Глава 2. Опыт организации нетрадиционных наглядных форм работы библиотек



МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского»

Факультет социокультурной деятельности

 

 

Оценка______________________

Подпись_____________________

преподавателя

 

«______»_____________20____г.

 

 

Курсовая работа

НАГЛЯДНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

 

по МДК «Библиотековедение»,

ПМ «Технологическая деятельность»

Шакамалова Радмира Ренадовича

Студента 3 курса гр. 3Б, ОФО

Специальность: 51.02.03 «Библиотековедение»

Руководитель: Сафина Н. Р.

 

 

Челябинск 2016

 

Оглавление                                                                                           С.

Введение …………………….………………………….…………..……2

Глава 1. Наглядные формы работы библиотеки ……...…………7

1.1.    Наглядные формы работы библиотеки: понятие, эволюция и видовое разнообразие форм ...........................................................................… 35

1.2 Организация библиотечной книжной выставки ...................................

Выводы по I главе ..………………………………………………… ..... 57

Глава 2. Опыт организации нетрадиционных наглядных форм работы библиотек

2.1 Инновации в библиотеке ....................................................................58

2.2 Нетрадиционные наглядные формы в деятельности библиотек ....59 Выводы по II главе ………………………………...…..…..………….....68 Заключение ………………………………………………..………….....69 Список использованных источников и литературы.. .…………..…70 Приложения ………..….............................................................................75

 

 

Введение

Использование в библиотечной массовой работе наглядных форм продолжает оставаться актуальной темой, которая освещается на страницах профессиональных изданий.

На современном этапе развития библиотечного дела наглядные формы работы по-прежнему эффективны в обслуживании читателей и продвижении чтения. Они имеют свои цели, задачи, теорию и методику. Основной целью массовой работы, всех её форм и методов, является наиболее полное удовлетворение и развитие потребностей пользователей библиотеки.

Наглядные формы информирования и рекомендации литературы основаны на дидактическом «принципе наглядности», усиливающем, по мнению физиологов, психологов и педагогов, понимание и запоминание передаваемой информации. Кроме этого, возросло значение рекламной информации в библиотеке. Библиотечная реклама (в том числе и наглядная), как инструмент маркетинга, заняла важное место в библиотечной практике по продвижению библиотечных услуг и чтения.

Разнообразные современные наглядные формы работы благодаря своей информационной сущности и техническим возможностям выполняют стимулирующее воздействие на сознание и поведение людей, а при использовании различных приемов, способов и механизмов, могут оказывать прямое воздействие на потребителя, являясь средством влияния на формирование интересов пользователей.

Цель курсовой работы: исследовать наглядные формы работы библиотек с точки зрения современной теории и библиотечной практики.

В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач:

- изучить историю развития форм наглядной агитации в библиотеке;

- изучить разнообразие наглядных форм работы в библиотеке;

- изучить технологию организации книжной выставки;

- изучить практический опыт работы по организации инновационных наглядных форм, их разнообразие.

Методы исследования: изучение и анализ документальных источников и электронных ресурсов: периодических и непериодических профессиональных, специальных изданий, методических пособий.

Первая глава курсовой работы посвящена истории и теории наглядных форм работы в библиотеке, их видовому разнообразию, технологии организации книжной выставки в библиотеке.

Во второй главе исследуется инновационный опыт организации наглядных форм работы в практической деятельности библиотек.

 

 

Глава 1. Наглядные формы работы библиотеки

 

1.1.    Наглядные формы работы библиотеки: понятие, эволюция и видовое разнообразие форм

 

История развития наглядных форм работы библиотек прослеживается с 1930-х гг. прошлого века, когда советские библиотеки по заданию партии должны были проводить агитационные кампании в поддержку ликвидации неграмотности. Для этого библиотековедами разрабатывались различные приемы «влияния на читательскую массу», ее интересы и запросы в соответствии с «политическим моментом».

1930-х гг. прошлого века, тогда были популярными лозунги: «Знание – в массы», «Культуру – в массы», «Просвещение – в массы». Библиотеки по заданию партии должны были проводить агитационные кампании в поддержку, например, борьбы с кулачеством, ликвидации неграмотности или организации движения юных безбожников. Для этого библиотеки разрабатывали различные приемы «влияния на читательскую массу», корректировали ее интересы и запросы в соответствии с «политическим моментом». К 1950-мгг. был создан образ массового, усредненного читателя с определенным кругом чтения и утилитарным отношением к книге. Библиотеки проводили «массовые мероприятия», например, читательские конференции, так как они были формальными и не вызывали интереса у многих читателей. В1950–1960-егг. в массовых библиотеках для приоритетного обслуживания стали выделять читательские группы: «рабочая молодежь», «студенты», «юношество», «участники Великой Отечественной войны» и т. п.

В 1970–1980-егг. активизация массовой работы была связана с централизацией сети библиотек страны. В те годы библиотеки стали сотрудничать с другими социальными институтами (школой, семьей), организовывали «клубы по интересам», всевозможные кружки, лектории, при этом использовали несвойственные ранее «клубные формы» работы: «литературные гостиные», викторины, конкурсы и т. д. Приоритетные задачи библиотек перешли из идеологической сферы в сферу социализации, главное – оказание помощи читателям, а не их воспитание, а читатель стал центром всей книжно-библиотечной деятельности.

Отказавшись от идеологической функции, библиотека осознала себя информационным институтом.

В наши дни, когда социальная роль библиотеки усиливается и усложняется, «наглядная работа» является одним из основных направлений ее деятельности. Термин «наглядные формы работы», по определению К. Л. Олзоевой, имеет следующее значение.

Наглядная реклама – показ изданий или раскрытие их содержания в зрительно воспринимаемых формах.

Выделяют следующие формы наглядной формы работы библиотек:

· открытый доступ к фондам;

· открытые просмотры литературы;

· плакаты, альбомы.

· выставки. Среди наиболее широко используемых наглядных форм можно назвать:

– книжный плакат;

Открытые просмотры литературы ориентированы на пер­вона­чальное беглое ознакомление с большим количеством изданий.

Еще одной формой выставки являются библиотечные плакаты, они могут быть разными. Одни — привлекают внимание читателей к деятельности библиотеки; другие — служат для рекомендации литературы; третьи — оповещают читателей о новых изданиях по определенной теме; четвертые — информируют о проведении в библиотеке тех или иных мероприятий.

Библиотечные плакаты – композиции из текста и иллюстраций.

Цель плаката – остановить взгляд, привлечь внимание читателя.

К традиционным формам информации о книгах и их рекомендации относят и библиотечный плакат– т.е композицию из текста и иллюстраций.

