Организация библиотечной книжной выставки



Список литературы – в алфавите

2. Ссылки на список в курсовой в круглых скобках, пример:

институтом (16).

Отформатировать

4. Приложения ссылки:

(Приложение 5).

 

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный институт искусств имени П.И. Чайковского»

Факультет социокультурной деятельности

 

Оценка______________________

Подпись_____________________

преподавателя

 

«______»_____________20____г.

 

 

Курсовая работа

НАГЛЯДНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

 

 

по МДК «Библиотековедение»,

ПМ «Технологическая деятельность»

Шакамалова Радмира Ренадовича

Студента 3 курса гр. 3Б, ОФО

Специальность: 51.02.03 «Библиотековедение»

Руководитель: Сафина Н. Р.

 

 

Челябинск 2016

 

Оглавление                                                                                           С.

Введение …………………….………………………….…………..…….............3

Глава 1. Наглядные формы работы библиотеки ……...………………………...5

1.1. Наглядные формы работы библиотеки: понятие, эволюция и видовое разнообразие форм ...........................................................................……………..5

1.2 Организация библиотечной книжной выставки ......................................13

Выводы по I главе ..………………………………………………… ..... ………17

Глава 2. Организация нетрадиционных наглядных форм работы библиотек ………………………………………………………………………..18

2.1 Инновации в библиотеке ...............................................................................18

2.2 Нетрадиционные наглядные формы в деятельности библиотек ...............27 Выводы по II главе ………………………………...…..…..…………................34

Заключение ……………………………………………..………………………35

Список использованных источников и литературы.. .…………..……......38 Приложения ………..….......................................................................................41

 

Введение

Использование в библиотечной массовой работе наглядных форм продолжает оставаться актуальной темой, которая освещается на страницах профессиональных изданий.

На современном этапе развития библиотечного дела наглядные формы работы по-прежнему эффективны в обслуживании читателей и продвижении чтения. Они имеют свои цели, задачи, теорию и методику. Основной целью массовой работы, всех её форм и методов, является наиболее полное удовлетворение и развитие потребностей пользователей библиотеки.

Наглядные формы информирования и рекомендации литературы основаны на дидактическом «принципе наглядности», усиливающем, по мнению физиологов, психологов и педагогов, понимание и запоминание передаваемой информации. Кроме этого, возросло значение рекламной информации в библиотеке. Библиотечная реклама (в том числе и наглядная), как инструмент маркетинга, заняла важное место в библиотечной практике по продвижению библиотечных услуг и чтения.

Разнообразные современные наглядные формы работы благодаря своей информационной сущности и техническим возможностям выполняют стимулирующее воздействие на сознание и поведение людей, а при использовании различных приемов, способов и механизмов, могут оказывать прямое воздействие на потребителя, являясь средством влияния на формирование интересов пользователей.

Цель курсовой работы: исследовать наглядные формы работы библиотек с точки зрения современной теории и библиотечной практики.

В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач:

- изучить историю развития форм наглядной агитации в библиотеке;

- рассмотреть разнообразие наглядных форм работы в библиотеке;

- изучить технологию организации книжной выставки;

- изучить организацию инновационных наглядных форм, их разнообразие.

Методы исследования: изучение и анализ документальных источников и электронных ресурсов: периодических и непериодических профессиональных, специальных изданий, методических пособий.

Первая глава курсовой работы посвящена истории и теории наглядных форм работы в библиотеке, их видовому разнообразию, технологии организации книжной выставки в библиотеке.

Во второй главе исследуется инновационный опыт организации наглядных форм работы в практической деятельности библиотек.

 

 

Глава 1. Наглядные формы работы библиотеки

 

Наглядные формы работы библиотеки: понятие, эволюция и видовое разнообразие форм

 

История развития наглядных форм работы библиотек прослеживается с 1930-х гг. прошлого века, когда советские библиотеки по заданию партии должны были проводить агитационные кампании в поддержку ликвидации неграмотности. Для этого библиотековедами разрабатывались различные приемы «влияния на читательскую массу», ее интересы и запросы в соответствии с «политическим моментом».

