В ЛИТУРГИЮ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ



ЛЕКЦИЯ 22  

Окончание постовой утрени

Постовой светилен венчает собой канон и логика его построения очень напоминает троичен. Светилен начинает читать чтец, а заканчивает хор. Чтет троекратно один текст, который повторяется на Славу и на И ныне: и далее хор трижды припевает к нему припевы (см. лекцию 21).

 

Далее мы входим в конструкцию обычной вседневной утрени.

Хвалитные псалмы.

Хвалитные псалмы либо полностью вычитываются до конца, либо 4 последних стиха могут обеспечиваться хвалитными стихирами, если Минея содержит хвалитные стихиры рядовому святому.

 

Читаемое славословие. Какой бы ни был праздник, даже двунадесятый (например, Благовещение), в будничный день любой седмицы Великого поста всегда будет читаемое славословие. Славословие читается ради стиховных стихир из Триоди, которые не отменяются никогда.

 

Просительная ектения.

 

Стихиры на стиховне Триоди наряду с обычными стихами «Исполнихомся заутра...» и «И буди светлость...»

В некоторых храмах по традиции не принято удваивать самогласен Триоди. В этом случае стихи объединяют в один.

Иногда Минея может дать Славник и Богородичен (Крестобогородичен).

 

«Благо есть...» дважды!!! Такое бывает только в пост. Именно это отличие потового от не постового чтения «Благо есть...» не позволяет его сократить.

Трисвятое. «Отче наш...»

«Аминь.» И читается всегда один и тот же текст «В храме стояще славы Твоея...» (заменяет собой тропарь святому Минеи).

«Господи, помилуй» 40 раз.

Слава и ныне: «Честнейшую...» «Именем Господним...»

На возглас: «Аминь. Небесный Царю, веру утверди...» (текст сходный с «Утверди, Боже...»).

Священник: «Господи и Владыко живота моего...» - молитва Ефрема Сирина с 16 поклонами (3земных + 12 поясных + 1 земной).

Чтец: «Аминь» и читает 1-й час.

 

Таким образом, после канона хор поет только светилен, просительную ектению и стиховные стихиры (в крайнем случае - хвалитные из Минеи). Окончание утрени - читаемое.

 

 

ЧАСЫ

Характеристика постового часа

 

Структура постовых часов особая, более нагруженная, чем часы не постового служения.

Вся полнота постовых часов содержится в Часослове, но вперемешку с не постовым вариантом служения часов. Поэтому по неопытности иногда бывает трудно найти где заканчивается вариация. Это и графически неудобно.

J Сначала дается текст. Вы его прочитали, а дальше сказано, что этот текст читается в такие-то дни, а в другие дни нужно читать не то, что вы прочитали, а вот это. И дается другой текст.

В книге Е. Кустовского «Последование седмичных служб Великого поста» (М., 1999,изд-во «Православный паломник») изложен только постовой чин часов с рекомендациями напева.

Постовые часы служатся все подряд: 1-й, 3-й, 6-й и 9-й.

Обычное начало имеет только 3-й час.

«Приидите, поклонимся...»

Обычное трипсалмие, как в Часослове.

 

Кафизма.

Ее нет на 1-м часе в понедельник и пяток и на 9-м часе в пяток.

Переход на кафизму такой:

Хор (вступает сразу по окончании псалмов): «Господи, помилуй» трижды. «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».

Чтец: «И ныне...» и читает кафизму на три славы.

Внутри кафизмы опевы поет хор. 3-ю Славу чтец заканчивает сам.

 

И сразу по окончании кафизмы чтец: «Господи, помилуй» трижды.

Постовой тропарь часа (заменяет обычные тропари).

Постовой тропарь часа возглашает священник с двумя стихами. Таким образом, хор поет тропарь трижды:

Священник: тропарь. Хор: тропарь.

Священник: 1-й стих. Хор: тропарь.

Священник: 2-й стих. Хор: тропарь.

Священник: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».

