Законы ограничения и ранжирования
Закон ограничения гласит: в группе не должно содержаться более, чем три (самое большее - четыре) части и, соответственно, мотива воздействия. Если их взять меньше (например, две), то группа смотрится незавершенно, а если больше - запутанно, необозримо, в строении неясно.
Причина этой закономерности в следующем.
Если мы возьмем только две части, то их воздействие будет равновеликим и они будут конкурирующими. Только третьим участником достигается баланс, некоторое совершенство. Тройственность олицетворяет завершенность. Всем известна поговорка "Бог троицу любит"; в японском искусстве составления букетов всегда присутствуют три линии; наше видимое пространство трехмерно. Все материалы вокруг нас имеют три состояния - жидкое, твердое и газообразное. Небесные тела разделяются на три понятия: солнце, луна, звезды. Семья образуется из трех составляющих - отец, мать, дети. Срезанный цветок состоит из бутона, листьев и стебля. В христианстве мы сталкиваемся с Божественной Троицей - Бог-отец, Бог-сын и Святой Дух.
То есть мир людей следует примеру природы, в которой тройственность является олицетворением совершенности.
Кроме того, существует и "техническая часть" этого феномена. При быстром обзоре человек обычно запоминает три (изредка четыре) различных вещи. Поэтому ограничение во флористике, основанное на трех основных единицах, делает экспозицию обозримой и понятной. А так как непонятные и запутанные вещи человек в основном равнодушно отклоняет от своего восприятия, они для него становятся некрасивыми.
|
|
Какое же применение имеет этот закон?
Правильно оформленная по закону ограничения экспозиция противопоставляется случайному скоплению или запутанному беспорядку.
Но это ограничение касается не только количества, например, аранжировок в экспозиции. Аранжировка сама по себе будет смотреться интереснее, если в ней будет присутствовать три цвета. Или в ней представлены, например, три подвижные формы. Все дело в том, что наш глаз не может охватить все нюансы одновременно. Поэтому флористы и говорят, что "в ограничении лежит мастерство". Это не означает, что из "немногого" нужно сделать "что-то", а наоборот, "многое" приводить в порядок, делать из него хорошо продуманную картину.
Закон ранжирования
В музыке мы часто замечаем, что один голос исполняет основной мотив, а другие голоса лишь сопровождают его, придают ему гармоничность. Во флористике эти понятия тоже очень близки. В группе существует один основной мотив, который играет ведущую роль, а все остальные ее части приспосабливаются к нему. Благодаря этому устраняется "соперничество". Если бы этого не происходило, каждая часть выглядела бы самостоятельно и группа распалась.
|
|
Какие же композиционные свойства могут выделить основной мотив группы?
· Размер: больший преобладает над малым
· Цветность: светлый доминирует над темным, активный - над пассивным, чистый цвет доминирует над смешанным.
· Форма движения: гордый и выпрямленный смотрится более значительно, чем низкий, широкий и наклоненный в сторону.
· Положение по высоте: Высокое доминирует над всем, что ниже, даже если размер, цветность и форма движения не являются доминантными
· Место расположения: Самый существенный параметр. При симметричном расположении доминанта находится в геометрической середине.
Ранжирование в своих значениях может быть различным. Очень сильно оно будет выражаться, например, в букете линейно-массивного стиля с орхидеями, где все цветы, даже если они расположены выше этого экзотического цветка, должны быть менее значимыми.
А в круглом, пестром букете из летних цветов в глаза будут бросаться только наиболее крупные цветы, остальные же будут восприниматься как фон. Поэтому в замкнутых группах этот закон ранжирования имеет большее значение в выборе цветовой гаммы, чем в выборе и расположении форм.
|
|
В разрыхленных группах или группах с раздельными частями закон ранжирования - это очень важный закон группы, который преследует следующие цели:
· Группа содержит взаимосвязь, подчиненные части приспосабливаются к преобладающему мотиву в форме, движении, цвете и структуре.
· Группа содержит хорошо понятное выражение, так как доминанта определяет тему, и все приложенное к ней подчеркивает эту тему.
· Группа должна быть легко обозримой, наш взгляд передвигается соответственно градации значимости.
· Все части, даже в наибольшей степени подчиненные, должны быть хорошо продуманы, так как взгляд, пусть и не сразу, но перейдет к ним.
· Группировка с четким ранжированием доказывает творческое умение. Поэтому она выглядит элитной по сравнению сгруппой, где части просто стоят рядом.
Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 465; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!