1930-х гг. прошлого века, тогда были популярными лозунги: «Знание – в массы», «Культуру – в массы», «Просвещение – в массы». Библиотеки по заданию партии должны были проводить агитационные кампании в поддержку, например, борьбы с кулачеством, ликвидации неграмотности или организации движения юных безбожников. Для этого библиотеки разрабатывали различные приемы «влияния на читательскую массу», корректировали ее интересы и запросы в соответствии с «политическим моментом». К 1950-мгг. был создан образ массового, усредненного читателя с определенным кругом чтения и утилитарным отношением к книге. Библиотеки проводили «массовые мероприятия», например, читательские конференции, так как они были формальными и не вызывали интереса у многих читателей. В1950–1960-егг. в массовых библиотеках для приоритетного обслуживания стали выделять читательские группы: «рабочая молодежь», «студенты», «юношество», «участники Великой Отечественной войны» и т. п.

В 1970–1980-егг. активизация массовой работы была связана с централизацией сети библиотек страны. В те годы библиотеки стали сотрудничать с другими социальными институтами (школой, семьей), организовывали «клубы по интересам», всевозможные кружки, лектории, при этом использовали несвойственные ранее «клубные формы» работы: «литературные гостиные», викторины, конкурсы и т. д. Приоритетные задачи библиотек перешли из идеологической сферы в сферу социализации, главное – оказание помощи читателям, а не их воспитание, а читатель стал центром всей книжно-библиотечной деятельности.

Отказавшись от идеологической функции, библиотека осознала себя информационным институтом (16).

В наши дни, когда социальная роль библиотеки усиливается и усложняется, «наглядная работа» является одним из основных направлений ее деятельности. Термин «наглядные формы работы», по определению К. Л. Олзоевой, имеет следующее значение.

Наглядная реклама – показ изданий или раскрытие их содержания в зрительно воспринимаемых формах.

Выделяют следующие формы наглядной формы работы библиотек:

· открытый доступ к фондам;

· открытые просмотры литературы;

· плакаты, альбомы.

· выставки. Среди наиболее широко используемых наглядных форм можно назвать:

– книжный плакат;

Открытые просмотры литературы ориентированы на пер­вона­чальное беглое ознакомление с большим количеством изданий.

Еще одной формой выставки являются библиотечные плакаты, они могут быть разными. Одни — привлекают внимание читателей к деятельности библиотеки; другие — служат для рекомендации литературы; третьи — оповещают читателей о новых изданиях по определенной теме; четвертые — информируют о проведении в библиотеке тех или иных мероприятий.

Библиотечные плакаты – композиции из текста и иллюстраций.

Цель плаката – остановить взгляд, привлечь внимание читателя.

К традиционным формам информации о книгах и их рекомендации относят и библиотечный плакат– т.е композицию из текста и иллюстраций.

К информационным или рекламным плакатам можно отнести также плакат библиотечный, задача которого — заинтересовать читателя книгой или автором, наглядно познакомить с содержанием произведения.

Сложившаяся практика различает четыре типа библиотечных плакатов:

а) посвященные одному произведению;

б) посвященные одной теме (при этом могут быть взяты разные авторы);

в) посвященные одному автору;

г) информирующие о новых книгах.

Плакаты инструктивные представляют собой перечень прав приемов, указаний для успешного выполнения какой-либо работы. Вместе с тем такой плакат осуществляет функцию пропаганды рядовых методов труда и служит одним из средств содействия повышению его производительности.

Оформление и контент плаката. Библиотечный плакат представляет собой композицию из текста и иллюстраций. Соотношение текстового и графического материала должно быть настолько тщательно продумано, чтобы юный читатель мог легко разобраться в содержании плаката, найти ведущий текст и иллюстрирующий его графический материал. Для плакатов, адресованных младшим школьникам, рекомендуется использовать предельно короткий текст.

Плакат, посвященный творчеству одного автора.

При подготовке плаката, посвященного творчеству одного автора, необходимо поместить на него: портрет писателя, краткие биографические сведения о нем, копии обложек лучших изданий основных произведений писателя, иллюстрации и аннотации к его произведениям, библиографическая справка о его произведениях в периодической печати, статьи и книги о писателе.

Библиографию критической литературы следует давать только старшеклассникам, для детей среднего школьного возраста она бывает трудна.

