Центр лексико – семантического поля «одиночество»



В лексико - семантическое поле «одиночество» входят однокоренные слова, имеющие весьма богатую сочетаемость и образующие в лирике И. Ф. Анненского речевое словообразовательное гнездо (СГ), в котором наиболее полно и ярко отражаются специфические особенности языка. Автор посвящает теме одиночества отдельную часть в сборнике - «Трилистник одиночества». В СГ входят следующие лексемы: одинокий (-ая; ой) - одиноко - одно (-ин).

Эпидигма лексемы одинокий включает четыре узуальных значения и один семантический оттенок. В текстах сборника лексема реализуется во всех представленных в МАС семантических значений:

В недвижно-бессонной ночи

Их лязга не ждать не могу я:

Фитиль одинокой свечи

Мигает и пышет, тоскуя.

                                («Тоска медленных капель», 1910г.)Лексема одиноко - наречение, образованное от прилагательного одинокий, так же встречается в текстах сборника:       И в сердце сознанье глубоко,

       Что с ним родился только страх,

       Что в мире оно одиноко,

       Как старая кукла в волнах...

                                («То было на Валлен-Коски», г.)В произведениях встречается количественное числительное один. Выступая в значении «находящийся, пребывающий где-л. отдельно от других» [МАС]. Числительное актуализирует значения отстраненности от других и индивидуальные формы восприятия окружения лирическим героем.

Оттолкнув соблазны красоты,

Я влюблюсь в ее миражи в дыме...

И огней нетленные цветы

Я один увижу голубыми...

                                («Аромат лилеи мне тяжел», 1910 г.)

Создается ощущение, что состояние одиночества охватывает всю сущность лирического героя-автора и всего, что его окружает в мире.

       Благословит немой ее полет

       Среди людей, которые не слышат...

                                            («Другому», 1910 г.)

       Центр ЛСП «одиночество» составляют контекстуальные синонимы - «слова близкие или тождественные по своему значению в условиях контекста» [МАС]. В тексте в качестве подобных выступают следующие лексемы: безмолвие, тоска, печаль, мука, томление, пустота, страдание. Многие из лексем предстают в измененных формах.


Темнеет... Комната пуста

С трудом я вспоминаю что-то…
И безответна, хоть чиста,

За нотой умирает нота.

(«Он и я», 1910 г.)

Кончилась яркая чара,

Сердце очнулось пустым:

В сердце, как после пожара,

Ходит удушливый дым.

(«Пробуждение», 1910 г.)


       В текстах мы встречаем сложные случаи словоупотребления - в одном лирическом произведении употребляется несколько контекстуальных синонимов, текст усложняется и одиночество становится невозможно тяжелым бременем.

Пуст и ровен путь мой дальний...

Лишь у черных деревень

Бесконечный все печальней,

Словно дождь косой, плетень.

(«Картинка», 1910 г.)

       Индивидуальные лексические значения расширяют картину авторского мировидения и обогащают систему языка, делая ее более подвижно     и динаминой.

 

Ассоциативная зона как периферия лексико - семантического поля «одиночество»

К периферии ЛСП «одиночество» в лирике И. Ф. Анненского относят слова - ассоциаты с семантикой одиночества, образующие ассоциативную зону, которая «составляет исходную базу для построения собственно семантического поля» [14, с. 136] включающую в себя слово, порождающее ассоциации, в качестве вершины, и лексемы, имеющие с ним связи. По мнению
Е. В. Плахиной, ассоциативные связи играют большую роль при создании и восприятии образов поэтического текста, а их экспликация позволяет автору донести до читателя необходимую информацию [14, с. 136].

Каждое слово в поэзии И. Ф. Анненского значимо и не только называет объект реальной действительности, но и несет в себе авторскую оценку. Открытость и динамичность ЛСП «одиночество» вполне обосновывает соотнесение лексем, входящих в него, со словами, не имеющими на первый взгляд никакого отношения к данному полю, то есть со словами - ассоциатами, выступающими при этом в роли символов. Связь эта не формальная, а интуитивная.

