ТРОИЦКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА

ЛЕКЦИЯ 32

 

Неделя о расслабленном

 

Неделя 3-го гласа. Тропарем праздника является тропарь воскресный 3-го гласа «Да веселятся Небесная...»

Славники этой службы - это интереснейшие тексты, большие, очень подробные, очень повествовательные, они очень точно подтверждают мысль, что наше с вами место на клиросе - тоже, что для священника алтарь. Для священника важно донести до людей слово Евангелия. Мы на клиросе выполняем ту же самую функцию. Славники «Господи, воззвах», стиховны, хвалитных - это тексты, которые почти без изменений содержат Евангельские тексты. Нам доверено с клироса хором на распев читать Евангельские тексты. Никакие авторы не писали музыки на эти тексты. Это гласовые песнопения. Но именно их повествовательность никакой музыкой не оттенишь, да и не надо. Здесь главное требование - это неспешное четкое, членораздельное проникновение в текст, чтобы и те, кто поет поняли и люди, стоящие в храме услышали что поется.

Каких-то исключительных особенностей в этой службе нет.

На Литургии по Входе: тропарь воскресен, Слава: кондак Триоди, И ныне: Пасхи «Аще и во Гроб...» («Храма же Христова, Богородицы и святых тропаря и кондака не глаголем» Типикон, «В Неделю 4-ю по Пасце»)

 

 

ПРЕПОЛОВЕНИЕ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ

 

Празднуется уже во вторник вечером. Соединение с Минеей нет в этот день и на отдание. Исключение - великие святые (Иоанн Богослов, свт Николай).

По структуре праздничной службой не является, но по чину - Господский праздник. Полиелея нет. Но есть попразднство, которое продолжается целую неделю. Тематика Преполовения - это все будничные дни до конца седмицы (чт, пт ,сб) и несколько дней (пн, вт, ср) - следующей седмицы.

 

103-й псалом (читается).

(Рядовая кафизма).

На «Господи, воззвах» стихир на 6:

СЛАВА И НЫНЕ: глас 6-й «Празднику преполовляющуся...»

Вход.

Прокимен дня.

Чтения (пророчества Михеина, Исаина, Притчей).

Сугубая ектения «Рцем вси...»

«Сподоби, Господи...»

Просительная ектения «Исполним вечернюю...»

Стиховна со своими стихами, которые в Триоди не написаны до конца.

«Ныне отпущаеши...»

тропарь Преполовения «Преполовившуся празднику...»

 

НА УТРЕНИ

На «Бог Господь» тропарь праздника трижды.

Обычные кафизмы (две).

Седальны праздника.

«Воскресение Христово видевше...»

50-й псалом.

Канон праздника (два): первый 4-го гласа. Катавасия - ирмос 2-го канона 8-го гласа «Море огустил еси...»

По 3-й песни - седальны праздника.

По 6-й песни - кондак праздника «Празднику законному преполовляющуся...» и икос.

«Честнейшую...» НЕ ПОЕМ.

Светилен праздника.

На хвалитех на 4: И ныне: стихира о том, что начиная от воскресения Христова и достигше Преполовения и достойны будем Вознесения праздновати и пришествия получити Святаго Духа. Отмеряется от Пасхи до Духова дня краткими словами.

Славословие Великое.

Тропарь праздника.

Ектении, отпуст и 1-й час.

 

НА ЛИТУРГИИ Блаженна от канона праздника, песни 3-я и 6-я.

По Входе тропарь праздника, СЛАВА И НЫНЕ: кондак.

Прокимен, глас 3-й: «Велий Господь наш...» до отдания.

В этот день и в день отдания Преполовения вместо задостойника Пасхи поем задостойник Преполовения, ирмос 9-й песни 2-го канона «Чужде матерем девство...» (в остальные дни поем «Светися...»)

Причастен «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем, рече Господь». Этот причастен отменяет Пасхальный причастен в будничные дни.

В этот день по традиции совершается малое водоосвящение. По Уставу малое водоосвящение положено только на 1-й Спас. По традиции его служат в пяток Светлой седмицы и на Преполовение.

 

 

Неделя о самаряныне

 

Неделя 4-го гласа. Тематика на «Господи, воззвах» - воскресная (4), Преполовения (3) и самаряныни (3).