Библиотечный плакат любой тематической и целевой направленности должен привлекать внимание читателя, вызывать его интерес, но, как и любая другая наглядная форма, он требует живого слова библиотекаря (смотри приложения 2,7) (14;15).

Не менее широко, чем выставка, в клубной работе используется плакат, т.е. крупноформатный рисунок агитационно-пропагандистского характера, обычно сопровождаемый лаконичным, выразительным текстом. Для самодеятельного плаката особенно характерна оперативность, сиюминутность отклика на событие - отклика не столько на темы международной и внутренней жизни страны, сколько на конкретные явления жизни данного коллектива (предприятия, учреждения, компании).

Особую группу составляют методические плакаты, рассказывающие о том, как правильно выбирать литературу, пользоваться СПА, заказывать книги и периодические издания по МБА и т. д. Внимание читателей привлекают интересно составленные заголовки, яркие рисунки, тексты, цитаты, копии книжных обложек и т. д.

Содержание самодеятельного плаката всегда конкретизировано. Призывая людей на борьбу за выполнение плановых заданий, пропагандируя успешный труд передовиков, методы их труда, самодеятельный плакат не столько оперирует обобщенными образами и понятиями, сколько называет реальных людей, реальные дела.

Приступая к оформлению плаката необходимо помнить, что внимание читателей, прежде всего, привлекают интересно составленные заголовки и яркое оформление (рисунки, цитаты, копии книжных обложек и т.д.). Строгая симметрия линий при графическом оформлении необязательна. Красивое сочетание цветовых пятен в плакате, которые получаются от сочетания окраски обложек, иллюстраций, фона – важное эстетическое требование к его оформлению.

Но важно не только привлечь внимание детей, но и пробудить интерес к самостоятельному чтению рекомендуемой книги. Этой цели служат призывы, обращения к читателю. В библиотечный плакат могут быть внесены и элементы игры, которые, как показывает практика, вызывают интерес у всех возрастных категорий читателей (загадка к рисункам или тексту книги, вопросы по содержанию рекомендуемой литературы). Не следует давать большого количества вопросов, но они должны заинтересовывать читателей.

На плакате могут размещаться и кармашки для картотек рекомендуемой литературы, буклетов и т.п.

Плакат-молния представляет собой оперативное средство информации о людях, событиях, фактах, к которым должно быть привлечено общественное внимание. Кроме того, молния служит инструментом морального поощрения и порицания (14).

Еще одной наглядной формой является библиотечный альбом, он дает возможность читателям познакомиться с интересующей их темой. Оформляется альбом в виде книги, тетради или на отдельных листах.

Библиотечные альбомы – собрания различных графических, иллю­стративных и справочных материалов с сопровождающими краткими поясни­тельными текстами, оформленные в виде книги, тетради или на отдельных листах (20).

Реклама использует массовые и межличностные коммуникации. Она и сама может рассматриваться как форма коммуникации, которая пытается перевести качество товаров и услуг на язык запросов потребителя.

Долгое время о рекламе в библиотечном деле всерьез не говорили, а в практике имело хождение слово “пропаганда ”. Более того, нигде не готовили специалистов рекламного дела, и все рекламные премудрости постигались на практике. Никто не мог и предположить, что такое консервативное учреждение как библиотека будет пытаться внедрить в свою деятельность элементы рекламы. Так или иначе, но логика развития информационного дела должна все же привести к решению проблемы своевременного появления опережающей библиографической информации.

Библиотечная реклама.

Библиотечная реклама – мощное средство продвижения к потребителю продукции библиотек – библиографических, книговедческих, научно-методических, учебных изданий, баз данных, а также социально-значимых библиотечных коллекций документов и ее фондов.

Цель библиотечной рекламы – оповещение потенциальных потребителей о библиотечно-информационных ресурсах, изданиях и услугах, предоставляемых библиотекой. Необходимо заинтересовать их и побудить отдать предпочтение тому или иному «товару» из числа аналогичных информационных ресурсов продуктов и услуг.