Кроме клирошан, которые поют, все кладут земной поклон. Если певчие возмущаются тем, что они тоже хотят кланяться, а им не дают, то сделайте так: пусть сегодня одни поют, а другие кланяются, а завтра - наоборот.

Тропари постовых часов повествуют о новозаветном духовном наполнении этих смыслов. Они раскрывают смысл тропарей.

 

Чтец: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь». И читает Богородичен часа из Часослова.

Здесь, между Богородичным и Господским часа на 6-м часе есть вставка из Триоди, о которой см. ниже.

 

На 3-м, 6-м и 9-м часах между Богородичным и Господским часа со 2-й седмицы Поста начинают вычитывать Четвероевангелие. По Уставу его положено вычитывать за три дня Страстной седмицы (в понедельник, вторник и среду) на часах, но в наше время это нереально, многим просто не под силу, поэтому начинают вычитывать Евангелие заранее. А там где службы не каждый день, вычитку начинают не с середины поста, а именно со 2-й седмицы.

«И о сподобитися нам...» «Премудрость, прости: мир всем»

«От ... святаго Евангелиа чтение».

Опев Евангелия «слава Тебе, Господи, слава Тебе» - со Страстной седмицы.

Евангелия читаются одно за другим, кроме страстных и воскресных.

 

Господский тропарь часа (на 1-м часе поется, на других - читается).

Трисвятое. «Отче наш...»

В отличии от не постового времени на часах Минея не нужна, кондак будет из Часослова, но на всех часах свой и в зависимости от дня седмицы.

 

40 раз «Господи, помилуй». «Иже на всякое время...»

«Господи, помилуй» трижды. Слава и ныне: «Честнейшую... Именем Господним...»

Священник: «Боже, ущедри ны...» - этот возглас будет на всех часах ради молитвы Ефрема Сирина.

Чтец: «Аминь».

Молитва Ефрема Сирина с 16-ю поклонами (на 9-м часе - с тремя). Если чтец назначается от клироса, то надо помнить, что последнее «Аминь» читает чтец. И поэтому когда будет «аминь» - после трех поклонов или после 16, желательно знать, чтобы не перебить священника ответом или наоборот не задержать.

И молитва часа.

 

Й ЧАС

В понедельник и пяток кафизмы нет.

Постовой тропарь часа - «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». Поется на 6-й прокименовый глас .

После читаемого «Что Тя наречем...» поется Господский тропарь часа:

«Стопы моя направи...» - 2 раза;

«Избави мя от клеветы человеческия...» - 2 раза;

«Лице Твое просвети...» - 2 раза;

«Да исполнятся уста моя...» - трижды.

По московской традиции поется Господский часа на 6-й глас. Количество (2 раза, 3 раза) сокращать не принято.

 

По «Отче наш...» - в понедельник, вторник и четверг «Преславную Божию Матерь...», во среду и пяток - «Скоро предвари...»

 

По молитве Ефрема Сирина:

Чтец: Трисвятое. «Отче наш...»

Священник: «Яко Твое есть Царство...»

Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» 12 раз.

Священник (по традиции сам читает молитву часа): «Христе, Свете истинный...»

Хор: «Взбранной Воеводе...» на одной ноте, на тонике с обозначением постового перехода в постовое окончание.

Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе».

Хор: Слава и ныне: «Господи, помилуй» трижды, «Благослови».

Священник: «Христос, Истинный Бог наш...»

Хор: «Великаго Господина...» на одной ноте.

Таким образом, 1-й час приплюсовывается к утрени и полный отпуст - после 1-го часа.

 

Й ЧАС

 

Имеет обычное начало, «шапку».

Тропарь часа «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час...»

После «Богородице, Ты еси Лоза истинная...» может читаться Евангелие. Сразу после него - Господский тропарь часа «Господь Бог благословен...»

Трисвятое. «Отче наш...»

Благословен еси, Христе Боже наш... Слава: Скорое и известное даждь утешение... И ныне: Надежда и Предстательство...»

 

 

Й ЧАС

 

После Богородична часа «Яко не имамы дерзновение...» есть вставка-блок из Триоди (обязательное включение в каждый седмичный день). В Триоди обязательно есть раздел «На 6-м часе».