К информационным или рекламным плакатам можно отнести также плакат библиотечный, задача которого — заинтересовать читателя книгой или автором, наглядно познакомить с содержанием произведения.

Сложившаяся практика различает четыре типа библиотечных плакатов:

а) посвященные одному произведению;

б) посвященные одной теме (при этом могут быть взяты разные авторы);

в) посвященные одному автору;

г) информирующие о новых книгах.

Плакаты инструктивные представляют собой перечень прав приемов, указаний для успешного выполнения какой-либо работы. Вместе с тем такой плакат осуществляет функцию пропаганды рядовых методов труда и служит одним из средств содействия повышению его производительности.

Оформление и контент плаката. Библиотечный плакат представляет собой композицию из текста и иллюстраций. Соотношение текстового и графического материала должно быть настолько тщательно продумано, чтобы юный читатель мог легко разобраться в содержании плаката, найти ведущий текст и иллюстрирующий его графический материал. Для плакатов, адресованных младшим школьникам, рекомендуется использовать предельно короткий текст.

Плакат, посвященный творчеству одного автора.

При подготовке плаката, посвященного творчеству одного автора, необходимо поместить на него: портрет писателя, краткие биографические сведения о нем, копии обложек лучших изданий основных произведений писателя, иллюстрации и аннотации к его произведениям, библиографическая справка о его произведениях в периодической печати, статьи и книги о писателе.

Библиографию критической литературы следует давать только старшеклассникам, для детей среднего школьного возраста она бывает трудна.

Библиотечный плакат любой тематической и целевой направленности должен привлекать внимание читателя, вызывать его интерес, но, как и любая другая наглядная форма, он требует живого слова библиотекаря (смотри приложения 2,7).

Не менее широко, чем выставка, в клубной работе используется плакат, т.е. крупноформатный рисунок агитационно-пропагандистского характера, обычно сопровождаемый лаконичным, выразительным текстом. Для самодеятельного плаката особенно характерна оперативность, сиюминутность отклика на событие - отклика не столько на темы международной и внутренней жизни страны, сколько на конкретные явления жизни данного коллектива (предприятия, учреждения, компании).

Особую группу составляют методические плакаты, рассказывающие о том, как правильно выбирать литературу, пользоваться СПА, заказывать книги и периодические издания по МБА и т. д. Внимание читателей привлекают интересно составленные заголовки, яркие рисунки, тексты, цитаты, копии книжных обложек и т. д.

Содержание самодеятельного плаката всегда конкретизировано. Призывая людей на борьбу за выполнение плановых заданий, пропагандируя успешный труд передовиков, методы их труда, самодеятельный плакат не столько оперирует обобщенными образами и понятиями, сколько называет реальных людей, реальные дела.

Приступая к оформлению плаката необходимо помнить, что внимание читателей, прежде всего, привлекают интересно составленные заголовки и яркое оформление (рисунки, цитаты, копии книжных обложек и т.д.). Строгая симметрия линий при графическом оформлении необязательна. Красивое сочетание цветовых пятен в плакате, которые получаются от сочетания окраски обложек, иллюстраций, фона – важное эстетическое требование к его оформлению.

Но важно не только привлечь внимание детей, но и пробудить интерес к самостоятельному чтению рекомендуемой книги. Этой цели служат призывы, обращения к читателю. В библиотечный плакат могут быть внесены и элементы игры, которые, как показывает практика, вызывают интерес у всех возрастных категорий читателей (загадка к рисункам или тексту книги, вопросы по содержанию рекомендуемой литературы). Не следует давать большого количества вопросов, но они должны заинтересовывать читателей.

На плакате могут размещаться и кармашки для картотек рекомендуемой литературы, буклетов и т.п.

Плакат-молния представляет собой оперативное средство информации о людях, событиях, фактах, к которым должно быть привлечено общественное внимание. Кроме того, молния служит инструментом морального поощрения и порицания (14).

Еще одной наглядной формой является библиотечный альбом, он дает возможность читателям познакомиться с интересующей их темой. Оформляется альбом в виде книги, тетради или на отдельных листах.

Библиотечные альбомы – собрания различных графических, иллю­стративных и справочных материалов с сопровождающими краткими поясни­тельными текстами, оформленные в виде книги, тетради или на отдельных листах (20).

Реклама использует массовые и межличностные коммуникации. Она и сама может рассматриваться как форма коммуникации, которая пытается перевести качество товаров и услуг на язык запросов потребителя.

Долгое время о рекламе в библиотечном деле всерьез не говорили, а в практике имело хождение слово “пропаганда ”. Более того, нигде не готовили специалистов рекламного дела, и все рекламные премудрости постигались на практике. Никто не мог и предположить, что такое консервативное учреждение как библиотека будет пытаться внедрить в свою деятельность элементы рекламы. Так или иначе, но логика развития информационного дела должна все же привести к решению проблемы своевременного появления опережающей библиографической информации.

Библиотечная реклама.

Библиотечная реклама – мощное средство продвижения к потребителю продукции библиотек – библиографических, книговедческих, научно-методических, учебных изданий, баз данных, а также социально-значимых библиотечных коллекций документов и ее фондов.

Цель библиотечной рекламы – оповещение потенциальных потребителей о библиотечно-информационных ресурсах, изданиях и услугах, предоставляемых библиотекой. Необходимо заинтересовать их и побудить отдать предпочтение тому или иному «товару» из числа аналогичных информационных ресурсов продуктов и услуг.

Реклама призвана привлекать пользователей в библиотеку, формировать положительное эмоциональное отношение к ней, давать общее представление о библиотеке, о составе фонда, о предоставляемых услугах. Другой аспект ее воздействия - побуждение пользователя к действию: посещение библиотеки, ее мероприятий, обращение к справочному аппарату. Есть еще один важный аспект рекламы - она формирует имидж библиотеки, помогает выделить именно эту библиотеку из ряда других, закладывает в сознание пользователей ее неповторимый облик и формирует определенные читательские ассоциации. И если они положительные, то это сказывается на действиях пользователей - посещение библиотеки, взаимодействие с библиотекарями.