Реклама призвана привлекать пользователей в библиотеку, формировать положительное эмоциональное отношение к ней, давать общее представление о библиотеке, о составе фонда, о предоставляемых услугах. Другой аспект ее воздействия - побуждение пользователя к действию: посещение библиотеки, ее мероприятий, обращение к справочному аппарату. Есть еще один важный аспект рекламы - она формирует имидж библиотеки, помогает выделить именно эту библиотеку из ряда других, закладывает в сознание пользователей ее неповторимый облик и формирует определенные читательские ассоциации. И если они положительные, то это сказывается на действиях пользователей - посещение библиотеки, взаимодействие с библиотекарями.

Важнейшей формой продвижения библиотечных услуг является библиотечная реклама, как информация о библиотеке, ее услугах и продукции с целью оповещения о ней реальных и потенциальных пользователей и стимулирования спроса на эти услуги и продукты. Целью библиотечной рекламы является повышение популярности библиотеки и спрос на ее ресурсы и услуги. Особенность библиотечной рекламы заключается в том, что это, прежде всего информация о фондах библиотеки, о ее возможностях удовлетворять информационные потребности различных групп пользователей, и требования для ее организации очень велики. Ведь библиотечная реклама одновременно обладает свойствами, присущими рекламе в целом, и реализует специфические задачи библиотечной политики. Соединение этих двух начал образует новое качество обслуживания. Реклама в библиотеке – это по преимуществу библиотечная реклама, хотя библиотечно-информационные учреждения могут на различных условиях (договорных коммерческих) выступать в качестве субъектов самой различной рекламной деятельности, в том числе и напрямую не связанной с библиотечной проблематикой.

Классификация библиотечной рекламы – одна из сложнейших, в достаточной мере не решенных проблем библиорекламоведения.

По критерию объекта библиотечной рекламы вполне логично выделяются основные ее виды:

Ресурсная – реклама библиотечно-информационных ресурсов.

Производственная – реклама результатов (продукции) библиотечного производства.

Сервисная – реклама библиотечных услуг.

По средствам использования рекламу делят на визуальную (наружную) и внутреннюю:

· Щиты.

· Вывески.

· Витрины.

· Стрелки-указатели.

· Движущиеся носители (библиобус, библиотечный « Рафик»).

Под внутренней рекламой понимают совокупность средств, помогающих посетителю ориентироваться в библиотечном пространстве, делающих его доступным, комфортным, легко обживаемым. Среди них можно выделить:

· Объявления

· Плакаты

· Схемы и т. п.

Оно заключается в том, что каждая из представленных наглядных форм по-своему различается между собой. Следовательно, этому существует виды этого родового разнообразия этих форм. Также эти формы существуют и в электронном виде на сайте многих библиотек нашей страны. В наше время можно сказать то, что до нас дошли наглядные формы работы библиотеки именно в электронном виде, а наши предки видели их в обычном виде (Приложение 5) (11;12;24;25).

 

Организация библиотечной книжной выставки

 

Библиотечные выставки ориентированы на удовлетворение определенных потребностей: образовательных, культурных, информационных, развлекательных.

Цели библиотечных выставок разнообразны.

 Это и «повышение стандарта чтения, увеличение обращаемости, обеспечение эффективности использования каждой книги (С. Боргвардт), и раскрытие фондов.

Задачами, решаемыми библиотекой посредством библиотечных выставок, являются: привлечение внимания к чтению, облегчение поиска необходимых изданий.

Выставочная работа - одна из традиционных форм деятельности библиотек.

Наиболее распространенной формой деятельности клубных учреждений является выставка, т.е. экспозиция тематически объединенных материальных объектов. Выставочными экспонатами могут стать и формы самой наглядной пропаганды и агитации - плакаты, окна сатиры и т.д.

Выставка - форма очень гибкая и допускающая самые разнообразные тематические решения. Выставка может экспонировать произведения искусства, в том числе работы народных умельцев.

Фактически не существует темы, которые так или иначе не могли бы найти своего наглядного отражения через выставку.

Выставка способна охватить своим воздействием достаточно большое количество пользователей.

Существует два вида выставок по способу их экспонирования, стационарные и передвижные.

Передвижные выставки могут перевозиться на предприятия в дома культуры, для того чтобы удовлетворять информационные потребности пользователей.

Постоянные выставки могут экспонировать материал на протяжении ряда лет (например, выставки пропагандирующие цифры пятилетнего плана).

