнопение затягивать не стоит, потому что это песнопение сопровождает прохождение Владыки в притворе. Здесь не нужно сложностей, здесь нужно коротко, решительно, ярко, сочно спеть.

 

Следующее песнопение поется сразу, без паузы, без перерыва. Это Входное песнопение «Достойно есть...» тихое и медленное, величественное, торжественное. На Литургии Василия Великого поется «О Тебе радуется...», а в двунадесятый праздник до отдания - задостойник. Классическим считается «Достойно есть...» Львова, известен иеромон. Амвросия Носова. Во время Пасхалии здесь уместно спеть «О ангелос...» на греческом языке.

Архиерей подходит к храмовой иконе, прикладывается к ней, совершает входные молитвы, прикладывается к иконам Царских врат. Распространенная ошибка: на прохождение Владыки к Царским вратам регент подчас отводит большую часть песнопения, тогда как протяженность входных молитв перед Царскими вратами оказывается такова, что заключительную часть входного «Достойно есть...» приходится повторять дважды, а то и трижды, что оставляет неблагоприятное впечатление.

Хор поет медленно и тихо. Протодиакон же громко возглашает молитвы.

Окончанием входных молитв (и, соответственно, пению «Достойно есть...») служит следующий момент: Стоя перед Царскими вратами, Владыка надевает клобук, кланяется, принимает от иподиакона посох, поворачивается лицом к прихожанам.

Следующее песнопение «Тон деспотин...» поется сразу, как Владыка начинает благословлять народ. Это обрамляющее песнопение облачения архиерея. (Им оно и закончится).

«От восток солнца...», «Достойно есть...» и «Тон деспотин...» идут без перерыва.

 

Далее следует восхождение архиерея на место облачения - кафедру, расположенную в центре храма (кафедра - это самый красивый стул в храме, который ставят в центре храма J). Здесь с архиерея снимается мантия, клобук, ряса и четки. В это время, сразу после «Тон деспотин...» хор поет ирмос 5-й песни канона Недели Ваий «На гору Сион ...» По букве Устава, только на Патриаршем служении восхождение на кафедру сопровождается пением ирмоса 4-го гласа «На гору Сион...», обычный Владыка должен проходить в тишине. Однако по устойчивой традиции это песнопение поется на всякой архиерейской службе (это требуют почти все архиереи).

Здесь не надо каких-то особых напевов. Можно спеть просто на ирмологический 4-й глас. Можно спеть на музыку Чеснокова - коротко, понятно и красиво.

 

Облачение

 

Перед облачением происходит вынос кадила и его архипастырское благословение. Здесь иногда бывает пауза, ее не пугайтесь, это не ваша пауза. Момент начала облачения - возглас диакона: «Господу помолимся! Да возрадуется душа твоя о Господе...» это первые слова того песнопения, которое сопровождает облачение. Вам нужно отреагировать именно на эти слова Хор поет « Да возрадуется душа твоя о Господе...»

Во время облачения протодиакон много чего говорит. Иподиаконский фольклор: несут гребень, протодиакон возглашает: «Расчеши, Владыко, власы брады твоея ...тамо гади, ихже несть числа, животныя малыя с великими...» J.

До недавних пор фактически единственным нотным песнопением было произведение Львова с италийскими завитушками, оперными изысками. В монастыре это слушалось просто дико. В свое время, лет 15-20 назад, по просьбе отца Товии, регента Данилова монастыря, Е. Кустовский расписал текст «Да возрадуется...» на мелодию Киево-Печерского седальна «Удивися Иосиф...» В Даниловом монастыре потом так и пели.

Для напева «Да возрадуется...» очень нужна монотонность, потому что мы сопровождаем то, что происходит в центре храма (архиерея одевают, выносят митру, выносят гребень, он расчесывается, одевает митру...) Мы являемся фоном. Для фона нужны серые краски и потому напев «Удивися Иосиф...» подходит сюда идеально.

В качестве песнопения, сопровождающего облачение, можно использовать и гласовое пение. Это актуально в хорах, бережно хранящих обиходную гласовую традицию. «Да возрадуется...» поется на 7-й глас. Можно спеть на разновидность 7-го гласа - напев праздничных антифонов. Текст гораздо более длинный.

Облачение - это один из наиболее напряженных для регента моментов, так как облачение и сопровождающее его песнопение происходит параллельно, без внутренних связующих элементов. Поэтому нередки случаи, когда расхождение между хором и действиями иподиаконов таково, что песнопение подошло к концу, а облачение еще продолжается. В этом случае желательно повторить первый стих «Да возрадуется...» Продолжайте петь фоном. Важно, чтобы это было без пауз, ровно. И наоборот, сокращайте, если нужно.