Масштабы поэтических ассоциаций Анненского огромны. Применительно к исследуемому художественному материалу их можно разделить на две группы. Одной из смысловых основ структурирования ассоциативного пространства является цвет. Причем, в лирике сборника «Кипарисовый ларец» цветовой контраст наиболее заметен. Так цветовыми словами - ассоциатами выступают черный и желтый.

    В аллею черные спустились небеса,

Но сердцу в эту ночь не превозмочь усталость...
Погасшие огни, немые голоса,

     Неужто это все, что от мечты осталось?

                             («После концерта», 1910 г.)

Черный цвет словно поглощает мечту, уничтожает ее. Но в то же время, ночь - это время уединения, время побыть наедине с самим собой. Употребление ассоциата желтый в сборнике встречается гораздо чаще.

На твоем линяло-ветхом небе

Желтых туч томит меня развод.

                             («Ты опять со мной», 1910 г.)

На страницах сборника особенно ярко и глубоко выглядят сочетания двух цветовых слов - ассоциатов:

Точно вымерло все в доме...

Желт и черен мой огонь,

Где-то тяжко по соломе

Переступит, звякнув, конь.

                             («Тоска маятника», 1905г.)

На уровне цветовой характеристики так же проявляются антонимические отношения, которые выражают лексемы розовый, сиреневый, лиловый. Данные оттенки создают атмосферу романтичности, загадочности, отсутствия тревоги.

Зимним утром люблю надо мною

Я лиловый разлив полутьмы,

И, где солнце горело весною,

Только розовый отблеск зимы.

                             («Я люблю», 1906 г.)

Цветовой контраст (черный, желтый - розовый, сиреневый) раскрывает проблему двоемирия, кардинального отличия мира мечты от реального.

Большую часть периферии занимают так называемые индивидуальные слова - ассоциаты и их различные реализации - луна, ночь, мгла, тьма, осень, страх, смерть.

Припадая к цветам сирени

Лунной ночью, лунной ночью мая,

Я твои ль целовал колени,

Разжимая их и сжимая,

В томных тенях, в томных тенях мая?

<…>
Иль и ты лишь мое страданье,

          Дорогая,

Оттого, что нам нет свиданья

Лунной ночью, лунной ночью мая...

                                            («Traeumerei», 1906 г.)Автор умышленно накладывает слова - ассоциаты друг на друга, создавая сложную семантическую структуру стихотворения, что соответствует его глубокому пониманию бытия.

Языковое значение слова черный способствует пополнению словоряда во главе с этим цветом лексемами ночь, мрак, мгла, сумрак. Все они являются либо общеязыковыми синонимами (мрак, сумрак, тьма),  либо контекстуальными (ночь - мрак, сумрак, тьма). Из - за того, что в их семантике лежит понятие «темнота» - «отсутствие света, освещения; мрак, тьма» [МАС], являясь внешними характеристиками, они усугубляют внутреннее одиночество лирического героя.

На бледном куполе погасли облака,

И ночь уже идет сквозь черные вершины...

(«Бронзовый поэт», 1910 г.)

Таким образом, в лирике посмертного сборника И. Ф. Анненского отражаются субъективные, случайные, индивидуальные ассоциации, так как он передает свое восприятие окружающего мира. Поэт использует большое количество слов с ассоциативным, символическим значением, что позволяет ему создать целостную образную картину.

Семантика одиночества обусловлена дисгармонией души лирического героя и поэта, среди причин выделяются ранняя потеря семьи, нарушение гармонии в мире, которое Анненский особо остро ощущал, безответная любовь. Мотивы тоски, смерти и отчаяния тесно переплетаются в произведениях поэта, который убежден, что без опыта страдания и «таланта» сострадания невозможно понять истинного смысла человеческого существования.