Важнейшей формой продвижения библиотечных услуг является библиотечная реклама, как информация о библиотеке, ее услугах и продукции с целью оповещения о ней реальных и потенциальных пользователей и стимулирования спроса на эти услуги и продукты. Целью библиотечной рекламы является повышение популярности библиотеки и спрос на ее ресурсы и услуги. Особенность библиотечной рекламы заключается в том, что это, прежде всего информация о фондах библиотеки, о ее возможностях удовлетворять информационные потребности различных групп пользователей, и требования для ее организации очень велики. Ведь библиотечная реклама одновременно обладает свойствами, присущими рекламе в целом, и реализует специфические задачи библиотечной политики. Соединение этих двух начал образует новое качество обслуживания. Реклама в библиотеке – это по преимуществу библиотечная реклама, хотя библиотечно-информационные учреждения могут на различных условиях (договорных коммерческих) выступать в качестве субъектов самой различной рекламной деятельности, в том числе и напрямую не связанной с библиотечной проблематикой.

Классификация библиотечной рекламы – одна из сложнейших, в достаточной мере не решенных проблем библиорекламоведения.

По критерию объекта библиотечной рекламы вполне логично выделяются основные ее виды:

Ресурсная – реклама библиотечно-информационных ресурсов.

Производственная – реклама результатов (продукции) библиотечного производства.

Сервисная – реклама библиотечных услуг.

По средствам использования рекламу делят на визуальную (наружную) и внутреннюю:

· Щиты.

· Вывески.

· Витрины.

· Стрелки-указатели.

· Движущиеся носители (библиобус, библиотечный « Рафик»).

Под внутренней рекламой понимают совокупность средств, помогающих посетителю ориентироваться в библиотечном пространстве, делающих его доступным, комфортным, легко обживаемым. Среди них можно выделить:

· Объявления

· Плакаты

· Схемы и т. п.

Оно заключается в том, что каждая из вышепредставленных наглядных форм по-своему различается между собой. Следовательно, этому существует виды этого родового разнообразия этих форм. Также эти формы существуют и в электронном виде на сайте многих библиотек нашей страны. В наше время можно сказать то, что до нас дошли наглядные формы работы библиотеки именно в электронном виде, а наши предки видели их в обычном виде (смотри приложение 5).

 

1.2 Организация библиотечной книжной выставки

 

Библиотечные выставки ориентированы на удовлетворение определенных потребностей: образовательных, культурных, информационных, развлекательных.

Цели библиотечных выставок библиотековеды определяют по-разному. Это и «повышение стандарта чтения, увеличение обращаемости, обеспечение эффективности использования каждой книги (С. Боргвардт), и, главное, раскрытие фондов.

Задачами, решаемыми библиотекой посредством библиотечных выставок, являются привлечение внимания к чтению, облегчение поиска необходимых изданий.

Выставочная работа - одна из традиционных форм деятельности библиотек.

Наиболее распространенной формой деятельности клубных учреждений является выставка, т.е. экспозиция тематически объединенных материальных объектов. Выставочными экспонатами могут стать и формы самой наглядной пропаганды и агитации - плакаты, окна сатиры и т.д.

Выставка - форма очень гибкая и допускающая самые разнообразные тематические решения. Выставка может экспонировать произведения искусства, в том числе работы народных умельцев.

Фактически не существует темы, которые так или иначе не могли бы найти своего наглядного отражения через выставку.

Выставка способна охватить своим воздействием достаточно большое количество пользователей.

Существует два вида выставок по способу их экспонирования, стационарные и передвижные. Передвижные выставки могут перевозиться на предприятия в дома культуры, для того чтобы удовлетворять информационные потребности пользователей. Постоянные выставки могут экспонировать материал на протяжении ряда лет (например, выставки пропагандирующие цифры пятилетнего плана). Учитывая, что создание выставки - процесс трудоемкий и часто требующий сравнительно больших затрат, следует до начала работы по ее подготовке всесторонне рассмотреть вопросы, связанные со степенью существующего интереса к теме, с денежными средствами, экспозиционными площадями, возможным количеством посетителей, продолжительностью экспонирования.

Тема постоянной выставки должна иметь непреходящее значение.

Неиссякаемый интерес представляют выставки, посвященные претворению в жизнь научных, и производственных достижений пропагандирующие народно хозяйственные планы, рассказывая о труде и отдыхе человека.

Кратковременные выставки целесообразно посвящать годовщинам, памятным датам.

По конструкционным особенностям — витринные, внутри-
стеллажные, внутриполочные, выставки-«развалы» на столах,
передвижные, «кольцевые» и др.

По основанию для проведения — по инициативе библиотекарей,
по предложениям читателей библиотеки, по заказу учреждений и
предприятий.

По степени доступности — бесплатные (каковыми должны быть
практически все) и платные (из личных собраний, частных музеев
и т. д.).

По источникам финансирования — бюджетные, внебюджетные.

После каждой проведенной выставки проводится ее анализ позволяющий понять то, на сколько данная выставка востребована читателем.

Помимо книжных выставок, разрабатываются библиотечные плакаты, составляются альбомы и иллюстративные картотеки.

Также наглядной формой является и иллюстративная картотека — это подборка новых материалов, главным образом из периодических изданий, соединенная с небольшим иллюстративным щитком, на котором указано заглавие темы. Располагается возле библиотекаря, ведущего выдачу литературы, или даже за пределами библиотеки — в клубе, в холле студенческого общежития и т. д. Она иногда изготавливается в виде библиотечного плаката. Например, настенная картотека новинок поэтических произведений, опубликованных в журналах, выписываемых библиотекой. Ее основные задачи— привлечь внимание пользователей библиотеки к новым поступлениям в библиотеку.

Возможность использования интернет-ресурсов и копировально-множительной техники значительно расширила ассортимент подобной продукции. Библиотеки все активнее составляют тематические подборки и дайджесты.

Тематические подборки представляют собой комплекты копий текстов, документов относительно небольшого объема. Они создаются в электронном или традиционном виде при одновременном действии двух условий:

· данная проблематика представляет интерес для многих читателей;

· публикации по этой проблематике рассредоточены в большом количестве источников, а обобщающего монографического издания нет.

В течение всего периода действия указанных условий тематические подборки оперативно пополняются новыми материалами.

По форме представления материала и причинам составления дайджесты близки к тематическим подборкам. Однако от составителя дайджеста требуется не только выявление и отбор исходных публикаций, но и их аналитическая переработка: реферирование или экстрагирование (извлечение фрагментов текста); группировка материала; приведение определений новых понятий. Как правило, текст дайджеста включает краткое предисловие, в котором составитель характеризует источники и критерии отбора публикаций. В обязательном порядке к дайджесту прилагается список использованной литературы.

В качестве примеров дайджестов, составляемых публичными библиотеками, можно привести: «Отражение жизни городского района в печати», «Первое апреля: история возникновения праздника: традиции разных стран», «Единый экзамен для выпускников школ: за и против».

Библиотечная выставка в системе библиотечного обслуживания понимается как:

· результат библиотечного обслуживания;

· средство удовлетворения потребительского спроса.

