Задание 15. «Великий художник – ученик» (из тренинга по гештальттерапии Д. Н. Хломова, модификация Е. Кузьминой)



 

Цель. Выявить феномен свободы – несвободы в совместной творческой деятельности, обнаружить показатели свободы‑несвободы творчества при демократическом и авторитарном типах взаимодействия.

Необходимый материал. На каждую пару участников – один лист бумаги формата А4, краски, кисточка, стакан воды, видеокамера.

Ход проведения и анализ результатов имеются в главе 5 данного учебного пособия.

Вопросы.

1. Какой стиль управления является оптимальным для совместного творчества? Возможна ли свобода творчества при авторитарном стиле управления?

2. При каких условиях необходим авторитарный стиль взаимодействия в системе «учитель – ученик»?

3. В чем отличие демократического от попустительского стиля взаимодействия?

4. При каком стиле взаимодействия (авторитарном, демократическом, попустительском) в системе «учитель – ученик» студент, курсант военного университета может сам ставить перед собой трудные, но достижимые цели, брать на себя ответственность за достижение этих целей и быть эффективным в своей деятельности?

5. Чем отличается демократический стиль от либерального (попустительского)?

6. Почему некоторые из «учителей» перешли в ходе выполнения задания с авторитарного типа управления на демократический?

7. Может ли возникнуть дополнительная мотивация в учебной деятельности учащихся при авторитарном учителе?

 

Задание 16. Рисунок «Мое несвободное “Я”»– «Мое свободное “Я”»

 

Цель. В ходе выполнения задания объективировать – через рисунок вывести на осознаваемый план рефлексии глубинные представления о личной свободе – несвободе.

В процессе творческой деятельности полнее актуализируется состояние личной свободы, через продукты творчества – знаки, символы обнаруживается ее экзистенциальное значение. Предметом анализа выступают: наличие границ в рисунках, сопротивления, архетипы и символы, характеристики цвета, формы, динамики, соотношения образов и т. д. Для обработки результатов творческой деятельности используются юнгианские техники интерпретации рисунков, гештальтанализ рисунков, интерпретации по тестам «Дерево», «Дом – Дерево – Человек», цветовой тест Люшера. В ходе проведения рисуночной техники «Мое несвободное “Я”» – «Мое свободное “Я”» человек получает возможность яснее представить свое актуальное состояние, увидеть внутренние и внешние конфликты, осознать зависимости и препятствия в деятельности, а также ресурсы достижения личной свободы.

Необходимый материал. На каждого человека – два листа бумаги формата А4, краски, кисточка, стакан с водой, фломастеры.

Ход проведения.

1. Каждому участнику тренинга выдается лист бумаги, кисточка, краски, вода. Инструкция: «Тема рисунка – «Мое несвободное “Я”».

Постарайтесь вспомнить ситуацию, в которой вы были несвободными. Почувствуйте это состояние, побудьте в нем… рисуйте то, что вы чувствуете… можете использовать любые техники рисования; на рисование дается 30 минут». После того как рисунки готовы, психолог говорит, чтобы их авторы на обороте листа написали 5‑6 слов (существительных, прилагательных, наречий), которые ассоциируются с личной несвободой. Затем рисунки отодвигаются в сторону.

2. Психолог выдает чистые листы бумаги и говорит: «А теперь представьте ситуацию, в которой вы чувствовали себя свободными. Попробуйте отразить свое свободное “Я” в рисунке… фантазируйте…» На выполнение этого рисунка дается 30 минут. По завершении рисования на обороте листа авторы рисунков пишут 5‑6 слов, которые ассоциируются у них с личной свободой.

3. Каждый из участников располагает перед собой рядом оба рисунка – так, чтобы слева был рисунок «Мое несвободное “Я”», справа – «Мое свободное “Я”». Инструкция: «Посмотрите внимательно на оба рисунка. Подумайте, в пространстве какого из них вы находитесь, чувствуете себя в настоящее время. Отметьте буквой “Я” карандашом там, где вы себя представляете… Отметьте буквой “Я”, где бы вы хотели находиться… Сравните эти “Я”, подумайте, что вам мешает и помогает быть свободным».

4. Анализ. На этой стадии выполняются следующие действия:

– проводится сравнительный анализ рисунков «Мое несвободное “Я”» и «Мое свободное “Я”», анализируются границы «Я» в рисунках;

– проводится юнгианский анализ рисунков и интерпретация по тестам «Дерево», «Дом – Дерево – Человек», обнаруживаются и интерпретируются архетипы и символы;

– пояснения к рисункам (5‑6 слов) отражают ведущие экзистенциальные состояния, возникающие при переживании свободы – несвободы, богатство и специфику модальностей восприятия – кинестетической, визуальной, аудиальной.

Обнаруженные у субъекта базовые экзистенциалы (страх, отчаяние, обида, чувство брошенности и другие) и ведущая модальность при восприятии личной свободы – несвободы, наряду с образами, несущими содержательное значение, отражающими причинно‑следственные зависимости (причины несвободы и ресурсы достижения свободы), могут быть учтены при проведении психокоррекционной работы в ходе гештальттерапии, психосинтеза, психодрамы, нейролингвистического программирования.

Вопросы.

1. С какой целью вы выполняли это задание?

2. Что вы чувствовали при выполнении рисунков?

3. Насколько вы (ваше «реальное “Я”») далеки от «идеального “Я”»? Что вам нужно сделать, чтобы приблизиться к нему – быть в гармонии с самим собой?

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 286; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!