Учитывая, что создание выставки - процесс трудоемкий и часто требующий сравнительно больших затрат, следует до начала работы по ее подготовке всесторонне рассмотреть вопросы, связанные со степенью существующего интереса к теме, с денежными средствами, экспозиционными площадями, возможным количеством посетителей, продолжительностью экспонирования.

Тема постоянной выставки должна иметь непреходящее значение.

Неиссякаемый интерес представляют выставки, посвященные претворению в жизнь научных, и производственных достижений пропагандирующие народно хозяйственные планы, рассказывая о труде и отдыхе человека.

Кратковременные выставки целесообразно посвящать годовщинам, памятным датам.

По конструкционным особенностям — витринные, внутри-
стеллажные, внутриполочные, выставки-«развалы» на столах,
передвижные, «кольцевые» и др.

По основанию для проведения — по инициативе библиотекарей,
по предложениям читателей библиотеки, по заказу учреждений и
предприятий.

По степени доступности — бесплатные (каковыми должны быть
практически все) и платные (из личных собраний, частных музеев
и т. д.).

По источникам финансирования — бюджетные, внебюджетные.

После каждой проведенной выставки проводится ее анализ позволяющий понять то, на сколько данная выставка востребована читателем.

Помимо книжных выставок, разрабатываются библиотечные плакаты, составляются альбомы и иллюстративные картотеки.

Также наглядной формой является и иллюстративная картотека — это подборка новых материалов, главным образом из периодических изданий, соединенная с небольшим иллюстративным щитком, на котором указано заглавие темы. Располагается возле библиотекаря, ведущего выдачу литературы, или даже за пределами библиотеки — в клубе, в холле студенческого общежития и т. д. Она иногда изготавливается в виде библиотечного плаката. Например, настенная картотека новинок поэтических произведений, опубликованных в журналах, выписываемых библиотекой. Ее основные задачи— привлечь внимание пользователей библиотеки к новым поступлениям в библиотеку.

Возможность использования интернет-ресурсов и копировально-множительной техники значительно расширила ассортимент подобной продукции. Библиотеки все активнее составляют тематические подборки и дайджесты.

Тематические подборки представляют собой комплекты копий текстов, документов относительно небольшого объема. Они создаются в электронном или традиционном виде при одновременном действии двух условий:

· данная проблематика представляет интерес для многих читателей;

· публикации по этой проблематике рассредоточены в большом количестве источников, а обобщающего монографического издания нет.

В течение всего периода действия указанных условий тематические подборки оперативно пополняются новыми материалами.

По форме представления материала и причинам составления дайджесты близки к тематическим подборкам. Однако от составителя дайджеста требуется не только выявление и отбор исходных публикаций, но и их аналитическая переработка: реферирование или экстрагирование (извлечение фрагментов текста); группировка материала; приведение определений новых понятий. Как правило, текст дайджеста включает краткое предисловие, в котором составитель характеризует источники и критерии отбора публикаций. В обязательном порядке к дайджесту прилагается список использованной литературы.

В качестве примеров дайджестов, составляемых публичными библиотеками, можно привести: «Отражение жизни городского района в печати», «Первое апреля: история возникновения праздника: традиции разных стран», «Единый экзамен для выпускников школ: за и против».

Библиотечная выставка в системе библиотечного обслуживания понимается как:

· результат библиотечного обслуживания;

· средство удовлетворения потребительского спроса.

· Выставка, как и любая форма наглядной пропаганды и агитации, должна быть увязана с планом всей работы клуба. Ее организация — один из путей решения общих задач клуба: формирования научного мировоззрения, производственно-технической пропаганды, повышения культурного уровня, эстетического воспитания (Приложение 4) (2;3;4;5;6;13).

Выводы по I главе.

Таким образом, наглядные формы – это наглядная реклама , библиотечная реклама, плакат молния, библиотечные плакаты, библиотечные альбомы и книжная выставка.

Они предназначены для того чтобы привлечь читателей в бибиотеку.

В теме первой главы 1.1 были расмотрены видовое разнообразие и эволюция развития наглядных форм работы а именно, наглядная и библиотечная реклама, библиотечный плакат и плакат молния, библиотечный альбом.

В теме второй первой главы была расмотрена организая библиотечной книжной выставки.

И дальше по теме из 1.1 и 1.2

 

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 1222; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!