Чтение вставки читается обычно другим чтецом. Бывает, что это делает и священник.

Чтец: «Тропарь пророчества, глас ...» (по Уставу - Слава и ныне: тойже). Сейчас тропарь пророчества принято чаще читать, чем петь. Но он имеет гласовую принадлежность и раньше он пелся.

Священник: «Вонмем!»

Чтец: «Прокимен, глас ...» и возглашает прокимен. В Триоди сказано, что чтец слово «прокимен» не глаголется, но сразу «Глас...»

Поется прокимен как обычно. По традиции все прокимены поются на постовой напев. Встречается традиция пения прокименов на свои гласы, но это редкая традиция. Но если на вашем клиросе певчие знают гласы прокименовые, из напевы и если батюшка благословит, то неплохо их и петь.

Начиная с понедельника 1-й седмицы и по пятницу 6-й седмицы поста все прокимены Триоди взяты из каждого псалма по одному по возрастанию псалмов. Таким образом, из всех 150 псалмов по очереди за пост взято по одному стиху (прокимену).

Священник: «Премудрость!»

Чтец: «Пророчества Исаина чтение».

Священник: «Вонмем!»

Чтец читает паремию.

Священник: «Вонмем!»

Чтец: «Прокимен, глас ...» и возглашает 2-й прокимен Триоди.

Прокимен как бы обнимает Священное Писание с двух сторон, открывает и закрывает его.

 

Структура:

тропарь пророчества

1-й прокимен

Паремия

2-й прокимен

 

И, если читается Евангелие, то читается оно на этом месте.

 

Господский тропарь часа «Скоро да предварят не щедроты Твоя, Господи...»

Трисвятое. «Отче наш...»

«Спасение соделал еси посреде земли...»

СЛАВА: «Пречистому Образу Твоему...»

И НЫНЕ: в понедельник, вторник и четверг - «Милосердия сущи источник...»; в среду и пяток - «Препрославлена еси, Богородице...»

 

 

Й ЧАС

 

В пяток кафизмы нет.

Постовой тропарь часа «Иже в девятый час...»

Между Богородичным тропарем часа «Иже нас ради рождейся от Девы...» и Господским тропарем часа «Не предаждь нас до конца...» может быть прочитано Евангелие.

По «Отче наш...»:

«Видя разбойник Начальника жизни...»

СЛАВА: «Посреде двою разбойнику...»

И НЫНЕ: «Агнца и Пастыря и Спаса мира...»

 

Молитва Ефрема Сирина с тремя поклонами.

Молитва часа «Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш...» Эта молитва имеет две вариации, связанные с тем, будет ли впереди служится Литургия Преждеосвященных Даров или нет.

Если впереди нет ЛПД, то молитва читается как обычно.

Если впереди есть ЛПД, то во время чтения этой молитвы священники молятся перед Царскими вратами, входят в алтарь и переоблачаются. Все это достаточно протяженно. Поэтому в этом случае молитву нужно читать как можно медленнее.

 

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ

 

Постовые Изобразительны очень сильно отличаются от обычных Изобразительных.

На постовых Изобразительных нет первых двух псалмов, они сразу начинаются с «Во Царствии...»

Без пауз, без возгласов, сразу после молитвы 9-го часа начинают петься «Во Царствии...» 6-м гласом (хотя Устав полагает пение на 8-й глас) и имеют ипофонную структуру, т. е. с припевом к каждой строке «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».

Согласно Типикону «Во Царствии...» поем «со сладкопением, велегласно и косно».

Длинную строку читка (например, «Блажени изгнани правды ради...») можно разбить, правда припев окажется в другой мелодической фразе.

Еще припеваем:

СЛАВА: «Помяни нас, Господи...»

И НЫНЕ: «Помяни нас, Господи...»

 

Далее поется:

«Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».

«Помяни нас, Владыко, егда приидеши во Царствии Твоем».

«Помяни нас, Святый, егда приидеши во Царствии Твоем».