 

 

Заключение

В данной курсовой работе мы изучили и обобщили теоретический материал по теме «лексико-семантическое поле», что помогло нам детальнее и глубже рассмотреть особенности лирики сборника «Кипарисовый ларец» и позволило выделить лексико-семантическое поле «одиночество» на основе проанализированных лексических единиц.

Содержание лирики И. Ф. Анненского многопредметно, но организующим звеном служит чувство всепоглощающего одиночества. Состояние одиночества носит концептуальный характер, формируя единое семантическое пространство текстов произведений, объединенных поэтом в рассмотренный нами сборник лирики.

События, происходившие в стране (окончание Крымской войны), трагические события личной жизни (потеря родителей), врожденная двойственность мироощущения соотнесены у Анненского с одним состоянием - одиночество. Невозможность полного слияния в окружающем миром мучит писателя, «его страдающий человек страдает в прекрасном мире, овладеть которым он не в силах», — замечает исследовательница русской лирики Лидия Гинзбург [5, с. 335].

Реконструирование языковой картины мира художника возможно только с помощью выявления, структурирования и анализа лексико - семантических полей. И. Ф. Анненский при использовании лексемы одиночество базируется на общеязыковых, узуальных значениях, которые реализуются в словах, которые приобретают в контексте обобщенный смысл. По Анненскому, одинок каждый, но способен остро переживать это - не каждый. Создавая собственную картину мира, автор дополняет общеязыковые значения и отношения слов ассоциативными, индивидуальными.

       Ядро ЛСП представлено доминантой «одиночество» и полным синонимом исследуемой лексемы «сиротство». Широко представлены и антонимические отношения внутри ядра: мечта, миг, далекое, желание, сказка. Анненский, используя все значения доминанты, усиливает трагичность бытия, показывая общечеловеческое одиночество, сиротство.

Центр ЛСП «одиночество» составляет словообразовательное гнездо одиночество - одинокий (-ая; ой) - одиноко - одно (-ин), которое насчитывает около 10 употреблений всех входящих в него лексем; слова - контекстуальные синонимы, которые начитывают более 15 единиц (например, безмолвие, тоска, страдание, печаль, мука, пустота, томление).

Периферию ЛСП образуют лексемы двух групп. Одной из смысловых основ структурирования ассоциативного пространства является цвет. Так цветовыми словами - ассоциатами выступают черный и желтый. На уровне периферии также представлены антонимические отношения, выраженные лексемами цвета розовый, сиреневый, лиловы. Большую часть периферии занимают так называемые индивидуальные слова - ассоциаты и их различные реализации -  луна, ночь, мгла, тьма, осень, страх, смерть. Таким образом,ЛСП «одиночество» в концептуальной картине мира И. Ф. Анненского занимает особое место, так как наиболее полно раскрывает мировоззрение и лирическое настроение автора.

Перспектива работы видится в расширении объекта исследования за счет лирики первого поэтического сборника «Тихие песни» (1904), переводов
И. Ф. Анненского. Она состоит и в возможности анализа других ЛСП в творчестве поэта, находящихся во взаимодействии с ЛСП «одиночество», например, «страдание», «тоска», «двоемирие», а также сопоставление языковой картины мира И. Ф. Анненского и другого поэта (например, А. А. Блока, А. А. Ахматовой) или поэтов Серебряного века в целом.

Список использованной литературы:

1.  Анненский, И. Ф. Стихотворения и переводы /Сост. и вступ. ст. В. Цыбина. - М.: Современник, 1981. - 239 с. - (Классическая библиотека «Современника»).

2. Анненский, И.Ф. Избранное / И. Ф. Анненский - М.: «Правда», 1987. - 335-343 с.

  1. Бабенко, Л. Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке / Л. Г. Бабенко. – Свердловск: Из-во Уральского университета, 1989.
    – 184 с.

4.  Белов, А. А. Лексико-семантическое поле «зной» в поэтических текстах Ф. И. Тютчева: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / А.А. Белов. – Череповец, 2008. - 170 с.