· Выставка, как и любая форма наглядной пропаганды и агитации, должна быть увязана с планом всей работы клуба. Ее организация — один из путей решения общих задач клуба: формирования научного мировоззрения, производственно-технической пропаганды, повышения культурного уровня, эстетического воспитания (смотри приложение 4).

Выводы по I главе

Данная глава посвящена раскрытию определения, истории и теории наглядных форм работы в библиотеке, также самим наглядным формам библиотеки и их видовому разнообразию. Она включает в себя выставку, электронная выставку, плакат, плакат молния и библиотечный плакат, библиотечную рекламу. Сейчас данные формы, которые мы встречаем в первой главе, модернизировались и сегодня мы можем их увидеть и в практическом опыте современной библиотеки. В наше время к данным видам наглядных форм добавились еще разновидности, и мы можем сегодня наблюдать это приходя в библиотеки наших городов и районов. Во второй главе вы увидите то, как эти формы задействованы в практическом применение в разных библиотеках.

 

Глава 2. Опыт организации нетрадиционных наглядных форм работы библиотек

 

 

2.1.    Инновации в библиотеке

 

Инновации — это реализованные идеи изменений. Важно определить, что понимается под целями (идеями изменений) и установить процедуру их постановки, конкретизации и выявления инновационных идей.

Цель будет достигнута, если она четко определена и осмыслена всем персоналом, но практически недостижима, если цель конкретно не сформулирована, не отражена в организационных документах и не осмыслена участниками изменений. Поэтому при постановке цели, как и в любом другом деле, есть определенные правила. Попытаемся их сформулировать применительно к библиотечному делу. Основными правилами являются следующие:

Цель должна подчеркивать социальную значимость библиотеки,
усиливать реализацию ее основного предназначения (миссии); отражать результат (достижение желаемой перспективы), а не процесс (движение к цели), который может длиться неопределенно долго или рассматриваться, как отдаленная перспектива.

Цель, сформулированная в будущем времени, ставит перед библиотекой неопределенно длительную перспективу, которая не рассматривается сотрудниками как реальность;

Цель ставится в позитивном ключе, чтобы усилить мотивацию
персонала библиотеки на ее достижение;

Цель требует конкретизации, определения всех деталей, характеризующих особенности ее достижения.

Инновации — это реализованные идеи изменений. Важно определить, что понимается под целями (идеями изменений) и установить процедуру их постановки, конкретизации и выявления инновационных идей.

Инновации — необходимый элемент развития. Без них библиотекам невоз­можно оставаться социально значимыми органи­зациями, оказывать конкурентоспособные услу­ги, укреплять свои позиции в условиях рынка.

Цель будет достигнута, если она четко определена и осмыслена всем персоналом, но практически недостижима, если цель конкретно не сформулирована, не отражена в организационных документах и не осмыслена участниками изменений. Поэтому при постановке цели, как и в любом другом деле, есть определенные правила. Попытаемся их сформулировать применительно к библиотечному делу. Основными правилами являются следующие:

Цель должна подчеркивать социальную значимость библиотеки,
усиливать реализацию ее основного предназначения (миссии); отражать результат, достижение желаемой перспективы, а не процесс (движение к цели), который может длиться неопределенно долго или рассматриваться, как отдаленная перспектива.

Цель, сформулированная в будущем времени, ставит перед библиотекой неопределенно длительную перспективу, которая не рассматривается сотрудниками как реальность;

Цель ставится в позитивном ключе, чтобы усилить мотивацию
персонала библиотеки на ее достижение;

Цель требует конкретизации, определения всех деталей, характеризующих особенности ее достижения.

Основными объектами инноваций являются: услуг и продукция; биб­лиотечная технология; организационное развитие библиотеки; социальная база изменений.

Исходя из этого, к основным видам инноваций относят: продуктовые и сервисные инновации - когда изменению подлежат услуги и продукция; технологические инновации - меняются процессы библиотечной технологии; организационные инновации - производятся структурные изменения, реорганизуются существующие отделы или создаются новые; социальные инновации - подлежат изменению ме­тоды управления библиотечным персоналом, традиции формирования коллектива и прочие социальные аспекты.
    Процесс модернизации библиотек является главным стимулом инновационных изменений. Преобразования касаются всех направлений деятельности и затрагивают все без исключения сферы функционирования. В первую очередь — взаимосвязи с внешней средой. Параллельно идёт активное организационно-технологическое обновление библиотечной системы. Основные аспекты инноваций можно разделить на внешние, касающиеся социально-экономического и информационного фона, окружающего библиотеку, и внутренние, связанные с её деятельностью, в качестве организационно оформленной и самостоятельной структуры в системе социально-культурных коммуникаций.

Потребность в инновациях определяется пу­тём изучения сильных и слабых сторон деятель­ности учреждения, противоречий и результатов работы, анализа влияния внешних факторов. И здесь перед библиотекой встают определённые задачи, от решения которых зависит её жизне­способность. В их числе:

· выявление внешних изменений, объектив­но способствующих развитию инновацион­ной деятельности;

· определение возможностей превращения потенциальных угроз в шансы позитивного развития;

· поиск вариантов изменений, приемлемых для конкретной ситуации.

Основной результат анализа — определение целей, которые, в свою очередь, позволят наме­тить стратегию и разработать тактику изменений.

Значительное влияние на сложившиеся сте­реотипы отношений между библиотекой и обще­ством, на преобразование профессиональной среды оказывает информатизация. В новых тех­нологических условиях библиотеки не только вы­ступают в качестве объектов информатизации, но и являются активными субъектами этого про­цесса.

Среди причин трудностей, возникающих у чи­тателей при использовании электронных ресур­сов, наиболее часто называется недостаток знаний и опыта самостоятельной работы. Про­фессионал своего дела не только помогает ра­зобраться в основах библиотечно-библиографической составляющей, но и должен при необхо­димости научить читателя азам компьютерной грамоты.

Потребности читателя формируются на основе современных приёмов обучения в колледже. А это уже другой уровень. Стремительный рост объёма доступной информации, глобализация сетей и одновременно ограничение финансирования, и уменьшение фондов меняют роль биб­лиотеки и её сотрудников. Из молчаливых храни­телей информации они превращаются в активных.

В современных условиях ни одна организация не может развиваться без постоянного совер­шенствования различных сторон деятельности: предоставления новых услуг, использования но­вых технологий, методов управления деятельнос­тью и персоналом.

Сегодня как никогда необходимо находить но­вые методы привлечения молодёжи к чтению. Это художественные книги в электронном виде, тематические электронные презентации. Как показала практика, ученики с большим вниманием слушают библио­текаря и вступают в диалог с ним, если его рас­сказ сопровождается видеорядом.