 

Во время нашего пения все делают земной поклон на каждое «Помяни...» Поется это медленно.

«Таже сошедшеся оба лика и поем согласно высочайшим гласом «Помяни нас, Господи...» И паки повышшим гласом «Помяни нас, Владыко...» Таже и еще повышшим гласом «Помяни нас, Святый...» (Типикон).

В Киево-Печерском обиходе дается напев «Помяни...» выше, повыше и еще повыше так, что диапазон пения составляет 1,5 октавы.

В московском обиходе сложилась своя традиция, не разбрасывая по диапазону.

 

Чтец: «Лик Небесный...»

«Приступите к Нему... Лик Небесный...»

СЛАВА: «Лик святых Ангел...»

И НЫНЕ: «Верую во Единаго Бога Отца...»

«Ослаби, остави...»

«Отче наш...»

 

Чтец: «Аминь» и читает кондаки по Уставу. Это самая трудная часть Изобразительных.

Это место в Изобразительных сродни Входным тропарям и кондакам на Литургии, где в единой точке собираются кондак сегодняшнего дня, кондак рядового святого Минеи, кондак храма.

От кондакарного пения до нас дошло чтение именно кондаков.

Во многом логика чтения - как на Литургии у тропарей.

Часослов когда излагает кондаки, начинает с кондака Преображению, а Типикон ничего об этом не пишет. Наш Часослов переписан с Часослова Гефсиманского скита Т-СЛ, в которой кондак Преображения был храмовым кондаком.

Если храм в честь Богородицы или святого, то в начале читается кондак Преображения. И благодаря ему у нас есть Господский чин.

1. кондак Господского храма или кондак Преображению (в среду и пяток кондак Преображению отменяется, а кондак храма остается);

2. кондак дня;

3. кондак святого храма;

4. кондак рядового святого Минеи;

5. СЛАВА: «Со святыми...» НЕ ЧИТАТЬ НАИЗУСТЬ! Поскольку он не поется, а читается, то можно очень здорово лопухнуться. То, что мы всегда поем - вспомнить и прочитать сложно.

6. И НЫНЕ: кондак храма Богородицы или «Предстательство христиан...»

 

Чтец: 40 раз «Господи, помилуй...»

Слава и ныне: «Честнейшую... Именем Господним...»

Священник: «Боже, ущедри ны...» и молитва Ефрема Сирина с 16-ю поклонами.

 

Изобразительны своим окончанием учитывают, будет ли у нас вечерня переходить в Литургию Преждеосвященных Даров или она будет заканчиваться полным чином вечерни.

Если у нас впереди будет ЛПД, то вечерня обрывается, служится до середины и некоторые важные молитвы исчезают («Всесвятая Троице...», «Достойно...» на два возгласа). Поэтому, чтобы они не исчезли, их перебрасывают в Изобразительны, т. е. конец вечерни с этими молитвословиями переходит в окончание Изобразительных. Ради такого случая существует понятие «отпуст Изобразительных». Либо он есть, либо его нет:

 

Если впереди нет ЛПД Если впереди есть ЛПД
Сразу после молитвы Ефрема Сирина - «Приидите, поклонимся...» 103-й псалом и вечерня. Чтец: Трисвятое. «Отче наш...» «Господи, помилуй» 12 раз и молитва «Всесвятая Троице...», экспортированная из конца вечерни, которого не будет. Священник: «Премудрость!» Хор: «Достойно есть... Бога нашего.» читком. Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» Хор: «Честнейшую...» с постовым окончанием. Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...» Хор: СЛАВА И НЫНЕ: «Господи, помилуй» трижды, «Благослови!» Священник: произносит отпуст. Хор: «Господи, помилуй» трижды.

 

ВЕЧЕРНЯ, НЕ ПЕРЕХОДЯЩАЯ

В ЛИТУРГИЮ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ

 

(С книге Е. Кустовского - на стр. 85).

Последняя молитва 9-го часа читается поскору.