Но нам нужно знать, когда закругляться. Заключительные элементы таковы: архиерею выносят митру, затем (правда, не всегда) подносят гребень, он расчесывается и надевает митру. Хор прекращает петь, как только архиерей наденет митру. К этому времени надо закончить.

Распространенная ошибка: во время облачения диакон неоднократно возглашает: «Господу помолимся!» - и читает соответствующие молитвы. Иногда «дисциплинированные» регенты чтобы ответить на возгласы диакона, прерывают пение «Да возрадуется...», чего, конечно, делать не следует.

Заканчивается облачение возгласом диакона: «Тако да просветится свет твой пред человеки... всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь!» «Аминь» диакон говорит сам.

Снова поется «Тон деспотин...», но обычно поют другим напевом. Чаще всего здесь поют трио Львова с «большим» хоровым «Ис полла...»

Во время пения архиерей встает с кафедры, всех благословляет.

 

И далее чтутся Часы или начинается Божественная Литургия по обычному чину. Часы на архиерейской службе фактически нигде не читаются (вычитываются заранее). Существует греческая традиция, по которой Часы и утреннее правило архиерей выполнял по дороге в храм.

Все начало Литургии архиерей сидит на кафедре лицом к алтарю.

Духовенство уходит в алтарь.

Мы поем обычную Литургию.

К моменту «Во Царствии Твоем...» архиерей остается на кафедре фактически один. На архиерейской службе по традиции Блаженны поются без тропарей.

 

Архиерейский малый Вход

 

На возглас «Премудрость. Прости!» начинает петь не хор, а духовенство. Они начинают и всегда поют одно и то же. Даже в двунадесятый праздник после Входного стиха будет петься «Приидите, поклонимся...» (хор в изменяемой части вставляет те слова, которые будут петься в попразднство).

Во время пения духовенство потихонечку начинают идти в алтарь. Владыка встает с кафедры и медленно тоже начинает идти. Здесь для регента важно не упустить момент, когда архиерей сходит с кафедры и вступает на солею. В этот момент хор должен буквально «перебить» пение духовенства, какие бы слова они не пели, активным вступлением средней части Входного «Спаси ны, Сыне Божий...»

Такая перебивка очень важна. Как только запел хор, духовенство замолкает. Чаще всего (лет 5) хор поет на греческий распев. А раньше была распространена традиция пения во 2-й минорной ступени. Хору важно поддержать ту тональность, в которой поет духовенство.

Это редкая ситуация, когда регент должен ориентироваться не на музыкальное, а на «пространственное» условие.

После хорового исполнения «Спаси ны, Сыне Божий...» эти же слова нараспев повторяет духовенство, совершая вхождение в алтарь.

 

Хор тем временем готовится к пению «Ис полла...», и, как только духовенство допевает, начинается пение трио. Устав, разумеется, ничего не говорит о напеве. Однако, «музыкальный устав» 19-го века донес до наших дней в устойчивой традиции петь в этом месте службы исключительно трио Д. Бортнянского. Архиерей кадит в алтаре. Эта традиция пения трио Бортнянского еще не была нарушена. Этот вопрос и нужно выяснить - мы, трио от хора, или исполатчики его поют.

Хор вступает, когда архиерей кадит народ «Ис полла эти деспота».

Трио должно закончить пение «Ис полла...» к моменту каждения архиереем хоров (хора) или народа. Хоровое «Ис полла...» является, таким образом, хоровым ответом на каждение. Если в службе участвует левый хор, то он поет «Ис полла...» сразу за правым. После хоров большое «Ис полла...» повторяет духовенство. (И если хор один и успевает, то еще раз поют «Ис полла...»)

 

Далее поются тропари и кондаки по Уставу. Последний кондак нередко (но не обязательно) поется в алтаре, о чем регент должен договориться заранее. Если это никакой не праздник, то часто поют «Взбранной Воеводе...» Д. Аллеманова.

 

На Патриаршем служении:

Поются все тропари и кондаки по Уставу кроме последнего кондака.

Перед последним кондаком архидиакон исходит из алтаря и став лицом к алтарю, возглашает: «Господи, спаси благочестивыя...» Этот же возглас поет духовенство и все хоры. Архидиакон: «...и услыши ны». Это также повторяется духовенством и хором.

Архидиакон возглашает Великую Похвалу, на возглашение отвечает духовенство и хор.