Развиваться — значит умело применять на практике достижения науки. Но для этого необхо­димо понять, какие разработки востребованы, ка­кие будут востребованы, на что в первую очередь необходимо направить усилия и что может пози­тивно отразиться на перспективах библиотеки.

Электронные книги и их читатели в будущем. При этом важно учитывать не только экономические, но и социальные факторы, чтобы осуществлять изменения в максимально прием­лемой форме, как для пользователей, так и для сотрудников.

Причём роль библиотек в хранении нацио­нальных информационных ресурсов и обеспече­нии общественного доступа к ним, с учётом использования интернет-технологий, будет неу­клонно возрастать. Наконец, современная сис­тема обслуживания, особенно в общедоступных библиотеках, ориентирована на повышение уровня информированности всех слоев населе­ния: от высших управленческих структур до ни­зовых сфер общественного производства и кон­кретной личности.

Современные общедоступные библиотеки напрямую содействуют глобальной информатизации общества, формируют информационное сознание и повышают уровень информированно­сти общества. В связи с этим серьёзные измене­ния начинают происходить в реализации базовой социальной функции библиотеки — информаци­онной. Расширяется спектр услуг и продуктов, предлагаемых населению. На смену выдаче доку­ментов или библиографических сведений о них приходят новые формы передачи информации, способные заменить первоисточники и сэконо­мить время пользователя.

Электронные технологии позволяют реализо­вать комплексный подход к решению информаци­онных задач, в результате которого пользователь может получить полный комплект разнообразных материалов. Библиографическая информация, ранее основной продукт информационной дея­тельности библиотек, постепенно становится вспомогательным средством «внутреннего» использования либо инструментом ориентации в сетевых ресурсах, но не конечным результатом обслуживания, в котором все большее место начинают занимать аналитические и полнотекстовые материалы.

[Денисенко Меняется эпоха - меняемся мы]

В центральной детской библиотеки им. И. А. Крылова первое онлайн-мероприятие состоялось в феврале 2014 г. и было посвящено 245-летию И.А. Крылова. С помощью Скайпа была установле­на видеосвязь с Детской библиотекой г. Санкт-Пе­тербурга, тоже носящей имя баснописца. Есте­ственно, была проведена подготовительная рабо­та. С библиотекарями из Питера были согласованы сценарий, возраст участников, а также время про­ведения мероприятия. Сценарий был построен та­ким образом, что читатели — наши и из Санкт-Пе­тербурга — по очереди читали басни Крылова, за­тем вспоминали его биографию, отмечая курьёзы, которыми была наполнена жизнь поэта. Ребята с удовольствием участвовали в викторинах и кон­курсах, которые подготовили друг для друга. Всем очень понравилось такого рода общение, и при подготовке мастер-класса «Эффективные формы массовой работы в библиотеке: деловая игра «Ин­тернета бояться — в сеть не ходить»» в марте этого года решили снова использовать Скайп. На этот раз Библиотечно-информационный центр имени В. Ерёмина г. Орла. Планиру­ем и в дальнейшем проводить мероприятия в таком режиме.

[Шикуля многофункциональные ресурсы]

RFID: новый взгляд на жизнь

Развитие технологий не только дарит человечеству но­вые возможности; но также бросает вызовы. В век гос­подства Интернета всё более актуальной становится задача отбирать по настоящему нужную, ценную и достоверную информацию, источником которой всегда были библиотеки, а им сегодня все труднее удерживать эти позиции. Падение общественного интереса к библиотеке и книге, обесценивание профессии библиотекаря, устаревшая ин­фраструктура - эти проблемы широко обсуждаются в про­фессиональном сообществе. В то же время всё чаше звучит мысль о том, что библиотека - это не пережиток эпохи бу­мажных книг. Проблема в ином: большинство наших библио­тек не соответствуют потребностям времени и им необхо­дима стратегия развития, превращающая их из хранилищ бумажных книг в современную инфраструктуру, обеспе­чивающую быстрый и эффективный доступ к накопленной информации, сочетающую традиционные источники и новые информационные и библиотечные технологии и системы. Во всём мире для обеспечения жизнедеятельности библио­теки используются автоматизированные системы. Одной из таких систем является технология радиочастотной идентифи­кации (КРЮ), позволяющая повысить эффективность работы библиотеки с книжным фондом и читателями.

Очевидно, что одним из факторов повышения эффективности является сокращение трудовых затрат сотруд­ников при выполнении повседневных рутинных операций и высвобождение времени для консультационной и про­светительской деятельности. Но непре­рывный поток выдачи и возврата книг, размещение их в книгохранилище за­нимает большую часть времени, а не­хватка сотрудников, необходимость чёткого контроля и предотвращения несанкционированного выноса книг, инвентаризация только усугубляют ситуацию.

Компания ЗМ уже более 40 лет зани­мается оптимизацией библиотечных процессов по всему миру, предлагая системы их автоматизации. Эти реше­ния, совместимые с автоматизирован­ными библиотечно-информационными системами (АЬИС Ирбис, АИБС МАРК-501), учитывают потребности и специфику каждой библиотеки. Они доказали свою эффективность в более чем 40 тыс. библиотек по всему миру от России до Америки и Австралии.

В основе систем, разработанных ком­панией, лежит использование КЯО-меток. КРЮ-метка состоит из микрочипа и антенны и активируется при считы­вании информации, предотвращая не­санкционированный вынос книг из библиотеки. Метки вклеены в книги библиотечного фонда. Они содержат полную информацию о ней и её место­положении в библиотеке, что позволя­ет оперативно получать нужную книгу и возвращать её в хранилище. Метки компании ЗМ рассчитаны на 100 тыс. циклов перепрограммирования, что в несколько раз превышает цикл жизни самой книги.

ЯРЮ-метки ЗМ™ разработаны специ­ально для библиотек и потому могут быть использованы для книг, как в мягких обложках, так и в переплётах, а также на деликатных поверхностях старин­ных книг. Настраиваемая конструкция антенны обеспечивает максималь­ную в отрасли дальность считывания КРЮ-метки, увеличивая производитель­ность и безопасность, и работает на ча­стоте 13,56 МГц.