  1. Блок, А. А. Собрание сочинений в 8-ми тт. / А. А. Блок.- М - Л.: ГИХЛ, 1962. - Т. 5. - 781 с.

6.  Васильев, Л. М. Современная лингвистическая семантика Текст. / Л. М. Васильев. - М.: Высшая школа, 1990 – 156 с.

  1. Венгеров, С. А. Русская интеллигенция: Автобиографии и биобиблиографические документы в собрании С. А. Венгерова. / С. А. Венгеров. - СПб: Наука, 2001. - Т. 1. - 434 с.

8. Гинзбург, Л. О лирике / Л. Гинзбург. – М.; Л.: Сов. писатель, 1964.
- с. 335.

  1. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов/ отв. ред Д. Н. Шмелев. - М.: Наука, 1987. - 263 с.

10.  Караулов, Ю. Н. Структура лексико-семантического поля / Ю. Н. Караулов // Филологические науки. - 1972. - № 1. - 178 с.

11.  Кронгауз, М. А. Семантика / М. А. Кронгауз. – М.: Академия, 2005.
- 352 с.

12. Лавров, А. В., Тименчик, Р. Д. Иннокентий Анненский в неизданных воспоминаниях / А. В. Лавров. Р.Д. Тименчик. - СПб: Памятники культуры: Новые открытия, 1981. - 1983. - 64 с.

13.  Маковский, С. К. Портреты современников. / С. К. Маковский.
Нью-Йорк: Изд-во имени Чехова, 1955. - 415 с.

14. Маркелова, В. М. Лексико - семантическое поле «тревога» в лирике А. А. Блока: автореф. дис. …канд. филол. наук: 10.02.01 / В. М. Маркелова. - Арзамас, 2009. - 232 с.

  1. Марков, А. Ф. Магия старой книги: Записки библиофила / Ф. А. Марков. - М.: Аграф, 2004. - 672 с.

16.  Новиков, JI. А. Семантическое поле / JI. А. Новиков // Русский язык. Энциклопедия. - 1997. – 358 с.

  1. Орлов, В. А. Юношеская биография Иннокентия Анненского / В. А. Орлов // Русская литература. - 1985. - №2. Электронный ресурс - [Режим доступа] - http://annensky.lib.ru/publ/autobio.htm
    (Дата обращения: 22.06. 2015).

18.  Тименчик, Р.Д. О составе сборника Иннокентия Анненского «Кипарисовый ларец» / Р.Д. Тименчик //Вопросы литературы. - 1978.
 - №8. Электронный ресурс – [Режим доступа] - http://az.lib.ru/a/annenskij_i_f/text_0670.shtml (дата обращения: 6.06.2015).

19. Титкова, Н. Е. Тема страдания в лирике И. Ф. Анненского (на примере посмертного стихотворного сборника «Кипарисовый ларец») /
Н. Е. Титкова, Д. М. Харитонова // Молодой ученый. - 2014. - №21.1.
- 284 с.

20.  Шмелев, А. Д. Лексический состав русского языка как отражение «русской души» /А. Д. Шмелев // Ключевые идеи русской языковой картины мира: сборник статей. - М.: Языки славянской культуры, 2005. - 110-129 с.

21.  Щур, Г. С. Теории поля в лингвистике / Г. С. Щур. - М. - Л.: Наука, 1974. - 255с.

Словари

1. Александрова, З. Е. Словарь синонимов русского языка / З. Е. Александрова. - М.: «Советская энциклопедия», 1968. - 600 с.

2. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. - 4-е изд., стереотип. - М.: КомКнига, 2007. - 576 с.

3. Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В. Н. Ярцевой. М.: Советская энциклопедия, 1990. - 685 с. (ЛЭС).

4. Словарь русского языка: в 4-х томах / АН СССР, Ин-т рус. яз.; под ред. А. П. Евгеньевой. - М.: Русский язык, 1985-1988. (МАС).

Приложение

Список использованных стихотворений И.Ф. Анненского с указанием номеров страниц, на которых они упоминаются в работе


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 569; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!