СТРУКТУРА СЕДМИЧНОГО СЛУЖЕНИЯ



ВЕЛИКОГО ПОСТА

Очень удобно проводить седмичные службы по изданию Е. Кустовского «Последование седмичных служб Великого поста» с нотными примерами постовых напевов. Книга состоит из суточного круга - начинается с утрени и заканчивается повечерием. В ней содержится все, что есть в Часослове, только более разжевано и ориентировано на постовое служение на клиросе.

Постовые напевы первый раз появляются в службе в воскресенье на вечерне после Великого прокимена. Последний раз в седмице постовые напевы звучат на вечерне в пяток, которая переходит в ЛПД. С утрени субботы отменяются постовые напевы.

УТРЕНЯ

Утреня начинается с двупсалмия (обычного). Сугубая ектения - постовая.

Шестопсалмие.

Великая ектения. В книге на стр. 11 даны варианты ектении. Они нужны для того, чтобы спеть более развернутое мелодически «Господи, помилуй» на возглас тогда, когда во время нашего ответа священником читаются тайные молитвы или просто для разнообразия.

 

Далее вместо «Бог Господь» священник возглашает: «Аллилуия, аллилуия, аллилуия». И мы поем на постовой напев «Аллилуия» (трижды). Структура - как на «Бог Господь», поем «Аллилуия» 4 раза.

 

Далее читается и поется ТРОИЧЕН (заменяет собой пение тропарей на «Бог Господь»). Это особый жанр. Здесь чтение переходит в пение: чтец возглашает и его чтение подхватывает хор. Нужно уловить момент, когда чтец закончил читать, чтобы не было пауз, но и не накладывая на чтение, нужно продолжить чтение пением.

В троичне чтец читает о том, что мы утром проснувшись вместе с Небесными силами воспеваем Богу хвалу. Хор иллюстрирует пение Небесных Сил, начиная его словами: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш...»

Троичен - сложное песнопение. В нем сразу присутствует несколько систем. Одна система такова, что один Троичен читается всю седмицу, он принадлежит своему гласу. К какой книге, таким образом, у нас принадлежат троичны? К Октоиху. Поэтому они и называются «троичны от Осьмогласника». Это не значит, что эти троичны находятся в книге Октоих. Они являются принадлежностью Триоди, но система их чередования - это система Октоиха. Поэтому троичны (а также седален по 1-м стихословии и светилен) связаны с системой гласа, с гласом седмицы. Октоих на седмичной службе исчезает как книга, но какого гласа идет седмица, мы должны помнить.

Троичен состоит из трех текстов. Каждый из этих текстов имеет две части: 1-ю часть (до цитирования песни «Свят...») читает чтец, а 2-ю часть (саму песнь «Свят...») поет хор постовым напевом.

1-я, читаемая часть троична, принадлежит гласу (их 8 штук).

Поющаяся часть к первому тексту троична изменяется по дням седмицы, ко 2-му и 3-му текстам троична припевы всегда одни и те же.

 

Структура:

1-й текст троична + «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш...» и изменяемая часть:

в понедельник - «...предстательствы Бесплотных Твоих, помилуй нас»;

во вторник - «...молитвами Предтечи Твоего, помилуй нас»;

в среду и пяток - «...силою Креста Твоего сохрани нас, Господи»;

во четверг - «...молитвами святых апостол Твоих и святителя Николая, помилуй нас».

СЛАВА: 2-й текст троична + «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами всех святых Твоих, помилуй нас».

И НЫНЕ: 3-й текст троична + «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, Богородицею помилуй нас».

 

Е. Кустовский удобно поместил все троичны в отдельной книжечке-приложении к «Последованию седмичных служб».

В Триоди и Ирмологии троичны неудобно размещены графически. Там слова «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш...» отнесены в сам троичен, а изменяемая часть написана в другом месте. Таким образом, смена наполнителя происходит на самой середине читка. Глазу очень неудобно посередине читка смотреть вдруг в другое место. Регенты просто выписывают эти места, чтобы было удобно.

 

После троична наступает время КАФИЗМЫ.

Во время Великого поста за неделю Псалтирь вычитывается два раза.

На каждой постовой утрени с понедельника по пятницу вычитывается 3 кафизмы. Каждая кафизма делится на 3 Славы. Опевы - как у обычной кафизмы, только постовым напевом.

3-ю Славу каждой кафизмы чтец заканчивает полностью сам.

После каждой кафизмы чтец читает трижды «Господи, помилуй» (вместо малой ектении) и читает СЕДАЛЕН.

Существуют понятия: «Седален по 1-м стихословии», «Седален по 2-м стихословии», «Седален по 3-м стихословии».

Седален по 1-м стихословии отличается от седальнов по 2-м и 3-м стихословии по адресации. Седален по 1-м стихословии имеет ту же гласовую логику, поэтому он называется «седальны от Осьмогласника» (есть в приложении Е. Кустовского). Сначала нужно найти глас седмицы, в которой находимся и день недели.

Особенность седальнов по 1-м стихословии:

1-й текст

стих

2-й текст

стих «Дивен Бог во святых Твоих, Бог Израилев»

3-й текст, мученичен

СЛАВА И НЫНЕ: 4-й текст, Богородичен.

 

Перед Богородичным Мученичен предписывает читать С. Булгаков, хотя в Типиконе это указание не содержится. Мученичен читается в седальнах по 1-м стихословии только в том случае, если рядовому святому есть кондак. Но бывают такие святые, у которых нет кондака вообще. В этом случае Мученичен в седальнах по 1-м стихословии не читается, а читается на месте кондака святому. Это бывает очень редко, но бывает.

 

По 2-й и 3-й кафизме (стихословии) читаются седальны из Триоди наряду. В Триоди они помещены в самом начале утрени.

Если святой бденный, то какие и откуда брать седальны - смотри Маркову главу на 1-е и 2-е обретение главы Иоанна Предтечи.

 

«Господи, помилуй» трижды. СЛАВА И НЫНЕ: 50-й псалом.

 

Переход к канону на постовой утрени происходит так, будто бы это был Полиелей. А именно, священник (диакон) возглашает литийное прошение: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое...»

Хор: «Господи, помилуй» 12 раз. Можно спеть так: 3 + 6 + 3. Обрамляющие тройки - с доминантовой постовой интонацией, а 6 раз поются на тонике.

И возглас на канон: «Милостию и щедротами...»

Хор: «Аминь».

 

 

КАНОН


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 309; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!