С помощью трёх мобильных станций программи­рования меток и трёх-шести сотрудников можно промаркировать несколько десятков тысяч единиц фонда за считанные дни, не закрывая библиотеку. «Большинство сотрудников, работавших по двое, маркировали 300-400 единиц в час, но я вдвоём с моим ассистентом вышел на уровень 1000 эк­земпляров в час. Это было потрясающе!» -делится впечатлениями Грег Нидхэм, директор окружной публичной библиотеки г. Вилсон США. Рабочее место библиотекаря оборудуется автома­тизированной системой книговыдачи и возврата. Читатель также может самостоятельно регистри­ровать или сдавать книги на терминале самообслу­живания, причём нет необходимости считывать каждую книгу по отдельности, терминал может одновременно считать информацию с нескольких книг, сложенных стопкой, а также со стопки тон­ких журналов и компакт-дисков. Использование таких систем особенно актуально в библиотеках вузов в период сессий, когда книгооборот возрастает в несколько раз. Студенты мо­гут заранее присылать запрос на нужные книги, библиотекарь подбирает их к приходу читателя с помощью мобильного терминала инвентариза­ции и выдаёт в считанные минуты.

Во всём мире для обеспечения жизнедеятельности библиотеки используются автоматизированные системы. Этими услугами в полной мере смогут теперь вос­пользоваться и посетители Центральной научной медицинской библиотеки Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (ШМБ), которая совсем недавно была оборудована подобной системой. В итоге это нововведение позволяет находить нужную книгу из электронного каталога (3 млн изданий!) и выдавать её читателю за несколько минут без необходимости заполнять формуляр - с помощью электронного чи­тательского билета.

«Сегодня самая обсуждаемая тема - применение ЯРЮ-технологии как одного из трендов развития современных библиотек. Эта технология значитель­но повышает производительность труда в процессе книговыдачи и инвентаризации, что способствует оптимизации работы в целом. А это, в свою очередь, повысит статус библио­тек и вернёт доверие и интерес читате­лей», - отмечает Борис Родионович Ло­гинов, директор ШМБ. Ешё один пример. Библиотека Универ­ситета Невады оборудована системой управления фондом ЗМ™, позволяю­щей сотрудникам отслеживать и кон­тролировать фонд более эффективно, затрачивая при этом меньше усилий и времени. В библиотеке используют­ся станции самообслуживания и рабо­чие станции библиотекаря. Мобильный терминал сбора данных по­зволил быстро произвести инвентариза­цию более чем 600 тыс. единиц хранения, выявив отсутствие и неправильное раз­мещение 600 материалов и 511 ошибок регистрации, а также 3803 незарегист­рированных экземпляра. Экономия благодаря инвентаризации составила 374 625 тыс. долларов США. Это лишь некоторые аспекты и возмож­ности оптимизации с помощью ЯРЮ-систем, а эти изменения направлены на повышение качества обслуживания и ка­чества жизни сотрудников и посетителей библиотеки. Ведь довольный посети­тель - посетитель, который обязательно вернётся!

Руководству библиотеки в условиях ограниченных ресурсов больше не придётся идти на компромисс и делать выбор между качеством обслужива­ния, содержания фондов и количе­ством предлагаемых культурных меро­приятий и услуг.

[RFID: новый взгляд на жизнь]

 


2.2 Инновационные наглядные формы в деятельности библиотек

 

Электронная выставка — способ рекламы и де­монстрации фонда. С определённой долей уве­ренности можно сказать, что это новый много­функциональный информационный ресурс. Какой должна быть в библиотеке электронная или вирту­альная выставка? На этот вопрос нет единого от­вета. Многое зависит от дизайнерских решений: с помощью цвета, графики, анимации можно со­здать настроение, привлечь внимание, подчер­кнуть и выделить важные моменты. Применение флештехнологии позволяет использовать аудио и видеоформаты (то есть звуковые файлы и видео­ролики), тем самым — сделать выставки мульти­медийными и интерактивными. А для того чтобы наладить обратную связь с читателем, уместно добавить викторины, вопросы, игры. Достоин­ство виртуальных книжных выставок — возмож­ность представить издания, не снимая их с полки, не ограничивая время существования экспозиции и по мере надобности её обновляя.

Электронные выставки (виртуальные) – это синтез традиционного книжного и новейшего электронного способов представления информации. Виртуальная выставка мобильна, компактна, содержательна и является актуальным проводником в обширном потоке информации (инновационные формы выставочной деятельности инновационных библиотек).

Выставочная экспозиция – это сочетание библиотечной и музейной выставки, нсталляция.

Инсталляция ( англ.installation –установка, размещение, монтаж) форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных элементов и являющую собой художественное целое.

Цель книжной инсталляции – это создание объёмной художественной композиции или трёхмерной среды в определённом пространстве

Электронные выставки для детей также имеют свою специфику. Возможность использования не только анимации, но и игровых моментов делает такую форму работы особенно привлекательной для детей и подростков. Выставка в библиотеке для детей может содержать в себе литературную викторину, что позволит в полной мере использовать

возможности информационных технологий.

(Библиоменеджер)

Виртуальная выставка предоставляет библиотекарям и читателям дополнительные возможности, а именно:

1. Использование информационных технологий. Само «участие» компьютера в беседе, присутствие героев книг на экране монитора, анимация, - всё это очень нравится не только детям, но и взрослым. Восприятие через компьютер служит своеобразной приманкой для читателей, особенно детей. Яркие, красочные, с мультипликацией, с использованием игровых моментов, переключающие внимание детей с анимационных заставок на статичную страничку – всё это делает виртуальную выставку живой и динамичной. Беря за основу книгу, создавая электронные ресурсы для детей, можно не только обеспечить быстрый доступ пользователя к материалам и информации о документах но и представить ценность книги на новом уровне понимания. и это очень важно.

2. Выставка рассчитана на разную аудиторию. И один человек и большая группа читателей могут познакомиться с книгами или самостоятельно, или на мероприятии с библиотекарем. А если её представить в Интернете – познакомиться сможет каждый желающий. Использование электронных выставок даёт возможность в дистанционном общении библиотекарей с читателями, без привязки к неизбежным формальностям в обслуживании.

3. На обозрение может быть представлено большое количество книг.

4. В любое время можно за считанные минуты поменять слайды и их расположение, убрать ненужные или вставить новые, варьировать цветовую гамму, или общий дизайн.

5. Работу такой выставки можно запускать в автоматическом режиме, оснастив её озвученным текстом и демонстрируя без специального сопровождения.

6. Возможность разработки электронных выставок как выездных. Очень удобно их демонстрировать в разных образовательных учреждениях, аудиториях, кабинетах, классах.
7. Электронные выставки экономят место. Нет необходимости работать со стеллажами, стендами, выставочными шкафами.

Задумывая создать виртуальную выставку, нужно быть готовыми к долгой, кропотливой, но интересной работе.

