Честнаго и Животворящего Креста

ЛЕКЦИЯ 34

 

Троицкая седмица

 

Троица обнимает своим действием целую седмицу. Все дни этой седмицы называются так: вторник Пятидесятницы, среда Пятидесятницы... Служится вся седмица по Триоди.

 

Неделя всех святых

 

Эта служба - последняя в Цветной Триоди. Эта служба подытоживает первый оборот недельных гласов, которые еще не являются Октоихом, но из которых Октоих вырастает.

Эта Неделя - 8-го гласа. Праздником являются все святые, которые когда-либо канонизированы как святые.

В службе яркие Славники. Тропарь праздника «Иже во всем мире мученик Твоих...»

Все дается наряду, все очень удобно. Служба привычная тем, что она такая же, как если бы мы соединяли обычную воскресную службу 8-го гласа с Минеей. Единственное что, так мы служим не по Октоиху и Минее, а по Триоди.

На этой службе заканчивается книга Триодь Цветная. Уже в понедельник после воскресной службы Недели всех святых мы будем служить по Октоиху 8-го гласа и Минее (рядовой святой).

 

 

В понедельник после Недели всех святых начинается Петровский пост. На богослужение это никак не отражается. Это один из самых щадящих и легких постов. Пост начинается с понедельника после Недели всех святых и заканчивается накануне празднования первоверховных апостолов Петра и Павла. У Петровского поста любопытное происхождение. Его вменялось совершать тому, кто по каким-то причинам не смог поститься в Великий пост. Устав пишет: «В немже должни есмы во всякой седмице сохранити 3 дни постящеся понедельник, среду и пяток». Но режим пощения каждого человека определяет духовник.

Неделя 2-я по Пятидесятнице,

Всех святых, в земли Российстей просиявших

 

Эта служба отсчитывается от Пасхи, это всегда Неделя после Недели всех святых - это Неделя всех святых, в земли Российстей просиявших. Эта служба очень интересная. История создания этой службы изложена в книге, выпущенной Богословским Институтом. Там же помещен текст этой службы, который взят из рукописи, написанной владыкой Афанасием Сахаровым, который лично передал протоиерею Всеволоду Шпилю, бывшему??? настоятелю Новокузнецкого храма, а уже тот передал отцу Владимиру Воробьеву. Эта публикация сильно отличается от той, которая изложена в Минее.

Служба была задумана как служба, совершаемая по годовому кругу, но на Поместном соборе 1918-го года было постановлено праздновать Неделю всех святых, в земли Российстей просиявших во 2-ю Неделю по Пятидесятнице, т. е. в следующую Неделю после Недели всех святых. И именно в этом соединении служба служится во всех русских храмах. Правда, епископ Афанасий, когда писал эту службу, писал ее в такой полноте, в таком полном составе, как если бы эта служба могла служится в любой другой день. Тут дана и малая вечерня, и великая вечерня и молебен после малой вечерни, и стихиры на целование иконы, и большое количество литийных стихир, и цикл избранных псалмов к величанию на утрени и на молебне... Полнота - всеобъемлющая. Текст службы занимает 15-20 страниц. Для монастырского устава предписано, чтобы на литии были перечислены поименно все русские святые, а это еще полтора десятка страниц (перечисление занимает минут 30-40).

И даже в тех храмах, где нет Престола в честь Русских святых, в них соблюдается постановление поместного собора служить эту службу в Неделю 1-го гласа (во 2-ю Неделю по Пятидесятнице).

Размещение этой службы в Минее неудачно. Служба дана во всей полноте. Только в самом конце дается Устав совершения службы всем русским святым в Неделю 2-ю по Пятидесятнице. Получается, что регент приходит на службу, открывает Октоих 1-го гласа, открывает Минею и закладывает Устав о соединении и ему постоянно надо «выгрызать» из этих текстов то, что положено при этом соединении. Мы сделали такой вариант службы, в котором в первую очередь идет полностью соединение Октоиха 1-го гласа с праздником всех святых, в земли Российстей просиявших, как основной текст, где наряду даны и стихиры 1-го гласа Октоиха, и стихиры русским святым, т. е. в том соединении, о котором говорит Устав.

Служба написана в камере Бутырки. Когда понимаешь это, то понимаешь святость мученичества, когда человек радуется не своей собственной жизни, а жизни тех святых, которых прославляет.

При служении этой службы нужно обратить внимание на литию. Лития по замыслу епископа Афанасия содержит стихиры на подобны всех 8-ми гласов. А почему подобны? Потому что во времена Иоанна Дамаскина в византийском пении (а потом и в раннем знаменном пении) глас в своей полноте был гораздо богаче и ярче, чем подобен. Подобен был более простым и свернутым гласом. В наше время все наоборот. Глас - это примитивная попевка, где музыки никакой, а подобен - более развитый распев и поэтому епископ Афанасий для яркости усиливает не гласом, а именно подобном. Но вряд ли вся лития позволит петь все стихиры на подобны всех 8-ми гласов, но если существует традиция пения стихир после причастного стиха, то в этом месте было бы уместно спеть эти стихиры на подобны.