В Изобразительных отпуста не будет. Сразу после молитвы Ефрема Сирина:

Чтец: «Аминь. Приидите, поклонимся...» и 103-й псалом.

 

Великая ектения постовым напевом.

 

18-я кафизма.

На любой вечерне, которая служится в Четыредесятницу, независимо от дня недели, всегда читается одна и та же 18-я кафизма. Даже там, где читают по закладке, все равно читают 18-ю кафизму. И там, где не читают вообще на вечерне кафизм, тоже ее читают. Здесь, на вечерне в седмичные дни Великого поста, она приобрела закрепленное место. Но сокращение до нескольких псалмов возможно.

После Великой ектении, после хорового «Аминь», чтец сразу начинает читать «Ко Господу, внегда скорбети ми...», без опевов. Хор опевает только внутри кафизмы. 3-ю Славу чтец заканчивает сам.

 

Малая ектения.

 

«Господи, воззвах» во глас Триоди.

Стихи «Положи, Господи, хранение устом моим...» читаются там, где их обычно не сокращают.

Стихир 6: 3 Триоди + 3 Минеи (уже из службы следующего дня).

Таким образом, на одной службе мы на утрени пели канон одному святому, а на вечерне поем стихиры святому следующего дня.

СЛАВА: Минеи, если есть.

И НЫНЕ: Богородичен по гласу последней стихиры (во вторник и четверг вечера - Крестобогородичен).

 

(Входа нет). «Свете тихий» на одной ноте, на тонике с постовым окончанием (долго тащить читок на септаккорде не стоит, звучит очень напряженно).

 

Прокимены Часослова (по дням недели) упраздняются, Триодь всегда сама дает прокимены.

И бывает обычное включение из Триоди:

1-й прокимен

Паремия (Бытия чтение)

2-й прокимен

2-я паремия (Притчей чтение)

 

Триодь пишет, что слово «прокимен» чтец не глаголет, а сразу «Глас...» Но инерция возглашения слово «прокимен» очень велика и затыкать рот чтецу ни к чему.

Поются прокимены постовым напевом.

Начиная с понедельника 1-й седмицы со вставки на 6-м часе каждый очередной прокимен - из следующего псалма.

 

Чтец: «Сподоби, Господи...»

Просительная ектения «Исполним вечернюю молитву нашу...»

 

Стиховна Триоди.

Стихиры по традиции не удваивают и поэтому стихи («К Тебе воздвигох...» и «Помилуй нас, Господи, помилуй нас...») объединяют в один.

СЛАВА: Минеи, если есть.

И НЫНЕ: Богородичен (во вторник и четверг вечера Крестобогородичен) либо из Минеи, либо из Триоди.

 

Чтец: «Ныне отпущаеши...» Трисвятое. «Отче наш...»

 

Хор: «Аминь» и постовое «Богородице Дево...» с поклонами независимо от чина святого (тропаря святому не поем). В некоторых монастырях к этому песнопению прибавляют «Под Твою милость...»

 

Чтец: «Господи, помилуй» 40 раз. СЛАВА И НЫНЕ: «Честнейшую... Именем Господним...»

Священник: «Сый благословен...»

Чтец: «Аминь. Небесный Царю, веру утверди...»

 

Молитва Ефрема Сирина с 16-ю поклонами.

Чтец: «Аминь». Трисвятое. «Отче наш...»

«Господи, помилуй» 12 раз и молитва «Всесвятая Троице...»

Также, чтец: «Буди Имя Господне...» трижды и 33-й псалом (его прочтение зависит от воли настоятеля - его могут либо вообще не читать, либо читать поскору).

 

Священник: «Премудрость!»

Хор: «Достойно есть, яко воистинну, блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего».

Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас!»

Хор: «Честнейшую...» с постовым окончанием.

Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе».

Хор: СЛАВА И НЫНЕ: «Господи, помилуй» трижды, «Благослови!»

Священник: «Христос, Истинный Бог наш...»

Хор: «Великаго Господина...»

 

Так заканчивается вечерня в понедельник, вторник и четверг.

 

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 163; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!