На стиховне стихира воскресная «Господи возшед на Крест...» и стихиры Пасхи с припевами. Слава: глас 8-й «Егда явился еси...» И ныне: «Воскресения день...»

На утрени на «Бог Господь» тропарь воскресен дважды, СЛАВА И НЫНЕ: Преполовения «Преполовившуся празднику...»

Канон Пасхи, Преполовения и самаряныни.

По 3-й песни - кондак и икос Преполовения.

По 6-й песни - кондак «Верою пришедши на кладязь самаряныня...»

 

В понедельник, вторник и среду тематика самаряныни не поется, а поется только в чт, пт, сб.

 

А среду празднуется отдание праздника Преполовения. Вся служба праздника, кроме Входа и паремий.

 

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Первый раз на утрени поется не Пасхальная катавасия, а катавасия Вознесения «Спасителю Богу...» Это последняя воскресная служба перед отданием Пасхи.

 

Отдание Пасхи. Служится в среду. Все служат эту службу не по Уставу. Триодь излагает эту службу в очень громоздком соединении, в котором присутствуют три системы: Пасхальная, о слепом и предпразднства вознесения. Греки служат отдание просто повторяя Пасхальный чин. И это становится очень убедительной и яркой точкой. Все делается как на первый день Пасхи. Многие священники так и служат. Поэтому стоит оговорить это с настоятелем.

 

 

ВОЗНЕСЕНИЕ

 

Обычное начало («шапка») начинается сразу с Трисвятого. «Царю Небесный...» не читается и не поется до Троицы.

 

«Приидите, поклонимся...»

103-й псалом поется.

Великая ектения.

(«Блажен муж...» НЕТ, т. к. это Господский двунадесятый праздник).

«Господи, воззвах» на 10:

И НЫНЕ: огромная стихира «Недр отеческих...»

На стихиру на литии «Возшед на Небеса...» есть музыка Аллеманова.

Особое место в службе занимает строка «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне».

Вся служба праздника.

На утрени по Евангелии поется «Воскресение Христово видевше...» единожды.

По 50-м псалме: Слава: глас 2-й «Молитвами апостолов...», И ныне: «Молитвами Богородицы...» Мы обычно поем это все на 6-й глас. Но ни в одной уставной книге, что Слава и ныне поются на 6-й глас. Нигде. Это не опечатка. Если что-то меняется (как на Рождество), то на 2-й глас. Видимо, изначально Слава и ныне пелись на 2-й глас. 6-й глас - это поздняя традиция изменения. От нас ожидают услышать 6-й глас. Лучше тут традицию не ломать.

2 канона Вознесения. Катавасия Троицы 4-го гласа «Божественным покровен...» Тексты этой катавасии очень корявые, труднопонимаемые. Это довольно частая ситуация, когда катавасия праздника начинается заранее (Рождественская катавасия - на Введение, Крестовоздвиженская - на изнесение Честных Древ...)

По 6-й песни кондак «Еже о нас исполнив смотрение... Аз есмь с вами и никтоже на вы».

«Честнейшую...» НЕ ПОЕМ, но поем припевы праздника, которых всего два, по припеву на канон.

 

НА ЛИТУРГИИ праздничные антифоны. По Триоди их лучше не петь. Там они даны «кирпичом» и очень непонятно где чего начинается и где чего заканчивается.

Входной стих «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне».

Тропарь, Слава и ныне: кондак.

Трисвятое. Прокимен «Вознесися на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя».

Задостойник - ирмос 9-й песни 1-го канона «Тя паче ума...»

Причастен «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». Известен причастен (концерт) Дегтярева.

Вместо «Видехом...» до отдания поется тропарь Вознесения «Вознеслся еси во славе...»

 

Неделя 7-я по Пасхе, святых отец 1-го Вселенского собора (Никейского).

На «Господи, воззвах» стихиры воскресные (3), Вознесения (3) и отцев (4).

Есть паремии отцам.

Лития.

Стиховна вся воскресная, Слава: отцев. И ныне: Вознесения.

В конце вечерни 2 раза тропарь отцам и один раз Вознесения.