Поименно, скорее всего, всех русских святых здесь не будут поминать (но вес они присутствуют в каноне).

Именно этот праздник включает в себя знаменитый цикл стихир на подобен «Доме Евфрафов» Киево-Печерского распева - «Земле Русская...» По Уставу соединения с воскресной службой стиховные стихиры - воскресные, а стихиры «Земле Русская...» «выпадают». Но многие священник в этот день сознательно идут на нарушение Устава и поют только 1-ю стихиру на стиховне 1-го гласа «Страстию Твоею, Христе...», а дальше поют весь цикл стихир «Земле Русская...»

Епископ Афанасий написал три величания: «Величаем Тя, Триипостасный Владыко...», «Достойно есть...» и «Величаем вас...», т. е. на чин Господский, на чин Богородичный и на чин всех святых. В соединении с воскресной службой 1-го гласа остается только одно величание, потому что далее поется «Ангельский собор...» И в этом случае надо оговорить с батюшкой какое именно величание петь. Скорее всего, это будет величание святым.

После Евангелия и 50-го псалма мы должны петь «Слава: Молитвами апостолов... И ныне: Молитвами Богородицы... Помилуй мя, Боже... Воскрес Иисус от Гроба...» Стихиру «Воскрес Иисус от Гроба...» ради величия нашего русского праздника сознательно заменяют на стихиру по 50-м псалме всем русским святым. Стихира очень яркая. В ней есть одна знаменитая гимнографическая особенность - перечисление заповедей Блаженств (этот прием есть стихире свт. Николаю «Вострубим трубою песней...», в стихире иконе «Живоносный Источник...»)

Если все святые поименно не поминаются на литии, то в каноне русским святым стараются прочесть все тропари. Тропари канона персонифицированы. В каждом тропаре поминается по несколько святых. Вся история русской святости проходит в этих тропарях канона. В них поэтически воспет духовный подвиг каждого святого. В них нет только новомучеников.

 

 

Эта служба - не единственная служба местночтимых святых. Далее идут службы - Собор Новгородских святых, Собор Белорусских святых, Собор Псковских святых... Как правило, эти службы служатся на региональном уровне.

 

 

J Далее у нас идет ленивый летний период. Ленивый - потому что нет ярких нормонарушений, одолевают дела, связанные с отпусками домочадцев.

 

 

ЛЕТНИЕ ПРАЗДНИКИ

 

Обретение мощей преподобного Серафима Саровского (19 июля). Как служить: в сочетании с иконой «Умиление», или без нее? Оговорить с настоятелем.

Святаго славнаго пророка Илии. Важно помнить, что служба содержит самую длинную паремию на вечерне. Когда идет чтение канона, по традиции библейские стихи заменяются на молебственные припевы. Именование пророка Илии - «Пророче Божий Илие славный, моли Бога о нас».

 

 

Происхождение Честных Древ,

Честнаго и Животворящего Креста

1 (14) августа

 

Это первый, медовый Спас. В этот же день празднуются семь мучеников Макковейских с материю Соломонию и учителем Елеазаром. В службе сочетается Господский чин с чином святых. Господский чин предстает не только не в виде двунадесятого праздника, но даже не в виде Всенощного бдения, и даже не в статусе Полиелея. Это славословная служба.

Это один из трех дней в году, посвященных Кресту. Один из них - двунадесятый праздник Крестовоздвижения, другой праздник - это одно из воскресений Великого поста, Крестопоклонная и третий праздник - происхождение Честных Древ. У всех трех праздников есть общие яркие черты.

В этой службе даже присутствует Октоих.

 

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: 3 Креста и 3 святых.

Слава: святым.

И ныне: Креста.

На стиховне стихиры Октоиха.

Два тропаря - святых «Болезньми святых...» и Креста «Спаси, Господи...»

Каноны: Октоиха, Креста и мучеников. Катавасия «Крест начертав...» становится от этого дня рядовой катавасией до отдания Крестовоздвижения.

Во всех трех Крестных праздниках существует крестопоклонение. Великое славословие поется «тихо, со гласом». Окончательное «Святый Боже...» - погребальное. Выносится Крест. По окончании Трисвятого иерей возглашает: «Премудрость, прости!» Хор поет тропарь «Спаси, Господи...» трижды. Священство трижды поет «Кресту Твоему...» После них поет хор трижды «Кресту Твоему...» Во время поклонения поются стихиры «Приидите, вернии...», «Зрящи Тя тварь...», «Днесь Владыка твари...», «Днесь неприкосновенный существом...»

(Поклонения Кресту после славословия не бывает только в воскресенье, в воскресенье оно будет только после водоосвящения).

После этого - ектении и отпуст.

На часах тропарей два - Креста и святых.

Далее дается чин освящения воды. В практике служения чин водоосвящения бывает не после утрени, а после Литургии. Здесь чин водоосвящения положен по Уставу. Именно этот чин содержится в Требнике. И бывает освящение меда.