Далее духовенство поет в алтаре последний кондак. После этого архидиакон исходит на амвон и стоя лицом к алтарю, возглашает: «Господу помолимся!» Хор: «Господи, помилуй» - «Яко Свят еси...» - «Аминь. Святый Боже...»

 

Трисвятое на архиерейской Литургии

 

В отличие от формы обычного Трисвятого, архиерейское состоит из 8 (а не из 5, как обычно) элементов. По устойчивой традиции Трисвятое поется на один из двух напевов - Болгарский или Киевский. Раньше был распространен Киевский. Сейчас наиболее часто используемый - Болгарский.

Эту традицию регент должен соблюдать неукоснительно, иначе он ставит в неловкое положение духовенство, т. к. священник поют за хором, повторяя напев хора, и поэтому хор должен петь то, что священники могут повторить.

Краткая схема чередования элементов Трисвятого:

1. Хор поет Трисвятое 1 раз нараспев.

2. Духовенство повторяет 1 раз, на тот же распев.

3. Хор медленно и тихо поет трисвятое 1 раз речитативом на одной ноте (тоническом аккорде, с каденцией).

Во время пения 3-го эпизода архиерей выходит на амвон с крестом и дикирием и затем произносит: «Призри с Небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, егоже насади десница Твоя».

4. Хор (или трио) поет Трисвятое особо выразительным распевом (нередко - на греческом языке), сопровождая тремя фразами этой молитвы архиерейское благословение: «Святый Боже» - на запад, «Святый Крепкий» - на юг, «Святый Безсмертный» - на север. Чаще всего поется «Агоис о Феос...» по напеву Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры.

5. Хор речитативом поет один раз Трисвятое, как в 3-м эпизоде, и в том же темпе.

6. Духовенство поет в алтаре Трисвятое нараспев 1 раз.

7. Хор: Слава и ныне: и нараспев «Святый Безсмертный, помилуй нас».

8. Хор поет Трисвятое 1 раз нараспев.

 

Трисвятое может быть заменено на «Кресту Твоему...» или «Елицы...», когда это положено по Уставу. Структура остается такая же, как у Трисвятого.

 

 

Далее по чину Божественной Литургии следует прокимен, Апостол, аллилуарий и Евангелие. После чтения Евангелия хор протяжно поет опев «Слава Тебе, Господи, слава Тебе» и короткое «Ис полла...»

 

Во время возглашения сугубой ектении, после прошения «...и о Господине нашем Преосвященнейшем...» священники в алтаре обычно сами запевают «Господи, помилуй» на Киево-Печерский распев. Хор обязан повторить троекратное «Господи, помилуй» сразу за духовенством - желательно (но не обязательно) на тот же распев.

 

Бывает, что пропускается одна из ектений перед Херувимской. Поэтому важно не пропустить возглас «Яко да под державою...»

Во время Херувимской песни в алтаре обычно происходит архиерейская проскомидия и построение священников к Великому Входу. Это (зачастую, но не всегда) намного удлиняет первую часть Херувимской, по сравнению с обычным временем ее пения.

На Великом Входе «Аминь» поется дважды:

1. После первого поминовения архиереем Патриарха, когда Владыка повернется к алтарю, хор отвечает «Аминь!» не из напева Херувимской, а на одной ноте (аккорде). Здесь важно не запеть «Яко да Царя...»!!! Особое внимание!

2. После всего поминовения («...и вас, всех православных христиан...»), как обычно перед «Яко да Царя...»

По окончании Херувимской в ответ на благословение архиерея поется короткое «Ис полла...» Здесь возможно совершение Таинства хиротонии в иерея, и в этом случае короткое «Ис полла...» переносится на конец хиротонии.

 

Евхаристический канон не подвержен каким-либо изменениям, однако после «Достойно есть...» диакон выходит на амвон и с поднятым орарем возглашает: «И всех, и вся!» Хор повторяет: «И всех, и вся!»

Далее следуют возгласы архиерея и 1-го священника, на которые хору отвечать не следует.

Диакон: «Господина нашего, Преосвященнейшаго... (и далее следует длительное возглашение, которое заканчивает диакон, стоя в Царских Вратах) ...о спасении людей предстоящих, и ихже кийждо в помышлении имать, и о всех и за вся!» Хор повторяет: «И о всех и за вся!»

Если далее по Уставу предполагается хиротония во диакона, то она начинается с возглашения «И да будут милости... со всеми вами» и ответа хора «И со духом твоим».