Простейшая электронная выставка может быть создана в формате «Power Point». В книге «Выставочная деятельность публичных библиотек» Натальи Владимировны Збаровской приведён алгоритм подготовки и организации электронных книжных выставок.

(инновационные формы выставочной деятельности инновационных библиотек)

Персональная выставка

Персональные выставки – это тематические выставки, связанные с деятельностью какой-либо личности.

Спрос на эти выставки есть всегда, так как для их проведения привлекаются местные знаменитости.

 

 

Дайджесты — это фрагменты текстов многих документов (цитаты, выдержки, рефераты), подобранные по определенной теме и сгруппированные таким образом, чтобы облегчить восприятие материала (от общего к частному; по тематическим направлениям; в соответствии с различными точками зрения и т. д.) (смотри приложение ).

Тут же возникает вопрос: что нуж­но сделать, чтобы необхо­димая читателю информа­ция постоянно была под рукой? Приобретать всё большее и большее количе­ство книг зачастую просто невозможно по финансовым соображениям. А студентам надо писать курсовые, рефе­раты, дипломные работы или просто хорошо подготовиться к семинару или коллоквиуму. Эту проблему стали решать через поиск новых способов и форм деятельности. Для чи­тального зала приобретают компьютерную технику и современное программное обеспечение, не го­воря уже об организации выхода во Всемирную паутину. Затем создают соб­ственную медиатеку, используют в работе «Эн­циклопедию Кирилла и Мефодия», электронную базу данных «Закон», электронные книги. Послед­ние устройства очень удобные и вос­требованные: только в одну из таких книг можно поместить до 3000 учебников, загрузить любой ресурс и работать в автономном режиме без ис­пользования стационарного ПК.

Новая многообещающая форма работы — буктрейлер. Это небольшой видеоролик, состав­ленный по мотивам прочитанной и полюбившей­ся книги. Создание буктрейлера — современный технический вариант представления книги, сво­его рода аннотация в видеоформате. Основная его задача — так рассказать об издании, чтобы у зрителя, которому ещё не довелось прочитать ро­ман или повесть, появилось желание обратиться к первоисточнику. История буктрейлеров началась в 2002 г., а широкой публике такой видеофильм впервые продемонстрировали на книжной ярмар­ке в Луизиане (США) в 2003 г. В России же мода на буктрейлеры только начинает возникать, так что самое время подключаться нам, профессиональ­ным пиарщикам книги и чтения.

Буктрейлер — это прежде всего реклама, кото­рая должна удивлять, привлекать внимание к сюжетной линии и героям художественного произ­ведения; увлекать видеорядом, спецэффектами и неожиданными решениями (смотри приложение 13).

Отличный опыт в этом направление создание библиоролика по мотивам произведений посвященных отечественной войне 1812 г. Два бук-трейлера: по книге В. Постникова «Весёлый двоеч­ник» (с участием самого писателя), который был от­мечен на областном конкурсе «В1Ыю5{ибю пред­ставляет», и по книге Б. Васильева «А зори здесь тихие...» (получен диплом конкурса). В 2014 г. бук-трейлер по книге И. Бунина «Жизнь Арсеньева» по­лучил грамоту на областном конкурсе «И.А. Бунин и Орловский край». Надо отметить, что дети с удовольствием принимают участие в соз­дании буктрейлеров. Им нравится выбирать книгу, помогать выстраивать сюжет и, конечно же, испол­нять главные роли.

Многофункциональные ресурсы

Сегодня наличие в наших учреждениях компьютеров — дело почти обыденное, и мы уже не можем представить свою деятельность без электронных информационных ресурсов. Новые технологии существенно расширили возможности библиотек.

Использование современных технологий при­вело и к возникновению качественно новых струк­тур — библиотечно-информационных центров, ме-диатек, медиацентров. Интернет сегодня — это океан информации. Задача современного библио­течного специалиста — не только уметь самому её найти, но и научить поиску читателей, а также ис­пользовать ресурсы сети для собственного профес­сионального развития и повышения квалификации.

Развитие информационных технологий, которое, казалось бы, должно уничтожить библиотеки, напро­тив, способствует тому, что наша сфера превраща­ется в одну из мощных и важнейших отраслей ин­дустрии информации. Новые компьютерные техно­логии позволяют сделать книгу привлекательной и современной, кроме того, они создают комфортную развивающую среду для читателей. В разных биб­лиотеках разные условия, и не всем пока ещё до­статочно чётко видны конкретные цели воплощения электронного библиотечного формата. Но творче­ский подход, вложение души — залог успешной ра­боты на радость себе и читателям.

Современные дети легко осваивают информа­ционные технологии. Это совершенно новое «ин­тернет-поколение» со своими ценностями, мо­делями поведения и ориентации в мире инфор­мации. Соответственно меняется отношение подростков к книге. Но остаются прежними зада­чи детских библиотек. Как сделать так, чтобы чте­ние стало потребностью каждого? Чем привлечь и удержать в библиотеке современных юных читате­лей? Для этого необходимо осваивать новые фор­мы работы.

Одной из таких форм является мультимедийная презентация, сделанная в приложении Power Point, которая нашла широкое применение при подго­товке и проведении мероприятий. Использование подобных программ позволяет сделать презента­ции более яркими, зрелищными и привлекатель­ными. Красочные слайды с использованием муль­типликации, игровых моментов, переключающие внимание ребят с анимационных заставок на ста­тичную страничку, делают зрелище живым и ди­намичным. Любое мероприятие для детей долж­но содержать какой-нибудь сюрприз, а само «уча­стие» компьютера, присутствие на экране героев книг, анимация служат своеобразной приманкой для читателей.

Компьютерные технологии в библиотеке со­единяют прошлое, настоящее и будущее, они мо­гут наполнить новым содержанием образователь­ную и культурно-просветительскую, а в детских библиотеках — и воспитательную функцию. Но электронный формат нужно создать, организовать соответствующим образом.

Как видим, сегодня библиотека — это синтез книг, общения, обучения, компьютеров. Организа­ция работы в электронном формате — насущная необходимость не только сегодняшнего, но и за­втрашнего дня.

Выводы по II главе.

Таким образом, рассмотрен опыт организации нетрадиционных наглядных форм работы библиотек. Изучена инновационная деятельность библиотек по созданию новых видов наглядных форм, среди которых можно выделить такие виды, как электронная выставка, буктрейлер, мультимедийные презентации.

Сегодня в нашей стране, как и во всем мире, широко используются информационные технологии в деятельности библиотек. Сегодня одной из главных проблем в библиотеках является проблема привлечения пользователей. Для решения этой проблемы и были созданы библиотечные инновации. Инновации — необходимый элемент развития. Без них библиотекам невоз­можно оставаться социально значимыми органи­зациями, оказывать конкурентоспособные услу­ги, укреплять свои позиции в условиях рынка.