После самой службы дается Маркова глава «Аще же 1-й день августа случится в Неделю...» где дается краткое, конспективное изложение всех мест комбинирования.

 

 

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ

 

Это двунадесятый праздник Господского чина. Это второй Спас - яблочный.

 

«Блажен муж...» не поется (в воскресенье (в субботу вечером) поется кафизма вся, в понедельник (в воскресенье вечером) - 1-й антифон).

 

На «Господи, воззвах» стихир на 8:

Слава и ныне: знаменитая стихира 6-го гласа «Прообразуя воскресение Твое...» Известен Киево-Печерский распев и очень выразительная по музыке - Д. Аллеманова. В стихире на музыку Аллеманова делается акцент на слова «повергоша себе долу», «земля вострепета»... В Киево-Печерском распеве совсем иные слова становятся предметом распева, другая расстановка акцентов: «ангели служаху», «видяще на земли славы Господа»...

 

Стиховные стихиры солидные и большие. В службе важна не ее долгота, а ее выразительность, которая может быть очень лаконичной. Древние песнопения тем и были хороши, что тексты - короткие. Если настоятель не против, то можно взять стиховные стихиры с малой вечерни, которые чаще всего даны на подобен «Доме Евфрафов». Получается кратко, выразительно, лаконично.

 

Тропарь Преображения «Преобразился еси на горе...» 7-го гласа. В Москве есть очень устойчивая традиция именно в тропаре и кондаке этого праздника вспоминать Лаврский напев 7-го гласа. Сейчас в обиходе он остался только в чине венчания («Святии мученицы...», «Слава Тебе, Христе Боже...»). В чине венчания этот напев «законсервировался». Фразы: 1-я, 2-я, 1-я, заключительная. Поэтому разбивка в тексте тропаря на Лаврский напев другая: «Преобразился еси на горе Христе Боже,/ показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху;/ да возсияет и нам грешным Свет Твой присносущный,// молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе». На мелодических пиках оказываются слова «возсияет» и «Свет присносущный». На наш современный напев 7-го гласа разбивка другая. J Немного комично звучат на мелодическом пике слова «нам грешным». А Лаврский 7-й глас все ставит на свои места, радикально другие акценты. Многие священники просто просят именно этот напев тропаря спеть.

 

Прокимен на утрени «Фавор и Ермон о Имени Твоем возрадуетася». В разных источниках могут быть разные вариации числа - где-то множественное, а где-то двойственное - «возрадуются» или «возрадуетася». Следите за возглашением.

 

По 50-м псалме конструкция из трех гласов - Слава, и ныне: 2-го гласа, «Помилуй мя, Боже...» по традиции поем на 6-й глас, а стихира по 50-м псалме - 5-го гласа. 2-й глас лучше петь минорный Лаврский. С 6-го гласа на 5-й глас проще перейти так: начало стихиры 5-го гласа - как D к мажорной параллели.

 

Канонов два. Припев «Слава Тебе, Христе Боже, слава Тебе». Катавасия «Крест начертав...»

Кондак 7-го гласа «На горе преобразился еси...»

J Е. Кустовский рассказывает: «Несколько лет назад служили Преображение. К концу службы я уже был уставший и надо было петь кондак праздника в конце 1-го часа. Я ткнул пальцем в текст, но вместо кондака - в тропарь. и мы дружно запели вместо «На горе преобразился еси...» «Преобразился еси на горе...» Пока пели первую строчку, я уже сообразил, что мы вместо кондака поем тропарь. Я успел показать вторую строчку в кондаке и мы перешли с тропаря на кондак. В это время отец Владислав исповедывал. Как только мы запели «Преобразился еси на горе...», он бросил исповедь и направился к клиросу. Но когда он услышал связку «Преобразился еси на горе, Христе Боже,/ и якоже вмещаху ученицы Твои...» Он остановился, заулыбался...»

На 9-й песни «Честнейшую...» НЕ ПОЕМ, но поем припев праздника (он один).

 

Светилен «Свете неизменный...» стараются не пропустить и спеть. Что такое Преображение по своей богословской сути? Какое главное качество поразило апостолов, наблюдающих это? Свет. О Фаворском свете должен быть светилен. А еще сам светилен должен быть о чем? О свете. И происходит сочетание жанровой принадлежности светильна с тематикой служения. Это привело к тому, что в этом светильне слово «свет» повторяется 6 раз. Конечно, стараются светилен акцентировать.

 

НА ЛИТУРГИИ антифоны праздничные. Во 2-м антифоне припев «Спаси ны, Сыне Божий, преобразивыйся на горе, поющия Ти: аллилуия».

Вместо «Достойно есть...» - ирмос 9-й песни канона «Рождество Твое нетленно явися...» до отдания.

Причастен «Господи, во свете лица Твоего пойдем, и о Имени Твоем возрадуемся во веки». В нотах существует музыка В. Ковальджи.

 

Вечером в этот день служится вечерня с Великим прокименом «Бог наш на Небеси...» 7-го гласа.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!