 

НА УТРЕНИ. На «Бог Господь» тропарь воскресный 6-го гласа «Ангельския силы...» дважды, СЛАВА: отцев «Препрославлен еси...» И НЫНЕ: Вознесения.

Канон воскресный 6-го гласа, Вознесения и отцев. Катавасия «Божественным покровен...»

По 3-й песни - кондак и икос Вознесения.

По 6-й песни - кондак отцев.

Впервые на воскресной Всенощной поем «Честнейшую...»

Светилен воскресный, Слава: отцев, И ныне: праздника.

На хвалитех стихиры воскресные и отцев. Слава: отцам, И ныне: «Преблагословенна...»

Славословие.

Ектении, отпуст. Стихира Евангельская.

 

НА ЛИТУРГИИ Блаженна гласа, праздника и отцев.

По Входе тропарь воскресный, Вознесения, отцев, Слава: кондак отцев, И ныне: Вознесения.

Прокимен песнь отцев поется вместо воскресного «Благословен еси Господи...» К воскресному он не присоединяется.

Причастна два воскресный «Хвалите Господа с Небес...» и отцев «Радуйтеся праведнии...»

 

Вознесение отдается через неделю в пятницу. Вся служба праздника, кроме чтений и Полиелея.

 

 

ТРОИЦКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА

 

«И поем всю службу о усопших вечер и утро, якоже предъизявися в субботу Мясопустную, во всем подобне», Типикон, Пяток вечера Пятдесятницы.

По своим текстам эта служба почти что совпадает с текстами Мясопустной родительской субботы.

 

На «Господи, воззвах» 3 мученична Триоди и 3 Октоиха

Слава: «Плачу и рыдаю...»

И ныне: Догматик 6-го гласа «Кто Тебе не ублажит...»

Вместо прокимена - «Аллилуия» на 8-й тропарный глас.

Тропарь «Глубиною мудрости...» Слава и ныне: «Тебе и стену...»

 

НА УТРЕНИ

Вместо «Бог Господь...» - «Аллилуия», «Глубиною мудрости...» дважды, Слава и ныне: «Тебе и стену...»

Кафизмы две по Уставу 16-я, но ее, как правило, сокращают.

17-я кафизма на две статии с опевами «Благословен еси, Господи...» и «Спасе, спаси нас...»

Малая ектения.

Седален, Слава и ныне: Богородичен.

50-й псалом.

 

КАНОН

1. храма (могут сократить).

2. Триоди.

По Уставу - катавасия по каждой песни.

Библейские стихи по традиции заменяются на припевы «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» и «Покой, Господи, души усопших раб Твоих». Есть традиция петь эти припевы хором.

Есть 2-й песнь!!!

По 6-й песни - «Со святыми...» и «Сам Един еси Безсмертный...»

Есть «Честнейшую...»

По 9-й песни - «Достойно есть...»

Ексапостиларий.

Хвалитные псалмы.

Хвалитные стихиры на 4: (их чаще всего сокращают, потому что они по тематике совпадают со стиховными).

Читаемое славословие.

Просительная ектения.

Стихиры на стиховне.

«Благо есть...»

«Глубиною мудрости...» Слава и ныне: «Тебе и стену...»

Сугубая ектения.

Малый отпуст.

После 1-го часа по традиции служат литию.

 

НА ЧАСАХ тропарь «Глубиною мудрости...», кондак «Со святыми...»

НА ЛИТУРГИИ

«Приидите, поклонимся... во святых дивен Сый...»

По Входе: тропарь «Глубиною мудрости...», Слава: кондак «Со святыми...», И ныне: «Тебе и стену...»

Это единственный день, когда поется «Достойно есть...»

Причастен «Блажени, яже избрал...»

Вместо «Видехом...» - тропарь «Глубиною мудрости...»

По Литургии служат панихиду.

 

 

J Ну, а после всего прихожане загружаются в автобус и едут в ближайшие леса благочестивыми топорами вырубают зеленые насаждения и все это тащат в храм, привязывают к иконостасу березки, разбрасывают сено по храму. В храме появляется росоносный дух... Аллергики валятся с ног... Но, тем не менее, традиция очень устойчивая.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 127; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!