Электронные выставки (виртуальные) – это синтез традиционного книжного и новейшего электронного способов представления информации. Виртуальная выставка мобильна, компактна, содержательна и является актуальным проводником в обширном потоке информации.

Инсталляция – форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных элементов и являющую собой художественное целое.

Дайджесты — это фрагменты текстов многих документов (цитаты, выдержки, рефераты), подобранные по определенной теме и сгруппированные таким образом, чтобы облегчить восприятие материала (от общего к частному; по тематическим направлениям; в соответствии с различными точками зрения и т. д.).

Буктрейлер — это прежде всего реклама, кото­рая должна удивлять, привлекать внимание к сюжетной линии и героям художественного произ­ведения; увлекать видеорядом, спецэффектами и неожиданными решениями.

Формы модернизируются благодаря внедрению новых программных продуктов и техническим возможностям, которые получают библиотеки в практической деятельности. Компьютерные технологии наполняют новым содержанием образователь­ную и культурно-просветительскую, воспитательную функцию.

 

Список литературы.

1. Бородина, В. А. Библиотечное обслуживание [Текст] / В. А. Бородина. – Москва : Либерея, 2004. – 168 с. – (Библиотекарь и время ; вып. 7).

2. Выставка: какой ей быть? Многообразие тем, и разнообразие форм [Текст] / сост. Т. Е. Наместникова. – Москва: Либерия, 2011. – 159 с. – (Библиотекарь и время 21 век ; вып. 134).

3. Збаровская, Н. В. Выставочная деятельность публичных библиотек [Текст] / Н. В. Збаровская. – Санкт-Петербург : Профессия, 2004. – 224 с. – (Библиотека).

4. Исакова, О. Н. Практика выставочной работы: патенты и «царские привилегии» [Электронный ресурс] / О. Н. Исакова // Науч. тех. б-ки. – 2016. – № 4. – С. 24–29. – URL: goo.gl/ej7YRn. – Дата обращения: 19.11.2016.

5. Справочник библиотекаря [Текст] / науч. ред. А. Н. Ванеев. – Санкт-Петербург : Профессия, 2011. – 640 с.

6. Татаринова, Е. А. Выставки в библиотеке: зачем и как [Текст] / Е. А. Татаринова. – Москва : Литера, 2014. – 144 с.

7. Рябков В. М. Антология информационно-просветительных форм культурно-досуговой деятельности в России [Текст] / В. М. Рябков. – Челябинск : Полиграф-мастер, 2007. – 567 с.

8. Национальная библиотека республики Удмуртия [Электронный ресурс]: сайт. ­­– URL: goo.gl/SWAOKo .–Дата обращения: 10.02.2017.

9. Хакасская республиканская детская библиотека [Электронный ресурс]: сайт . ­­– URL: goo.gl/wqVsJC . – Дата обращения: 17.02.2017.

10. ЦБС автозаводского района г. Нижний Новгород [Электронный ресурс]: сайт . ­­– URL: goo.gl/PYp2VLcontent_copy. – Дата обращения: 17.03.2017.

11. Межпоселенческая центральная библиотека Мясниковского района [Электронный ресурс]: сайт . ­­–goo.gl/Ra5LLmcontent_copy. – Дата обращения: 04.04.2017.

12. Наглядные формы массовой работы [Электронный ресурс] : метод. рек. / Инновац.-методич. отдел ЦГБ им. Н. А. Некрасова ; [сост. Н. В. Шокотко]. – Краснодар: МУК ЦБС города Крас­нодара, 2016. – 30 с. ­­– URL: http://lektsii.org/8-52936.html. – Дата обращения: 04.04.2017.

13. Курсы повышения квалификации педагогический университет «Первое сентября»[Электронный ресурс] : сайт . ­­– URL: http://lib.1september.ru/2004/23/25.htm. – Дата обращения: 04.04.2017.

14. Библио NET и К@ [Электронный ресурс] : сайт . ­­– URL: http://shgpi.edu.ru/biblioteka/blog/?p=753. – Дата обращения: 04.04.2017.

15. Купающаяся в методиках [Электронный ресурс] : сайт . ­­– URL: http://mei--blog.blogspot.ru/2011/10/blog-post.html. – Дата обращения: 04.04.2017.

16. Библиотечное обслуживание [Электронный ресурс] : сайт . ­­– URL: http://www.studfiles.ru/preview/4164594/page:9/. – Дата обращения: 04.04.2017.

17. Межпоселенческая центральная библиотека Мясниковского района [Электронный ресурс] : сайт . ­­–goo.gl/qAaL3l. – Дата обращения: 04.04.2017.

18. Денисенко, Л.Меняется эпоха - меняемся мы : инновационные идеи в учебных библиотеках [Текст]/ Л. Денисенко // Библиотека. – 2012. – № 6. ­– С. 32-34.

19. RFID: новый взгляд на жизнь // Современная библиотека. – 2013. – № 10. – С. 64–66.

20.Шикуля, О. Многофункциональные ресурсы: возможность применения [Текст] / Ольга Шикуля // Библиотека. – 2015. – №8. – С. 28–30.

21. Качанова, Е. Ю. Инновации в библиотеках [Текст] / Е. Ю. Качанова; науч. ред. В.А. Минкина. – СПБГУКИ. – СПБ. : Профессия, 2003. – 318 с.– ( серия «Библиотека» ). – ISBN: 5-99913-042-9.

22. Библиоменеджер [Электронный ресурс] : сайт . ­­– URL: http://bibliomenedzer.blogspot.ru/2011/11/blog-post_07.html. – Дата обращения: 14.04.2017.

23. Инновационные формы выставочной деятельности общедоступных библиотек консультация-обзор [Электронный ресурс] : сайт . ­­– URL: https://clck.ru/AxuLQ. – Дата обращения: 14.04.2017.

24. Матлина, С. Г. Привлекательная библиотека или что может реклама [Текст] / С. Г. Матлина . – Москва : либерея , 2000. – 127 с.

– ISBN 5-85129-114-1

25. Борисова, О. О. Реклама в библиотеке [Текст] / О. О. Борисова. – Москва : либерея, 2005. – 214с. – (библиотекарь и время. 21 век).

 

 

Приложение 1

Книжная полка в ЦБС города Лесосибирска

 

 

Приложение 2

Библиотечный плакат

 

Приложение 3

Пригласительный билет в библиотеку


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 5537; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!