 

Во время причащения духовенства регент обязан позаботиться о том, чтобы во время причастного стиха до отверзения Царских врат было заполнено пением (хора или народа). Исключением из этой традиции может быть лишь проповедь. Хору нужно иметь заготовку на Причастный стих, стихиры...

По окончании причащения мирян, перед возгласом «Спаси, Боже, люди Твоя...» хор должен спеть короткое «Ис полла...»

Чаще всего после 33-го псалма (а иногда и его сокращают) совершается крестный ход. Некоторые Владыки благословляют хор идти после духовенства.

После отпуста «...яко Благ и Человеколюбец», многолетствование совершается следующим образом:

1. Поется короткое «Ис полла...»

2. При пении «Великаго Господина...» на многолетствовании поминаются Патриарх, Правящий архиерей, Служащий архиерей. Если служащий архиерей старше правящего по хиротонии, то служащий поминается прежде правящего.

3. После слов «...на многая лета!» еще раз поется короткое «Ис полла...»

На Патриаршем служении, а также в монастырях и на подворьях с Патриаршей кафедрой есть обычай петь «Великаго Господина...» по-гречески «Полихронион пиисэ...»

По Уставу разоблачение и уход архиерея совершается сразу после окончания Божественной Литургии, однако на практике в честь праздника, полсе отпуста при участии Владыки совершается молебен, крестный ход, и т. д. Регент должен заранее выяснить, когда иподиаконы в алтаре будут снимать с архиерея священные одежды, и как только архиерей ушел на переоблачение, по традиции в этот момент хор начинает медленно петь трио «Ис полла...» Заключительный хоровой припев поется при выходе Владыки из алтаря.

Переоблачившись, Владыка выходит Царскими Вратами на солею. Хор поет «Тон деспотин...» На последнем «Ис полла...» архиерей благословляет народ (нередко говорит слово) и идет к западным дверям (хор поет тропарь праздника). здесь с архиерея снимают мантию и принимаю жезл (по традиции в это время хор поет «Утверждение на Тя...») Заключительное архипастырское благословение сопровождается большим «Ис полла...»

 

Хиротония

 

Момент проведения хиротонии в чине Литургии зависит от сана рукополагаемого: во архиерея - после Трисвятого, во иерея - по Великом Входе, во диакона - по «Достойно есть...»

Лучше о хиротонии узнать заранее. Таинство хиротонии во иерея или диакона (даже начавшись неожиданно для регента) построено таким образом, что хор всегда успевает подготовиться к пению. Начинается хиротония не с пения хора. Началом хиротонии являются возгласы:

«Повели! Повелите! Повели, Преосвященнейший Владыко!» Вслед за этим в алтаре поются тропари: «Святии мученицы...», «Слава Тебе, Христе Боже...», «Исаие, ликуй...» Каждый тропарь после того, как спет в алтаре, повторяется хором, и во время пения рукополагаемого обводят вокруг Престола.

Иногда регент для пения этих тропарей использует ноты из чина венчания, переставив их последовательность. С этим следует быть осторожным, т. к. слова тропарей, спетые духовенством, не абсолютно совпадают с венчальными (напр. «...и мучеников радование...» или «...и мучеников веселие...») Следует также помнить, что, несмотря на тональность, выставленную в нотах, хор должен петь в тоне, заданном в алтаре.

 

Диакон: «Вонмем!»

Архиерей: «Божественная благодать...» - читает тайносовершительную молитву.

В алтаре тихо поют «Господи, помилуй» трижды, нараспев.

Хор вслед за этим тоже должен спеть тихое и медленное троекратное «Кирие элеисон». Можно повторить напев алтаря, однако по традиции в этом месте поют ектению Львова.

Рукополагаемому дают атрибуты сана.

Заканчивается хиротония многократным владычним возглашением: «Аксиос!» На каждое возглашение следует троекратный ответ, сначала в алтаре, а затем сразу на клиросе.

Четкого количества «Аксиос!» не бывает. Если очередного «Аксиос!» от архиерея не последовало, то, дождавшись выхода архиерея на солею, хор отвечает на благословение владыки коротким «Ис полла...» и Литургия продолжается далее своим чином.

 

 

Если в храм зашел не служащий архиерей, то нужно прервать пение и спеть короткое «Ис полла...» Не прерывается пение на «Во Царствии...», на Херувимской, на чтении Евангелия, на Евхаристическом каноне.

 

           

На архиерейской службе надо все делать максимально привычно. С хором нужно репетировать не концерты, а ответы хора.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 906; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!